Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Нижний Новгород, Троицкая Верхне-Посадская церковь протоиерей Год начала1920 Год окончания1925 День окончания26 Месяц окончания2
В 1920г. о.Михаил, получив приглашение от прихода Троицкой Верхне-Посадской церкви,
подал прошение архиепископу Нижегородскому Евдокиму (Мещерскому) с просьбой занять
место священника Троицкой церкви, оставшееся вакантным после смерти ее
настоятеля, протоиерея Николая Фоминского. Эта просьба его была удовлетворена.
В 1922г., когда архиепископ Евдоким возглавил обновленчество в Нижнем Новгороде,
протоиерей Михаил Пылаев стал энергичным противником обновленческого раскола,
чем вызвал немалую ненависть у обновленцев.
В декабре 1924г. некоторые священники Нижнего Новгорода, ощутив необходимость
в апологетической литературе, чтобы иметь возможность давать достойные ответы
во время различных диспутов, которые устраивали безбожники, решили собраться
и обсудить, что возможно здесь сделать.
10 декабря 1924г. несколько священников собралось в квартире у протоиерея
Михаила Пылаева.
Они решили, что необходимо заняться изучением хотя бы тех апологетических
вопросов, по которым у них есть необходимая литература, а затем каждый должен
будет составить конспект на определенную тему и зачитать его собравшимся
священникам.
Пастыри стали обсуждать эти вопросы и с другими людьми, и дело довольно быстро
дошло до секретного осведомителя ОГПУ, который 22 декабря 1924г. сообщил
в ОГПУ, что в Нижнем Новгороде "организован кружок духовенства, имеющий своей
целью изучение апологетической литературы на предмет опровержения состоятельности
марксизма как учения и борьбы с атеизмом". С этого времени за участниками
кружка было установлено наблюдение.
Второй раз священники собрались 5 января 1925г., на этой встрече присутствовали
также митрополит Сергий (Страгородский) и епископ Леонтий (Устинов).
Прихожанин храма, в котором служил о.Михаил, прочел присутствующим лекцию
на тему "Марксистский материализм". 15 января священники собрались на квартире
автора лекции, и он здесь прочел ее вторично.
В следующий раз священники собрались 5 февраля и была прочитана лекция
о происхождении мира. 26 февраля читались лекции на темы:
"Религия и нравственность", "Спор о Боге", "Буддизм и христианство".
Среди других присутствовали митрополит Сергий и епископ Макарий (Знаменский).
Митрополит Сергий высказал пожелание, чтобы на основе этих лекций устроить
курсы для духовенства
Нижний Новгород Год ареста1925 День ареста26 Месяц ареста2
Вечером 26 февраля 1925г. все участники апологетических лекций были арестованы
сотрудниками ОГПУ и заключены в нижегородскую тюрьму.
Нижний Новгород, тюрьма Год начала1925 День начала26 Месяц начала2 Год окончания1925 День окончания27 Месяц окончания3
Из протокола допроса о.Михаила 28 февраля 1925г.:
" 10 декабря прошлого года у меня на квартире собралось несколько человек духовенства и за стаканом чая беседовали о способах борьбы с безбожием, о необходимости духовенству высказываться на диспутах и как это делать и что для этого необходимо.
Какая цель ваших собраний?
Исключительно знакомиться с вопросами, затрагиваемыми современным антирелигиозным движением.
Не возникает ли у вас мысль, что ваши собрания носили организованный нелегальный характер?
Об этом совершенно не думал. Я предполагал, что такие товарищеские беседы не носят характера собраний".
Из показаний о.Михаила на допросе 3 марта 1925г.: "Инициатором или побуждающим началом наших товарищеских бесед по вопросам антирелигиозным были верующие миряне. После каждого антирелигиозного диспута ко мне приходили верующие с вопросом, почему духовенство не выступает на диспутах в защиту религии. Это же я слышал и от других священников. Все это и побуждало нас собраться для беседы по означенным вопросам. После беседы мы пришли к заключению, что духовенству нужно выступать на диспутах в защиту религии. Никаких планов на будущее не составлялось".
В марте 1925г. сотрудники Нижегородского ОГПУ, позвонив в Москву начальнику
6-го отделения СО ОГПУ Тучкову, получили от него согласие на ликвидацию
церковного кружка.
18 марта 1925г. находящиеся под стражей священнослужители написали заявление
Нижегородскому губернскому прокурору: "Все обвиняемые чистосердечно показали, что, действительно, они собирались друг к другу. Характер собраний был случайный, причем состав разнообразный, и некоторые из участников аресту подвергнуты не были. За стаканом чая беседы были разнообразного характера: о пассиях, церковных службах, современном безбожии и маловерии, о церковных диспутах... На всех допросах и речи не было о контрреволюционности наших бесед и собраний, допрашивавшим был очевиден только религиозный характер наших бесед. Никаких оснований для 62-й статьи не было указано... О чудовищности настоящей статьи в применении к нашему проступку мы смело можем говорить потому, что не только на инкриминируемых собраниях, но и ранее мы никогда, ни в отдельности, ни вместе, не занимались политическими вопросами и не сделали ни одного жеста, враждебного рабоче-крестьянской власти. Находя новые несоответствия совершенного нами проступка (случайные беседы на религиозные темы без разрешения власти) с 62-й статьей уголовного кодекса, а также принимая во внимание высказанное нам, что наше дело не будет передано в губернский суд, а будет направлено в Москву для судебного рассмотрения в Коллегии, мы просим Вас передать наше дело в следственную часть Нижегородского губернского суда, дабы последний мог беспристрастно рассмотреть его и вынести справедливое решение".
27 марта 1925г. все находящиеся под стражей и, в частности, протоиерей Михаил
были освобождены из тюрьмы под подписку о невыезде из Нижнего Новгорода