Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX КемКанонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 15 октября 2018г.
Дела or3.116
    Дернов Павел Александрович 
    Год рождения 1870 
    День рождения 12 
    Месяц рождения 1 
    Место рождения Вятская губ., Яранский у. (Кировская о., Яранский р.), с.Пиштань (Никольское) 
    протоиерей 
    Павел Дернов родился в с.Пиштань Яранского уезда в многодетной семье священника
    местной Никольской церкви Александра Афанасьевича Дернова и его супруги
    Ольги Константиновны. В семье их было 12 человек детей — 5 мальчиков и 7 девочек.
    Четверо из его пяти сыновей (в т.ч. Афанасий, Андрей, Александр) стали священниками
    Родство
      1
        отец 
        Дернов Борис Павлович 
      2
        отец 
        Дернов Григорий Павлович 
      3
        отец 
        Дернов Семен Павлович 
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1907г.] [1907-1918гг.]
      Образование
        Яранское духовное училище 
        Год окончания 1884 
        Месяц окончания 8 
        Вятская Духовная Семинария 
        Год поступления 1884 
        Месяц поступления 8 
        Год окончания 1890 
        Казанская Духовная Академия 
        Год поступления 1890 
        Год окончания 1894 
        кандидат богословия 
        В 1894г. окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
        Его кандидатская диссертация — "Творение из ничего как отличительная черта
        откровенного учения о мироздании".
        Дополнительно окончил миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии.
        Сразу же после окончания КДА Павел Дернов уехал в г.Елабуга.
        По приезде в Елабугу 15 сентября 1894г. Павел Дернов был определен
        на должность законоучителя Елабужского реального училища.
        26 сентября 1894г. он вступил в брак с Анной Аркадьевной, дочерью протодиакона
        Спасского собора г.Елабуги Аркадия Лаженицына.
        Дерновы и Лаженицыны проживали в Елабуге в собственном двухэтажном доме на углу
        улиц Городищенской и Малмыжской
      Рукоположение
        иерей 
        1894 
        День 2 
        Месяц 10 
        Кто рукоположил епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии Алексий (Соболев) 
        2 октября 1894г. Павел Дернов был рукоположен во иерея епископом Сарапульским,
        викарием Вятской епархии Алексием (Соболевым) и определен
        к Елабужскому Спасскому собору без права получения доходов как сверхштатный священник.
      Служение
        Вятская губ. (Татарстан), г.Елабуга, Спасский собор 
        иерей 
        Должность сверхштатный священник, законоучитель реального училища, женской прогимназии (с 30.11.1894г.) 
        Год начала 1894 
        День начала 2 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1894 
        Месяц окончания 12 
        15 сентября 1894г. был назначен законоучителем Елабужского реального училища.
        Вскоре, 30 ноября 1894г. священник Павел Дернов был назначен на должность
        законоучителя Елабужской женской прогимназии с оставлением на должности законоучителя
        в реальном училище
        Вятская губ. (Татарстан), г.Елабуга, Рождество-Богородицкая церковь при городской гимназии 
        иерей 
        Должность настоятель, законоучитель реального училища и женской прогимназии, преподаватель русской литературы 
        Год начала 1894 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1907 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 1 
        В декабре 1894г. священник Павел Дернов был определен на должность настоятеля
        Рождество-Богородицкой церкви при женской прогимназии.
        Впоследствии в семье о.Павла и матушки Анны Аркадьевны родилось пятеро детей:
        Борис, Григорий, Семен (1901г.р.), Сергей (1913г.р.) и дочь Варвара (1907г.р.).
        В 1903г. о.Павел Дернов написал книгу "Исторические записки о состоянии
        Елабужского реального училища за 25 лет его существования (1897–1903гг.)".
        О.Павел принимал активное участие в церковно-общественной жизни.
        С 1895г. он состоял членом Сарапульского Вознесенского Братства и Братства
        Святителя Николая.
        С 1898г. о.Павел состоял членом Миссионерского Общества.
        За ревностное служение Церкви Христовой о.Павел был награжден церковными наградами
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1898 
        День 25 
        Месяц 3 
        скуфья 
        Год награждения 1901 
        День 17 
        Месяц 3 
        камилавка 
        Год награждения 1905 
        День 6 
        Месяц 5 
      Рукоположение
        протоиерей 
        1907 
        День 1 
        Месяц 1 
      Служение
        Вятская губ. (Татарстан), г.Уржум, Свято-Троицкий собор 
        протоиерей 
        Должность настоятель, благочинный 
        Год начала 1907 
        День начала 1 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1907 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 2 
        Вятская губ. (Татарстан), г.Елабуга, Рождество-Богородицкая церковь при городской гимназии 
        протоиерей 
        Должность настоятель, законоучитель, преподаватель русской литературы 
        Год начала 1907 
        День начала 7 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1918 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 2 
        О.Павел возглавлял организованное епископом Сарапульским и Елабужским
        Амвросием (Гудко) Елабужское Братство Трезвости, о котором писали, что
        со временем это братство "послужит образцом деятельности в этом роде для всей
        России".
        Братство работало весьма активно и деятельно: устроило чайную-столовую
        для бедных, выпускало много литературы.
        Он был избран в состав комитета, который управлял библиотекой-читальней
        елабужского городского духовенства.
        Было общеизвестна любовь о.Павла к русскому слову, к русской литературе.
        Впоследствии он читал курс русской словесности в педагогических классах
        женской гимназии.
        О.Павел обладал удивительными ораторскими способностями, редким даром слова
        и убеждения.
        Когда отмечалось столетие со дня рождения А.С.Пушкина, в Елабужском училище
        служили заупокойную литургию и панихиду. О.Павел произнес слово, посвященное
        памяти А.С.Пушкина.
        О.Павел регулярно печатался в "Вятском Епархиальном Вестнике".
        В сентябре 1909г. в ВЕВ к 100-летию Н.В.Гоголя вышла его статья "Н.В.Гоголь
        как христианин по жизни и по произведениям".
        Несомненный интерес представляют речи протоиерея Павла Дернова, произнесенные им
        в 1913 и в 1914 году и сохранившиеся в записи. Это, прежде всего, речь его как
        члена комитета по созданию в Елабуге "Юбилейной научной аудитории", сооруженной во
        ознаменование 300-летия Дома Романовых, демонстрирующая монархические взгляды о.Павла.
        В 1913г. в Петербурге вышел очень серьезный и смелый научный труд о.Павла "Масоны,
        как враги христианской церкви и государства".
        О.Павел занимался и медициной, выписывал журнал "Врач-гомеопат", имел аптечку
        гомеопатических лекарств и лечил всех, кто к нему приходил, лечил окрестных
        крестьян, не принимая от них ни копейки.
        Из воспоминаний его дочери Варвары:
             "Когда во время Первой Мировой войны лекарства стали очень дороги, папа
              принужден был брать деньги за них. И как ему стыдно было говорить больному:
              "Двадцать копеек надо"".
        19 января 1918г. после убийства большевиками в Киеве митрополита Владимира,
        Патриарх Тихон обратился к духовенству и верующим с известным воззванием.
        10/23 февраля 1918г. должна была состояться торжественная
        служба в Елабужском соборе, на которой должно было быть оглашено воззвание
        Патриарха и совершен крестный ход.
        Елабужское духовенство обратилось к о.Павлу, как к известному всему городу
        оратору и проповеднику, с просьбой произнести на этой торжественной службе
        проповедь, и он согласился.
        Дочь о.Павла Варвара накануне вечером услышала бурный разговор между родителями. Мать сказала:
           "Мама сказала:
                 "Что ты делаешь? Ведь у тебя дети!"
            Я никогда не слышала никаких размолвок между родителями. Либо они уж
            очень любили друг друга, либо отец обладал такой кротостью и в такой
            степени, что никогда слова спора, столкновения в нашей семье между
            родителями не случалось. И это был единственный бурный разговор,
            который я слышала и хорошо помню. Что отвечал отец, я не знаю...
            Он уже решил для себя, принял на себя это обязательство, хотя не
            сомневался, что последует расправа...
            И вот состоялось это торжественное богослужение, Отец вышел на амвон
            и сказал проповедь...".
        В проповеди о.Павел говорил о временщике, поправшем древний закон христианского
        милосердия, и константинопольском патриархе, вновь утвердившем неприкосновенность
        Божьего храма.
        Через два дня в город ворвался карательный отряд красногвардейцев
      Награды
        наперсный крест 
        орден св.Анны III степени 
        Год награждения 1914 
        День 6 
        Месяц 5 
        На основании награждения орденом св.Анны о.Павел приобрел статус и права личного
        дворянина
      Аресты
        Вятская губ. (Татарстан), г.Елабуга 
        Год ареста 1918 
        День ареста 12 
        Месяц ареста 2 
        Из воспоминания дочери Варвары:
             "Вечером 12/25 февраля, довольно поздно, раздался звонок.
              Это пришли директор реального училища П.А.Вербицкий и его жена...
              Волнуясь, они сказали, что пришла Красная Гвардия.
              А несколькими часами позже (мы еще не спали, но я лежала в кроватке), был
              снова звонок. Известие, которое и пугало, и было тем, что мы ожидали: обыск.
              Я помню, как папа за стеной моей детской прошел в свой кабинет. Почему-то
              я поняла, что он идет молиться. Мне надо было встать и пойти к нему.
              И зачем я не встала? А я ждала, когда он пойдет обратно. И этого не услышала.
              Наверное, он спустился из залы по парадной лестнице и вышел.
              И потом я слышала, как шумно и возбужденно собирались мальчики и как мама
              сказала что-то вроде: мальчики, вы потише, или поосторожнее.
              И больше мы их живыми не видели и не слышали".
        О.Павел был обвинен как "руководитель и активный участник контрреволюционной
        организации церковников", в которую якобы "входило все духовенство города
        и которая готовила контрреволюционный мятеж"
    Кончина
      1918 
      День 27 
      Месяц 2 
      расстрел 
      Место Вятская губ., г.Елабуга, на льду р.Тоймы 
      Место захоронения Вятская губ., г.Елабуга, Троицкое кладбище, около Троицкой церкви 
      14/27 февраля 1918г. о.Павел был выведен красногвардейцами карательного отряда
      за город на Моралевскую мельницу и там расстрелян на льду Тоймы.
      Трое его сыновей — Борис, Григорий и Симеон также были расстреляны в тот же день
      но несколько позже.
      Из воспоминаний дочери:
           "Не помню как скоро, но стало известно, что папа расстрелян на Тойме,
            а мальчики сидят в каком-то комитете.
            Словом, к вечеру тело папы было привезено, обмыто, облачено в священнические
            одежды и положено на стол. Есть предположение, что его не расстреляли, а
            закололи штыками. Во всяком случае, у него была одна огнестрельная рана на
            лице навылет со щеки на щеку. То ли удостоверялись, жив или умер, то ли
            добивали.
            А когда через несколько дней после похорон маме сказали, что можно съездить на
            на Моралевскую мельницу, то оказалось, что на льду Таймы — громадное кровавое
            пятно. Мама зачерпнула этого кровавого снега. Помню, как его везла.
            Хозяин мельницы Моралев убеждал маму, что он все видел и что когда отца
            привезли, то он просил дать ему возможность исповедаться...
            Когда моим братьям сказали о смерти отца, то они, вероятно, кричали
            и обвиняли убийц...".
      По свидетельствам очевидцев, один из сыновей о.Павла назвал красногвардейцев
      душегубами.
      Из воспоминаний дочери:
            "Братьев сейчас же среди бела дня вывели и повели на расстрел.
             Вели к спуску на дамбу и потом по дамбе, и все это видели.
             Они что-то кричали для передачи маме, что-то вроде того, что они идут
             умирать за веру и Православный Крест. Есть множество свидетелей этого
             крестного пути моих братьев, они еще помнят эти трагические, страшные и,
             может быть, героические слова. Братья, во всяком случае, думали, что именно
             так надо идти умирать...
             Их расстреливали, по-видимому, спешно: пришлось добивать.
             У Бори было избито лицо, его добивали по голове.
             У Гриши было что-то страшное: его застрелили разрывной пулей в затылок
             и разлохматили весь низ лица, челюсть, язык.
             Говорят, что Сеня в последний миг испытал ужас смерти. Ему за неделю
             до этого исполнилось 17 лет. Его тоже убивали разрывной пулей, но она
             развернула ему ногу. Лицо его, единственное из всех четверых было цело.
             Оно было спокойно...
             Мы уже знали, что мальчики убиты, но никто не мог решиться рассказать
             об этом маме. Мама сидела в столовой... Все эти дни у нас было множество
             народа, а тут ее окружали учительницы из гимназии, воспитательницы из
             епархиального училища, кто-то из монастырей. Множество народа.
             И в дверь с лесенки, из маленькой прихожей, вошел дедушка Аркадий Иванович.
             Он держал перед собой руки, как-то полусогнутые, со сжатыми кулаками
             И мама сразу закричала что-то вроде:
                   "Убиты?"
             И дедушка сказал:
                    "Да, Анюта, расстреляны!"
             И мама воскликнула:
                    "Да будет Воля Твоя!"...
             Они умерли чистыми. Мир их праху!"
      Имя протоиерея Павла было помянуто среди прочих Святейшим Патриархом Тихоном
      на литургии 31 марта/13 апреля 1918г. в память о всех за веру и Церковь
      Православную убиенных.
      Первое упоминание о них в России сделал в 1999г. в книге "Живые иконы" член
      комиссии по канонизации святых Вятской епархии А.В.Маркелов.
      С 2002г., по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа, комиссия
      приступила к сбору сведений о жизни и гибели протоиерея Павла Дернова.
      В 2008г. к 90-летию мученической кончины о.Павла и его сыновей. А.В.Маркелов
      выпустил брошюру "Первые новомученики Вятской земли".
      А.В.Маркелов в этой брошюре написал:
          "Вывести работу на новый этап помогло пришедшее в Вятку письмо Дмитрия
           Сергеевича Дернова, внука о.Павла, который просил владыку Хрисанфа
           рассмотреть вопрос о прославлении о.Павла".
      В то же время было известно, что в 1981г. о.Павел со чадами был прославлен
      Русской Православной Церковью Заграницей в соборе новомучеников и исповедников Российских.
      После состоявшегося в 2007г. подписания Акта о каноническом общении между РПЦ
      и РПЦЗ стало возможным признание и включение в месяцеслов Вятской епархии
      святых новомучеников, пострадавших в годы гонений безбожной советской власти и
      канонизированных РПЦЗ в 1981г., но которые еще не были прославлены Русской
      Православной Церковью.
      На Заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018г.
      имена протоиерея Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона
      были включены в Собор новомучеников и исповедником Церкви Русской и постановлено
      совершать память священномученика протоиерея Павла Дерновы и его
      сыновей Бориса, Григория и Симеона в день их мученической кончины 14/27 февраля
    Канонизация
      Священномученик протоиерей Павел Дернов 
      Дата 15/10/2018 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 15 октября 2018г. 
      Кто представил Вятская епархия 
      Дни памяти
        1
          Старый стиль 14.02 
          Новый стиль 27.02 
          день мученической кончины (1918г.) 
        2
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
    Публикации
      1 Шумилов Е. Черная книга преступлений большевизма// Известия Удмуртской республики. 1994. 
      2 Журавский А. Жизнеописание новых мучеников Казанских. Год 1918-й. Казань, 1995. (Материалы к истории Казанской церкви ХХ в.; Сб.1). 
      С.35. 
      3 Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918гг. (Деяния CXVI-CXIX). Пг., 1918. Кн.10. Вып.1. 
      С.83. 
      4 Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. 
      С.214. 
      5 Новомученики протоиерей Павел Дернов со чадами// Русь Святая.ru. М: Издание храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино, 2012. Май-июнь. N 3(23). 
      С.3. 
      6 http://www.vk-smi.ru/2008/2008_04/vk_08_04_06_02.htm (Газета "Вятский край" 11.04.2008г. "Дерновы"). 
      7 http://www.patriarchia.ru/db/text/5283687.html (Официальный сайт Московского Патриархата. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 15 октября 2018 года). 
      8 http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html (сайт А.А.Бовкало. Выпускники Казанской духовной академии). 
      9 https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=67096 (Сайт Татарстанской Митрополии "Православие в Татарстане". 16.08.2016. А.Комиссаров. "Страшные бывали времена, но таких еще не бывало...). 
      10 http://xn----btbbcopolxerw.xn--p1ai/2016/10/12/...(Авторский сайт исследователя и краеведа Виктора Белова. Дернов Павел Александрович). 
    Документы
      ГА РФ. Ф.3431. Оп.1. Д.563. 
      Л.272. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ