Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Богаевский Алексей Феофилактович Дела ob8.81 => ob8.81 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Крым, г.Феодосия, Всехсвятская кладбищенская церковь 
    протоиерей 
    Должность настоятель, благочинный церквей Феодосийского округа 
    Год начала 1919 
    Год окончания 1928 
    В январе 1923г. на состоявшемся в Феодосии окружном благочинном собрании было
    принято решение о подчинении Таврическому Епархиальному управлению, являвшемуся
    высшим руководящим органом "обновленческого" движения Крыма.
    С вопросами, связанными с деятельностью "обновленческого" Епархиального
    управления, стали обращаться настоятели многих приходов. Протоиерей Алексий им
    рекомендовал самостоятельно решать вопросы сотрудничества с лидерами "обновления" Крыма.
    В сентябре 1923г. о.Алексий Богаевский получил письмо от архиепископа
    Никодима (Кроткова), являвшегося до 1922г. управляющим Таврической епархией,
    который просил его изложить ситуацию, связанную с положением дел в округе.
    В письмах из Москвы Владыка Никодим (Кротков) давал рекомендации и руководящие
    указания о дальнейшей деятельности приходов Феодосии.
    Установление контактов с архиепископом Никодимом привело к разрыву отношений
    многих священников Феодосийского благочиния с ТЕУ (Таврическое епархиальное
    обновленческое управление).
    В январе 1924г. в Феодосию прибыл архиепископ Александр, возглавлявший ТЕУ.
    Впоследствии на благочинном собрании в 1925г. о.Алексий указал:
       
    "В деятельности ТЕУ накопилось столько непродуманного, нетактичного и вредного
        для Церкви, что архиепископу Александру достаточно было поприсутствовать
        на пастырском собрании, чтобы он убедился в том, что о восстановлении
        прежней связи округа с ТЕУ не могло быть и речи.
        Архиепископ Александр, смущенный неподатливостью Феодосийского духовенства,
        оставил нас в покое, а через некоторое время и сам отошел от обновленческой
        церковной власти, покаявшись перед Патриархом Тихоном".

    Однако Таврическое Епархиальное управление продолжало считать Феодосийское
    благочиние своей епархией и продолжало присылать в округ свои распоряжения.
    Особенно усилилось это влияние после приезда в Феодосию архиепископа Василия,
    бывшего ректора Таврической духовной семинарии Василия Васильевича Знаменского.
    В ноябре 1924г. был созван Епархиальный съезд "обновленческой" церкви Крыма.
    В связи с тем, что протоиерей Алексий Богаевский отказался выполнять его
    решения в округе, представителем ТЕУ в Феодосию был назначен протоиерей
    Михаил Синицын.
    ТЕУ попыталось разделить Феодосийский округ на 2 самостоятельных благочиния:
    Феодосийский и Старо-Крымский.
    Назначенные в эти округа благочинными протоиерей П.Троицкий и священник К.Брянцев
    от назначений отказались.
    Для усиления влияния ТЕУ в округе в июле 1925г. Михаил Синицын организовал
    съезд духовенства и мирян. Однако съезд не состоялся из-за отсутствия
    подавляющей части духовенства.
    Наступивший раскол привел к тому, что многие настоятели приходов обратились
    к протоиерею Алексию Богаевскому с предложением продолжить выполнение работы
    в должности благочинного.
    На съезде выступил епископ Керчь-Феодосийской епархии ТЕУ Павел.
    Он попытался рассказать присутствовавшим об антигосударственной деятельности
    Патриарха Тихона и предложил съезду признать власть "обновленческого" Синода.
    Предложения епископа Павла были отвергнуты большинством присутствующих.
    21 августа 1925г. в Феодосийское городское управление милиции поступило
    заявление благочинного Феодосийского округа протоиерея Алексея Богаевского,
    в котором он указал, что к нему обратилось несколько священников округа,
    настаивающих на проведении благочинного собрания, на котором предлагалось
    рассмотреть ряд вопросов, касающихся внутрицерковной жизни благочиния
    в 1923–1925гг.
    Председатель Феодосийского райисполкома разрешил проведение собрания
    по следующей повестке дня:
      о состоянии церковной жизни в Феодосийском благочинном округе в 1923–1925гг.;
      о выборах Благочинного Совета; выборы Благочинного округа; Рассмотрение текущих дел.
    Собрание состоялось 1 октября 1925г. На нем присутствовали представители
    16 приходов. Участниками собрания были 50 человек, из них: 15 священников,
    7 псаломщиков и 28 мирян.
    Благочинный округа протоиерей о.Алексий Богаевский выступил с докладом.
    Он достаточно четко и подробно охарактеризовал обстановку, в которой проходила
    деятельность приходов не только всего округа, но и всего полуострова в 1923–1925гг.
    Он, в частности, отметил, что принятое в январе 1923г. на окружном благочинном
    собрании решение о подчинении ТЕУ, носило временный характер, т.к. клиру
    и мирянам не до конца были ясны цели и задачи движения "обновления".
    Поместный Собор 1923г., прошедший в Москве под флагом "обновления", принял
    ряд решений, которые, по мнению А.Богаевского, нарушали постановления ряда
    Вселенских Соборов.
    Собрание приняло следующее решение:
       "1. Считать, что так называемый собор, состоявшийся в Москве
           в мае 1923 года, нарушил апостольские правила, осудив Патриарха Тихона
           (заочно), допустив второбрачие священнослужителей, пресвитеров и
           дьяконов, а также допустив женатых епископов, ... твердо следуя
           апостольским святоотеческим правилам, мы не можем признать бывший в
           Москве, в мае месяце 1923 года собор каноническим и отвергаем его
           незаконные постановления.
        2. Решение благочинного собрания Феодосийского округа от 31 января 1923г.
           коим Феодосийский благочинный округ поставил себя в подчинение Таврического
           Епархиального управления, а через него и новой (обновленческой) ныне
           Синодальной церковной власти, считать утратившим свою силу, а посему
           отменить, так как условия, при наличии коих мыслилось это подчинение,
           нарушено деяниями Поместного Собора Русской церкви, состоявшегося в
           мае 1923 года.
        3. Признавая Русскую Патриаршую Церковь канонической, считать Феодосийский
           благочинный округ в составе следующих общин: — Александро-Невского собора
           г.Феодосии; — кладбищенской церкви г.Феодосии; — Николаевской церкви
           г.Феодосии...
           в общении и подчинении, осуществляемом в настоящее время властью
           Патриарха, его Местоблюстителем митрополитом Петром Крутицким, имя
           коего и возносить за богослужением.
        4. Почитая своим законным Архипастырем архиепископа Таврического и Симферопольского
           Никодима, а временно управляющим епархией — епископа Мелитопольского
           Сергия, в виду их отсутствия,
           ходатайствовать через епископа Сергия перед митрополитом Петром Крутицким
           о назначении в г.Феодосию православного епископа с правами викарного
           епископа, или же временно управляющего Таврической епархией.
        5. Считать Феодосийский округ в составе общин...(перечислены приведенные
           нами ранее — авт.). в союзе и подчинении Патриаршему блюстителю — как
           выразителю чистого православия.
        6. Рекомендовать общинам, вошедшим в общение и подчинение Патриаршего
           Местоблюстителя, внести дополнения в Устав...
    На собрании был избран Совет благочиния в следующем составе:
           от клира — Богаевский Алексей Феофилактович, Воронин Анатолий Леонидович,
           Гладкий Иоанн Карпович;
           от мирян — крестьянин Тищенко Макар Игнатович и рабочий Бойко Василий
           Игнатьевич.
    Кандидатами в Совет были избраны:
           игумен Мартиниан Столяров и рабочий Коченов Василий Павлович.
    От избрания в Совет отказался набравший большинство голосов протоиерей Макковеев.
    Благочинным округа единогласно был избран Алексей Богаевский.
    Проведенное собрание явилось основанием для начала преследований А.Богаевского
    со стороны органов власти.
    24 декабря 1925г. ГПУ Крыма направило в Центральное Административное
    управление (ЦАУ) Крымской АССР представление, в котором отмечалось, что
    прошедший в Феодосии съезд состоялся с нарушением повестки дня.
    7 января 1926г. начальник Центрального Административного управления Лаубе
    направил в Феодосийский городской отдел милиции письмо, в котором он требовал
    "привлечь к административной ответственности священника А.Богаевского".
    20 июня 1926г. ЦАУ Крыма потребовало от Феодосийского горисполкома распустить
    Благочинный Совет как "незаконно созданный".
    9 июля 1926г. члены Благочинного Совета А.Гладков, А.Богаевский, А.Воронин,
    М.Тищенко и В.Бойко дали подписку начальнику отдела админнадзора Феодосии
    Борщевскому о прекращении деятельности Совета благочиния и передаче всех его
    документов в админотдел.
    У Богаевских забрали дом в центре города, выселив в сторожку при церкви.
    Неприятности и скорби объединили православных города и подтолкнули их
    к наступательным действиям. После праздничной литургии в день памяти
    первоверховных апостолов Петра и Павла собрание общины Александро-Невского
    собора решило пригласить настоятелем храма епископа Кирилла (Соколова Виктора
    Ивановича).
    Испытавший гонения протоиерей Алексий Богаевский не стал противиться инициативе
    общины и согласился. Власти дали разрешение на въезд епископа Кирилла в январе
    1926г. Православные люди к нему потянулись, увидели и признали в нем своего
    архипастыря, и уже 2 марта 1926г. сам владыка обратился в ЦАУ Крыма с
    заявлением о том, что под его омофор захотело прийти общины и они желают
    видеть его своим архиереем.
    Однако в марте 1927г. ГПУ Крыма внесло в ЦАУ предложение не регистрировать
    епископа Кирилла (Соколова) в качестве епархиального архиерея, а оставить
    за ним только настоятельство в Александро-Невском соборе, что не помешало ему
    оставаться для верных православных архиереем.
    В апреле 1927г. к владыке Кириллу обратился обновленческий епископ Модест (Никитин)
    с предложением "прекратить церковный раскол" и создать единое управление в Крыму.
    но у него ничего не вышло.
    В 1928г. недавно появившимся в округе обновленческим священником
    М.Битиным был спровоцирован конфликт между обновленцами и православными
    в с.Сорыгаль. М.Битин попросил семью обновленцев Алдановых — Марка Антоновича и
    Серафиму Ивановну (которая впоследставии дала в ГПУ особенно злобные показания
    против православных священников) активно заняться вербовкой в обновленческое
    движение и быстро сформировать двадцатку. Они стали ходить по окрестным
    деревням и агитировали и без того сбитый с толку и запуганный народ.
    Об этом узнали о.Василий Памфилов и благочинный протоиерей Алексий Богаевский.
    Своему обновленческому начальству М.Битин жаловался, что в городе наряду
    с тихоновским "обновленцев" стало травить и греческое духовенство, они
    "распространяют слухи, что обновленческие священники в алтаре курят, прикуривая
    от лампад, а также танцуют в церкви и т.д.".

    Обновленческая чета Алдановых 24 августа 1928г. агитировала в одном из сел
    под Феодосией и добилась некоторого успеха, но об этом узнал о.Василий Памфилов
    и послал своих людей, которые легко разрушили "успех" их агитации.
    В отместку, когда 25 августа 1928г. был колокольный звон в сарыгольской церкви,
    обновленцы обвинили православных в том, что "набат призывал людей на погром
    обновленцев".

    Из доноса в ОГПУ М.А.Алданова:
       "В Феодосии появился обновленческий священник для организации группы
        верующих, которому более активные тихоновцы в лице Памфилова Василия
        и Богаевского Алексея совместно со своими "сестрами" Горбалевской В.М.,
        Ланской А.Н.... начинают угрожать...
        Распространяют слухи Богаевский и Памфилов о том, что скоро может быть
        перемена власти и всех обновленцев устроят на виселицу. Запугивают
        тем, что "власть Церковь хочет закрыть", что "обновленцы продались
        Советской власти".... Прошу принять меры".
    Алданова вызвали в ГПУ, и он лично подтвердил свое заявление:
       "Примерно в июне месяце с.г. в Феодосии появился обновленческий священник
        для организации обновленческой группы и за содействием обратился ко мне.
        Я согласился и принял участие в вербовке членов в группу в пос.Сарыголь
        и ближайших деревнях. О мероприятиях обновленцев сразу же стало известно
        тихоновцам, в частности, священнику сарыгольской церкви Памфилову Василию
        и благочинному... Алексею Богаевскому.
        С их стороны в отношении обновленцев повелась жестокая травля.
        Богаевский и Памфилов подстрекают наиболее близких себе лиц из числа
        верующих и при их помощи стараются запугивать обновленцев, угрожая
        записавшимся к обновленцам избиениями. Такие угрозы были и в отношении
        моей жены Серафимы Ивановны и др. Фанатики-староцерковники, подстрекаемые
        Памфиловым и Богаевским, называли нас агентами ЧК, агентами Соввласти,
        запугивали тем, что "скоро Советская власть падет и обновленцев, продавшихся
        Советской власти и коммунистам, повесят всех в первую голову".
        Мне известно, что Памфилов очень часто за последнее время бывает
        у Богаевского, где они и совещаются, как бороться против нас...
        Памфилов и Богаевский действовали против нас совместно, стараясь спрятаться
        за спиной своих сподвижников. А путем натравливания [верующих на обновленцев]
        ... хотят запугать нас, остаться как бы в стороне от ответственности".

    Следователем было начато уголовное дело против священников и принято решение:
       "Пребывание на свободе обвиняемых может отразиться на производстве расследования
        путем воздействия их на массы, также не исключена возможность уклонения
        их от следствия...
        Памфилов и Богаевский в своих корыстных целях через посредничество
        сестричества сарыгольской церкви натравливали одну группу рабочих
        на другую на почве религиозных разногласий с целью вызвать недовольство
        Советской властью.
        Распускали провокационные слухи о стремлении Соввласти закрыть церкви
        под клубы.
        С целью запугивания распускали слухи о скором падении власти..., а
        также не допустить организации так называемой "обновленческой группы"
        в Сарыголе и Феодосии"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ