Ќовомученики и »споведники –усской ѕравославной ÷еркви XX века
(с) ѕравославный —в€то-“ихоновский Ѕогословский »нститут (с) Ѕратство во »м€ ¬семилостивого —паса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
‘»ќ
ќнисим (ѕоль (Ѕурданов) ќлег ¬ладимирович)
    ќнисим (ѕоль (Ѕурданов) ќлег ¬ладимирович) 
    √од рождени€ 1900 
    ƒень рождени€ 31 
    ћес€ц рождени€ 5 
    ћесто рождени€  иев 
    иеромонах 
    ѕо данным [ƒ1] родилс€ 17 (29?)ма€ 1900г.
    ѕо другим сведени€м, родилс€ осенью 1899г.
    –одилс€ в семье пианиста и композитора ¬ладимира »вановича ѕол€. ћать его,
    ћарина —таниславовна, наполовину русска€, наполовину полька, очень красива€
    женщина, была певицей. ¬ семье было трое детей: сын ќлег и две дочери
    (одна из них — “амара).
    ¬ раннем детстве ќлега родители разошлись. ¬скоре ћарина
    —таниславовна вышла замуж за художника и родила еще трех дочерей.
    —емь€ отдала дань разным интеллектуальным ве€ни€м тех лет: ћарина —таниславовна
    жила в близком общении с ¬.ѕ.ѕешковой, женой ј.ћ.√орького, была дружна с
    Ћ.ј.—улержицким, русским общественным и театральным де€телем.  оснулось семьи
    вли€ние теософии и индуизма. —емь€ была воспитана в строгом вегетарианстве.
    ћарина —таниславовна рассказывала, что ќлег с самого своего рождени€ отличалс€ от
    всех выражением глаз. ќна признавалась, что "бо€лась всматриватьс€ в эти глаза",
    наполненные то ли сознанием и грустью, то ли предчувствием какой-то обреченности
    или трагической призванности. ƒетство ќлега складывалось нелегко: отчим откровенно
    ревновал жену к чужому сыну.
    ¬ 1914г., во врем€ ѕервой ћировой войны, ћарина —таниславовна, будучи уже женой
    художника Ѕурданова, эвакуировалась с семьей из  иева в ћоскву.
    ќлег переехал в ћоскве к отцу — ¬ладимиру »вановичу ѕолю.
    »звестно, что отец ќлега, композитор ¬ладимир »ванович ѕоль, еще до 1917г.
    уехал в ѕариж, где и умер после ¬торой мировой войны, будучи директором
    ƒетской ѕарижской консерватории
    –одство ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[по 1918г.] [до 1927г.] [1927-1929гг.] [1929-1930гг.]
      ќбразование
        ћосковское реальное училище
        √од окончани€ 1918 
      ћеста проживани€
        ћосква 
        √од окончани€ 1918 
        ќлег окончил реальное училище, когда произошла революци€, наступил голод и развал жизни.
        ∆ил в это врем€ в семье отчима, но чувствовал себ€ в ней обузой.
        ¬ 1918г., вскоре после окончани€ училища, он ушел из дома.
        ¬ошел в “олстовское ќбщество (√азетный пер., д.12).
      јресты
        ћосква 
        √од ареста 1918 
        ¬ 1918г. ќлега призвали в армию. ќн, будучи тогда по убеждению толстовцем,
        отказалс€.
        ќлега арестовали, ему грозил расстрел.
        Ќа суде в защиту ќлега выступил √орбунов-ѕосадов, друг Ћьва “олстого и
        поручилс€ за ќлега в том, что его отказ от военной службы — не контрреволюци€,
        а человеческие убеждени€, которые не позвол€ют ему брать в руки оружие
        дл€ убийства людей.
        ¬ 1919г. постановлением Ќарсуда он был освобожден от военной службы по
        религиозным убеждени€м.
        Ќа суде спросили, каким общественно-полезным делом он будет заниматьс€,
        если его отпуст€т. ќлег сказал, что любое дело согласен выполн€ть, но предпочел
        бы быть педагогом
      ћеста проживани€
        ћосковска€ губ., ст.Ќахабино 
        √од начала 1919 
        √од окончани€ 1921 
        ¬ 1919–1921гг. работал инструктором по сельскому хоз€йству в
        ƒетском “рудовом объединении при ст.Ќахабино
        ћосковска€ губ., ст.ѕушкино 
        √од начала 1921 
        √од окончани€ 1924 
        ¬ то врем€ была организована ѕушкинска€ ќпытно-показательна€
        школа-колони€ 2-й ступени ћќЌќ, где с 1921г. он стал инструктором по
        сельскому хоз€йству и преподавателем математики.
        ¬ эти годы он самозабвенно училс€, изучал мировую философию.
        ќн отошел от толстовства в котором был воспитан, и от наступавшей
        на него со всех сторон теософией и нашел дл€ себ€ классическую философию.
        «атем он подошел к русской религиозной мысли начала века. „тение привело ќлега
        к знакомству с творени€ми древних и новых подвижников ѕравослави€.
        ќлег поражал своей целеустремленностью. »звестный литературовед и философ
        ћ.ќ.√ершензон, хорошо знавший семью ќлега, как-то сказал, что он наблюдает за
        развитием ќлега, как за развитием гени€. ќлег был очень одарен. ” него был
        абсолютный слух, но он отказалс€ от соблазна музыки, хорошо рисовал, но и от этого
        пути отказалс€. ќн говорил посто€нно, что проживет недолго и должен торопитьс€,
        чтобы сказать люд€м какое-то €сное слово о спасении от зла. Ќосил в уме замысел
        о книге, которую назвал "ќстров ƒостоверности".
        ѕервым духовным отцом ќлега был св€щенник –оман ћедведь, служивший в храме
        свт.јлекси€ в √линищевском переулке. ¬округ этого св€щенника выросло братство,
        своего рода "монастырь в миру".
        "ћедитации" ќлега ѕол€ теперь заменились скромной и строгой молитвой.
        ќ первом посещении ќлегом ѕолем храма свт.јлекси€ и о первом знакомстве с ќлегом
        так рассказывала ([1]) входивша€ в братство о.–омана ¬алери€ Ћиорко:
        "»так, наступил канун праздника ¬оздвижени€ 13/26 сент€бр€ 1923 года. я загл€нула
        домой после работы, чтобы тотчас идти ко всенощной. "¬от удачно забежала! —
        говорит мама. —ейчас приходил к нам удивительный юноша. ќн ищет, по его словам,
        "старцев", чтобы узнать подлинную церковь... »за ему сказала: "ѕойдите... отыщите
        девушку ¬алерию, она знает, кто ¬ам нужен". я сказала, что найти теб€ легче
        всего в храме. ќн придет туда ко всенощной сегодн€. “ы подойди к нему сама... —
        мы так с ним условились" — "Ќо как же € его узнаю?" — "≈го не узнать невозможно.
        ќн очень высокий, вьющиес€ каштановые волосы шапкой, лицо измученное — то ли усталый,
        то ли голодный, прекрасное лицо! ќчень сумрачный, а то вдруг прорветс€ детска€
        доверчивость в разговоре. ”дивительные глаза — у мен€ сердце упало, когда € их
        увидала... как на иконе ¬ладимирской Ѕожией ћатери" — " ак у младенца?" —
        "Ќет, как у Ѕогомотери... ≈го зовут ќлег ѕоль.""
        ќлег ѕоль и ¬алери€ Ћиорко, дочь расстрел€нного в 1918г. царского офицера,
        были ровесниками. ћолодые люди вместе изучали литургику, иконопись.
        ќлег ѕоль читал ей отрывки из своей книги "ќстров ƒостоверности". ћежду
        ними возникла духовна€ близость. Ёти отношени€ могли бы перерасти в любовь,
        но что-то останавливало их, — у ќлега ѕол€ было призвание к монашеской жизни.
        ∆изнь среди большого города, отсутствие дела, которое
        давало бы необходимый хлеб, жилище и, главное, поиск той формы жизни, котора€
        соответствовала бы его призванию, заставл€ли искать выход.
        ¬ это врем€ у ќлега ѕол€ обострилась его болезнь — прогрессирующий туберкулез
        желез. ¬рачи советовали переменить климат, ехать на ёг. Ќо не только это
        определило его решение — они с ¬алерией Ћиорко прочли книгу ¬.ѕ.—венцицкого "√раждане неба" о
        кавказских пустынниках, живших по примеру древних аскетов в малодоступных горах.
        ” ќлега ѕол€ и ¬алерии Ћиорко родилась мысль о совместной (аскетической)
        жизни и работе в "обители" — пустынножитии в горах. ќни предполагали, что к
        ним присоедин€тс€ их матери и некоторые другие их духовные единомышленники.
        »з воспоминаний ¬алерии Ћиорко:
            "ћы стремились к жизни аскетической, но отнюдь не одинокой.
             ћы радовались словам из ѕсалма цар€ ƒавида:
                "—е что добро или что красно, о еже жити братии вкупе".
             ћы также призвали к себе в союзники книгу —.Ѕулгакова "ƒва града", где написано:
                "¬ апостольский и послеапостольский век по€вл€ютс€ аскеты и высоко
                 ценитс€ девственность, и, между прочим, зарождаетс€ быстро выродившийс€,
                 но интересный институт сожительства аскетов обоего пола".
             ќ.–оман ћедведь был в курсе наших планов".
        ќлег ѕоль решил отыскать монахов-пустынножителей в јбхазии. ≈му дали
        рекомендательные письма к живущим в √еленджике толстовцам, и он уехал на  авказ
        —еверо- авказский край, „ерноморский округ ( раснодарский край), г.√еленджик 
        √од начала 1924 
        √од окончани€ 1925 
        ¬есной 1924г. ќлег уехал в √еленджик и поселилс€ у четы художников Ѕиронов.
        –аботал на случайных заработках в качестве
        чернорабочего. ѕо слухам, ближайшее поселение пустынников было в районе  расной
        ѕол€ны, и ќлег ѕоль стал его искать. ¬ нескольких километрах от маленького селени€
        јчиш-’о ќлег нашел келью о.ƒаниила (Ѕондаренко), пустынника, спускавшегос€
        только 2 раза в год в ближайшее селение, чтобы помен€ть на соль дерев€нные
        ложки, вырезанные им из самшита.
        ѕон€в духовное состо€ние ќлега ѕол€, о.ƒаниил оставил его жить у себ€ в келье
        в качестве послушника
        —еверо- авказский край, „ерноморский округ ( раснодарский край, —очинский р., јдлерский с/с), местечко «мейка 
        √од начала 1925 
        √од окончани€ 1925 
        ћежду наставником и послушником, пишущим философский труд, сложились доверительные
        отношени€, полные уважени€ и внимани€ друг к другу, ¬стреча с о.ƒаниилом была
        дл€ ќлега воистину даром ѕровидени€. ¬се свободное от выполнени€ молитвенного
        правила врем€ ќлег писал. «имой он приезжал в ћоскву за необходимыми книгами,
        прочесть друзь€м написанное и выслушать их замечани€.
        ¬ начале зимы 1925г. ќлег приезжал в ћоскву, дал ¬алерии дл€ прочтени€
        свой религиозно-философский труд "ќстров достоверности". «имой и весной 1925г.
        ¬алери€ Ћиорко и ќлег ѕоль вместе изучали литургику, иконопись.
        ќни мечтали о совместной аскетической жизни в пустынножитии, где с ними жили
        бы все близкие, единомысленные люди, и их матери, и ј.¬.Ћебедев, член братства
        о.–омана, друг ¬алерии Ћиорко, безнадежно влюбленный в нее. ќ.–оман был
        посв€щен в их планы и не противилс€ им. ¬есной 1925г. ќлег ѕоль уехал в горы
        к о.ƒаниилу.
        Ћетом 1925г. к нему уехал ј.¬.Ћебедев, чтобы искать место дл€ совместной
        аскетической "обители", о которой они мечтали
        ћосква 
        √од начала 1925 
        √од окончани€ 1926 
        «имой 1925/1926г. ќлег приехал оп€ть в ћоскву и пришел на всенощную
        в јлексеевский храм под Ќиколин день. “ой зимой ¬алери€ и ќлег в основном, общались
        письмами, встреча€сь почти всегда на люд€х. ¬алери€ ƒмитриевна все же наде€лась
        на простое человеческое счастье любви, но у ќлега было т€готение к монашеской
        жизни. »з письма ќлега к ¬алерии:
             "2 феврал€ 1926г. —ретенье √осподне. Ћ€ле... ћежду прочим, ты сказала:
                 "—амое дерзкое произведение, которое € задумала, это наша любовь...
                  я верю, что еще здесь, на земле, возможен рай — рай плоти".
              » мне хочетс€ ответить тебе, что € понимаю теб€, твой замысел, и
              сочувствую ему, но не знаю, нужно ли ча€ть осуществление его на земле,
              потому что это было бы уж слишком большим чудом.
              ћожет быть, довольно молить √оспода, чтобы осуществить до конца твой
              замысел (ибо "обитель", как € мыслю ее ныне, не есть еще осуществление
              до конца) в жизни будущего века, дл€ чего надо, прежде всего, ст€жать
              сокровище на небесах...
              ќбраз совершенной любви, который ты видишь, принадлежит к числу небесных
              самоцветных камушков. Ёто не мешает мне, зна€ человеческую природу
              вообще, относитьс€ к ним осторожно".
        »з письма ќлега ѕол€ о.–оману ћедведю:
             "≈сть ина€ любовь, пример которой можно видеть в житии св.»оанна «латоуста.
              ‘лоренский отмечает его отношение к св.диакониссе ќлимпиаде, как
              отношение исключительной любви. —в.ƒимитрий –остовский в житии
              св.ќлимпиады сам указывает на эту любовь, имену€ ее духовной любовью и
              подыскива€ параллель: апостол ѕавел и ѕерсида. ¬ерна ли параллель,
              не знаю. Ќо важно то, что жити€ св.»оанна и св.ќлимпиады пишутс€
              отдельно. »х пам€ть в разные дни и их имена не соедин€ютс€.
              ќни — некотора€ опора один другому, но
                 "оба равны во ’ристе"
              (по выражению  . [¬алерии ( алерии) Ћиорко], хот€ и сказанному о других св€тых,
                 "они встречаютс€ как равные").
              я, разумеетс€, не осмеливаюсь утверждать, что наша любовь — этого пор€дка,
              но, по крайней мере, она направлена в эту сторону. Ёто — иноческа€ любовь.
              ѕерва€ €вила такую любовь ѕресв€та€ ƒева ћари€...
              “еперь скажу об ј.¬. [Ћебедеве]. ¬ отношении его процесс "вхождени€ в
              мое сердце" совершилс€ вполне только минувшим летом.
              —амое замечательное в наших отношени€х — это то, что вместо ревности,
              котора€ должна была бы быть, если бы любовь была хоть несколько с
              земным оттенком, между нами все увеличиваетс€ любовь, и притом, того же
              небесного цвета, словно переход€ с  алерии... ≈сли бы не он, мы не знали
              бы, что наша любовь может простиратьс€ и на вселенную, что она не должна
              ограничиватьс€ двум€ человеками...
               алери€ помогала мне просто своим существованием, но не только этим —
              многие мысли € заимствовал у нее, относ€сь к ним, как к своим.
              ¬ообще, у нас один ум. » если у ј.¬. направление мыслей не совсем
              совпадает с моим — он более склонен к линии русских интуитивистов,
              которые считают себ€ продолжател€ми ѕлатона и јристотел€ в философии,
              а € считаю более достойным продолжать ƒекарта и Ћейбница,
              — однако через душу  алерии оба направлени€ преломл€ютс€ и идут по одной
              линии — православного духа".
        ¬ ћоскве весной 1926г. ќлег ѕоль окончил свою книгу "ќстров
        ƒостоверности". —очинение было перепечатано на папиросной бумаге в нескольких
        экземпл€рах, хранилось у разных людей, но все они в разные годы были репрессированы,
        и рукопись исчезла. »звестно только, что один экземпл€р книги в 1930-х годах
        был каким-то образом переправлен в ѕариж отцу ќлега, и небольшой отрывок
        из нее был опубликован в каком-то парижском журнале за подписью "—транник".
        (¬ 1960-е годы в ћоскве был отыскан перепечатанный экземпл€р "ќстрова ƒостоверности",
        который представл€л собой первый черновой вариант работы с €вными недоделками.
        ¬ нем отсутствовала сама€ €рка€ — треть€ — часть работы)
        —еверо- авказский край, „ерноморский округ ( раснодарский край, —очинский р., јдлерский с/с), местечко «мейка 
        √од начала 1926 
        √од окончани€ 1927 
        ¬есной 1926г. ¬алери€, ќлег ѕоль и ј.¬.Ћебедев снова поехали на  авказ
        на  расную ѕол€ну к о.ƒаниилу. ќлег и ¬алери€ с о.ƒаниилом посетили некоторые
        пустынножити€ в тех местах: о.—аввати€ на пол€не ћедовеевка,
        были в долине реки ѕсху близ —очи. ј.¬.Ћебедев уехал в ћоскву. ¬скоре уехала и
        ¬алери€ ƒмитриевна. ќлег проводил ¬алерию, они обн€лись у всех на виду, на
        его глазах были слезы.
        ќсенью 1926г. к ќлегу и о.ƒаниилу приехал его ученик по ѕушкинской колонии,
        преданный юноша, моложе его на несколько лет, Ѕорис  орди, который вскоре
        прин€л постриг с именем јрсений. —тали жить втроем.
        ¬ыстроили новые кельи на пол€не.
        »де€ об устройстве аскетического пустынножити€ вместе с ¬алерией Ћиорко была
        оставлена.
        ќлег ѕоль в письмах зимой-весной 1926/1927г. советовали
        ¬алерии поступить в монастырь, звали к себе "на полгода". Ќо у нее был всего
        трехнедельный отпуск, мать ее всю зиму болела, и она с трудом успевала ухаживать
        за ней и зарабатывать на жизнь
      –укоположение
        монах 
        ќнисим 
        1927 
        ƒень 28 
        ћес€ц 8 
        ћесто —еверо- авказский край, „ерноморский округ ( раснодарский край, —очинский р.) 
         то рукоположил иеромонах ћитрофан 
        ќлег ѕоль прин€л постриг в мантию с именем ќнисим 28 августа по ст.стилю,
        в канун праздника ”секновени€ √лавы св.»оанна ѕредтечи, в 8 часов утра.
        ѕри пострижении присутствовали о.ƒаниил (Ѕондаренко), псаломщик,
        о.јрсений ( орди), —ергей —короходов, монах Ќиколай. Ёто происходило в бедной
        сельской кладбищенской церкви в —очинском районе
      —лужение
        —еверо- авказский край, „ерноморский округ ( раснодарский край, —очинский р., јдлерский с/с), местечко «мейка, пустынь  расна€ ѕол€на, скит свт.Ќикола€ 
        монах 
        √од начала 1927 
        √од окончани€ 1929 
        “айна€ "закрыта€" монашеска€ община-скит во им€ свт.Ќикола€, в котором жил
        монах ќнисим, иеромонах и јрсений ( орди), находилась в ведении епископа
        ћайкопского ¬арлаама (Ћазаренко).
        Ќепосредственным руководителем общины был иеромонах ƒаниил (Ѕондаренко)
      –укоположение
        иеромонах 
        1929 
        ƒень 21 
        ћес€ц 3 
        ћесто —анкт-ѕетербург (Ћенинград) 
         то рукоположил архиепископ ƒимитрий (Ћюбимов) 
        ѕо благословению иеромонаха ƒаниила монах ќнисим в начале весны 1929г. выехал
        из јбхазии в ѕетербург (Ћенинград), где еще сохранилс€ епископат “ихоновской
        церкви, к архиепископу ƒимитрию (Ћюбимову).
        јрхиепископ ƒимитрий рукоположил его во иеромонаха и направил
        в јбхазию, к епископу ¬арлааму (Ћазаренко),
        (по данным [3] и [4] это произошло в €нваре 1929г.).
        Ќа пути в јбхазию иеромонах ќнисим заехал в ћоскву, остановилс€ на несколько
        дней в семье Ќаталии јркадьевны и ¬алерии ƒмитриевны Ћиорко.
        (¬последствии ¬алери€ ƒмитриевна стала женой писател€ ћ.ћ.ѕришвина)
      —лужение
        —еверо- авказский край, „ерноморский округ ( раснодарский край, —очинский р., јдлерский с/с), местечко «мейка, пустынь  расна€ ѕол€на, скит свт.Ќикола€ 
        иеромонах 
        ƒолжность благочинный закрытых общин ћайкопского и „ерноморского церковных округов 
        √од начала 1929 
        √од окончани€ 1929 
        ѕосле рукоположени€ иеромонах ќнисим не оставил своей работы, и, закончив
        "ќстров ƒостоверности", написал труды "Ёкономика", "’оз€йство человека", а
        затем — статью "ќ литургии".
        »еромонах ќнисим исполн€л об€занности благочинного всех закрытых
        общин ћайкопского и „ерноморского округов, которые скрывались в глухих,
        недоступных местах. „лены этих общин во главе с епископом ¬арлаамом, в том
        числе иеромонах ќнисим, не признавали обновленцев, а также "ƒекларацию"
        митрополита —ерги€ (—трагородского), находились на нелегальном положении.
        ¬ладыка ¬арлаам, а с ним иеромонах ќнисим и все монашеские общины, были под
        угрозой ареста.
        ¬от отрывок из письма владыки ¬арлаама архиепископу:
            "Ќачалось интенсивное давление от внешних на монашествующих.
             ¬ противоположность сему мы увеличиваем число таковых в том убеждении,
             что с уничтожением монастырей не должно уничтожитьс€ иночество.
             ∆ивем скрыто от "внешних", да и свои немногие знают.
             »меем просторный подземный храм и полный штат служителей.
             »меем возможность посв€щать ставленников и управл€ть общинами.
             ¬ ћайкопе существует епархиальный административный орган —
             ѕосто€нное совещание (—овет) пресвитеров, есть два благочинных
             [в том числе иеромонах ќнисим (ѕоль)]"
      јресты
        —еверо- авказский край, „ерноморский округ ( раснодарский край, —очинский р., јдлерский с/с),  расна€ ѕол€на, местечко «мейка 
        √од ареста 1929 
        ƒень ареста 8 
        ћес€ц ареста 10 
        ќсенью 1929г. на  расной ѕол€не, где жили монахи, по€вились вооруженные люди,
        которые арестовали и увели всех троих (иеромонаха ќнисима, монаха јрсени€ и
        иеромонаха ƒаниила), а кельи сожгли.
        ѕри аресте у иеромонах ќнисима были изъ€ты некоторые рукописи и документы:
        1) "ќб апотофазии митрополита —ерги€".
        2) "ќ митрополите Ќижегородском —ергии и его синоде.
        3) "ќтвет вост€зующим", "¬ас мало".
        4) "ѕисьмо из  иева всем верным чадам —в€той ѕравославной –оссийской ÷еркви".
         иев, но€брь, 1927г.
        5) "¬озлюбленые о √осподе мои духовные чада — иереи и диаконы, поставленные
        чрез мое смирение на служение ѕравославной ÷еркви" (без подписи).
        6) "ѕослание к православному клиру и мир€нам ¬оронежской епархии" ”правл€ющий
        ¬оронежский епархией ≈пископ јлексий.
        7) "«а€вление епископа ѕавла митрополиту —ергию" (Ѕывший епископ
        —таробельский, ¬еликолужский и ялтинский), 14/27 апрел€ 1928г.
        8) "—ущность отступлени€ митрополита —ерги€".
        9)"ќ ÷еркви" (¬арлаам, епископ ћайкопский, 1927г., 12 сент€бр€. г.ћайкоп.)
      ќсуждени€
        тройка при ѕѕ ќ√ѕ” по —еверо- авказскому краю и ƒ——– 
        27 /02 /1930 
        ќбвинение "руководитель €чейки брод€чих монахов и участник „ерноморского филиала подпольной церковно-монархической организации "»ѕ÷", а/с агитаци€, направленна€ на срыв меропри€тий —оветской власти" 
        —тать€ ст.58–10 ч.2,58–11 ”  –—‘—– 
        ѕриговор= высша€ мера наказани€ — расстрел 
        √рупповое дело "дело тайных общин на —еверном  авказе во главе с епископом ¬арлаамом (Ћазаренко), 1930г." -> 
        »еромонах ќнисим открыто высказывал перед судь€ми свои убеждени€.
        »з материалов дела:
            "Ќа допросе 23 €нвар€ 1930г. показал, что
                 в августе 1929г. действительно беседовал с епископом ¬арлаамом,
                 который искал дл€ себ€ на год место в горах, чтобы удобно было к нему
                 ходить.
                 ¬ горах много отшельников — 200 мужчин и 100 женщин. ÷ентр их в ѕсху.
                 —ам жил с Ѕ. орди и о.ƒаниилом (Ѕондаренко).
                 ’отели организовать общину в јдлере.
                 ”тер€нные им на шоссе воззвани€ были даны ему епископом ¬арлаамом дл€
                 распространени€".
            "Ќа допросе 13 окт€бр€ 1929г. показал:
                "ѕосле ƒекларации митрополита —ерги€ (—трагородского) —оветска€ власть
                 использует духовенство в своих интересах".
            "Ќа допросе 17 окт€бр€ 1929г. показал, что
                "—уществующа€ в „ерноморском округе организаци€ нелегальных скитов,
                 возглавл€ема€ епископом ¬арлаамом, включает в свою де€тельность
                 борьбу с —оввластью. ¬ступил в эту организацию сознательно.
                 –аспростран€л различные листовки.
                 «а€вил, что —оввласть — власть сатанинска€".
             "Ќа допросе 21 но€бр€ 1929г. показал, что
                 "’от€ предки его были немцы, пол€ки и евреи, считает себ€ чисто русским.
                  —огласен с епископом ¬арлаамом, что безбожна€ —оветска€ власть не может
                  быть признана ÷ерковью".
               ѕризнал себ€ виновным в том, что
                  "—осто€л в руковод€щей головке организации, став€щей целью борьбу с —оввластью".
        ¬ыписки из документов, изъ€тых у иеромонаха ќнисима при аресте:
              " оммунизм расходитс€ не только с ѕравославием, а со вс€кой религией,
               и при таких обсто€тельствах говорить об их соединении — значит хотеть
               соединить несоединимое",
              "ќбновленцы стремились к тому, чтобы, по образному выражению
               —кворцова-—тепанова, предпосланному как предисловие к "ƒекларации"
               митрополита —ерги€, "каким-либо пост..[нрзб] поставить крест так,
               чтобы рабочему померещилс€ в нем молот, а кресть€нину — серп"".
        »еромонах ќнисим описал судь€м свою экономическую систему, (близкую к учению
        √.ƒжорджа), котора€, как ему казалось, могла экономически спасти –оссию.
        »з следственного дела:
              "–укопись ќ.ѕол€ "’оз€йство человека" — конгломерат буржуазных теорий,
               ставит законы экономического развити€ в зависимость от "высшего
               духовного существа, управл€ющего миром [Ѕога], противоречит
               марксистской теории диалектического материализма.
               јвтор стоит на рельсах отрицани€ классовой борьбы в обществе, и вообще
               отрицает наличие классов".
        »еромонаху ќнисиму предлагали ценою сохранени€ жизни отказ от своего
        мировоззрени€ и переход на работу в органы безопасности, но он категорически
        отказалс€
      ћеста заключени€
         раснодарский край, г.—очи, арестное помещение при —очинской погранкомендатуре 
        √од начала 1929 
        ƒень начала 8 
        ћес€ц начала 10 
        Ќовороссийск, тюрьма 
        √од окончани€ 1930 
        јрестованных отправили в Ќовороссийскую тюрьму, куда перевезли множество монахов,
        арестованных в горах. —тариков и молодых, женщин и мужчин гнали через несколько
        перевалов с долины ѕсху и других мест их поселений. ” мор€ всех погрузили на баржи,
        везли в невыносимой тесноте. ћонахи пели молитвы. ќ.ƒаниила вскоре расстрел€ли,
        монах јрсений ( орди Ѕорис), по молодости, получил всего п€ть лет лагерей.
        »еромонаха ќнисима судили тщательно, им заинтересовались и перевели в тюрьму
        –остова-на-ƒону
        –остов-на ƒону, тюрьма 
        √од начала 1930 
        √од окончани€ 1930 
     ончина
      1930 
      ћес€ц 6 
      расстрел 
      ћесто –остов-на ƒону 
      Ѕыл расстрел€н летом 1930г., по-видимому, в июне. ƒень так и осталс€ неизвестным.
      ѕо сведени€м [1] дата расстрела — 26.06.1930г.
      ≈го матери принесли официальное извещение о свершившемс€ расстреле в начале июл€.
      ћесто погребени€ неизвестно
    –еабилитаци€
      ƒата 23/03/1990 
       ем реабилитирован ѕрокуратура  раснодарского кра€ 
      ѕо году репрессий 1930 
    ѕубликации ->
    «а€вители ->
      1. монахин€ ¬арвара (¬илисова)
      2.»сследователь  оролева ¬.¬.
      »спользованы материалы: јрхив ƒ ЌЅ во г.јлма-јты и јлматинской обл. ƒ.092445.
    ƒокументы ->
      1.јрхив ”‘—Ѕ –‘ по  раснодарскому краю. ƒ.ѕ-54881.

(c) ѕ—“√”. ‘акультет »ѕћ