Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Рязанская губ., Спасский у. (Рязанская о., Шиловский р.), с.Константиново, Борисоглебская церковь священник Должность учитель Закона Божиего в земской школе Год начала1906 Год окончания1913
Состоял учителем Закона Божиего в земской школе с.Константиново Рязанская губ., Рязанский у. (Рязанская о., Рыбновский р.), с.Ходынино, Преображенская церковь священник Должность настоятель, законоучитель земской школы (до 1917г.) Год начала1913 Год окончания1939 День окончания22 Месяц окончания1
В 1913г. по прошению переведен священником в Преображенскую церковь с.Ходынино
Рязанского уезда.
До конца 1917г. состоял законоучителем местной земской школы.
В семье о.Димитрия и матушки Евгении Михайловны родилось пятеро детей:
в Константинове Нина (1909г.р.), Анатолий (1911г.р.) и Владимир (1913г.р.),
в Ходынино младшие Николай (1921г.р.) и Борис (1925г.р.).
Дети выросли достойными, всеми уважаемыми людьми.
(Сын Владимир в 1941г. ушел добровольцем на фронт, участвовал в обороне Москвы,
дошел до Берлина, был награжден орденами и медалями.
В селе отец Димитрий считался крепким, зажиточным хозяином: имел дом, крытый
черепицей, 12-х лошадей, 23-х коров, плодовый сад в 60 деревьев, большую
пасеку в 90 ульев, хозяйственные постройки, сельскохозяйственную технику,
в страду нанимал работников и работниц.
Все члены семьи о.Димитрия постоянно и много работали на своем хозяйстве.
От казны он получал пособие в 294 рубля.
Часть свободного времени о.Димитрий уделял своему любимому занятию
пчеловодству. У него были прекрасные и известные на всю округу меда.
Мед и другие продукты пчеловодства он заготавливал под заказ и развозил членам
Рязанского медицинского общества, врачам Виноградову П.М., Николаеву К.А. и др.
После 1917г. началась травля священства, которая резко усилилась после жестокого
подавления большевиками крестьянского восстания в Рязанской губ. в ноябре-декабре
1918г.
В N 19 от 28 января 1920г. газеты "Известия" Рязанского губернского Совета
рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов была опубликована статья
некоего Кацевича под заголовком "Спекуляция крещенской молитвой в с.Ходынине".
В ней говорилось: "В селе Ходынине поп Орехов ходил по домам с так называемой крещенской молитвой, за которую кроме денег вымогал от стариков в каждом доме еще соли и катушку ниток".
В связи с этой публикацией Рязанским Губернским епархиальным советом было
заведено дело и проведено расследование. По итогам расследования, проведенного
благочинным Дроздовым, установлено: "Статья содержит клевету... Со стороны священника Орехова случаев вымогательства не было...".
Преследования и травля о.Димитрия со стороны советских властей продолжались
все 20-е и 30-е годы, вплоть до его ареста в 1938 году.
В мае 1930г. правлением колхоза была предпринята первая попытка выселить
о.Димитрия вместе с семьей из построенного им дома, но сельчане не дали своего
батюшку в обиду. В дальнейшем эти попытки возобновлялись не раз, и, в итоге,
при содействии представителей НКВД, семья священника была переселена в старый
полуразвалившийся дом.
О.Димитрий неоднократно помогал крестьянам писать грамотные и обоснованные
заявления в различные инстанции г.Рязани с целью снижения непосильных налогов,
получения материальной помощи, опротестования незаконных действий правления
колхоза и т.д. Многие из этих просьб и жалоб приводили к положительным
для крестьян результатам, что вызывало открытое неудовольствие властей.
Преследования священника усилились.
За 20 лет проживания в СССР (до ареста) о.Димитрию так и не выдали советского
паспорта, что подтверждается одним из протоколов уголовного дела.
Имущество и скот, принадлежавшие семье Ореховых, были экспроприированы и
обобществлены.
Вконец обнищавшие крестьяне, силой согнанные в колхоз, не могли платить,
как прежде, в церковную кружку и за требы.
Церковные службы разрешались администрацией только в исключительных случаях,
а прихожане, посещавшие храм, подвергались преследованиям.
Многодетная семья Ореховых очень нуждалась, не хватало денег на самое необходимое:
питание и одежду. Родителям и детям приходилось подолгу голодать.
Все заработанные средства о.Димитрий и матушка Евгения вкладывали в образование
детей: покупали книги, учили музыке, расширяли курс школьного обучения.
Матушка Евгения постоянно занималась воспитанием и дополнительным образованием
своих детей. Впоследствии двое из них стали учителями, трое инженерами.
Сохранился удивительный документ о защите священника Орехова в с.Ходынино
в 1930г. его прихожанами. Из "Оперсводки N 16 Рязанского окротдела ОГПУ"
о ситуации и основных происшествиях в округе: "5 мая 1930г. Рыбновский район. 25 апреля в с.Ходынино Райадмотделом производилось выселение из дома священника Орехова (дом Орехова находится на территории совхоза, и выселение его производилось по определению нарсуда). Собравшаяся в это время толпа женщин в 50 человек с криками: "Выселить попа не дадим" протестовала против выселения, почему оно и было приостановлено. Пом. Начокротдела ОГПУ (Одинцов) Ст. Уполномоченный СО (Терский)" [1 (ГА РО. Ф.Р-5. Оп.2. Д.5. Л.786789.).]