Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Рязанская епархия епископ Должность епископ Михайловский, временно управляющий Рязанской епархией Год начала1924 Год окончания1925 День окончания27 Месяц окончания9
После освобождения епископ Глеб вернулся к своим обязанностям.
Как ближайший помощник правящего архиерея Бориса (Соколова), епископ Глеб
принимал меры к налаживанию в епархии церковной жизни, лично обследовал положение
дел в приходах, объезжал отдаленные селения, активно боролся с обновленцами.
В 1925г. он дважды побывал в г.Раненбурге (Чаплыгин) для улаживания конфликта
между ушедшим на покой викарным епископом Иоанном (Киструсским) и сменившим его
епископом Мефодием (Абрамкиным).
Епископа Глеба неоднократно вызывали на допросы Рязанский ОГПУ, где угрожали
привлечению к уголовной ответственности из-за якобы незаконной деятельности
и существования епархиальной канцелярии. Губернский отдел ГПУ предлагал созвать
под своим контролем съезд духовенства и мирян для выборов руководства епархии.
Епископ Глеб отказался созвать съезд без разрешения правящего архиерея
Бориса (Соколова).
Позднее он показал на следствии: "Лично обязанный данною присягой пред посвящением подчиняться во всем старшему собрату, т.е. архиепископу Борису, не нарушая канонических правил, не мог проявить своей инициативы и никогда бы не изменил своей присяге". [Архив УФСБ по Рязанской обл. Д.313979. Л.133.].
14 августа 1925г. епископ Глеб был лишен регистрации как епископ Михайловский
за организацию в Рязани городского крестного хода в день памяти святых Бориса и Глеба.
Епископ Глеб приехал в Рязань для служения Церкви, и его волновало отношение членов
церковных советов к нуждам Церкви, священства и прихожан.
За год жизни в Рязани он сделал интересные наблюдения за епархиальной жизнью.
В них он писал, что из церковных советов постепенно стали уходить настоящие
помощники Церкви. Отсюда и случалось такое отношение к священнослужителям.
Епископа Глеба нельзя назвать смиренным и кротким, он был деятельным
по натуре и жаждал этой деятельности.
Единоначалие архиепископа Бориса (Соколова), решение
им многих вопросов без согласования с представителями священства и местных
властей ему не импонировало, однако он всегда подчинялся требованиям архиепископа.
Он несколько раз пытался доказать Владыке Борису неправомочность его действий.
Например, он считал, что существование канцелярии и епископов без их избрания на
епархиальном съезде и без согласования с местной властью несет нарушение
существующих законов. Однако, у архиепископа Бориса (Соколова) было на то свое мнение:
он считал, что в условиях, когда идет вопрос о существовании православия как
такового, нельзя идти на компромиссы с властью, которая пытается внести раскол
в Церковь через обновленцев. Знаток церковных правил, архиепископ Борис считал, что
государство, отделившее от себя Церковь, не имеет права вмешиваться в ее дела.
Епископ Глеб подчинялся всем распоряжениям архиепископа, в его отсутствие не
только наблюдал за епархиальной жизнью, но и совместно с членами канцелярии
проводил политику Владыки Бориса, направленную на объединение паствы, борьбу с
обновленчеством и расколом Церкви. Когда Владыка Борис отсутствовал, епископ
вел с ним переписку. По строкам сохранившегося письма можно судить о личности
самого епископа Глеба, чуткости его к пастве: "Диакон Василий Скормилин голодает с семьей, часто я помогаю вносить налог ему, церковный совет обещался платить за квартиру, но делает это неисправно. Купцы прихожане помощники только на словах".
Епископ Глеб изучил жизнь всех храмов Рязани, знал, чем дышат прихожане и причт
церковный: "Воскресенская церковь. Прот. о.Сергий Соколов весьма уважаемый пастырь в городе, пользуется популярностью как проповедник и прекрасный священнослужитель, добросовестный помощник по делам епархиальной канцелярии...". "Ильинская церковь. Наст. свящ.Павел Свистов не проповедует, регент Леонов обратил храм в концертный зал...". "Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, с строгим уставом, проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он скорее нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям. Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением, храм содержится в чистоте... Не будет ли возможным Вашему Преосвященству разрешить мне здесь совершать богослужение, а в соборе в двунадесятые праздники и местночтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда принимать в них участие"