Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Места проживания Московская губ., ст.Нахабино Год начала1919 Год окончания1921
В 19191921гг. работал инструктором по сельскому хозяйству в
Детском Трудовом объединении при ст.Нахабино Московская губ., ст.Пушкино Год начала1921 Год окончания1924
В то время была организована Пушкинская Опытно-показательная
школа-колония 2-й ступени МОНО, где с 1921г. он стал инструктором по
сельскому хозяйству и преподавателем математики.
В эти годы он самозабвенно учился, изучал мировую философию.
Он отошел от толстовства в котором был воспитан, и от наступавшей
на него со всех сторон теософией и нашел для себя классическую философию.
Затем он подошел к русской религиозной мысли начала века. Чтение привело Олега
к знакомству с творениями древних и новых подвижников Православия.
Олег поражал своей целеустремленностью. Известный литературовед и философ
М.О.Гершензон, хорошо знавший семью Олега, как-то сказал, что он наблюдает за
развитием Олега, как за развитием гения. Олег был очень одарен. У него был
абсолютный слух, но он отказался от соблазна музыки, хорошо рисовал, но и от этого
пути отказался. Он говорил постоянно, что проживет недолго и должен торопиться,
чтобы сказать людям какое-то ясное слово о спасении от зла. Носил в уме замысел
о книге, которую назвал "Остров Достоверности".
Первым духовным отцом Олега был священник Роман Медведь, служивший в храме
свт.Алексия в Глинищевском переулке. Вокруг этого священника выросло братство,
своего рода "монастырь в миру".
"Медитации" Олега Поля теперь заменились скромной и строгой молитвой.
О первом посещении Олегом Полем храма свт.Алексия и о первом знакомстве с Олегом
так рассказывала ([1]) входившая в братство о.Романа Валерия Лиорко:
"Итак, наступил канун праздника Воздвижения 13/26 сентября 1923 года. Я заглянула
домой после работы, чтобы тотчас идти ко всенощной. "Вот удачно забежала!
говорит мама. Сейчас приходил к нам удивительный юноша. Он ищет, по его словам,
"старцев", чтобы узнать подлинную церковь... Иза ему сказала: "Пойдите... отыщите
девушку Валерию, она знает, кто Вам нужен". Я сказала, что найти тебя легче
всего в храме. Он придет туда ко всенощной сегодня. Ты подойди к нему сама...
мы так с ним условились" "Но как же я его узнаю?" "Его не узнать невозможно.
Он очень высокий, вьющиеся каштановые волосы шапкой, лицо измученное то ли усталый,
то ли голодный, прекрасное лицо! Очень сумрачный, а то вдруг прорвется детская
доверчивость в разговоре. Удивительные глаза у меня сердце упало, когда я их
увидала... как на иконе Владимирской Божией Матери" "Как у младенца?"
"Нет, как у Богомотери... Его зовут Олег Поль.""
Олег Поль и Валерия Лиорко, дочь расстрелянного в 1918г. царского офицера,
были ровесниками. Молодые люди вместе изучали литургику, иконопись.
Олег Поль читал ей отрывки из своей книги "Остров Достоверности". Между
ними возникла духовная близость. Эти отношения могли бы перерасти в любовь,
но что-то останавливало их, у Олега Поля было призвание к монашеской жизни.
Жизнь среди большого города, отсутствие дела, которое
давало бы необходимый хлеб, жилище и, главное, поиск той формы жизни, которая
соответствовала бы его призванию, заставляли искать выход.
В это время у Олега Поля обострилась его болезнь прогрессирующий туберкулез
желез. Врачи советовали переменить климат, ехать на Юг. Но не только это
определило его решение они с Валерией Лиорко прочли книгу В.П.Свенцицкого "Граждане неба" о
кавказских пустынниках, живших по примеру древних аскетов в малодоступных горах.
У Олега Поля и Валерии Лиорко родилась мысль о совместной (аскетической)
жизни и работе в "обители" пустынножитии в горах. Они предполагали, что к
ним присоединятся их матери и некоторые другие их духовные единомышленники.
Из воспоминаний Валерии Лиорко: "Мы стремились к жизни аскетической, но отнюдь не одинокой. Мы радовались словам из Псалма царя Давида: "Се что добро или что красно, о еже жити братии вкупе". Мы также призвали к себе в союзники книгу С.Булгакова "Два града", где написано: "В апостольский и послеапостольский век появляются аскеты и высоко ценится девственность, и, между прочим, зарождается быстро выродившийся, но интересный институт сожительства аскетов обоего пола". О.Роман Медведь был в курсе наших планов".
Олег Поль решил отыскать монахов-пустынножителей в Абхазии. Ему дали
рекомендательные письма к живущим в Геленджике толстовцам, и он уехал на Кавказ