Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX КемКанонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 12 октября 2007г. Дела osw.148 => osw.148 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
Служение
    Служение
    Курская губ., Тимский у. (Курская о., Мантуровский р.), с.Кривец, Михаило-Архангельская церковь 
    священник 
    Но по просьбе неверьских прихожан Курский Епархиальный совет вскоре переместил его
    в родное село Неварь
    Курская губ., Дмитриевский у. (Курская о., Дмитриевский р.), с.Неварь (Усварь), Благовещенская церковь 
    священник 
    Год окончания 1929 
    Из письма иерея Григория своим будущим прихожанам:
       
    "Если прихожанам с.Неварь желательно иметь меня своим приходским священником,
        то я не считаю возможным отказать им, но для своего переезда из Кривца
        в Неварь ставлю некоторые условия.
        Во 1-х. Они должны смотреть на меня только лишь как на священника,
        поставленного Богом пастыря. Они должны знать, что на служение священника
        вообще я смотрю очень высоко и в этом, дарованным мне Богом служении,
        желаю и должен работать по совести, в Невари ли, то ли в другом селе.
        Поэтому они должны знать, что я могу и должен быть иногда строг и требователен.
        Одним словом они должны забыть, что я их односельчанин и рос на их глазах,
        и помнить только то, что я их священник, пастырь, которого они сами желают
        иметь".

    Молодой священник с воодушевлением взялся обустраивать приходскую жизнь
    в родном селе. Переехав в Неварь, он, будучи человеком музыкальным, сразу
    с любовью взялся за организацию в селе смешанного хора.
    В течение целого десятилетия он подбирал способных хористов, кропотливо обучая их.
    Скоро Неварьский хор стал известен в округе, его приглашали на престольные
    праздники в соседние села. Батюшка сам прослушивал всех желающих и отбирал
    более способных.
    Тем, кто из-за неимения способностей не подходил для пения, батюшка очень мягко,
    чтобы не обидеть, говорил:
       "Вы не расстраивайтесь. Пока почаще ходите в храм на службу. Внимательно
        слушайте, как поют и читают. Набирайтесь опыта".

    О.Григорий создал два хора — взрослый и детский.
    На ежедневных спевках дети садились вокруг стола, и батюшка лично руководил
    пением. О.Григорий просил маленьких хористов объяснять, что они поняли из того,
    что пели, и очень радовался, получив правильный ответ. А если отвечали не так,
    то с любовью поправлял. Благодаря такому обучению дети хорошо понимали и
    запоминали многое из Священного Писания.
    По воспоминаниям близких, о.Григорий был добрым, чутким, отзывчивым человеком.
    Его доброта, стремление быть полезным людям, проявлялись во многих делах.
    Они с женой увлекались гомеопатией. У них был толстый гомеопатический лечебник,
    из киевской гомеопатической аптеки выписывали лекарства.
    В селах в те времена никакой медицинской помощи не было, и многие односельчане
    со своими недугами часто обращались к ним за безвозмездной помощью.
    Однажды о.Григорий долгое время выхаживал ближайшего соседа, получившего сильный
    ожог, дважды в день делал перевязки.
    В 1922–23гг. в соседней Кузнецовке расформировали детский приют для детей-сирот
    из прифронтовых районов Первой мировой войны. О.Григорий, имея уже своих детей,
    взял на воспитание в семью девочку-подростка из приюта, готовил ее для
    поступления в среднюю школу. В 1925г. она поступила сразу в 7-й класс, но вскоре
    заболела туберкулезом и в 1926г. умерла.
    О.Григорий приютил в своем доме одинокую больную, беспомощную женщину из
    соседнего села, подругу своей покойной родной матери, ухаживал за больной
    и похоронил, как близкого человека.
    Со времен коллективизации для семьи о.Григория начались черные дни.
    Сначала "кулаков" обязали сдать в кратчайший срок неимоверно много хлеба.
    Кулаков в селе оказалось четыре семьи: иерей Григорий, его отец и два брата

    — мельники, имевшие ветрянки. Нужного количества хлеба ни у кого не нашлось

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ