Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Онисим (Поль (Бурданов) Олег Владимирович) Дела o10.65 => o10.65 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Места проживания
    Места проживания
    Московская губ., ст.Нахабино 
    Год начала 1919 
    Год окончания 1921 
    В 1919–1921гг. работал инструктором по сельскому хозяйству в
    Детском Трудовом объединении при ст.Нахабино
    Московская губ., ст.Пушкино 
    Год начала 1921 
    Год окончания 1924 
    В то время была организована Пушкинская Опытно-показательная
    школа-колония 2-й ступени МОНО, где с 1921г. он стал инструктором по
    сельскому хозяйству и преподавателем математики.
    В эти годы он самозабвенно учился, изучал мировую философию.
    Он отошел от толстовства в котором был воспитан, и от наступавшей
    на него со всех сторон теософией и нашел для себя классическую философию.
    Затем он подошел к русской религиозной мысли начала века. Чтение привело Олега
    к знакомству с творениями древних и новых подвижников Православия.
    Олег поражал своей целеустремленностью. Известный литературовед и философ
    М.О.Гершензон, хорошо знавший семью Олега, как-то сказал, что он наблюдает за
    развитием Олега, как за развитием гения. Олег был очень одарен. У него был
    абсолютный слух, но он отказался от соблазна музыки, хорошо рисовал, но и от этого
    пути отказался. Он говорил постоянно, что проживет недолго и должен торопиться,
    чтобы сказать людям какое-то ясное слово о спасении от зла. Носил в уме замысел
    о книге, которую назвал "Остров Достоверности".
    Первым духовным отцом Олега был священник Роман Медведь, служивший в храме
    свт.Алексия в Глинищевском переулке. Вокруг этого священника выросло братство,
    своего рода "монастырь в миру".
    "Медитации" Олега Поля теперь заменились скромной и строгой молитвой.
    О первом посещении Олегом Полем храма свт.Алексия и о первом знакомстве с Олегом
    так рассказывала ([1]) входившая в братство о.Романа Валерия Лиорко:
    "Итак, наступил канун праздника Воздвижения 13/26 сентября 1923 года. Я заглянула
    домой после работы, чтобы тотчас идти ко всенощной. "Вот удачно забежала! —
    говорит мама. Сейчас приходил к нам удивительный юноша. Он ищет, по его словам,
    "старцев", чтобы узнать подлинную церковь... Иза ему сказала: "Пойдите... отыщите
    девушку Валерию, она знает, кто Вам нужен". Я сказала, что найти тебя легче
    всего в храме. Он придет туда ко всенощной сегодня. Ты подойди к нему сама... —
    мы так с ним условились" — "Но как же я его узнаю?" — "Его не узнать невозможно.
    Он очень высокий, вьющиеся каштановые волосы шапкой, лицо измученное — то ли усталый,
    то ли голодный, прекрасное лицо! Очень сумрачный, а то вдруг прорвется детская
    доверчивость в разговоре. Удивительные глаза — у меня сердце упало, когда я их
    увидала... как на иконе Владимирской Божией Матери" — "Как у младенца?" —
    "Нет, как у Богомотери... Его зовут Олег Поль.""
    Олег Поль и Валерия Лиорко, дочь расстрелянного в 1918г. царского офицера,
    были ровесниками. Молодые люди вместе изучали литургику, иконопись.
    Олег Поль читал ей отрывки из своей книги "Остров Достоверности". Между
    ними возникла духовная близость. Эти отношения могли бы перерасти в любовь,
    но что-то останавливало их, — у Олега Поля было призвание к монашеской жизни.
    Жизнь среди большого города, отсутствие дела, которое
    давало бы необходимый хлеб, жилище и, главное, поиск той формы жизни, которая
    соответствовала бы его призванию, заставляли искать выход.
    В это время у Олега Поля обострилась его болезнь — прогрессирующий туберкулез
    желез. Врачи советовали переменить климат, ехать на Юг. Но не только это
    определило его решение — они с Валерией Лиорко прочли книгу В.П.Свенцицкого "Граждане неба" о
    кавказских пустынниках, живших по примеру древних аскетов в малодоступных горах.
    У Олега Поля и Валерии Лиорко родилась мысль о совместной (аскетической)
    жизни и работе в "обители" — пустынножитии в горах. Они предполагали, что к
    ним присоединятся их матери и некоторые другие их духовные единомышленники.
    Из воспоминаний Валерии Лиорко:
        
    "Мы стремились к жизни аскетической, но отнюдь не одинокой.
         Мы радовались словам из Псалма царя Давида:
            "Се что добро или что красно, о еже жити братии вкупе".
         Мы также призвали к себе в союзники книгу С.Булгакова "Два града", где написано:
            "В апостольский и послеапостольский век появляются аскеты и высоко
             ценится девственность, и, между прочим, зарождается быстро выродившийся,
             но интересный институт сожительства аскетов обоего пола".
         О.Роман Медведь был в курсе наших планов".

    Олег Поль решил отыскать монахов-пустынножителей в Абхазии. Ему дали
    рекомендательные письма к живущим в Геленджике толстовцам, и он уехал на Кавказ

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ