Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Оранский Михаил Иванович Дела oek.171 => oek.171 Фотографии
1 Фотоальбом Фотоальбом oek-266.jpg Дела oek.266 => oek.266 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Рукоположение
      протоиерей 
      1925 
    Служение
      Пермская губ. (Свердловская о.), г.Нижний Тагил, Выйско-Николаевская церковь 
      протоиерей 
      Должность благочинный церквей Нижнетагильского староцерковного округа 
      Год начала 1925 
      Год окончания 1930 
      С 1925г. Церковь была разделена между двумя ориентациями — обновленческой и
      сергиевской. В Нижнем Тагиле действовали 7 церквей: две обновленческие, одна
      григорианская, две единоверческих и две сергиевские (староцерковные):
      Выйско-Никольская и Иоанно-Предтеченская.
      Протоиерей Сергий Увицкий был назначен благочинным Нижне-Тагильского староцерковного
      округа.
      Во время продолжавшейся с 1922г. кампании по "изъятию церковных ценностей" о.Сергий
      подчинился решению епархиальных властей, и из Выйско-Никольской церкви
      изъяли 99.5 кг серебра.
      Вскоре многие священнослужители, поддержавшие кампанию по "изъятию" перешли в
      обновленчество.
      В период активной деятельности на Урале обновленцев и григорианцев о.Сергий
      как благочинный много сделал в своем округе для сохранения и укрепления
      канонического строя Русской Православной Церкви.
      О.Сергий был противником обновленчества, считал, что "обновленчество принесло
      страшное зло для Русской Православной Церкви, причинило ей такие раны, которые
      залечивать придется много времени".

      На заседаниях приходских советах благочиния по благословению епископа Кунгурского
      Аркадия, которому в данный период подчинялся староцерковный Нижне-Тагильский
      округ, обсуждались вопросы о расколе, о том, как умиротворить Русскую Церковь,
      наладить церковную жизнь и дисциплину среди клира.
      Отец Сергий поддержал предложения митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского)
      о созыве Второго поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором должен
      был быть разрешен вопрос о сохранении патриаршества.
      Из выступления прот.Сергия Увицкого:
         
      "Управление основными церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху
         со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом, которые ответственны перед
         Всероссийским Поместным Собором" (Определение 1 Собора 1917–1918гг.).
         Такой строй церковной жизни создаст твердую опору для сохранения и укрепления
         Православной Церкви.
         Над обновленчеством, григорьевщиной, андреевщиной должен быть произведен строгий
         суд без всякого снисхождения".

      В 1927г. была опубликована "Декларация" митрополита Сергия (Страгородского).
      Прихожане Выйско-Никольского собора выражали сомнение в канонической правильности
      мероприятий митрополита Сергия.
      В декабре 1928г. о.Сергий Увицкий обратился за советом к
      епископу Шадринскому Валериану, временно управляющему Свердловской епархией.
      Епископ Валериан ответил:
          "...Митрополит Сергий выражает только то, что присуще всей Церкви. По сему,
           пребывая с ним и с согласными с ним иерархами, мы пребываем и в Церкви.
           Пребывание же в Церкви есть долг христианина и небходимейшее условие спасения,
           удаление от Церкви есть начало духовной гибели христианина...
           На такой путь встали... отколовшиеся от Церкви сообщества,
           известные под названиями "обновленчества", "григорьевщины" и т.п.
           Вот в сторону их надлежит выйским прихожанам направить свой испытующий взор и,
           ознакомившись с природой сих сообществ, оценить труды митрополита Сергия в деле
           сохранения верующих в недрах Православной Церкви.
           Об этом и напомните своим прихожанам... ".

      Действуя по совету епископа Валериана, в согласии с линией митрополита Сергия (Страгородского),
      о.Сергию Увицкому удалось избежать раскола верующих во вверенном ему благочинии.
      Протоиерей Сергий очень ревностно относился к своим священническим обязанностям.
      Часто ему, единственному из всех священнослужителей города, удавалось получить
      разрешение от властей на совершение крестного хода.
      Осенью 1929г. власти Нижнего Тагила решили "изъять Выйско-Никольскую церковь
      в связи с требованиями рабочих".

      Отец Сергий сделал все возможное, чтобы не допустить закрытия церкви.
      Он призвал верующих к усиленной молитве, призывал чаще исповедоваться и причащаться.
      На заседании приходского совета решили собрать подписи верующих под обращением к
      властям не закрывать храм.
      Из проповеди прот.Сергия:
          "Миряне! Производят гонение на Православную Церковь. Нам нужно сплотиться,
           не допустить осквернения и поругания Православной веры и Церкви. Жизнь на
           земле становится тяжелой и с каждым годом нас постигают разные бедствия.
           Это — кара Божия за наши грехи, за наше неверие... Терпите, православные,
           переносите все напасти, как терпел и переносил наш Спаситель Иисус Христос.
           Возносите и восхваляйте имя Его, боритесь и страдайте за веру Христову,
           молитесь и утешайте молитвами святыми свою истинность. Бог милостив и нам
           поможет, услышит наши мытарства и гонение с нас снимет. О Господи, помоги нам!"

      В ОГПУ стали приходить доносы на батюшку.
      Из доноса:
         "Священник Увицкий отличается от других своими проповедями, которые он произносит
          за каждым богослужением в продолжение целого часа. В проповедях он говорит
          из Евангелия, которое сравнивает с современной жизнью. Поэтому проповеди
          носят антисоветский характер... "
         "... Священник Увицкий, несмотря на мясоед, ввел в церкви пост и исповеди, что
          повлекло за собой увеличение посещаемости церкви верующими. Проводить богослужения
          начали каждый день. Для сбора подписей назначили трех регистраторов,
          так как один не успевал. Одновременно вывесили расписание часов богослужений.
          Одним словом, началось усиленное возбуждение религиозных масс, что, в свою
          очередь, увеличило доход церкви...
          Должен сказать, что Увицкий — человек очень начитанный. Другие священники ..
          иногда тоже говорят проповеди, но их проповеди бывают очень короткими и только
          выдержками из Евангелия. Увицкий же своими большими ораторскими способностями
          всегда привлекает большое количество верующих... Среди обывательско-нэпманской
          публики проповеди Увицкого находят подходящую почву...
          Он возбуждал верующую массу против коммунистов, не признающих учения Христова,
          и тем самым подрывал авторитет Советской власти, вызывал вражду в отношении
          коммунистической партии... ".

      Из заявления о.Сергия во время следствия 1930г.:
         "В проповедях я говорил об утрате добрых христианских нравов, выражающейся
          в расстройстве добрых христианских нравов и
          добрых семейных отношений, в непочтительности детей к родителям, в
          легкости взглядов на вопросы целомудрия и брака, в неуважении к достоинству
          человеческой личности, столь часто наблюдаемом ныне во взаимных отношениях
          друг к другу. Говорил также, что следствием упадка добрых христианских нравов
          и является то, что жизнь людей становится все тяжелее, поражается разными
          бедствиями: болезнями, материальными недостатками, расстройством
          семейного благополучия, войнами и междоусобицами. Указывая на это, я призывал
          верующих к исправлению нравов, взаимной любви, примирению и всепрощению, к
          памятованию об ответственности всех перед Богом на Страшном Суде Его... ".

      Принятые приходским советом меры не увенчались желанным успехом — храм был отобран
      от верующих, когда дело об "изъятии" храма находилось на стадии разрешения в
      Облисполкоме и прежде, чем постановление Облисполкома было объявлено верующим,
      как это требовалось постановлением ВЦИКа и СНК от 8 апреля 1929г.
      Общину храма разогнали.
      О.Сергия арестовали
    Аресты
      Пермская губ. (ныне Свердловская о.), г.Нижний Тагил 
      Год ареста 1930 
      День ареста 10 
      Месяц ареста 2 
    Осуждения
      тройка при ПП ОГПУ по Уралу 
      16/05/1930 
      Обвинение "антисоветская пропаганда, срыв социалистического переустройства городского поселка 
      Статья ст.58–10 ч.2 УК РСФСР 
      Приговор 5 лет концлагерей 
      В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого священника Увицкого Сергия
      говорилось:
          "Увицкий С., являясь священником монархической религиозной ориентации, в целях
           противодействия социалистическому строительству, в связи с движением среди
           рабочих за изъятие церкви под культурные нужды, повел среди верующих
           антисоветскую деятельность, выразившуюся в том, что для привлечения в
           церковь большого количества верующих не в установленные сроки ввел посты,
           говение, причащение. Под его руководством приходской совет развесил
           объявления и расписания, носившие, по существу, антисоветский характер.
           В церкви было вывешено объявление о часах записи верующих и расписание
           богослужений... ".

      На эти обвинения о.Сергий написал заявление, в котором убедительно доказывал их
      абсурдность и заявил:
          "Если я принял на себя служение приходского священника, то считаю своим
           священным долгом служить религиозным интересам избравшей меня общины
           не за страх, а за совесть соответственно канонам христианской Церкви и
           в строгом соответствии с законами Советской власти... "

      Виновным себя не признал
    Места заключения
      Свердловская о., г.Нижний Тагил, Домзак 
      Год начала 1930 
      День начала 10 
      Месяц начала 2 
      Находился во время следствия в Тагильском Домзаке.
      Пермская о., Вишерский концлагерь, ст.Усолье, отделение Булаг 
      Год начала 1930 
      Концлагерь Булаг располагался в месте слияния рек Белая и Вишера.
      В концлагере о.Сергий познакомился с заключенным в Булаге стареньким
      священником о.Николаем. О.Николай передал о.Сергию священнический деревянный
      крест, сделанный из кипариса. Этот крест был привезен из Иерусалима. В нем
      находилась частица Древа Господня. О.Николай говорил, что он
      долго не проживет, скоро умрет и попросил о.Сергия хранить эту Святыню.
      Потом о.Сергий был переведен во вновь организованный отдел Вишерского ИТЛ близ дер.Воронье
      Пермская о., Вишерский концлагерь, близ дер.Воронье 
      Год окончания 1931 
      После ареста о.Сергия семье его пришлось очень тяжело. Матушка постоянно находилась
      с младшим сыном Николаем, дочерей, как детей "врага народа", уволили с работы.
      По приглашению старосты Невьянского храма и по благословению настоятеля она
      с детьми переехала в г.Невьянск. В храме дочери пели в церковном хоре. Дочь
      Нина вскоре вышла замуж за псаломщика Григория Александровича Пономарева.
      Матушка о.Сергия Павла Ивановна пыталась узнать о судьбе своего мужа, и вскоре
      ей удалось получить разрешение на свидание. С сыном Николаем она ехала сначала
      на поезде до ст.Усолье Пермской обл., потом на пароходе до реки Вишера.
      Провела там двое суток, пока не выяснила, что о.Сергий находится в другом концлагере.
      Пришлось снова плыть на пароходе вверх по реке Вишера, потом на моторной лодке
      до деревни Воронье, недалеко от которой на равнинном месте власти на скорую
      руку построили концлагерь. Вместо деревянных бараков стояли брезентовые
      палатки, в которых жили заключенные.
      О.Сергий занимал в концлагере должность помощника лекаря. Это назначение он
      получил лишь потому, что знал латынь. Днем он находился в своем медпункте,
      а на ночь в сопровождении конвоя возвращался в лагерь.
      Матушке Павле Ивановне удалось снять в деревне комнату. Ей разрешили в течение
      недели видеться с мужем.
      О.Сергий терпеливо переносил скорби заключения. Самым тяжелым являлось для него
      то, что он был лишен возможности служить Божественную Литургию.
      Сын Николай вспоминал:
          "Самым заветным папиным лагерным желанием было хоть еще раз постоять у
           Престола Господня".

      Вскоре срок свидания закончился, и 8 июля 1931г. матушка стала собираться в
      обратный путь.
      Во время последнего свидания о.Сергий тайно передал Павле Ивановне Святыню —
      крест со Святыми Дарами, отданный ему на хранение в Булаге о.Николаем.
      При обыске крест приходилось постоянно прятать, делать это становилось все
      труднее, поэтому он и передал его матушке.
      Осенью 1931г. о.Сергий был переведен в Белбалтлаг
      Белбалтлаг, строительство Беломоро-Балтийского канала 
      Год начала 1931 
      Год окончания 1932 
      Наказание отбывал на Беломорканале.
      Матушка Павла Ивановна снова выхлопотала разрешение на свидание. Время свидания
      власти ограничили двумя часами. В октябре 1931г. Павла Ивановна приехала к месту
      заключения мужа. Она шла на свидание по улице вдоль колючей проволоки, и вдруг
      ее остановил идущий навстречу старик. "Павлинька!" — сказал он. Матушка с
      трудом узнала отца Сергия: он весь опух, поседел, еле двигался. Павла Ивановна
      заплакала, а конвоир грубо оттолкнул ее, разрешил сказать друг другу лишь
      несколько слов, произнес: "Свидание закончено" — и увел батюшку. Это была их
      последняя встреча

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ