Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация http://2010.orthodoxy.org.ua/node/72402 (Одесский Мартиролог. Одесская группа "ИПЦ". Мученик Леонид Сальков и другие).
Дела o83.11
    Сальков Леонид Васильевич 
    Год рождения 1886 
    Место рождения Таврическая губ., Перекопский у. (Республика Крым, Джанкойский р.), с.Таганаш 
    Родился в благочестивой многодетной купеческой семье Василия и Софии Сальковых.
    Отец семейства Василий Сальков был богатым купцом. Кроме 40 десятин земли
    с садом и огородом, он владел соляными промыслами и имел собственный дом
    в Симферополе.
    Из рассказа митрополита Вениамина (Федченкова) о семье Сальковых [6]:
     "Этот странник (Леонид Васильевич Сальков) — происходи из богатой семьи;
      получил прекрасное образование и хорошее домашнее воспитание.
      Отец его женился поздно, лет сорока. Мать его, София, была благородной,
      чистой личностью и умной по природе и сама следила за воспитанием детей,
      хотя были и гувернантки у них.
      Семья состояла из троих сыновей и трех дочерей. Один из сыновей, Михаил,
      офицер, погиб на войне, другой, Евгений, кончив Московский университет,
      был блестящим юристом...
      Впоследствии Евгений стал священником, а во время гонений был отправлен
      в ссылку в Сибирь, где и скончался. Раиса [жена о.Евгения] окончила свою
      жизнь мученически: вместе с сыном она была расстреляна немцами, как еврейка,

      — несмотря на то, что была крещена.
      Третий сын, Леонид, отличался особой религиозностью...".

    По данным [3]:
      "В семье было четыре сына — Михаил, Леонид, Владимир, Николай и две сестры.
    По данным [4]:
      "Из протокола обвиняемого Салькова Л.В.:
           "Были братья и сестры. В живых никого нет. Михаил (брат) погиб
            в империалистическую войну. Два брата, Николай и Владислав, служили
            в старой армии офицерами, и где они сейчас — не знаю".
      Вероятно, Леонид Сальков пытался запутать следствие. Отсюда не замеченное
      следователем противоречие:
      "в живых никого нет..." и здесь же: "...где два других брата — "не знаю"".
    В 1904г. Леонид окончил одну из гимназий в Симферополе
    Родство ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1918г.] [1918г.] [1918-1919гг.] [1919-1933гг.] [1933-1937гг.] [1937-1938гг.]
      Образование
        Московский университет, физико-математический факультет
        Год окончания 1911 
        Леонид Сальков окончил физико-математический факультет Московского университета.
        Из рассказа о Леониде митрополита Вениамина (Федченкова) [6]:
          "Еще будучи студентом Московского университета, он посещал Троице-Сергиеву
           Лавру. Там он познакомился с духовным старцем Алексием, который [позже]
           вынимал жребий на Патриарха, и выпал он на митрополита Тихона.
           Старец заповедал Леониду чаще креститься...".

        По окончании университета в 1911г. Леонид был призван в Царскую армию
      Места проживания
        Царская Армия 
        Год начала 1911 
        Год окончания 1912 
        Прослужив один год, в 1912г. уволился в запас в чине прапорщика
        Таврическая губ. 
        Год начала 1912 
        Год окончания 1914 
        В 1913г. его родители умерли [4]
        действующая армия, Румынский фронт, 13 артиллерийская бригада 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1917 
        Месяц окончания 7 
        В 1914г. Леонид был призван в действующую армию — в 13 артиллерийскую бригаду
        на румынский фронт.
        Вскоре был произведен в подпоручики. В начале 1917г. произведен в поручики.
        Из рассказа митрополита Вениамина (Федченкова) [6]:
          "[Леонид] всех удивлял тем, что часто крестился. Солдаты его любили, товарищи
           офицеры дивились, считая его поведение чудачеством".
           По окончании войны умерла его сестра Мария, особенно любимая им.
           Это совсем потрясло его, и он, оставив все, сделался странником,
           по благословении о.Алексия"
        Херсонская губ., г.Одесса 
        Год начала 1917 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1918 
        После февральской революции, в июле 1917г. Леонид подал из армии в отставку и
        был переведен в г.Одессу, в резерв.
        Он стал прихожанином храма свт.Николая и Всех Святых, в земле Российской просиявших.
        С 1903 по 1924г. этот храм окормлял протоиерей Иона Моисеевич Атаманский
        (впоследствии прославленный святой праведный Иона, одесский чудотворец).
        Леонид Сальков стал духовным чадом старца Ионы.
        О.Иона, после неоднократных встреч с Леонидом Сальковым, благословил его отправиться
        в Благовещенский монастырь
      Служение
        Крым, Бахчисарайский р., Благовещенский мужской монастырь на Мангупе 
        Должность послушник? 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1918 
        Месяц окончания 2 
        В феврале 1918г. Леонид Сальков прибыл в Благовещенский монастырь.
        Вскоре в монастырь пришли красные
      Аресты
        Крым, Бахчисарайский р., Благовещенский мужской монастырь на Мангупе 
        Год ареста 1918 
        Месяц ареста 2 
        В феврале 1918г. Леонид Сальков был арестован красными
      Места заключения
        Крым, Бахчисарайский р., Благовещенский мужской монастырь на Мангупе 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1918 
        Месяц окончания 4 
        С февраля 1918г. находился под домашним арестом в гостинице при монастыре.
        В апреле 1918г. монастырь был захвачен немецкими войсками.
        Леонид Сальков был из-под ареста освобожден и уехал в Одессу
      Места проживания
        Херсонская губ., г.Одесса 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1918 
        Месяц окончания 5 
        Из протокола допроса Леонида Салькова 31 января 1935г. [4]:
         " — В то время, когда вы были в Одессе в 1918г., в резерве чинов была ли белая
             армия в Одессе?

           — Тогда была белая армия в Одессе, я же хотя и состоял в резерве чинов
             в г.Одессе, но практически никакого участия в боях не принимал,
             проживал на частной квартире".

        Две недели Леонид проживал у старца о.Ионы Атаманского.
        Духовное общение с о.Ионой убедило Леонида в правильности выбранного пути.
        Старец Иона благословил его на странничество
        Таврическая губ., г.Симферополь 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1918 
        Месяц окончания 7 
        Получив благословение о.Ионы, Леонид приехал в Симферополь.
        Он раздал все свое имущество: часть — симферопольским церквям, часть — на благодеяния,
        часть — родственникам.
        С июля 1918г. начался крестный путь Леонида Салькова.
        Он начал странствие по монастырям Крыма, Кавказа, Ставропольского края, г.Одессы
        Грузия 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1919 
        Леонид посетил многие грузинские монастыри: Новый Афон, Каманы, Дранды, Бодийский
        монастырь. Общался с их наместниками, паломниками, странниками.
        Он был знаком со знаменитым грузинским старцем Алексием (Шушанией), который
        в марте 1919г. благословил его на странничество
        Константинополь, Афонское подворье 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1919 
        Осенью 1919г. Леонид Сальков отправился в паломничество на Святую Землю,
        в Иерусалим. Он достиг Константинополя, где приобщался к христианским святыням.
        Два месяца он прожил в Константинополе на Афонским подворье.
        Здесь Леонид узнал, что Иерусалим в данное время находится под властью англичан
        и что русских туда не пропускают. Он решил вернуться в Россию.
        Английским пароходом, который шел в Новороссийск, он выехал обратно на Кавказ.
        Ввиду того, что Новороссийск оказался занятым красными войсками, пароход
        отправился в Севастополь
      Служение
        Таврическая губ., г.Севастополь, Херсонесский во имя св. равноап. кн.Владимира мужской монастырь 
        Должность послушник? 
        Год начала 1920 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1923 
        Месяц окончания 5 
        В марте 1920г. Леонид Сальков прибыл в белый Севастополь.
           "При проверке документов меня как офицера хотели мобилизовать в Белую армию,
            но я отказался, был арестован и отправлен в Джанкой. Потом меня отпустили.
            Потом ушел в Херсонесский монастырь, где и прожил до 1923г.
            В этот же промежуток времени я периодически проживал в Георгиевском
            монастыре вблизи города Севастополя.
            С приходом Врангеля я снова был мобилизован в Белую армию, но также отказался
            служить.
            В мае 1923г. — из Крыма на Кавказ в [неразборчиво] монастырь.
            Пробыл там до 1925г." ([4], показания на допросе)
      Места проживания
        Кавказ, Абхазия, г.Сухуми, в горах в окрестностях города 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1927 
        В мае 1923г. Леонид Сальков выехал на Кавказ. Жил в монастырях или
        у благочестивых крестьян под Сухуми, принимавших странников.
        Помогал приютившим его по хозяйству.
        Из протокола допроса Леонида Салькова [5]:
             "После смерти настоятеля монастыря Алексия (Шушания) я ушел из монастыря
              и проживал у Константина (неразборчиво) в 3 км от города Сухуми, помогал
              ему в хозяйстве, а он за это меня содержал. Прожил у него до 1927г."

        Из рассказа митрополита Вениамина (Федченкова) [6]:
             "Отправился сначала на Кавказ. Недалеко от г.Сухуми в лесу находился
              женский монастырь. Леонид Васильевич пожил в нем несколько времени
              и хотел уходить дальше...
              Он стал странничествовать по городам, зовя людей к покаянию.
              В пути останавливался только у христиан, — и притом по прямому указанию
              Божию. Жил как птица, ходил босиком, волосы не стриг и они густой копной
              покрывали его голову. Высокий, в желтом плаще, с высокой палкой в руке,
              он одним видом привлекал сердца ко Господу, а потом действовал благодатным
              словом. Слова его были так сильны, что без слез нельзя было слушать его.
              Пришел он и в Крым и здесь извлекал из духовных бездн души, намеченные
              Господом ко спасению. Своих учеников и слушателей он приучал к постоянной
              молитве Иисусовой. Ночи проводил в молитве сидя.
              Пищу вкушал, как траву. Предсказывал и будущую войну. Толковал Апокалипсис,

              — по благословению о.Алексия (Шушания). Изгонял бесов из тех людей, которые
              для этого ему указываемы бывали Господом.
              Множество бедствий, гонений, клевет, оскорблений перенес он за имя
              Христово"
      Аресты
        Абхазия, Сухумский р. 
        Год ареста 1927 
        Месяц ареста 12 
        Был арестован в декабре 1927г.
      Осуждения
        ./12/1927 
        Обвинение "шпионаж в пользу контрреволюционного духовенства" 
        Приговор 3 года концлагерей 
        Из протокола допроса:
             "Антисоветской деятельности с моей стороны не было. Беседы я проводил
              в Духе Священного Писания так, как я его понимаю, с тем, чтобы разъяснить
              слушателям его вернее. Конечной целью у меня было внедрить в сознание
              слушающих меня мои убеждения последователей Истинно Православной Церкви"
      Места заключения
        Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения 
        Год начала 1927 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1930 
        Отправлен на Соловки.
        Из лагеря освобожден в 1930г. и отправлен на высылку в Междуреченский р-н
        Вологодской обл.
        Вологодская о., Междуреченский р. 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1933 
        Месяц окончания 9 
      Места проживания
        Одесса 
        Год начала 1933 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1933 
        "После окончания срока высылки выехал в Сухуми, по пути заехал в г.Одессу,
            чтобы встретиться со священником Димитрием Лавровым. В Одессе Лаврова не было...
            Не помню, кого я посетил на квартире в Одессе и поехал к Лаврову в Тирасполь.
            Там я пробыл несколько дней и возвратился в Одессу. К кому я заходил на этот раз, —
            также не помню. Из Одессы я выехал в Сухуми"
              ([4], показания Л.Салькова на допросе 18.01.1935г.)
        Абхазия, Сухумский р., с.Дранды 
        Год начала 1933 
        "В Сухуми меня милиция не прописала, и я остановился на жительство в с.Дранды
            (в 23 км от г.Сухуми) у Параскевы — отчество и фамилию не знаю.
            Пробыл там недели две и поехал в Севастополь.
            В Севастополе я не жил и сразу поехал в Симферополь.
            В Симферополе я пробыл два дня и выехал в Одессу"
                  ([4], показания на допросе)
        Одесса 
        Из показаний Леонида Салькова на допросе 18.01.1935г.:
            "В Одессе я пробыл один день и выехал в Тирасполь к Лаврову Димитрию.
             У Лаврова я пробыл дня три и через Одессу выехал в Сухуми
                  ([4], показания на допросе)
        Абхазия, г.Сухуми 
        "В Сухуми я пробыл месяца два-три на даче у Авксентия Лакария.
             После этого я выехал в Одессу" ([4], показания на допросе)
        Одесса, Тирасполь 
        "В Одессе я прожил одни сутки. Ночевал на бульваре и выехал в Тирасполь
             к Лаврову Димитрию. Пробыл у него три дня и выехал в Междуреченск
             Вологодской обл." ([4], показания на допросе)
        Вологодская о., г.Междуреченск 
        Год окончания 1934 
        "Пробыл Междуреченске два с половиной месяца" ([4], показания на допросе)
        Тирасполь 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1934 
        "Через Одессу снова поехал к Лаврову Димитрию в Тирасполь.
             Прожив у Лаврова два-три дня, приехал в Одессу" ([4], показания на допросе)
        Одесса 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1934 
        Месяц окончания 10 
        "В Одессе прожил дня два-три, ни у кого не останавливался.
             В конце октября 1934г. я выехал из Одессы в Междуреченск" ([4], показания на допросе)
        Вологодская о., с.Междуреченское (Междуреченск) 
        Год начала 1934 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1935 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 1 
      Аресты
        Вологодская о., с.Междуреченское (Междуреченск) 
        Год ареста 1935 
        День ареста 12 
        Месяц ареста 1 
        Леонид Сальков был арестован в Междуреченском Вологодской обл. 12 января 1935г.
        Согласно запросу Одесского областного УНКВД 15 января 1935г. из Вологодского
        сектора НКВД Леонид Сальков был этапирован спецконвоем в Одессу
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        13/09/1935 
        Обвинение "участие в нелегальной к.р. организации "ИПЦ", организатор к/р церковной группировки ИПЦ в Одессе, а/с агитация с использованием религиозных предрассудков масс, к/р деятельность" 
        Статья ст.54–10,54–11 УК УССР 
        Приговор 5 лет ИТЛ, считая срок с 5 января 1935г. 
        Архив УСБУ Одесской обл. Д.П-21541.
        Согласно постановлению о начале следствия Одесского областного управления
        НКВД от 20 января 1935г., в контрреволюционной деятельности и антисоветской
        агитации, кроме Леонида Салькова, были привлечены священники Иванов Владимир
        Игнатьевич и Балухатин Георгий Иванович, а также Здетовецкий Владимир Ксенофонтович,
        Кох Семен Яковлевич, Кравцов Феодосий Степанович, Поспелов Федор Степанович.
        "Организатором контрреволюционной группировки с целью борьбы с советской
        властью" был назван Леонид Васильевич Сальков.
        Позднее материалы расследования по отношению к Здетовецкому и Кравцову были
        выделены в отдельное делопроизводство.
        Леонид Сальков, конвоированный в Одессу, был допрошен несколько раз, первый раз —
        18 января 1935г.
        Из протокола допроса Леонида Салькова от 28–29 января 1935г.:

          "— У кого вы останавливались на квартире при посещении вами г.Одесса?

           — Один раз ночевал у священника Владимира Иванова, ночевал у Кох Семена
             Яковлевича, у Ивана Ивановича Остославского.

           — Кого из знакомых, кроме указанных лиц, вы имеете из числа ваших единомышленников
             и почитателей?

           — В Одессе есть некоторое количество лиц — последователей ИПЦ. В кругу этих
             лиц я являлся старшим братом, давал наставления духовного порядка,
             один из них по имени Сергий называл меня учителем.
             Мои беседы носили индивидуальный характер, а также были случаи, когда
             собирались по несколько человек, которым читал духовную литературу,
             разъяснял ее или просто вел беседы на тему об ИПЦ...

           — Кого еще из духовенства из последователей ИПЦ вы знаете?

           — Помню я беседовал с Владимиром Ивановым, с которым условились пригласить
             митрополита Анатолия для беседы по вопросам ИПЦ, однако в условленный
             день митрополит Анатолий не пришел, а затем я выехал, и встреча
             с митрополитом Анатолием не состоялась.

           — Какие беседы вы проводили среди последователей ИПЦ?

           — Проводили беседы по вопросам сохранения устоев ИПЦ. В своих беседах
             я призывал их к сохранению чистоты истинного православия.
             Говорил о том, что христиане, как и всему человеческому, Соввласти верить
             не могут, что следовать за ней также не должны, т.к. все мероприятия ее,
             как продукт человеческого ума, рухнут.
             Разъяснял, что Соввласть, разрушая Божье, творит волю сатаны.

           — С кем вы вели переписку после освобождения из высылки?

           — Переписывался с Лавровым Димитрием, Кох Семеном и его женой...

           — Кого еще посещали в Одессе?

           — Раза два был у профессора Владимира Петровича Филатова. Он меня приглашал
             как человека с высшим образованием для беседы. Он меня спрашивал о сути
             некоторых вещей. Имел в виду получить от меня разъяснения, как религиозного
             человека, т.к. ему не могут его дать монахи, не имеющие образования.
             Я ему по этому вопросу говорил, что спиритизмом христиане заниматься
             не могут, так как это проявление злой силы.
             Филатов подарил мне шляпу, которая и послужила поворотом к тому, что он
             перестал меня принимать, так как ему кто-то сказал, что меня в Одессе
             кто-то увидел в его шляпе, и он может иметь неприятности в связи со мной.

           — Скажите причины ваших выездов в Вологду и на Кавказ?

           — В г.Вологда я выезжал с тем, чтобы там прожить некоторое время в г.Шуйск.
             В Шуйске я за отсутствием квартиры не мог остаться и остановился на квартире
             в с.Воинском у Дубова Ильи Ивановича.
             На Кавказ я выезжал только в Сухуми, где также имел в виду где-нибудь
             пристроиться.
             Выезжал в Сухуми в ноябре месяце 1933 года и в начале января 1934 года.
             В последний раз я там пробыл до марта 1934 года.

           — Что представляет собой круг ваших знакомых в Одессе и Тирасполе?

           — Меня познакомил с ним Димитрий Лавров, с ними я проводил беседы религиозного характера.

           — Какое у вас основное занятие?

           — Являясь последователем ИПЦ, я принял на себя подвиг странничества.
             На странничество я получил благословение от священника Ионы Атаманского.
             Средствами к существованию у меня были пожертвования от верующих и
             изредка частные работы у верующих по хозяйству. Работа же и служба
             на советских предприятиях является противной моей совести.

           — Какие вопросы вы предполагали рассмотреть на совещании у Иванова Владимира
             с участием митрополита Анатолия?
             Приблизительно в мае месяце 1934 года, по предложению Димитрия Лаврова,
             он и Иванов Владимир, и я должны были встретиться у Иванова и пригласить
             митрополита Анатолия. Мы там имели в виду обсудить создавшееся положение
             ИПЦ и выяснить у митрополита Анатолия, какие причины побудили подписаться
             его под декларацией митрополита Сергия и какой смысл был у него в этом
             поступке.
             Тут же предполагали обсудить вопрос, как относиться к митрополиту Антонию
             как к правящему архиерею.
             Других вопросов не намечали, т.к. это был первый шаг к обсуждению этих
             вопросов с участием митрополита...".

        Допрос обвиняемого был продолжен 31 января 1935г.:
         " — Кого из близких знакомых имеете в Тирасполе?

           — Близкие знакомые у меня в Тирасполе — Лавров Димитрий, священник, который
             является моим единомышленником — последователем истинно-православной церкви,
             и окружающие его почитатели — Елизавета Степановна Скольницкая, хозяйка
             квартиры, где жил Лавров. Кроме этих знаю по именам еще: Елену, Лена —
             племянница Лаврова, Маша, которые являются духовными сестрами.
             Приходит к Лаврову диакон собора. Фамилии его не знаю...
             Это те лица, которые приходят к Лаврову во время моих посещений его.
             При этих посещениях иногда служит Лавров панихиды, иногда читает акафисты,
             или же просто мы вели беседы духовного порядка".

           — Кого из близких знакомых вы имеете в Одессе?

           — ...При посещениях г.Одессы я навещал ряд лиц, проживающих в Одессе.
             Эти лица относятся к числу последователей истинно-православной церкви.
             Называть персонально этих лиц я сейчас не буду, не хочу никого предавать...

           — Какие вы проводили разговоры с последователями ИПЦ при посещениях Одессы?

           — Приходилось вести разговоры религиозного характера в разрезе учений ИПЦ...

           — Какое у вас отношение к Соввласти?

           — По моему убеждению, Соввласть послана Богом в наказание человечеству,
             поэтому я, как и всякий христианин, не должен радоваться существованию
             Соввласти, а наоборот это является скорбью. Советская власть существовать
             не будет.

           — Кого из родственников и знакомых имеете в Москве?

           — В Москве проживает моя тетка Елизавета Алексеевна, ее сын Владимир
             Александрович, который работает профессором консерватории по классу
             фортепиано. Знакомых по Москве называть не буду.

           — По вашим показаниям, Вы нигде не работаете. Какие у Вас средства к существованию?

           — Когда я был в ссылке, мне мои знакомые присылали деньги, в частности,
             присылал священник Димитрий Лавров.
             После освобождения из ссылки деньгами меня снабжают мои знакомые
             в гг.Сухуми, Одессе и Тирасполе. На эти средства я разъезжал в указанные
             мной на предыдущих допросах места".

        На допросе от 28 февраля 1935г., отвечая на вопрос о преследуемых целях
        в своей антисоветской агитации, Леонид Сальков ответил:
           "Я преследовал цель сохранить чистоту веры лично в себе и помочь другому
            путем соответствующих убеждений. Будучи не согласным с политикой Соввласти,
            основываясь на своих религиозных убеждениях, я и проводил борьбу
            с мероприятиями Соввласти.
            Я считаю, что социалистическое строительство ведет к нарушению чистоты
            истинного православия, поэтому я сам не только не мог принимать участия
            в нем, но и являюсь противником его, в частности, по этим мотивам,
            как я показывал, и даже считаю противным своей совести работать в советских
            предприятиях и учреждениях.
            К этому я также призывал и других путем соответствующих бесед с верующими".

        Из показаний о Леониде Салькове С.Я.Коха:
           "Знаю его лет 10. Встречал его в церкви, где служил Иона Атаманский.
            По словам Салькова, у него имеется брат младший в Москве или в г.Таганроге,
            двоюродная сестра в Крыму. Посещая г.Одессу, Сальков неоднократно выезжал
            в Крым, в Симферополь, Севастополь, на Кавказ в Сухуми, в Москву и Вологду.
            Знакомые в Одессе Салькова — семья Сычевских, Маркушевская Пелагея
            Михайловна, Магдебура Екатерина Георгиевна и Магдебура Алексей Антонович,
            Сергей Бершацкий. Знаю, что Сальков заходил к проживающему по ул.Преображенской
            Ивану Ивановичу и его жене — фамилию не знаю...
            Сальков в своих проповедях говорил о близкой кончине мира, о том,
            что советская власть послана верующим в наказание, что со стороны Соввласти
            идут сейчас притеснения и гонения на Церковь, что скоро будет такое
            положение, что все церкви закроют, после чего будет перемена Соввласти,
            а потом Церковь восторжествует.
            Припоминаю, что при посещении меня Сальковым Леонидом ко мне приходил
            Поспелов Федор Степанович...
            Все лица, о которых я говорил, являются церковными знакомыми и в данном
            случае все они были объединены общими интересами ИПЦ.
            Леонид Сальков был руководителем и воспитателем данной группы.
            Насколько мне известно, Сальков сана священнослужителя не имеет, однако
            его почитают как духовного отца, и некоторые лица (Сергей Бершицкий)
            считают его просто учителем.
            Леонид Сальков по примеру священнослужителей благословлял своих почитателей
            и ему при благословении его почитатели целовали руки...
            Организатором группы ИПЦ является Л.Сальков, который и вербовал сам
            лично разных лиц в эту группу...
            я предоставлял свою квартиру для проведения бесед Салькова,
            для устраивания нелегальных собраний. Сальков говорил, что
            Церковь отступила от православия, и обвинил в этом митрополита Сергия.
            Говорил, что митрополит Сергий издал неправильную декларацию.
            Говорил, что сказав на конференции, что притеснения религии в СССР нет,
            митрополит Сергий предал и нас верующих, и Церковь".

        Из протокола допроса о.Георгия Балухатина от 25.01.1934г.:

         "— Что Вы знаете о Леониде Салькове?

          — Леонид Сальков является единомышленником-последователем ИПЦ.
            К нему я приезжал, чтобы от него как человека образованного получить
            наставления и послушать его беседы в отношении ИПЦ, т.к. я стремился
            к сохранению чистоты православия в современных условиях.

          — Сальков не имеет сана священнослужителя и монаха. Кем же он для вас является?

          — Хорошим духовным наставником.

          — Наставником у вас является также митрополит. Почему вы обращаетесь
            к Салькову?

          — С Сальковым Леонидом я знаком лет 8–10, и когда в Одессе не было митрополита,
            Сальков для нас являлся прямым наставником и руководителем.
            После того, когда появился митрополит, и мы вошли в его подчинение,
            как и учил нас Сальков, из подчинения митрополита, в данном случае
            митрополита Анатолия, мы не выходили и в то же время за наставлением
            об ИПЦ обращались к Салькову Леониду".

        Из протокола допроса о.Владимира Иванова:

         "— Что вы можете сказать о Салькове?

          — Меня познакомил с ним Лавров. С Сальковым я говорил о высоте жизни и
            стойкости первых христиан. Он мне рассказывал также о ИПЦ...

          — По каким вопросам вы с Сальковым решили пригласить митрополита Анатолия?

          — По предложению Лаврова, я с ним и с Сальковым решили пригласить митрополита
            Анатолия для того, чтобы обсудить вопрос сохранения чистоты ИПЦ...
            в связи с нарушением канонических правил митрополитом Сергием...

          — Кем, по-вашему, является Сальков?

          — Миссионером".

        Из протокола допроса Федора Поспелова:

         "— При моем посещении квартиры Кох я познакомился с Сальковым и священником
            Владимиром Здетовитским. Я помню, что Сальков осуждал обновленчество.

          — Являлся ли Сальков священнослужителем?

          — Не знаю. Лично я его как духовное лицо не признаю. Его почитатели считают его
            духовным лицом, в частности, благословляет он их, как духовное лицо,
            с целованием ему руки.

          — Кем, по Вашему, является Сальков?

          — Миссионером".

        Было составлено обвинительное заключение:
           "... По поступившим сведениям, в Одессе существует группа
            ... контрреволюционной организации ИПЦ, созданной прибывшим в 1934г.
            из концлагеря бывшим помещиком и бывшим белым офицером Сальковым.
            К этой группе принадлежали попы Иванов Владимир, Балухатин Георгий,
            бывший секретарь тихоновского митрополита Поспелов Федор и служащий
            больницы Кох Семен...
            21 января участники этой группы были арестованы.
            Во время собраний под руководством Салькова проводилась контрреволюционная
            агитация, сводившаяся к тому, что Соввласть является властью антихриста,
            посланной народу в наказание, и что верующим необходимо бороться с ней...
            Обвиняемый Сальков показал, что он является организатором и руководителем
            Одесской группы, которую он создал в 1934г., будучи освобожден из концлагеря.
            Из состава группы Сальков назвал Коха, Поспелова, Иванова, Балухатина и др.
            Показал о нелегальных собраниях...
            По показаниям Салькова, "Истинно-православные" не должны признавать Соввласти
            и ее органов, а также не работать в Совучреждениях.
            Сальков призывал членов своей группы разъяснять верующим это положение...
            Сальков, по освобождению из концлагеря, где он отбывал наказание,
            как один из руководителей к.р. организации "ИПЦ" проживал на нелегальном
            положении, не имея паспорта, разъезжал по разным городам: Одесса, Тирасполь,
            Москва, Вологда, бывал в Крыму и на Кавказе, останавливаясь у своих
            единомышленников.
            О своих иногородних связях Сальков отказался давать показания".

        Согласно Заключительному постановлению по обвинению Салькова Леонида,
        Иванова Владимира, Балухатина Георгия, Поспелова Федора и Коха Семена
        от 29 марта 1935 года было принято решение направить дело в Особое Совещание
        при НКВД СССР с ходатайством о заключении в концлагерь сроком на 5 лет:
        Салькова Л.В., Иванова В.И. и Балухатина Г.И.
        Обвиняемых Поспелова Ф.С. и Коха С.Я. выслать в Северный край сроком на 3 года.
        Все обвиняемые, кроме Коха, на момент вынесения постановления о передаче дела
        в Особое Совещание находились в 4 Спецкорпусе Промколонии.
        10 апреля 1935г. прокурор г.Одессы с обвинительным заключением согласился,
        но предложил ослабить меру наказания и применить "высылку в отдаленные
        местности СССР сроком на три года каждого".

        Дело было отправлено в Киев, и 28 апреля 1935 года Оперуполномоченным 4 Отдела
        СПО УГБ НКВД УССР было найдено, что:
         "а) материалами следствия преступная деятельность обвиняемых, выразившаяся
             в участии в нелегальной к.р. организации "ИПЦ", организованной и
             руководимой обвиняемым Сальковым, ведение а/с агитации и использование
             в этих целях религиозных предрассудков масс — доказана;...
          в) на основании Постановления ЦИКа СССР от 10 июля 1934г. дело по своему
             характеру подлежит рассмотрению в Особом Совещании при НКВД СССР".
          Киев ходатайствует о заключении в концлагерь сроком на 5 лет — Салькова Л.В.,
          о заключении в концлагерь сроком на 3 года — Балухатина Г.И. и Иванова В.И.,
          а также о высылке в отдаленные местности сроком на 3 года — Поспелова Ф.И.
          и Коха С.Я.
        Согласно выписке из протокола Особого Совещания при НКВД СССР от 13 сентября
        1935г. за "участие в контрреволюционной группе" обвиняемые по данному делу были
        приговорены:
         Сальков Л.В. — к заключению в ИТЛ сроком на 5 лет, считая срок с 5 января 1935 года;
         Иванов В.И. — к заключению в ИТЛ сроком на 3 года, считая срок с 21 января 1935 года;
         Балухатин Г.И. — к заключению в ИТЛ сроком на 3 года, считая срок с 19 января 1935 года;
         Поспелов Ф.С. — к ссылке в Казахстан сроком на 3 года, считая срок с 21 января 1935 года;
         Кох С.Я. — к ссылке в Казахстан сроком на 3 года, считая срок со дня вынесения настоящего постановления.[22]
      Места заключения
        Одесса, Промколония, 4-й Спецкорпус 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1935 
        Месяц окончания 9 
        После приговора Леонид Васильевич Сальков и священник Георгий Балухатин были
        отправлены в г.Караганду в распоряжение начальника Карлага НКВД,
        о.Владимир Иванов — в г.Медвежьегорск в распоряжение начальника Белбалтлага,
        о.Федор Поспелов и С.Я.Кох — были отправлены этапом в г.Алма-Ата в распоряжение
        УНКВД КазССР
        Казахстан, Карагандинская о., Карлаг НКВД 
        Год начала 1935 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1937 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 11 
      Аресты
        Казахстан, Карагандинская о., Карлаг НКВД 
        Год ареста 1937 
        День ареста 18 
        Месяц ареста 11 
        Арестован в лагере
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Карагандинской обл. 
        17/12/1937 
        Обвинение "к/р деятельность, распространение молитв, панихида по расстрелянной царской семье" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Из материалов дела:
            "Отбывая наказание в Карлаге, Сальков Л.В. проводил религиозные обряды,
             распространял среди заключенных написанные им молитвы, говорил о скором
             падении советской власти.
             Совместно с Краснопевцевым 8 ноября 1937г. служил панихиду по расстрелянной
             царской семье".

        Леонид Сальков виновным себя не признал, заявив, что он "не подлец и не предатель,
        и кровью других людей себе свободы не покупает".

        17 декабря 1937г. тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. Леонид Сальков
        был приговорен к расстрелу
    Кончина
      1938 
      День 7 
      Месяц 3 
      расстрел 
      Место Казахстан, Карагандинская о., Карлаг НКВД 
      Леонид Сальков был расстрелян в Карлаге с группой верующих 7 марта 1938г.
    Канонизация
      Мученик Леонид Сальков 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Алматинская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 22.02 
          Новый стиль 07.03 
          день мученической кончины (1938г.) 
        3
          Старый стиль 19.11 
          Новый стиль 02.12 
          день памяти в Патриаршем календаре 
    Реабилитация
      Дата 28/04/1989 
      Кем реабилитирован обл.прокуратура и Управление КГБ по Карагандинской обл. 
      По году репрессий 1937 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Королева Вера Викторовна (исследователь)
      Использованы материалы: Архив ДКНБ по Карагандинской области. Д.02571.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ