Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Лаврентий (Левченко Стефан Иванович) Год рождения1893 День рождения26 Месяц рождения4 Место рожденияТомская губ., Змеиногорский у., Курьинская вол., с.Николаевское иеромонах
По данным [1] место рождения: Полтавская губ., Кременчугский у., с.Твердохлебово.
Родился в семье крестьян Ивана Леонтьевича и Акилины Федоровны Левченко.
У Стефана были старшие сестры: Ксения, Евфросиния и Мария.
Сестра Стефана Ксения в 1891г. поступила в Шамординский монастырь Калужской губ. и
впоследствии пострижена в монашество с именем Евгения.
Через четыре года в Шамординский монастырь поступила сестра Евфросиния, принявшая
постриг с именем Анатолия.
В 1909г. в тот же монастырь поступила его сестра Мария.
В 1910г. в Шамординский монастырь поступила и мать Стефана, приняв монашеский
постриг с именем Акилина, а его отец тогда же поступил в Оптину Пустынь, приняв
схиму с именем Иоанн (он умер в 1929г. и погребен у храма Покрова в Козельске).
Вместе с отцом в 1910г. ушел в Оптину Пустынь и Стефан Родство
Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина Пустынь монах, иеродиакон, архидиакон Должность послушник Год начала1910 Калужская губ., г.Козельск, Казанская монастырская церковь архидиакон Год окончания1923
После революции и преобразования монастыря Оптина пустынь в сельхозартель Казанский
храм оставался действующим дольше других храмов обители.
Архидиакон Лаврентий поселился в Козельске в домике, в котором собрались его отец,
мать и сестры все монашествующие.
К ним присоединились некоторые из оптинской братии, и получилась небольшая обитель.
Зарабатывали они тем, что давала кустарная мастерская по изготовлению валяной
обуви, которая была устроена в их доме. Валенки, которые они изготовляли,
славились и высоким качеством выделки, и на них всегда был большой спрос.
После того, как в 1923г. в Казанском храме Оптиной прекратились службы, монахи
перешли служить в Георгиевский храм в Козельске Калужская губ., г.Козельск, Георгиевская церковь архидиакон Год начала1923
В церкви было 6 престолов: Василия Великого, Преображения Господня, вмч.Георгия,
Казанской Богоматери, вмц.Параскевы Пятницы и Иоанна Предтечи.
Настоятелем Георгиевской церкви стал иеромонах Макарий (Чиликин), здесь стал
служить и архидиакон Лаврентий.
По большим праздникам в Георгиевский храм приходил служить бывший настоятель
Оптиной архимандрит Исаакий (Бобраков) и иноки, поселившиеся в близлежащих
деревнях, и в эти дни пели на два клироса.
Впоследствии прихожане храма села Ивановского, расположенного неподалеку от Козельска,
стали просить архиепископа Сильвестра (Братановского) рукоположить полюбившегося
им благочестивого батюшку во иеромонаха, и архиепископ исполнил их просьбу
Калужская о., Козельский р., с.Ивановское, церковь св.ап. и ев.Иоанна Богослова иеромонах Год окончания1937 День окончания6 Месяц окончания9
В Ивановское к о.Лаврентию переехали монахини-сестры, они помогали по храму и
зарабатывали на жизнь рукоделием.
Иеромонах Лаврентий ходил по деревням, общался с крестьянами и, будучи человеком
мастеровым, часто был привлекаем к ремонту молотильных машин в колхозе (машины
колхозу дали, а мастеров тогда еще не подготовили).
В 1935г. сотрудники НКВД принялись собирать об о.Лаврентии сведения на предмет его
ареста. С этой целью осведомителям было дано задание заводить об о.Лаврентии
беседы, чтобы получить о нем такого рода сведения, чтобы обвинить его в
контрреволюционной деятельности и арестовать.
Из беседы осведомителя с некоторыми верующими выяснялось, что о.Лаврентий
пользуется большим авторитетом у православных. Некий человек поведал осведомителю: "Приезжая в Козельск, он обходит всех монахов и монашек и уговаривает, чтобы мы терпели, как терпел Христос... Мы, когда говорим с ним, и не евши сыты бываем от его слов".
От других же верующих осведомитель узнал: "Иеромонах Лаврентий держится очень осторожно, незаметно и старается быть полезным не только для православного общества, но и для новосозданных колхозов, так что когда там ломается что-то из техники, то идут к нему, а он помогает безотказно. Но большей частью же старается молчать, чтобы не обнаружить своего мнения".
В апреле 1936г. сотрудники Козельского отделения НКВД допросили нескольких жителей
из прихода села Ивановское, требуя, чтобы они дали компрометирующие показания
о священнике, дабы, не раскрывая имен осведомителей, получить материалы для его
ареста и осуждения. Но свидетели дали путаные показания, так что арест о.Лаврентия
был тогда отложен.
Однако в конце лета 1937г. вышел приказ Сталина о массовых арестах, и тогда
протоколы допросов были извлечены как доказательные для обвинения священников
Калужская (Западная) о., Козельский р., с.Ивановское Год ареста1937 День ареста5 Месяц ареста10
В первых числах сентября 1937г. соседка о.Лаврентия сообщила ему, что
арестован священник соседнего прихода, и о.Лаврентий стал собирать вместе
с сестрой вещи, которые могли бы ему понадобиться в тюрьме.
6 сентября 1937г. он был арестован и заключен в камеру предварительного заключения
при козельской милиции
тройка НКВД СССР по Западной обл. 06/10/1937 Статьяст.5810 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел
УФСБ России по Калужской обл. Д.П-13441.
В день ареста о.Лаврентия допросил начальник Козельского РО НКВД.
Из протокола допроса:
" Следствие располагает данными, что Вы производили церковную службу по колхозам района, брали деньги и продукты от колхозников, собирали подписи среди колхозников, не имея разрешения на это от сельсовета, райисполкома и колхоза. Просим не путать и дать правдивое показание по этому вопросу.
Действительно, производил богослужение в колхозах деревень Лаврово, Ивановское, Староселье, Новоселие, Заречье, Толстое и пос.Алпатовское, за произведенные религиозные требы платили деньгами... хлебом... подписи я среди колхозников не собирал...
Следствие располагает данными, что Вы предлагали колхознице Евфросинии Волковой посещать церковь вместе с детьми и... проводили агитацию против школы.
Евфросинию Волкову я знаю... она с 1932г. не ходит в церковь; почему она бросила церковную службу, я не знаю... против школы я... не агитировал.
Следствие располагает данными, что вы... на поле среди колхозниц в колхозе Мировой Октябрь проводили контрреволюционную агитацию против советской власти. Требуем правдивого показания по данному вопросу.
В колхозе я бывал, но контрреволюционной агитации я не проводил виновным себя не признаю.
В 1937г. Вы без ведома сельсовета и колхоза в ночное время обходили дворы колхозников и собирали подписи просим дать правдивое показание по этому вопросу.
Без дела я по домам колхозников не ходил, если ходил, то по просьбе колхозников: были случаи, что по вечерам ходил служить "требы" в дома, где имеется необходимость. Подписи не собирал".
22 сентября 1937г. начальник Козельского отделения НКВД составил обвинительное
заключение и направил его на рассмотрение тройки, добавив от себя, чтобы дело
иеромонаха Лаврентия было рассмотрено по первой категории, т.е. чтобы он был
приговорен к расстрелу.
56 октября 1937г. состоялось заседание тройки НКВД, и о.Лаврентий был приговорен
к расстрелу
Калужская (Западная) о., г.Козельск, камера предварительного заключения при Козе Год начала1937 День начала6 Месяц начала9 Год окончания1937 День окончания26 Месяц окончания10
Кончина
1937 День25 Месяц10 расстрел
Иеромонах Лаврентий был расстрелян 25 октября 1937г. и погребен в общей безвестной
могиле.
По данным [1], дата расстрела 26 октября 1937г.
Предание сохранило память о внешнем образе о.Лаврентия он был высокого роста,
с длинными черными волосами, большой густой черной бородой
Канонизация
Преподобномученик Лаврентий (Левченко) Дата06/10/2006 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 6 октября 2006г. Кто представилСвято-Введенская Оптина пустынь
Тропарь, глас 4: Славою богоугодных подвигов твоих/ днесь страна Калужская хвалится/ и Оптина Пустынь память твою светло празднует,/ преподобномучениче Лаврентие блаженне,/ явился бо еси веры крепкий адамант/ и освятил еси землю нашу кровию твоею,/ темже моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Землю калужскую обтекл еси,/ богомудре Лаврентие,/ благоуханием Христовым сию облагоухая/ и словом Божиим чада твоя питая;/ темже и ныне не презри зовущия ти:/ радуйся, мучениче преславне.Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
2
Старый стиль12.10 Новый стиль25.10 день мученической кончины (1937г.)