Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Иваново-Вознесенская епархия архиепископ Должность архиепископ Иваново-Вознесенский, временно управляющий епархией (с декабря 1930г.) Год начала1927 День начала24 Месяц начала4 Год окончания1928 День окончания29 Месяц окончания11
С 24 апреля 1927г. до 29.11.1928г. архиепископ Иваново-Вознесенский Пермская епархия архиепископ Должность архиепископ Пермский Год начала1930 Месяц начала12 Год окончания1931
С декабря 1930г. архиепископ Пермский и временно управляющий
Иваново-Вознесенской епархией.
Как старейший иерарх, он получил почетное назначение на древнюю Полоцкую
кафедру: с 1 апреля 1929 года он вступил в права управляющего Полоцко-Витебской
епархии, а уже в мае 1929 года Витебский Административный отдел зарегистрировал
его при Покровской церкви г.Витебска, не разрешив, впрочем, служение владыки в других
церквях Витебска и губернии.
В мае 1931 года посетил Старую Руссу с целью приведения в порядок дел
местного епархиального управления Полоцкая и Витебская епархия архиепископ Должность архиепископ Полоцкий и Витебский Год начала1931 Год окончания1932
Архиепископ Николай был сторонником митрополита Сергия (Страгородского)
и по этой причине был достаточно холодно принят духовенством епархии, в массе
своей настороженно относившимся к Декларации митрополита Сергия (Страгородского)
1927 года. Тем не менее архиепископ Николай настаивал на поминовении митрополита
Сергия во время богослужения. В результате некоторые священнослужители не поминали
за богослужением и самого архиепископа Николая. Еще один конфликт с городским духовенством возник относительно времени начала
совершения богослужения на т.н. "декретном", "советском" времени, а не "церковном",
"дореволюционном". В результате престарелый архиепископ Николай часто не успевал
на службу в Покровской церкви, искал возможности послужить в близлежащих
церквях и не находил ее. Такие немыслимые отношения между архипастырем и вверенным ему духовенством
могли сложиться только ввиду систематического отсутствия (не по вине церковных властей)
архиерея на Полоцко-Витебской кафедре начиная с ноября 1924 года, а также многолетних
попыток внести и укрепить раскол в Православной Церкви через самих священнослужителей,
в силу чего к новым духовным лицам местное духовенство присматривалось долго и
настороженно относилось к изменению сложившихся порядков. Но у владыки Николая не было времени на обиды. Покрывая своей любовью греховную
немощь восстающих против него, преодолевая собственную немощь (один глаз практически
не видел, а зрение второго глаза было значительно понижено) старец архиерей включается
в активную работу на благо Патриаршей церкви. Весной 19291930 гг. к нему поступали
массовые ходатайства об открытии ранее закрытых приходов. Владыка отдавал решительные и грамотные распоряжения верующим:
собирать приходское собрание, оформлять прошения об открытии церкви в адрес Синода
при Патриаршем Местоблюстителе и во ВЦИК СССР. В результате трудов архиепископа
Николая и его деятельных помощников благочинного Витебских градских церквей
протоиерея Николая Околовича и юриста Владимира Еленевского, только весной
1929 года с Патриаршей церковью воссоединилось 14 приходов, ранее пребывавших
в обновленчестве. Всего же в 19291930 гг. число приходов в Полоцко-Витебской
епархии достигло 115. Мудрость и решительность архиепископа Николая были востребованы
и в Москве: в 1931 году он участвовал в заседаниях Синода при Патриаршем Местоблюстителе,
а в мае 1931 года посетил Старую Руссу с целью приведения в порядок дел местного
епархиального управления. Но в начале 1930-х годов началась новая кампания по закрытию церквей.
В результате, по состоянию на 10 марта 1932 года в Полоцко-Витебской епархии
насчитывалось всего 7 приходов. Большая часть закрытых сельских церквей
была просто разгромлена. По свидетельству самого архиепископа Николая, запасные
Святые Дары часто разбрасывались по полу и попирались ногами, антиминсы раздирались
в клочки. Сосуды, утварь, облачения часто расхищались, а книги и иконы уничтожались
на месте. Священство закрытых церквей находилось в тюрьмах, ссылках, под принудительными
работами. Некоторые бежали. Никто не принимал священный сан три года прошло
без хиротоний. Самому архиепископу Николаю к весне 1932 года уже не было у кого
исповедоваться, а в случае смерти некому было облачить и похоронить согласно сана.
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 14/07/1932 Обвинение"антисоветская агитация, руководство группой ИПУ" Статьяст.72,76 УК БССР Приговор3 года лишения права проживания в 12-ти пунктах и Уральской обл. с прикреплением на 3 года к определенному месту жительства
Предъявлено обвинение в том, что: а) он являлся руководителем контрреволюционной группы "тихоновской" церкви; б) вдохновлял и руководил массовыми волнениями населения в 1930 году в Лиозненском, Сиротинском и Бешенковичском районах; в) вел беседы о том, что духовенство в СССР находится в угнетении и призывал обращаться за помощью к иностранным государствам.
По пунктам "б" и "в" владыка частично признал себя виновным, обозначив свою
деятельность в открытии церквей и свидетельствуя о бедственном положении духовенства.
Например, на допросе в марте 1932г. архиепископ Николай следующим образом
описывал состояние дел в Полоцко-Витебской епархии к 1932 году: "Непосредственно слышишь вопли, плач христиан о гонении на религию; видишь слезы плачущих земляков, родных, близких и своих духовных детей. Слаб и беден мой язык изобразить настоящее бедственное положение христианской религии. Просвета не видно, ни облегчения, ни утешения, ни улучшения и в недалеком будущем".
На допросах в ОГПУ архиепископ Николай мужественно заступался за духовенство,
некогда опускавшее имя своего законного архиерея во время богослужения,
и просил не считать этот поступок контрреволюционным, каковым он был по мнению
следователя.
Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 14 июля 1932г. было
принято решение о лишении права проживания архиепископа Николая (Покровского)
в 12-ти пунктах и Уральской области с прикреплением к определенному месту жительства
сроком на три года, что означало ссылку.
Впоследствии, 21 октября 1932г., данное постановление было отменено и
81-летнему владыке было разрешено проживать по всей территории СССР