Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Онисим (Пылаев Михаил Владимирович) Дела o05.330 => o05.330 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
    Служение
      Нижний Новгород, Троицкая Верхне-Посадская церковь 
      протоиерей 
      Год начала 1920 
      Год окончания 1925 
      День окончания 26 
      Месяц окончания 2 
      В 1920г. о.Михаил, получив приглашение от прихода Троицкой Верхне-Посадской церкви,
      подал прошение архиепископу Нижегородскому Евдокиму (Мещерскому) с просьбой занять
      место священника Троицкой церкви, оставшееся вакантным после смерти ее
      настоятеля, протоиерея Николая Фоминского. Эта просьба его была удовлетворена.
      В 1922г., когда архиепископ Евдоким возглавил обновленчество в Нижнем Новгороде,
      протоиерей Михаил Пылаев стал энергичным противником обновленческого раскола,
      чем вызвал немалую ненависть у обновленцев.
      В декабре 1924г. некоторые священники Нижнего Новгорода, ощутив необходимость
      в апологетической литературе, чтобы иметь возможность давать достойные ответы
      во время различных диспутов, которые устраивали безбожники, решили собраться
      и обсудить, что возможно здесь сделать.
      10 декабря 1924г. несколько священников собралось в квартире у протоиерея
      Михаила Пылаева.
      Они решили, что необходимо заняться изучением хотя бы тех апологетических
      вопросов, по которым у них есть необходимая литература, а затем каждый должен
      будет составить конспект на определенную тему и зачитать его собравшимся
      священникам.
      Пастыри стали обсуждать эти вопросы и с другими людьми, и дело довольно быстро
      дошло до секретного осведомителя ОГПУ, который 22 декабря 1924г. сообщил
      в ОГПУ, что в Нижнем Новгороде "организован кружок духовенства, имеющий своей
      целью изучение апологетической литературы на предмет опровержения состоятельности
      марксизма как учения и борьбы с атеизмом". С этого времени за участниками
      кружка было установлено наблюдение.
      Второй раз священники собрались 5 января 1925г., на этой встрече присутствовали
      также митрополит Сергий (Страгородский) и епископ Леонтий (Устинов).
      Прихожанин храма, в котором служил о.Михаил, прочел присутствующим лекцию
      на тему "Марксистский материализм". 15 января священники собрались на квартире
      автора лекции, и он здесь прочел ее вторично.
      В следующий раз священники собрались 5 февраля и была прочитана лекция
      о происхождении мира. 26 февраля читались лекции на темы:
      "Религия и нравственность", "Спор о Боге", "Буддизм и христианство".
      Среди других присутствовали митрополит Сергий и епископ Макарий (Знаменский).
      Митрополит Сергий высказал пожелание, чтобы на основе этих лекций устроить
      курсы для духовенства
    Аресты
      Нижний Новгород 
      Год ареста 1925 
      День ареста 26 
      Месяц ареста 2 
      Вечером 26 февраля 1925г. все участники апологетических лекций были арестованы
      сотрудниками ОГПУ и заключены в нижегородскую тюрьму.
    Места заключения
      Нижний Новгород, тюрьма 
      Год начала 1925 
      День начала 26 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1925 
      День окончания 27 
      Месяц окончания 3 
      Из протокола допроса о.Михаила 28 февраля 1925г.:

        
      "— 10 декабря прошлого года у меня на квартире собралось несколько человек
           духовенства и за стаканом чая беседовали о способах борьбы с безбожием,
           о необходимости духовенству высказываться на диспутах и как это делать
           и что для этого необходимо.

         — Какая цель ваших собраний?

         — Исключительно знакомиться с вопросами, затрагиваемыми современным
           антирелигиозным движением.

         — Не возникает ли у вас мысль, что ваши собрания носили организованный
           нелегальный характер?

         — Об этом совершенно не думал. Я предполагал, что такие товарищеские
           беседы не носят характера собраний".

      Из показаний о.Михаила на допросе 3 марта 1925г.:
          "Инициатором или побуждающим началом наших товарищеских бесед по вопросам
           антирелигиозным были верующие миряне. После каждого антирелигиозного
           диспута ко мне приходили верующие с вопросом, почему духовенство
           не выступает на диспутах в защиту религии. Это же я слышал и от других
           священников. Все это и побуждало нас собраться для беседы по означенным
           вопросам. После беседы мы пришли к заключению, что духовенству нужно
           выступать на диспутах в защиту религии. Никаких планов на будущее
           не составлялось".

      В марте 1925г. сотрудники Нижегородского ОГПУ, позвонив в Москву начальнику
      6-го отделения СО ОГПУ Тучкову, получили от него согласие на ликвидацию
      церковного кружка.
      18 марта 1925г. находящиеся под стражей священнослужители написали заявление
      Нижегородскому губернскому прокурору:
          "Все обвиняемые чистосердечно показали, что, действительно, они собирались друг к другу. Характер
           собраний был случайный, причем состав разнообразный, и некоторые из
           участников аресту подвергнуты не были. За стаканом чая беседы были
           разнообразного характера: о пассиях, церковных службах, современном
           безбожии и маловерии, о церковных диспутах... На всех допросах и речи
           не было о контрреволюционности наших бесед и собраний, — допрашивавшим
           был очевиден только религиозный характер наших бесед. Никаких
           оснований для 62-й статьи не было указано... О чудовищности настоящей
           статьи в применении к нашему проступку мы смело можем говорить потому,
           что не только на инкриминируемых собраниях, но и ранее мы никогда, ни
           в отдельности, ни вместе, не занимались политическими вопросами и не
           сделали ни одного жеста, враждебного рабоче-крестьянской власти.
           Находя новые несоответствия совершенного нами проступка (случайные
           беседы на религиозные темы без разрешения власти) с 62-й статьей
           уголовного кодекса, а также принимая во внимание высказанное нам, что
           наше дело не будет передано в губернский суд, а будет направлено в
           Москву для судебного рассмотрения в Коллегии, мы просим Вас передать
           наше дело в следственную часть Нижегородского губернского суда, дабы
           последний мог беспристрастно рассмотреть его и вынести справедливое
           решение".

      27 марта 1925г. все находящиеся под стражей и, в частности, протоиерей Михаил
      были освобождены из тюрьмы под подписку о невыезде из Нижнего Новгорода

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ