Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Приговор "из-под стражи освободить за недоказанностью обвинения"
Дела oh1.570
    Наследышев Василий Андреевич 
    Год рождения 1876 
    День рождения 26 
    Месяц рождения 3 
    Место рождения Область Войска Донского, Усть-Медведицкий округ, ст-ца Арчадинская (Волгоградская о., сельский округ г.Михайловска, ст-ца Арчединская) 
    протоиерей 
    Родился в ст-це Арчадинской Области Войска Донского в семье подъесаула Войска Донского.
    По другим сведениям, родился в г.Кирсанове Тамбовской губ.
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1898г.] [1898-1918гг.] [1918-1922гг.] [1922-1924гг.] [1924-1934гг.] [1934-1937гг.] [1937-1938гг.]
      Образование
        Астраханская Духовная Семинария
        Год окончания 1897 
        День окончания 21 
        Месяц окончания 6 
        21 июня 1897г. окончил Астраханскую Духовную Семинарию по I разряду со званием
        студента
      Служение
        Астрахань, Астраханское духовное училище 
        Должность и.д. надзирателя-репетитора 
        Год начала 1897 
        День начала 10 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1898 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 10 
        В 1898г. женился на Валентине Иларионовне Туберозовой, дочери протоиерея
        Илариона Михайловича Туберозова, настоятеля Казанской церкви г.Астрахани.
        Его трудами в 1907г. была построена новая церковь во имя Казанской иконы Божией
        Матери
      Рукоположение
        диакон 
        1898 
        День 1 
        Месяц 10 
        иерей 
        1898 
        День 4 
        Месяц 10 
        1 октября 1898г. был рукоположен в сан диакона, а 4 октября — в сан священника
        и назначен штатным священником к городской Иоанно-Златоустовской церкви
      Служение
        Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь 
        диакон,иерей 
        Должность штатный священник, законоучитель, духовный следователь II городского округа 
        Год начала 1898 
        День начала 1 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1918 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 4 
        18 сентября 1898г. о.Василий был назначен законоучителем вновь открытого
        IX мужского приходского училища.
        С 14 декабря 1898г. по 12 сентября 1899г. он был заведующим и законоучителем
        церковно-приходской школы при приюте "Ясли".
        12 сентября 1899г. перемещен законоучителем во II городское приходское училище.
        В 1905г. был утвержден в должности духовного следователя II округа г.Астрахани
        и постоянно с этого времени избирался вновь на каждое трехлетие на эту должность,
        вплоть до февральской революции 1917г., после которой должности духовных
        следователей были отменены
      Рукоположение
        протоиерей 
        1918 
        День 19 
        Месяц 4 
        19 апреля 1918г. ко дню Святой Пасхи о.Василий был награжден наперсным крестом
        и возведен в сан протоиерея
      Служение
        Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1918 
        День начала 19 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1922 
        С этого времени начинается служение протоиерея Василия в должности настоятеля
        Иоанно-Златоустовской церкви.
        10 марта 1919г. в Астрахани вспыхнуло стихийное восстание астраханских рабочих,
        которое с неимоверной жестокостью было подавлено большевиками.
        Во время боев Иоанно-Златоустовская церковь оказалась в самом эпицентре,
        отчего и сам храм и все находившееся в нем подвергались большой опасности.
        В большевистском военном руководстве были уверены, что на колокольне храма
        восставшими якобы был установлен пулемет.
        В действительности, никакого пулемета на колокольне Иоанно-Златоустовского
        храма не было, а за белогвардейцев был принят звонарь, звонивший к вечерней
        службе. Из рассказа очевидца:
            "Часов в 5 дня советские войска стали обстреливать колокольню Иоанна
             Златоуста. Как раз в это время кто-то забрался на колокольню и стал звонить.
             Через минуту раздался орудийный выстрел и сбил купол этой церкви".

        Правда, купол был не сбит, а поврежден, но колокольня действительно была
        снесена выстрелом с миноносца "Московитянин".
        Храм фактически был полуразрушен. Настоятелю о.Василию и приходскому совету
        пришлось приложить все старания, чтобы восстановить его. Купол был в скором
        времени отремонтирован, а вот колокольню восстановили лишь в 1923г.
        После получения в Астрахани первого послания Святейшего Патриарха Тихона
        с призывом к верующим о сдаче в пользу голодающих не связанных с богослужением
        церковных ценностей, а также первых известий о намечающемся властями изъятии
        церковных ценностей, в церкви Иоанна Златоуста было проведено собрание
        церковного совета и прихожан. На собрании было предложено, чтобы предупредить
        намечающееся властями изъятие, самим сдать те ценности, которые не имеют
        отношения к богослужению. Вот как сам о.Василий описал эти события:
            "В нашей церкви Иоанна Златоуста, еще до получения распоряжения
             об изъятии церковных ценностей, был поднят вопрос о том, что необходимо
             ... ввиду чрезвычайных обстоятельств, часть церковных ценностей добровольно
             пожертвовать на государственные нужды.
             И после утвержденного решения этого вопроса в церковном совете, я вместе
             с председателем совета по этому поводу ездил к управляющему тогда епархией
             епископу Анатолию (Соколову),... но он отклонил сепаратное наше выступление и
             обещал по этому поводу собрать общее собрание всех советов г.Астрахани".

        Собрание это было собрано в Благовещенском монастыре, и здесь представители
        всех астраханских приходов вынесли постановление, по духу соответствующее
        предложению церковно-приходского совета Иоанно-Златоустовской церкви.
        Но государство не хотело довольствоваться добровольными пожертвованиями Церкви,
        и желало изъять все церковные ценности. По этому поводу в Астрахани была
        проведена целая кампания, вследствие которой причты и церковно-приходские
        советы многих астраханских церквей были обвинены в сокрытии церковных ценностей
        и привлечены к суду.
        В этом черном списке оказалась и Иоанно-Златоустовская церковь.
        Причиною обвинения была, в основном, неподача вовремя описей церковного имущества,
        утеря некоторых описей или несоответствие с описями 1918г. наличного церковного
        имущества.
        Все эти дела 20 сентября 1922г. были направлены в Особую Сессию Губсовнарсуда.
        В июле 1922г. началась обновленческая смута в Астраханской епархии.
        Управляющий епархией епископ Анатолий (Соколов) собрал в Иоанно-Предтеченском
        монастыре все городское духовенство и уездных благочинных, зачитал им документ
        об организации ВЦУ, сообщив, что "это вполне законная и преемственная церковная
        власть". Он зачитал свое послание к духовенству и пастве, объяснив "законное
        происхождение ВЦУ, которому следует подчиниться", и все духовенство,
        включая протоиерея Василия, ничего не подозревая и ни в чем не сомневаясь,
        подписалось под этим посланием.
        Через полмесяца, в августе, епископ Анатолий вновь собрал духовенство. На этом
        собрании была оглашена программа обновленческой "Живой Церкви", и вот тогда
        все поняли, что означает ВЦУ.
        На этом собрании было оглашено также послание митрополита Агафангела (Преображенского),
        разоблачавшее обновленческую ложь, отчего среди духовенства поднялся шум, с
        призывами не признавать обновленческое ВЦУ и епископа Анатолия.
        Часть духовенства, в том числе прот.Василий, прот.Димитрий Стефановский и др.,
        на следующий же день подали архиерею свои заявления, отвергающие законность
        ВЦУ и требующие исключить их подписи на июльском послании епископа.
        Говоря о последних, А.И.Кузнецов писал:
            "Это были столпы. Верующие шли за ними, находили в них опору и возлагали
             на них свои надежды".

        В то же время обновленцы начали наступление на православные храмы, в чем им
        оказывали большую поддержку местные власти. Обновленцам удалось захватить
        более 10-ти городских церквей
      Награды
        наперсный крест 
        Год награждения 1918 
        День 19 
        Месяц 4 
      Осуждения
        ././1922 
        Обвинение "созыв нелегального собрания" 
        Приговор из-под стражи освободить 
        В 1922г. протоиерей Василий привлекался к суду за "созыв нелегального собрания".
        Подробности неизвестны.
        Можно предположить [3], что дело было связано с кампанией по "изъятию церковных
        ценностей", а также с начавшейся обновленческой смутой
      Служение
        Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1923 
        В конце 1923г. обновленцы начали кампанию по захвату Иоанно-Златоустовской церкви.
      Аресты
        Астрахань 
        Год ареста 1923 
        Месяц ареста 11 
        14 ноября 1923г., при переучете, "особой Правительственной комиссией имущества
        Иоанно-Златоустовской церкви" была обнаружена "растрата серебряного напрестольного
        креста и медной купели" и "найдено 60 серебряных и прочих предметов,
        не записанных в церковную опись", что и было зафиксировано протоколом N 51,
        копии с которого были отосланы Губпрокурору и ГПУ.
        Вследствие всего этого настоятель Иоанно-Златоустовской церкви о.Василий Наследышев и о.
        и священник той же церкви о.Федор Лебедев были арестованы и заключены в тюрьму.
        У православной общины Иоанно-Златоустовского храма была отобрана регистрация
      Осуждения
        20/02/1924 
        Приговор "из-под стражи освободить за недоказанностью обвинения" 
      Места заключения
        Астрахань, тюрьма 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1924 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 2 
        В это же время обновленцы подали в Административный отдел заявление о регистрации
        своей общины. Но православные прихожане Иоанно-Златоустовской церкви не желали
        так просто отдавать свой храм раскольникам. Они собрали все необходимые
        документы о регистрации новой общины.
        20 февраля 1924г. им отказали, но они стали снова собирать документы и
        ходатайствовать о закреплении храма за ними.
        В это время о.Василий Наследышев был освобожден из заключения в связи с тем,
        что обвинения, выдвинутые против него, не подтвердились
      Служение
        Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1924 
        День начала 11 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1929 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 8 
        После освобождения и оправдания о.Василия верующие православные снова стали
        ходатайствовать о передаче им храма.
        Воодушевляемые своим настоятелем, они стояли у ворот храма и не пускали в
        него обновленцев.
        В конце концов, долгое противостояние закончилось победой православных.
        11 августа 1924г. Адм. отдел вынужден был дать регистрацию православной общине
        Иоанно-Златоустовской церкви. Таким образом, Златоустовский храм оказался единственным
        городским храмом, который православным удалось отбить у обновленцев.
        По приезде в Астрахань архиепископа Фаддея (Успенского), о.Василий Наследышев
        сразу же вошел в ближний круг его окружения, и участвовал во всех епархиальных
        делах.
        Приход Иоанно-Златоустовской церкви, также как и все православные приходы
        г.Астрахани, участвовал в распределении расходов по содержанию архиерея и
        Архиерейского дома.
        Если Покровская церковь взяла на себя расходы, связанные с квартирой архиерея,
        а Петропавловская церковь обеспечивала ежемесячную выдачу денег на продовольствие,
        обувь, одежду, то Иоанно-Златоустовская церковь несла расходы за пользование
        пролеткой.
        Вообще при о.Василии Наследышеве Иоанно-Златоустовский храм превратился
        в один из лучших приходов г.Астрахани.
        Здесь был замечательный хор, которым управлял бывший регент Успенского
        кафедрального собора Васильев.
        Колокола храма были настроены по камертону.
        Слепой звонарь Григорий Чаплыгин умел звонить с необычайным искусством, за что
        даже был принят в члены профсоюза работников искусств.
        15 марта 1928г. в Астрахань прибыл архиепископ Филипп (Ставицкий), архипастырь
        мудрый, стоящий твердо на защите Православия.
        О.Василий Наследышев при этом архипастыре, как и при владыке Фаддее, входил
        в число наиболее деятельных его помощников.
        Особенно это проявлялось в борьбе архиепископа Филиппа с обновленчеством.
        Обновленцы обрушились в местной прессе на владыку Филиппа, на православное
        духовенство, обливая их грязью и обвиняя в скрытых контрреволюционных замыслах
      Аресты
        Астрахань 
        Год ареста 1929 
        День ареста 7 
        Месяц ареста 8 
        Органы ОГПУ завели дело по поводу "контрреволюционной церковной группировки",
        куда вместе с архиепископом Филиппом вошли, кроме о.Василия Наследышева,
        другие наиболее активные и ревностные в защите Православия священнослужители:
        о.Дмитрий Стефановский, о.Евгений Покровский, о.Дмитрий Алимов.
        В местной прессе это дело окрестили дело "поповской пятерки".
        Первыми под прицел Астраханского ОГПУ попали священники о. Дмитрий Алимов и
        о.Василий Наследышев, арестованные 7 августа 1929г.
        12 сентября были арестованы протоиереи Евгений Покровский и Дмитрий Стефановский,
        а 26 сентября — владыка Филипп (Ставицкий).
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        03/01/1930 
        Обвинение "антисоветская агитация, организация контрреволюционной церковной группировки" 
        Приговор 3 года высылки в Северный край через ПП ОГПУ 
        Групповое дело "Дело Астраханской "Поповской пятерки", Астрахань, 1929–1930гг." -> 
        Астраханский отдел ОГПУ выдвинул против о.Василия Наследышева и других
        проходивших по делу обвинение в "контрреволюционной агитации" и в "участии
        в контрреволюционной группировке".

        Следователи, в первую очередь, хотели доказать тесную связь о.Василия
        с архиепископом Филиппом и другими обвиняемыми.
        Из показаний "свидетелей":
            "Архиепископ Филипп по прибытии в г.Астрахань в 1928г.... тут же вскоре
             завязал тесную связь со священнослужителями тихоновского течения, как то:
             Покровским Евгением, Стефановским Дмитрием, Наследышевым Василием и
             Алимовым Дмитрием.
             Через указанную группу священников он проводил свое влияние и внушал
             таковым о скором падении Советской власти".
            "Наследышева и Алимова я знаю как хороших выполнителей воли архиепископа
             Филиппа, которые всячески ненавидят Советскую власть. Но указать факты я
             не могу. Наследышев и Стефановский ездили даже встречать архиепископа
             Филиппа в Саратов".
            "Филипп повел тесную связь со священниками Стефановским Дмитрием,
             Покровским Евгением, Наследышевым Василием и Алимовым, которые зачастую
             сообщались на квартире Филиппа. В квартире Филиппа все указанные
             священники собирались исключительно вчетвером, по окончании службы и
             сколько они там находились, я сказать не могу".

        Один из "свидетелей", обновленец, показал:
            "Филипп в своей квартире собирал какие-то собрания, где присутствовали
             вышеуказанные священники, но что они там обсуждали, не знаю, только я
             знаю, что священники Покровский Евгений, Наследышев Василий и Алимов
             Дмитрий направляли старух собирать подписи с тем расчетом, что эти
             подписи представить с заявлением в Исполком на предмет вмешательства
             адм. органов и налоговых инспекций в староправославные церкви, и не
             предъявляли таковых налогов, ибо церковь отделена от государства, и
             поэтому власть не имеет права требовать и налоги".

        Из показаний других "свидетелей":
            "В начале июля, числа 7–9 дня 1929г., мне пришлось слушать проповедь
             в церкви Иоанна Златоуста, в которой Наследышев Василий говорил:
                "Существование Советской власти не жизненно, и если таковая существует,
                 то только до известного момента, т.е. до восстания Востока, и если
                 только загорится Восток, так в России водворится тот порядок, который
                 существовал раньше".
             Все указанные слова Наследышев говорил на литературно-религиозном языке".
            "Числа 25–27 июля с.г. на ступеньках сторожки Иоанно-Златоустовской церкви,
             в кругу ожидавших службы старух, Наследышев и Стефановский говорили о
             трудностях жизни духовенства и верующих при Советской власти и указывали:
                 "Советское правительство сознательно ведет линию по разложению религии,
                  чтобы отобрать церкви под клубы. Такую линию советское правительство
                       проводит через непомерное обложение всевозможными налогами как
                  духовенство, а также и население, от которых хозяйство приходит
                  в нищету, а народ к голоду"".
             "В отношении Наследышева я могу сказать только то, что он в своих
              проповедях открыто говорил о скором падении Советской власти,
                 "ибо такая власть долго существовать не может в силу того, что она
                  своими непосильными налогами облагает крестьян и нас, духовенство,
                  мы скоро будем стоять перед таким фактом, когда весь мир иностранных
                  держав восстанет против этой власти, и она должна рухнуть".
             "В связи с осложнением на Востоке, Наследышев говорил:
                 "Вот, православные, не далек тот час, когда мы будем освобождены
                  от ига Советской власти, и расцветем, как цветут розы в весеннее время.
                  Такие проповеди он говорил в начале мая или в конце июня 1929г.".
             "30.12.28г. священник Наследышев В. после службы в Иоанно-Златоустовской
              церкви, в своей проповеди говорил:
                 "Вот, православные граждане, у власти безбожников существует отделение
                    Церкви от государства, а в действительности отделения никакого не
                  видно, потому что они отбирают церкви под клубы, И, мало того, что
                  отбирают, они еще всячески издеваются над духовенством, представляя
                  таковых в своих карнавалах в самых неприглядных видах"".
        На допросе, произведенном 9 августа, о.Василий, опровергая возводимые на него
        обвинения, показал:
             "Я никакой агитации не проводил, Советскую власть признаю как власть,
              существующую по воле Божией.
              Если я и говорил проповеди, то исключительно религиозного содержания,
              и никогда не касался существующей власти.
              17 апреля 1929г. я проповедь не говорил, а читал брошюру под заглавием
              "Житие Марии Египетской", получивши эту брошюру от епископа Филиппа,
              которую положено читать по церковному уставу. В брошюре против Советской
              власти ничего не было, и от себя я ничего не прибавлял.
              Во время моего нахождения в квартире епископа Филиппа, приблизительно
              24 июня с.г., когда я носил ему жалование в сумме 40 руб. мы с ним
              разговаривали только относительно поездки в Москву и о пении.
              Филипп говорил, что в Астрахани певцы поют плохо, указывал, что пение
              в церкви не церковное, а театральное.
              Бывал я также в квартире епископа числа 10 каждого месяца, и Филипп
              о власти никогда не говорил.
              В отношении проповеди, сказанной 18.04.29г. епископом Филиппом
              в Иоанно-Златоустовской церкви, он говорил о Марии Египетской,
              о действиях благодати Божией. Я, как настоятель, следил за порядком.
              Подробно о сказанной проповеди может сказать протодиакон Поздняков Антоний,
              проживающий как будто по улице Сазонова, номер не помню.
              30.XII.28г. я действительно служил в Иоанно-Златоустовской церкви и
              говорил проповедь, в которой указывал, что современная наука не может
              окончательно утверждать о том, что Бога нет, потому, что большая часть
              мира недоступна исследованию современной науки, и приводил в пример,
              что среди ученых много верующих людей, как то: Пастер, Кеплер и Ньютон,
              и говорил ли я об отделении Церкви от государства, — я не говорил,
              но говорил, что безбожники в своих карнавалах представляют в неприглядных
              видах духовенство".

        К тому же, следствие выдвинуло о.Василию обвинение в "связи его до революции
        с жандармерией", основываясь на таких показаниях "свидетеля":
             "Я священника Наследышева Василия Андреевича знаю приблизительно 25 лет,
              до революции он был следователем духовной консистории г.Астрахани,
              и имел тесную связь с жандармским управлением, но что он там делал и
              зачем туда ходил, не знаю".

        О.Василий категорически отрицал свою связь с жандармерией:
             "С жандармским управлением никаких дел и сношений совершенно не имел,
              не имел знакомства, даже личного, ни с одним жандармом, и до сего времени
              не знаю, где в Астрахани находилось или помещалось это управление,
              так как никогда там не бывал и не имел желания бывать".

        О.Василий полностью отвергал свою виновность, заявляя:
             "Виновным себя совершенно не признаю, так как ни на деле, ни в душе
              никогда не был противником Советской власти...
              и поэтому прошу скорее снять с меня это тяжелое для меня, и незаслуженное
              ничем мною это обвинение".

        Вскоре было вынесено и обвинительное заключение:
             "Показания обвиняемых: Ставицкого, Наследышева, Алимова, Покровского и
              Стефановского полностью опровергаются свидетельскими показаниями, и
              вполне изобличаются в антисоветских действиях против существующего
              порядка управления Советской власти. Каковые обвиняемые при всяком
              удобном случае стремились внушить темно-верующей массе о надвигающейся
              войне, нежизненности Сов. власти и падении таковой.
              На основании вышеизложенного... полагал бы: следственное дело N57
              направить в коллегию ОГПУ, на предмет внесудебного расследования".

        3 января 1930г. ОСО при Коллегии ОГПУ вынесло постановление по делу N88116
        по обвинению Ставицкого Виталия Степановича, Алимова Дмитрия Емельяновича,
        Покровского Евгения Ивановича, Стефановского Дмитрия Андреевича и Наследышева
        Василия Андреевича. Все обвиняемые были осуждены на 3 года высылки в Севкрай
      Места заключения
        Астрахань, Астраханский тюремный замок "Белый Лебедь" 
        Год начала 1929 
        День начала 7 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1930 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 3 
        Коми АО, Усть-Цилемский р., с.Ижма 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1930 
        Местом отбытия ссылки всем обвиняемым была назначена Коми АССР, поселок
        Усть-Цильма. Здесь ссыльных распределяли по окрестным селам.
        Астраханцев первоначально распределили в село Ижму.
        К осени 1930г. осужденных перевели в с.Усть-Цильма
        Коми АО, с.Усть-Цильма 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1934 
        В деле сохранилось удостоверение, выданное о.Василию Наследышеву 1 апреля 1932г.
        уполномоченным по Усть-Цилемскому району:
            "Дано настоящее адм.высланному Наследышеву Василию Андреевичу в том,
             что ему разрешено проживать в с.Усть-Цильме АОГ.
             Административно-высланный Наследышев обязан декадно 4, 14 и 24-го числа
             являться на регистрацию в канцелярию Уполномоченного ОГПУ".

        Кроме суровых условий проживания в северном климате, ссыльным приходилось
        с весны 1931г. работать еще и на лесоповале.
        Господь хранил о.Василия, несмотря на то, что рядом с ним от изнеможения и
        тифа умирали очень многие.
        В 1934г., отбыв срок ссылки, о.Василий получил разрешение вернуться в Астрахань
      Служение
        Астрахань, церковь свт.Иоанна Златоуста 
        священник 
        Должность бесприходный священник 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1936 
        В Астрахани большинство храмов к тому времени были уже захвачены обновленцами,
        но некоторые еще оставались у православных, в том числе Иоанно-Златоустовская
        церковь. Правда, эти немногие храмы были переполнены священнослужителями,
        и вернувшимся из ссылки священникам трудно было найти священническое место.
        О.Василий Наследышев вынужден был ходить в родной храм, как простой прихожанин,
        а жить исправлением различных треб: крещением и служением панихид.
        В 1936г. обновленцы захватили и Иоанно-Златоустовскую церковь
      Аресты
        Астрахань 
        Год ареста 1936 
        В 1936г. о.Василий Наследышев снова был арестован
      Осуждения
        ././1936 
        Обвинение "подделка документов" 
        Статья ст.72 УК РСФСР 
        Приговор 3 года лишения свободы 
        Безприходного священника местные органы ОГПУ обвинили в "подделке документов".
        Он был осужден по статье 72 УК на 3 года
      Места заключения
        Астрахань, тюрьма 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1937 
        Просидев в тюрьме несколько месяцев, о.Василий был досрочно выпущен на свободу
      Служение
        Астрахань, Князь-Владимирский храм 
        протоиерей 
        Год начала 1937 
        Некоторое время о.Василий посещал Князь-Владимирский храм, но вскоре
        и тот был захвачен обновленцами
        Астрахань, Покровская церковь 
        протоиерей 
        Год начала 1937 
        Год окончания 1938 
        У православных в городе фактически осталась одна действующая Покровская церковь
        (не считая нескольких храмов на дальних окраинах). Сюда устремилось все
        безприходное астраханское духовенство.
        Иногда по праздникам в алтаре собиралось по 30–40 священнослужителей.
        Но их число постепенно таяло на глазах.
        Начавшиеся с конца 1937г. повальные аресты уносили с собой то одного, то другого
        служителя церкви. Все оставшиеся только ждали своего часа
      Аресты
        Астрахань 
        Год ареста 1938 
        День ареста 20 
        Месяц ареста 1 
        С начала 1938г., органы НКВД начали собирать сведения об о.Василии Наследышеве.
        Из доноса:
            "Прежде чем показать следствию о настоящей агитации Наследышева В.А.,
             я хочу рассказать следствию о том, что в 1929г. Наследышев В.А. привлекался
             к ответственности по ст.58–10,58–11 УК РСФСР, т.е. за организованную
             контрреволюционную деятельность. Срок наказания, данный Наследышеву
             за вышеупомянутые злодеяния, он отбыл в 1934г., после чего вернулся
             на жительство в г.Астрахань.
             Срок отбывания наказания не исправил Наследышева, а еще больше озлобил
             его против существующего строя, и с этого года, т.е. с 1934г., Наследышев
             вновь встает на путь борьбы с Советской властью, используя для этого
             разного рода клевету на ВКП(б) и Советское правительство.
             Вращаясь постоянно среди народа, Наследышев последнему старался всячески
             привить антисоветские настроения. Сейчас трудно вспомнить все антисоветские
             высказывания Наследышева, но они всегда сводились к тому, что "Советская
             власть должна скоро пасть", к восхвалению старого режима (царского).
             В последнее время Наследышев особенно рьяно клеветал на органы НКВД,
             партию большевиков и Советское правительство. Он говорил:
                  "В лагерях опять появились кандалы, весь молодняк сейчас закован
                   в кандалы. Ведь сейчас, знаешь, любят создавать искусственные дела
                   и обвинения. НКВД и Нарсуды в настоящее время имеют задание, чтобы
                   больше арестовывать и судить, ведь, знаешь, нужны рабочие руки".
             Касаясь вскрытия антисоветских центров, Наследышев говорил:
                  "Не материальные расчеты заставляли людей создавать центры и заговоры.
                   Генеральная линия партии неверна, вот против нее и борются рыковцы,
                   бухаринцы, троцкисты и т.д...
                   Все вскрываются новые заговоры, партия большевиков слаба, а этим
                   она себя убивает"...
             Клевета на партию большевиков и Советское правительство — единственная
             тема разговоров Наследышева".

        Остальные "свидетели", после предварительной обработки, также давали выгодные следствию
        показания, немногим различаясь в своих словах:
            "Наследышева В.А. знаю как служителя культа, священника и человека,
             враждебно настроенного по отношению к ВКП(б) и Советской власти.
             Наследышев среди населения г.Астрахани, и, в частности, среди прихожан
             той церкви, в которой он являлся священником, пропагандирует антисоветские
             взгляды и разного рода провокационные слухи.
             Так, при обсуждении новой Сталинской конституции в 1937г., Наследышев
             распространял вокруг нее антисоветскую клевету. Он доказывал прихожанам
             отсутствие в СССР свободы слова, собраний, печати и пр.
             Он также говорил, что "материальное положение трудящихся нашей страны
             крайне тяжелое", и что "никакого права на труд у нас нет"".
            "Наследышев пропагандирует среди населения антисоветские взгляды и
             высказывает разного рода провокационные слухи. В 1937г. Наследышев
             высказывал антисоветские взгляды по вопросу заработной платы рабочих,
             считая, что "зарплата слишком низкая, не обеспечивает рабочих".
             Он также неоднократно не довольствовался существующими ценами
             на промтовары и продукты.
             В неоднократных беседах с ним по вопросам религии и ее роли в государстве,
             Наследышев заявлял:
                 "В СССР никакой возможности к существованию религии нет. Государство
                  прижимает религию, и, следовательно, лиц с религиозными убеждениями".
            "Наследышева я знаю с 1937г. как служителя религиозного культа — священника
             и человека, враждебно настроенного по отношению к ВКП(б) и Советской власти.
             Я сама неоднократно слышала от Наследышева, как он клеветнически и
             оскорбительно отзывался об органах ВКП(б) и Советской власти.
             Воспроизвести его разговоры я не могу, забыла".

        20 января 1938г. о.Василий Наследышев был арестован органами НКВД.
        При обыске у него не квартире была найдена литография по металлу — портрет
        отца Иоанна Кронштадтского
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР по Сталинградской обл. 
        13/02/1938 
        Обвинение "антисоветская агитация" 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Из протокола допроса от 8 февраля 1938г.:

           "— Вы арестованы за проведение систематической антисоветской деятельности.
              Признаете себя в этом виновным?

            — Нет, не признаю, т.к. никакой антисоветской деятельности я не проводил.

            — Вы говорите неправду. Следствием установлено, что вы, будучи враждебно
              настроены, проводили антисоветскую агитацию, направленную против ВКП(б)
              и Советской власти. Требуем говорить правду!

            — Я говорю только правду, антисоветской деятельности я не вел.

            — Вы продолжаете скрывать от следствия проводимую Вами антисоветскую
              деятельность. Вам зачитывается выдержка из показаний свидетеля...,
              изобличающих Вас в проводимой антисоветской деятельности. Признаете это?

            — Это я также отрицаю.

            — Вам зачитывается выдержка из показаний свидетеля... изобличающих Вас
              также в проводимой антисоветской деятельности. Настаиваем на даче
              правдивых показаний.

            — Нет, не признаю, и считаю показания свидетелей неверными".

        9 февраля 1935 года была проведена очная ставка между о.Василием и одним
        из "свидетелей", обвинявшим его в "антисоветской деятельности" и "клевете
        на Сталинскую конституцию".

        На эти обвинения, а также на требование признать себя виновным в
        "антисоветской деятельности", о.Василий отвечал:
             "Нет, не признаю, антисоветской работы я никакой не проводил".
        11 февраля 1938г. было составлено обвинительное заключение:
             "Наследышев В.А., будучи враждебно настроен по отношению к ВКП(б) и
              Советской власти, до дня его ареста систематически проводил активную
              антисоветскую деятельность...
              В предъявленном обвинении виновным себя не признал, но достаточно
              изобличается очной ставкой и показаниями свидетелей".

        13 февраля 1938г. на заседании тройки при УНКВД Сталинградской обл. было
        вынесено постановление:
             "Наследышева Василия Андреевича расстрелять. Лично принадлежащее ему
              имущество конфисковать"
    Кончина
      1938 
      День 8 
      Месяц 3 
      расстрел 
      Место Сталинград (Волгоград), полигон НКВД 
      Место захоронения Сталинград (Волгоград), полигон НКВД 
      8 марта 1938г. в 18.00 протоиерей Василий Наследышев был расстрелян.
      Расстрел происходил где-то в районе г.Сталинграда (сейчас Волгоград),
      на тайном полигоне, где всех расстрелянных сбрасывали в общую могилу.
      Место могилы неизвестно
    Реабилитация
      Дата 00/00/1989 
      По году репрессий 1938 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Руденко Кирилл, Воркутинское епархиальное управление

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ