Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Приговор "6 месяцев заключения" Дела ob7.48 => ob7.48 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Служение
    Служение
    Рязанская епархия 
    епископ 
    Должность епископ Михайловский, временно управляющий Рязанской епархией 
    Год начала 1924 
    Год окончания 1925 
    День окончания 27 
    Месяц окончания 9 
    После освобождения епископ Глеб вернулся к своим обязанностям.
    Как ближайший помощник правящего архиерея Бориса (Соколова), епископ Глеб
    принимал меры к налаживанию в епархии церковной жизни, лично обследовал положение
    дел в приходах, объезжал отдаленные селения, активно боролся с обновленцами.
    В 1925г. он дважды побывал в г.Раненбурге (Чаплыгин) для улаживания конфликта
    между ушедшим на покой викарным епископом Иоанном (Киструсским) и сменившим его
    епископом Мефодием (Абрамкиным).
    Епископа Глеба неоднократно вызывали на допросы Рязанский ОГПУ, где угрожали
    привлечению к уголовной ответственности из-за якобы незаконной деятельности
    и существования епархиальной канцелярии. Губернский отдел ГПУ предлагал созвать
    под своим контролем съезд духовенства и мирян для выборов руководства епархии.
    Епископ Глеб отказался созвать съезд без разрешения правящего архиерея
    Бориса (Соколова).
    Позднее он показал на следствии:
       
    "Лично обязанный данною присягой пред посвящением подчиняться во всем старшему
        собрату, т.е. архиепископу Борису, не нарушая канонических правил, не мог
        проявить своей инициативы и никогда бы не изменил своей присяге".
          [Архив УФСБ по Рязанской обл. Д.313979. Л.133.].
    14 августа 1925г. епископ Глеб был лишен регистрации как епископ Михайловский
    за организацию в Рязани городского крестного хода в день памяти святых Бориса и Глеба.
    Епископ Глеб приехал в Рязань для служения Церкви, и его волновало отношение членов
    церковных советов к нуждам Церкви, священства и прихожан.
    За год жизни в Рязани он сделал интересные наблюдения за епархиальной жизнью.
    В них он писал, что из церковных советов постепенно стали уходить настоящие
    помощники Церкви. Отсюда и случалось такое отношение к священнослужителям.
    Епископа Глеба нельзя назвать смиренным и кротким, он был деятельным
    по натуре и жаждал этой деятельности.
    Единоначалие архиепископа Бориса (Соколова), решение
    им многих вопросов без согласования с представителями священства и местных
    властей ему не импонировало, однако он всегда подчинялся требованиям архиепископа.
    Он несколько раз пытался доказать Владыке Борису неправомочность его действий.
    Например, он считал, что существование канцелярии и епископов без их избрания на
    епархиальном съезде и без согласования с местной властью несет нарушение
    существующих законов. Однако, у архиепископа Бориса (Соколова) было на то свое мнение:
    он считал, что в условиях, когда идет вопрос о существовании православия как
    такового, нельзя идти на компромиссы с властью, которая пытается внести раскол
    в Церковь через обновленцев. Знаток церковных правил, архиепископ Борис считал, что
    государство, отделившее от себя Церковь, не имеет права вмешиваться в ее дела.
    Епископ Глеб подчинялся всем распоряжениям архиепископа, в его отсутствие не
    только наблюдал за епархиальной жизнью, но и совместно с членами канцелярии
    проводил политику Владыки Бориса, направленную на объединение паствы, борьбу с
    обновленчеством и расколом Церкви. Когда Владыка Борис отсутствовал, епископ
    вел с ним переписку. По строкам сохранившегося письма можно судить о личности
    самого епископа Глеба, чуткости его к пастве:
        "Диакон Василий Скормилин голодает с семьей, часто я помогаю вносить налог
         ему, церковный совет обещался платить за квартиру, но делает это неисправно.
         Купцы прихожане — помощники только на словах".

    Епископ Глеб изучил жизнь всех храмов Рязани, знал, чем дышат прихожане и причт
    церковный:
        "Воскресенская церковь. Прот. о.Сергий Соколов весьма уважаемый пастырь
         в городе, пользуется популярностью как проповедник и прекрасный
         священнослужитель, добросовестный помощник по делам епархиальной канцелярии...".
         "Ильинская церковь. Наст. свящ.Павел Свистов не проповедует, регент Леонов
         обратил храм в концертный зал...".
        "Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, с строгим уставом,
         проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он скорее
         нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям.
         Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением,
         храм содержится в чистоте... Не будет ли возможным Вашему Преосвященству
         разрешить мне здесь совершать богослужение, а в соборе в двунадесятые
         праздники и местночтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и
         некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все
         необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда
         принимать в них участие"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ