Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Орехов Дмитрий Иванович Дела o26.103 => o26.103 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Служение
    Служение
    Рязанская губ., Спасский у. (Рязанская о., Шиловский р.), с.Константиново, Борисоглебская церковь 
    священник 
    Должность учитель Закона Божиего в земской школе 
    Год начала 1906 
    Год окончания 1913 
    Состоял учителем Закона Божиего в земской школе с.Константиново
    Рязанская губ., Рязанский у. (Рязанская о., Рыбновский р.), с.Ходынино, Преображенская церковь 
    священник 
    Должность настоятель, законоучитель земской школы (до 1917г.) 
    Год начала 1913 
    Год окончания 1939 
    День окончания 22 
    Месяц окончания 1 
    В 1913г. по прошению переведен священником в Преображенскую церковь с.Ходынино
    Рязанского уезда.
    До конца 1917г. состоял законоучителем местной земской школы.
    В семье о.Димитрия и матушки Евгении Михайловны родилось пятеро детей:
    в Константинове — Нина (1909г.р.), Анатолий (1911г.р.) и Владимир (1913г.р.),
    в Ходынино младшие — Николай (1921г.р.) и Борис (1925г.р.).
    Дети выросли достойными, всеми уважаемыми людьми.
    (Сын Владимир в 1941г. ушел добровольцем на фронт, участвовал в обороне Москвы,
    дошел до Берлина, был награжден орденами и медалями.
    В селе отец Димитрий считался крепким, зажиточным хозяином: имел дом, крытый
    черепицей, 1–2-х лошадей, 2–3-х коров, плодовый сад в 60 деревьев, большую
    пасеку в 90 ульев, хозяйственные постройки, сельскохозяйственную технику,
    в страду нанимал работников и работниц.
    Все члены семьи о.Димитрия постоянно и много работали на своем хозяйстве.
    От казны он получал пособие в 294 рубля.
    Часть свободного времени о.Димитрий уделял своему любимому занятию —
    пчеловодству. У него были прекрасные и известные на всю округу меда.
    Мед и другие продукты пчеловодства он заготавливал под заказ и развозил членам
    Рязанского медицинского общества, врачам Виноградову П.М., Николаеву К.А. и др.
    После 1917г. началась травля священства, которая резко усилилась после жестокого
    подавления большевиками крестьянского восстания в Рязанской губ. в ноябре-декабре
    1918г.
    В N 19 от 28 января 1920г. газеты "Известия" Рязанского губернского Совета
    рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов была опубликована статья
    некоего Кацевича под заголовком "Спекуляция крещенской молитвой в с.Ходынине".
    В ней говорилось:
        
    "В селе Ходынине поп Орехов ходил по домам с так называемой крещенской
         молитвой, за которую кроме денег вымогал от стариков в каждом доме
         еще соли и катушку ниток".

    В связи с этой публикацией Рязанским Губернским епархиальным советом было
    заведено дело и проведено расследование. По итогам расследования, проведенного
    благочинным Дроздовым, установлено:
        "Статья содержит клевету... Со стороны священника Орехова случаев
         вымогательства не было...".

    Преследования и травля о.Димитрия со стороны советских властей продолжались
    все 20-е и 30-е годы, вплоть до его ареста в 1938 году.
    В мае 1930г. правлением колхоза была предпринята первая попытка выселить
    о.Димитрия вместе с семьей из построенного им дома, но сельчане не дали своего
    батюшку в обиду. В дальнейшем эти попытки возобновлялись не раз, и, в итоге,
    при содействии представителей НКВД, семья священника была переселена в старый
    полуразвалившийся дом.
    О.Димитрий неоднократно помогал крестьянам писать грамотные и обоснованные
    заявления в различные инстанции г.Рязани с целью снижения непосильных налогов,
    получения материальной помощи, опротестования незаконных действий правления
    колхоза и т.д. Многие из этих просьб и жалоб приводили к положительным
    для крестьян результатам, что вызывало открытое неудовольствие властей.
    Преследования священника усилились.
    За 20 лет проживания в СССР (до ареста) о.Димитрию так и не выдали советского
    паспорта, что подтверждается одним из протоколов уголовного дела.
    Имущество и скот, принадлежавшие семье Ореховых, были экспроприированы и
    обобществлены.
    Вконец обнищавшие крестьяне, силой согнанные в колхоз, не могли платить,
    как прежде, в церковную кружку и за требы.
    Церковные службы разрешались администрацией только в исключительных случаях,
    а прихожане, посещавшие храм, подвергались преследованиям.
    Многодетная семья Ореховых очень нуждалась, не хватало денег на самое необходимое:
    питание и одежду. Родителям и детям приходилось подолгу голодать.
    Все заработанные средства о.Димитрий и матушка Евгения вкладывали в образование
    детей: покупали книги, учили музыке, расширяли курс школьного обучения.
    Матушка Евгения постоянно занималась воспитанием и дополнительным образованием
    своих детей. Впоследствии двое из них стали учителями, трое — инженерами.
    Сохранился удивительный документ о защите священника Орехова в с.Ходынино
    в 1930г. его прихожанами. Из "Оперсводки N 16 Рязанского окротдела ОГПУ"
    о ситуации и основных происшествиях в округе:
         "5 мая 1930г. Рыбновский район.
          25 апреля в с.Ходынино Райадмотделом производилось выселение из дома
          священника Орехова (дом Орехова находится на территории совхоза, и
          выселение его производилось по определению нарсуда).
          Собравшаяся в это время толпа женщин в 50 человек с криками:
             "Выселить попа не дадим"
          протестовала против выселения, почему оно и было приостановлено.
              Пом. Начокротдела ОГПУ (Одинцов) Ст. Уполномоченный СО (Терский)"
                 [1 (ГА РО. Ф.Р-5. Оп.2. Д.5. Л.786–789.).]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ