Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
МонашИмяДоСхимы
Ириней
    Ириней
    Ираклий (Мотях (Митяха) Сергей) 
    Год рождения 1863 
    Место рождения Черниговская губ. 
    схимонах 
    Родился в семье казака в Черниговской губернии.
    Как рассказывал он сам, в монастырь его отдали совсем ребенком,
    родителей своих он не помнил. Когда пришло время, послушник принял иноческий
    постриг с именем Иосиф. Поступил в Свято-Троицкую обитель на северном берегу озера
    Иссык-Куль
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1905-1916гг.] [1916-1928гг.]
      Рукоположение
        мантия 
        Ириней 
        1905 
        День 25 
        Месяц 3 
        Место Семиреченская о., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской монастырь 
        25 марта 1905г. пострижен в мантию с именем Ириней
      Служение
        Семиреченская о., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской монастырь 
        монах 
        Должность помощник эконома, звонарь 
        Год начала 1905 
        Год окончания 1914 
        В Иссык-Кульском монастыре исполнял обязанности звонаря и помощника эконома.
        В 1914г. вышел из монастыря
        Семиреченская о., г.Верный (Казахстан, г.Алма-Ата), Архиерейская дача 
        монах 
        Должность сторож 
        Год начала 1914 
        Некоторое время нес послушание на архиерейской даче.
        Вскоре вернулся в Иссык-Кульский монастырь
        Семиреченская о., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской монастырь 
        монах 
        Должность помощник эконома, звонарь 
        Год окончания 1916 
        Летом 1916г. в Семиречье началось восстание киргизов. Они напали на
        Иссык-Кульский монастырь и стали требовать ценности.
        Монахи сказали, что у них ценностей нет.
        Киргизы велели к определенному дню приготовить ценности и пригрозили расправой
        в случае отказа.
        Тогда часть монахов, в числе которых были отцы Феогност и Пахомий, заранее
        ушли из монастыря — кто в горы, кто в ближайшие селения на лодках.
        Отец Ириней и некоторые монахи преклонного возраста остались, сказав:
               
        "Будь, что будет. Мы уже старые и никому не нужны. Как Богу угодно".
        В назначенный день оставшиеся монахи закрылись и стали служить.
        Все исповедовались, причастились.
        Киргизы приехали утром 11 августа, принялись стучать саблями. Монахи
        не открывали. Из рассказа о.Ираклия верненским монахиням:
            "На меня страх напал, видимо, мне не время было умирать, неготовый я был. Я
            побежал на колокольню... Метался, метался и подлез под тес, под лист железа.
            Киргизы выбили двери, зашли в монастырь, стали требовать драгоценности.
            Иконы побили, забрали церковную утварь — чаши, подносы, кресты. Потом во дворе
            началась казнь. Я лежал под крышей, и мне все было видно. Было очень жарко,
            я чуть не сгорел, железо накалилось, хотелось пить, но пришлось все терпеть.
            Смотрел, как монахам саблями отрубали носы, уши, руки, ноги. Сделают человека,
            как самовар, он кровью исходит, а я не знаю, что со мной тогда было... ".

        Рассказывая это, о.Ираклий называл замученных по именам и плакал.
            "Потом одного старца повесили за ноги вниз головой и начали снимать с него
            кожу... Не пощадили никого, всех порубили. Под вечер, к заходу солнца, смотрю,
            киргизы сели на лошадей и уехали. А я все под крышей лежу. Вижу, появились люди
            из селений, и ушедшие монахи стали подходить. Тогда я стал вываливаться из
            своего убежища. Упал на пол колокольни, а у меня ни руки, ни ноги не работают...
            "Ты живой?" — "Живой" — "Как же ты спасся?" — "Да вот, я на колокольне был";
            Плачем все. К утру все раненые поумирали. Похоронили всех в общей могиле".

        Впоследствии всю свою жизнь он горячо молился за своих собратьев-мучеников,
        и каялся в том, что не пошел с ними на эту Голгофу
      Рукоположение
        схимонах 
        Ираклий 
        1916 
        После разгрома монастыря он принял Великую схиму с именем Ираклий
      Служение
        Семиреченская о., Верненский у., Аксайский скит на горе Кызыл-Жар близ г.Верного 
        схимонах 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1921 
        Отец Ираклий, Феогност и Пахомий ушли в район г.Верного, в Аксайский скит
        на горе Кызыл-Жар.
        Там, вместе со своими сподвижниками иеромонахами Серафимом, Феогностом,
        Пахомием и Анатолием о.Ираклий нес свой молитвенный труд.
        В одной из келий подвижники совершали Божественные службы.
        По воспоминаниям их духовных чад, старавшихся при каждой возможности приходить
        в скит, службы эти были необыкновенные: пели сами монахи, и пение это оставляло
        в душах молящихся с ними благоговейный трепет и радость, как будто стояли они
        не на земле, а на небе.
        В начале августа 1921г. все пятеро насельников Аксайского скита пошли в город
        в Никольский храм на праздник великомученика Пантелеимона Целителя.
        После праздника Ираклий и Пахомий остались в городе, а трое вернулись в горный
        скит, где ночью отцы Серафим и Феогност были убиты красноармейцами, а о.Анатолию
        удалось бежать.
        После этого события оставшиеся в живых три подвижника уже не вернулись в горы.
        Схимонах Ираклий перебрался в станицу Талгар близ Алма-Аты
      Места проживания
        Семиреченская о., Верненский у., ст-ца Талгар 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1927 
        В Талгаре старец поселился в семье старосты талгарской Никольской церкви И.Д.Дмитриева.
        В доме жить отказался и построил себе келью в саду.
        Очень любил детей Дмитриева. По воспоминаниям, бывало, играет с ними,
        забавляется, потом закроет лицо руками: "Прости, Господи! — и смеется.
        К нему иногда приходили верненские монахини Евфалия, Дорофея, Магдалина
        и инокини Александра, Феодора, Мариамна, Татьяна. Любили все вместе сидеть
        вечерами в саду под яблонями и петь псалмы и духовные канты.
        Отец Ираклий часто надолго уходил в горы молиться.
        В 1928г. семью Дмитриева арестовали и отправили в ссылку на Аральское море.
        Перед их арестом о.Ираклий ушел на побережье Иссык-Куля
        Киргизия, Иссык-Кульская о., келия в горах около озера Иссык-Куль 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1928 
        О.Ираклий построил на берегу озера Иссык-Куль в горах келию, в которой прожил
        некоторое время в полном уединении.
        В начале зимы 1928г. житель с.Сазоновка (ныне Ананьево) Мирон Николаевич
        Дубинин ехал в горах верхом на лошади.
        Услышав стон, он поехал на звуки и обнаружил келию, а в ней старца Ираклия
        в обветшавшей разорванной монашеской одежде. Стонал старец оттого, что у него
        сильно болела рука. Мирон, видя его в таком бедственном положении, с трудом
        уговорил поехать в село
        Киргизия, Иссык-Кульская о., с.Сазоновка (Сазановка) (Ананьево) 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1937 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 6 
        Мирон Дубинин собрал в узелок все вещи и книги преподобного, посадил старца
        на лошадь и привез домой.
        За ночь жена Мирона сшила Ираклию новую одежду из холста, а наутро его отвезли
        к фельдшеру, который обработал рану.
        После выздоровления преподобный сказал, что жить в доме у них он не может.
        Тогда Мирон помог старцу устроить келию в саду, в сарае, служившем кухней.
        Поселок Сазановка был расположен в 10 км от разоренного Свято-Троицкого монастыря,
        Живя у Дубининых, старец продолжил свои аскетические подвиги.
        Схимонах Ираклий непрестанно молился. Ежедневно читал полунощницу, утреню,
        часы, обедницу, вечерню и повечерие.
        Спал мало и урывками, в постель не ложился, но почти все время проводил
        в молитве стоя. Изнемогая, сидя на лавке, засыпал ненадолго, и затем снова
        вставал на молитву.
        Молва о том, что в Сазоновке живет старец-схимник, быстро разнеслась по округе.
        К старцу стали приходить люди, просить совета и молитв.
        Все, что приносили ему, он отдавал супруге Мирона. Из келии выходил редко.
        Ходил в местный храм и в храм соседнего села Семеновки. Противостоял обновленчеству.
        В 1929г. в Сазоновке началась кампания по раскулачиванию, и большевики стали
        доискиваться о том, кто такой старец Ираклий. Мирон Дубинин вначале назвал его
        своим дядей. Когда власти выяснили, что это не так, Мирон Николаевич проводил
        старца к своему двоюродному брату Андрею Дубинину, а сам вскоре был арестован
        и посажен в тюрьму, откуда уже не вернулся.
        У Андрея Дубинина за домом стояла деревянная избушка, где и поселился старец.
        С утра до вечера чета Дубининых работала в поле, а их девять детей оставались
        на попечении старца. Он их кормил, когда проголодаются, и снова принимался
        за молитву.
        Вскоре на Дубининых стали давить, чтобы они вступили в колхоз, старца забрала
        к себе семья Бочарниковых, а Андрея Дубинина вскоре посадили на 10 лет.
        Бочарниковы жили очень бедно, в ветхой однокомнатной избе с печью, на которой
        они и спали.
        Сергий Феодотович Бочарников хотел построить для старца Ираклия келию, но он не
        дал на то согласия, а поселился в бывшем у них закроме, сколоченном из досок,
        в котором одна доска отодвигалась и служила дверью. Вместо кровати ему служил
        длинный стол, вместо постели — две дерюжки, свитые из конопли — на одной спал,
        другой укрывался. Печку преподобный тоже не разрешил поставить.
        Зимой, когда жена Сергия в избе печь топила, она собирала в ведро горячие угли
        и относила старцу. Это было все его отопление. Только в последние годы в его
        келии поставили чугунную печь.
        Иногда он нарушал свое уединение и общался с Бочарниковыми, но только
        исключительно на духовные темы.
        Схимонах Ираклий часто вел душеполезные разговоры, рассказывал Бочарниковым о
        вере и церковных праздниках.
        Люди продолжали ехать к нему из всех поселков, и Бочарниковы всех привечали.
        Вскоре волна раскулачивания коснулась и этой бедной семьи — за то, что они
        тоже не пожелали вступать в колхоз.
        Главу семейства связали, увели, но к вечеру отпустили. Из дома же забрали все,
        что можно было унести, оставив лишь голые доски. Когда преподобный увидел,
        что Бочарниковым и спать не на чем, он принес из келии своей две дерюжки,
        укрыл детей и сказал:
          "Ну вот, ребятушки, ложитесь, спите, а мы посидим. А завтра — что Бог пошлет,
           помогут люди".

        До утра он просидел с ними, укрепляя их молитвами и рассказами из житий святых,
        об их терпении, незлобии и кротости. Наутро пришли родственники Бочарниковых
        и другие односельчане и принесли им всего понемногу.
        О.Ираклий вел строгую подвижническую жизнь, старчествовал.
        К нему постоянно ходили верующие просить совета и молитвенной помощи.
        Всю жизнь старец был крайне прост и доступен, так что при всем благоговении
        к нему, люди не могли в полноте ощутить его величия.
        По своему смирению преподобный почти ничего о себе не рассказывал
    Кончина
      1937 
      День 10 
      Месяц 6 
      Место Киргизия, Иссык-Кульская о., с.Сазановка (Ананьево) 
      Место захоронения Киргизия, Иссык-Кульская о., с.Сазановка (Ананьево), местное кладбище 
      В конце жизни отцу Ираклию было открыто, что он умрет в день праздника
      Вознесения Господня. К этому времени схимонах Ираклий попросил сшить ему новое
      схимническое облачение, сам расшил его крестами, и объяснил, как его хоронить.
      В июне 1937г. он тяжело заболел.
      Незадолго до Вознесения в саду Бочарниковых зацвели яблони. К вечеру, накануне
      праздника, преподобный вышел из келии и сказал детям:
         "Ну, ребятушки, пойдемте, погуляем".
      Когда дети играли в саду, старец прилег под яблоней и сам так и не смог встать.
      Его принесли домой, и Сергий Феодотович Бочарников ни на минуту не отлучался
      от него, сидел у одра его до самой кончины.
      До последней минуты старец был в сознании, в момент смерти окликнул Сергия
      Феодотовича, сложил руки крестообразно на груди, сделал последний вздох и
      закрыл глаза.
      На похороны старца съехались все знавшие его жители окрестных сел.
      И хотя время было страшное, люди шли и пели погребальное Трисвятое, пока несли
      гроб с мощами преподобного на местное кладбище.
      Священников не было, и некому было совершить чин отпевания.
      Сергий Бочарников, который сподобился увидеть кончину праведника, впоследствии
      был похоронен с ним в одной могиле на сельском кладбище с.Сазановка (Ананьево).
      После блаженной кончины старца, как и при жизни, к нему во все годы стекалось
      множество народа. Люди, молившиеся у его могилы, получали просимое даже,
      казалось бы, в самых безвыходных жизненных ситуациях.
      В течении нескольких десятилетий после кончины повествования о преподобном
      Ираклии не были записаны, но передавались знавшими его людьми из уст в уста,
      из поколение в поколение.
      В 1975г. обнаружилось, что гроб о.Ираклия был совершенно неистлевший, как новый.
      Память о схимонахе Ираклии, архимандрите Геннадии и иерее Исаии жива в
      Иссык-Кульской обл., их называют "три столпа Православия"
      11 августа 1993г. схимонах Ираклий был прославлен в лике местночтимых святых
      Алма-Атинской епархии, а в августе 2000 года Юбилейный Освященный Архиерейский
      Собор Русской Православной Церкви внес его имя в Собор новомучеников и исповедников
      Российских для общецерковного почитания.
      13 сентября 2004г. мощи преподобного Ираклия были обретены на православном
      кладбище села Ананьева. При обретении мощей преподобного Ираклия был найден
      деревянный крест размером 30х16 см и хорошо сохранившиеся остатки черной ткани
      с изображением схимнического креста.
      На следующий день святые мощи перенесли в Бишкекский Воскресенский кафедральный
      собор.
      Поначалу святыню положили в алтарной части и выносили для всеобщего поклонения
      в храм два раза в год: 10 июня (в день преставления) и 13 сентября (в день
      обретения мощей).
      27–28 октября 2008г. мощи были изнесены из алтаря и положены для постоянного
      пребывания в специально устроенную для этой цели раку с сенью, расположенную
      в южной части храма.
      Все это время могила святого на православном кладбище Ананьева оставалась
      местом паломничества верующих.
      5 сентября 2015г. на могиле преподобного был установлен памятник
    Канонизация
      1
        Преподобноисповедник схимонах Ираклий (Митяха) 
        Дата 11/08/1993 
        Кем канонизирован Синодальная комиссия при Московском Патриархате 
        Местночтимый святой Алма-Атинской епархии
      2
        Преподобноисповедник схимонах Ираклий (Митяха) 
        Дата 20/08/2000 
        Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
        Кто представил Алматинская епархия 
        Дни памяти
          1
            Собор новомучеников и исповедников Российских 
            Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
          2
            Старый стиль 28.05 
            Новый стиль 10.06 
            дата кончины (1937г.) 
    Публикации ->
      1 ->
      Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      2 ->
      Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С.7–10,28–37,151–152.
      3 ->
      Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.26. Иосиф I Галисиот — Исаак Сирин. М.: "Православная энциклопедия", 2011. С.277.
      4 ->
    Заявители ->
      1. Королева Вера Викторовна (исследователь)
    Иринарх (Попов Стефан Сергеевич) 
    Год рождения 1871 
    День рождения 5 
    Месяц рождения 6 
    Место рождения Тульская губ., Богородицкий у., Дедиловская вол. (Тульская о., Товарковский р.), с.Левинка (Левино) 
    схиархимандрит 
    Родился в благочестивой крестьянской семье Сергея и Параскевы Поповых.
    Стефан был старшим сыном, кроме него, в семье было еще шестеро детей.
    В доме царил дух старинного русского благочестия. Стефан, как старший сын,
    помогал отцу по хозяйству и в поле, и во всем был опорой своим младшим братьям и сестрам.
    Грамоту Стефан изучил самостоятельно, приходя на занятия к одному старому дьячку,
    известному во всей округе, который полюбил примерного юношу за любовь и усердие к учебе.
    Вскоре Стефан настолько освоил книжную премудрость, что сам смог учить грамоте
    своих младших братьев и сестер.
    Со временем Стефан стал самостоятельно петь и читать на клиросе.
    Недалеко от своего дома он выкопал землянку, где молился; там у него
    находилась икона Спасителя и перед ней горела лампада.
    Стефан, мечтая о монашеском подвиге, посещал Оптину Пустынь, познакомился со старцем
    Амвросием Оптинским и стал его духовным чадом
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1898-1905гг.] [1905-1907гг.] [с 1907г.] [до 1930г.] [до 1933г.] [1933-1950гг.]
      Служение
        Тульская губ., Тульский у. (Тула), Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь 
        Должность указной послушник (с 06.02.1901г.) 
        Год начала 1898 
        Год окончания 1905 
        В 1898г. поступил в Богородичный Щегловский мужской монастырь, где исполнял
        различные послушания.
        С 6 февраля 1901г. — указной послушник
      Рукоположение
        монах 
        Ириней 
        1905 
        Место Тульская губ., Тульский у. (Тула), Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь 
        Пострижен в монашество с именем Ириней в честь св.Иринея Лионского
        иеродиакон 
        1905 
        Место Тульская губ., Тульский у. (Тула), Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь 
      Служение
        Тульская губ., Тульский у. (Тула), Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь 
        монах, иеродиакон 
        Год начала 1905 
        Год окончания 1907 
        Монастырь назван в честь иконы Пресвятой Богородицы "Млекопитательница"
      Рукоположение
        иеромонах 
        1907 
        Место Тульская губ., Тульский у. (Тула), Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь 
      Служение
        Тульская губ., Тульский у. (Тула), Богородичный Щегловский мужской монастырь 
        иеромонах 
        Должность ризничий, казначей (с 1908г.) 
        Год начала 1907 
        Год окончания 1915 
        Служил ризничим, с 1908г. — казначеем.
        В этих должностях обширно проявился его умелый хозяйственный талант и заботливость
        по улучшению экономического быта обители.
        В этот период о.Ириней привез из Тулы в свое родное село Левинка деревянный
        храм, собрав его в скором времени. Храм освятили в честь Казанской иконы
        Божией Матери и поставили посредине села возле пруда. Вокруг него были посажены
        белоствольные березы, и он был украшен как внутри, так и снаружи стараниями
        о.Иринея
        Тульская губ., Богородицкий у. (Тульская о.), с.Пятницкое-Балахна, часовня, храм Рождества Пресвятой Богородицы при детском приюте 
        иеромонах 
        Должность заведующий приютом, настоятель церкви при приюте (с 15.12.1916г.) 
        Год начала 1915 
        Год окончания 1917 
        С 1915г. о.Ириней — строитель детского приюта, часовни (с декабря 1915г. служил там)
        и Рождество-Богородицкого храма (освящен 15.12.1916г.).
        Приют был построен во время Первой Мировой войны в имении Анны Архиповны Крыловой
        в селе Пятницком-Балахне недалеко от п.Бегичева в 3–4 км от г.Богородицка.
        В строители приюта по просьбе помещицы был избран именно о.Ириней, т.к. она
        неоднократно посещала Щегловскую обитель и была лично знакома с ним.
        Она попросила высшее священноначалие епархии, чтобы именно его определили
        строителем и духовником приюта.
        В скором времени викарный епископ Иувеналий (Масловский), тогда настоятель
        Щегловского монастыря, изъявил свое согласие отпустить о.Иринея в строители
        нового приюта.
        Закипела работа, строились два дома — один под приют для детей, а другой — для
        лиц, обслуживающих его и для хозяйственных нужд.
        Стали строить и часовню.
        Она была освящена 15 декабря 1915г. архимандритом Силой, наместником Щегловского
        монастыря. В часовне при массе молящихся о.Ириней служил часы, вечерни, утрени
        по Уставу иноческих обителей.
        Затем о.Ириней приступил к строительству храма, который строился ровно год.
        15 декабря 1916г. было освящение храма и приюта, которое совершил епископ
        Иувеналий, при стечении молящихся в количестве до трех тысяч.
        О.Ириней был награжден тогда золотым крестом.
        Храм был построен в виде креста и освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
        У батюшки была еще особая мечта: как в детстве, построить подземную церковь —
        как в древние христианские времена. Своими собственными руками он начал копать
        землю под строительство этой церкви. А недалеко от приюта по молитвам о.Иринея
        пробил первый святой источник, который и по сей день существует, и местные
        жители называют его святым колодцем.
        Однако в дальнейшем о.Иринею пришлось все оставить на других
        священнослужителей, а сам он ушел в горячо любимую и дорогую сердцу Оптину Пустынь.
        Приют после его ухода вскоре был закрыт. Воспитанников разогнали, — кого куда.
        Храм Рождества Богородицы был разобран на контору недалеко строящейся шахты
        Калужская губ., г.Козельск, Свято Введенская Оптина пустынь 
        иеромонах 
        Год начала 1917 
        Приехав в Оптину Пустынь, о.Ириней остался там жить.
        23 января 1918г. декретом СНК Оптина Пустынь была закрыта, но монастырь продолжал
        существовать под видом сельскохозяйственной артели
      Рукоположение
        архимандрит 
        Место Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
        Возведен в сан архимандрита в период пребывания в Оптиной пустыни (1917–1923гг.).
        По данным [Д1] — в сане архимандрита с 1928г.
      Служение
        Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
        архимандрит 
        Год окончания 1923 
        В 1923г. в конце пятой недели Великого поста в монастыре начала работать
        ликвидационная комиссия. Монахи были вынуждены выселяться из обители
        Тульская губ., Богородицкий у. (Тульская о., Товарковский р.), с.Левинка (Левино) 
        архимандрит 
        Год начала 1923 
        После выселения из Оптиной Пустыни весной 1923г. о.Ириней возвратился в свое
        родное село Левинка, где начал подвиг старчества.
        В храме Казанской иконы Божий Матери он служил редко. Там служили другие
        священники, а он служил у себя дома.
        К нему стало приходить очень много людей за советом: как поступить в том или
        ином случаи, окрестить ребенка, совершить погребение...
        Вечерами к нему приходили люди, чтобы вместе с ним помолиться за литургией,
        которую он совершал ночью, чтобы поменьше видели соседи.
        От соседей неоднократно поступали жалобы в милицию что, мол, "к нему ходят
        богомолки и там с ним молятся".

        К нему приходили с угрозами из милиции: если он не прекратит этим заниматься,
        его арестуют
      Аресты
        Тульская губ., Богородицкий у. (Тульская о., Товарковский р.), с.Левинка (Левино) 
        Год ареста 1930 
        Месяц ареста 1 
        После неоднократных предупреждений его все же вызвали в милицию на допрос и
        больше обратно не отпустили
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        03/03/1930 
        Обвинение "контрреволюционная агитация, участник контрреволюционной группировки духовенства" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 3 года высылки в Архангельск 
        3 марта 1930г. постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ о.Ириней
        был выслан в Архангельск на три года
      Места заключения
        Тульская о., тюрьма 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 3 
        Архангельск, Печерская ул., д.34, квартира Нечаева 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 4 
      Рукоположение
        схиархимандрит 
        Иринарх 
        1930 
        День 20 
        Месяц 8 
        Место Архангельск 
        Кто рукоположил епископ Тихон (Шарапов) 
        Епископом Тихоном (Шараповым), находившимся в ссылке в Архангельске,
        пострижен в схиму с именем Иринарх в честь св.прп.Иринарха Соловецкого
      Аресты
        Архангельск 
        Год ареста 1931 
        День ареста 23 
        Месяц ареста 1 
        Арестован в ссылке в Воскресенской церкви во время богослужения
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        02/12/1931 
        Обвинение "активный участник контрреволюционной группировки местного и ссыльного духовенства под руководством епископа Антония (Быстрова) в г.Архангельске, помощь адм. сосланному духовенству" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 3 года высылки через ПП ОГПУ в Северный край 
        Групповое дело "Дело контрреволюционной группировки духовенства епископа Антония (Быстрова), Архангельск, 1931г." 
        Архив УФСБ по Архангельской обл. Д.П-11397.
        Виновным себя не признал
      Места заключения
        Архангельск, ДПЗ при ОГПУ Северного края 
        Год начала 1931 
        День начала 23 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1931 
        Месяц окончания 12 
        Находясь во время следствия в тюрьме, участвовал в тайных богослужениях
        Северный край 
        Год начала 1931 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1932 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 3 
        Работал на лесозаготовках.
        Постановлением ОСО от 7 марта 1932г. был выслан в Казахстан на оставшийся срок
        Казахстан 
        Год начала 1932 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1933 
        Освобожден в 1933г.
      Служение
        Тульская о., Богородицкий (Товарковский) р., с.Левинка 
        схиархимандрит 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1950 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 1 
        После освобождения из заключения в 1933г. о.Иринарх вернулся в родное село
        к своему брату Егору.
        Совершал богослужения дома.
        Люди в скором временем узнали о его освобождении и снова пошли к нему
        с наболевшими вопросами. Особенно много людей приходило в дом к нему два раза
        в год: на Крещение Господне и Пасху. Служба в эти дни была ночью, люди стояли
        в доме и на улице. Некоторые соседи на о.Иринарха писали анонимки в милицию.
        По воспоминаниям очевидцев:
            "Уставший батюшка стал очень часто болеть и переживать из-за частых вызовов
             в милицию, но людей не переставал принимать — богатых и бедных, никого
             не обижал.
             Он спал на сундуке, а под голову клал что-нибудь из одежды. А рядом стоял
             гроб и крест, который напоминал о часе смертном. Батюшка говорил:
                 "Мне ничего не надо, у меня есть крест золотой, мантия и митра,
                  и больше мне нечего не надо"".
        Наступила Великая Отечественная война. На деньги, которые приносили ему,
        он купил танк и передал его в танковую колонну им.Дмитрия Донского, которую
        передала Православная церковь армии недалеко от Тулы в пос.Горелки.
            "А когда отбивали деревню от немцев, шел очень большой бой. И батюшка
             молился у себя, чтобы все благополучно обернулось. Разместились наши
             войска в оставшихся домах, у батюшки жило человек 15 солдат. Вскоре
             наши войска ушли из села дальше".

        И снова пошли люди к о.Иринарху со своими горестями и несчастьями.
        Батюшка собирал записочки у этих людей и молился за всех в эти трудные дни.
        День и ночь не прекращалась его горячая молитва за живых и погибших людей
        и о скорейшем конце кровопролитной войны.
        После окончания войны старец Иринарх часто ходил в г.Богородицк на церковную
        службу, заходил ко всем своим духовным чадам:
            "Там поживет у них недельку, пока всех не проведает. Вернется он
             из г.Богородицка обратно домой, а здесь возле дома ждут его люди,
             пришедшие к нему из разных мест. И, не отдыхая с дороги, начнет он
             людей принимать. Кому даст совет, как поступать в том или ином случае,
             кого окрестит, кому окажет посильную помощь, а то — придется и бесноватых
             отчитывать".

        Жизнь подходила к концу. Старец стал очень сильно и часто болеть.
        Земной путь о.Иринарха завершался.
        В январе 1950г. старец совсем слег. Люди, видя скорую смерть своего дорогого
        и любящего отца Иринарха, шли к нему на благословение, и он, лежа, принимал
        людей, молча благословляя всех до последнего человека
    Кончина
      1950 
      День 8 
      Месяц 1 
      Место Тульская о., Богородицкий (Товарковский) р., с.Левинка 
      Место захоронения Тульская о., Богородицкий (Товарковский) р., с.Левинка, кладбище 
      На праздник Рождества Христова старец причастился Святых Христовых Таин.
      А на второй день Рождества 8 января в З часа 45 минут утра перестало биться
      сердце старца. Он был похоронен в с.Левинка при большом стечении народа.
      При погребении стали служить последнюю панихиду, пели три хора и служили десять
      священников из Тулы, Богородицка, Папоротки.
      После непродолжительного времени, как и было предсказано старцем еще при жизни,
      недалеко от его могилы пробился уже второй источник святой воды.
      В 2001г. во время своего второго посещения Тульской епархии могилу схиархимандрита
      Иринарха посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Он пропел
      "Вечную память..." в присутствии духовенства епархии, матушек Свято-Казанского
      женского монастыря с.Папоротки. Возникновение здесь женского монастыря было
      предсказано старцем, как и храм, который стоит недалеко от кладбища.
      Люди не перестают идти на могилку старца, чтобы испросить благословения и
      исцеления в болезнях и духовных недугах
    Реабилитация
      Дата 31/08/1989 
      Кем реабилитирован Прокурор Архангельской обл. 
      По году репрессий 1931 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Дойков Ю.В.
    Документы ->
      1.Архив УФСБ по Архангельской обл. Д.П-11397.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ