Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Павел (Ильин Порфирий Георгиевич) Год рождения1890 Место рожденияУфимская губ., Бирский у., Старо-Петровская вол. (Башкирия, Бирский р.), д.Репьевка иеромонах
Родился в бедной крестьянской семье.
До 1920г. (до монашеского пострига) носил фамилию родителей Логинов Порфирий
Георгиевич. У Порфирия был родной брат Антип Георгиевич Логинов (1893г.р.),
в 1930-е годы он работал слесарем в Уфе.
В 1904г. Порфирий окончил сельскую школу ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1904-1920гг.]
[1920-1927гг.]
[1927-1937гг.]
Уфимская губ., Бирский у., Пономаревская вол. (Башкирия, Бирский р.), Владимирский Криушинский мужской монастырь Должность послушник Год начала1904 Год окончания1920
В 1904г. поступил послушником во Владимирский Криушинский мужской монастырь
вблиз деревень Старо-Угузевой и Криуши Пономаревской вол. Бирского уезда
Уфимской губ.
монах Павел 1920
В 1920г. принял монашеский постриг с именем Павел.
Тогда же изменил фамилию на "Ильин", предположительно, в честь своего духовного
наставника иеромонах 1921
Уфимская губ. монах, иеромонах (с 1921г.) Год начала1921
Служил на многих приходах Уфимской епархии Уфа, Уфимский мужской монастырь иеромонах Год окончания1923 Башкирская АССР, Бирский кантон (Башкирия, Караидельский р.), с.Иткули, Свято-Троицкая церковь иеромонах Должность настоятель Год окончания1925
До середины 1920-х гг. являлся настоятелем Свято-Троицкой церкви с.Иткули
Бирского кантона.
О.Павел 15 августа 1924г. пришел в Верхотурье поклониться святым мощам
св. прав.Симеона Верхотурского и принес с собой копию письма епископа
Сан-Францисского Николая, призывающего хранить верность Патриарху Тихону и не
поддерживать обновленцев, которых автор послания обвинял в сотрудничестве с
Советской властью и предательстве интересов Русской Православной Церкви.
Настоятель Николаевского монастыря архимандрит Ксенофонт (Медведев) велел
сделать две копии с этого письма. Вскоре в ГПУ появились агентурные сведения
о наличии копий письма. Началось расследование, которое кончилось арестами
Пермская губ. (Уральская о.), г.Верхотурье Год ареста1925
В 1925г. иеромонах Павел был найден и арестован сотрудниками ОГПУ в ходе следствия
по делу Верхотурского монастыря
Уральский областной суд 22/10/1925 Обвинение"антисоветская деятельность, хранение и распространение антисоветского послания" Приговор2 года лишения свободы и 3 года лишения права проживания в Уральской области Групповое дело"дело монахов Верхотурского Николаевского монастыря (1925г.)"
Заседание облсуда состоялось 2022 октября 1925 года.
О.Павел был осужден как "социально-опасный" элемент
Уральская о., г.Нижний Тагил, тюрьма Год начала1925 Месяц начала4 Год окончания1927
О.Павел вместе с архимандритом Ксенофонтом (Медведевым) и иеромонахом Паисием
(Снегиревым) подал кассационную жалобу, но определением Кассационной коллегии,
вынесенным 6 января 1926г., приговор оставлен в силе.
В 1927г. из тюрьмы освобожден
Башкирская АССР, Бирский кантон (Республика Башкортостан, Бирский р.), с.Дубровка, Вознесенская церковь иеромонах Год начала1927 Год окончания1927
В 1927г., по освобождении из тюрьмы, викарным епископом Бирским Серафимом (Афанасьевым)
назначен к Вознесенской церкви с.Дубровка Башкирская АССР, Бирский кантон (Республика Башкортостан, Караидельский р.), с.Иткули, Свято-Троицкая церковь иеромонах Год начала1927 Год окончания1927
Через месяц вернулся в с.Иткули Башкирская АССР, Бирский кантон, с.Касево (Петропавловка) (Республика Башкортостан, Краснокамский р., в черте г.Нефтекамска), Петропавловская церковь иеромонах Год начала1927 Год окончания1930
В том же 1927г. епископом Уфимским Иоанном (Поярковым) был перемещен к Петропавловской
церкви с.Касево Бирского кантона. Позже о своем служении здесь он писал: "...Я вспомнил про свой бывший приход село Касево. Приход большой, двухштатный, престолы Петра и Павла главный, а второй Димитрия Солунского. Кроме села 12 деревень на расстоянии 12 верст... Народ меня любил, и все знают меня" Башкирская АССР, Бирский кантон (Республика Башкортостан, Бирский р.), с.Силантьево, Трехсвятительская церковь иеромонах Год начала1930 Год окончания1934 Месяц окончания2
Из письма о.Павла от 26 июля 1933г. другу юности священнику Кукше Лашеву,
с которым когда-то они проходили послушание во Владимирском Криушинском монастыре: "Живу все еще в Силантьево. Голодным не сидел. Но в запасе хлеба ни одного фунта как только что кто в рот принесет так и в рот. Но вот плохо: налоги за налогами, да еще заем второй пятилетки, и тут надо средства. Пока все еще отделывался, но боюсь самообложения и культурного налога. Жизнь наша, как волна морская: тихо, чуть шелохнет, а то вдруг налетит и начнет бить изо всей силы и старается разбить в пух и прах. На днях мне объявили выкуп займа первого года второй пятилетки на 200 руб. Вот тут, что хочешь делай, а денег нет! И народ бедно живет... Собираюсь куда-нибудь перебраться в другой приход, но боюсь. Как говорят, там хорошо, где нас нет. А тем более, новый глава нашей церкви [имеется в виду архиепископ Софроний (Арефьев), назначенный на Бирскую кафедру после кончины 30 января 1933г. архиепископа Иоанна (Пояркова)] принял меня очень хорошо, как отец родной, отнесся, спаси его, Господи.
Из письма иеромонаха Павла о.Кукше Лашеву от 9 августа 1933г.: "Живу пока хорошо, налоги плачу исправно, думаю платить за четвертый квартал 41 руб. 13 коп. Самообложение уплатил 166 руб., еще остается культурный налог. В прошлом году уплатил 372 руб., а нынче не знаю, сколько возьмут. Хлеба, вижу, много, а дают мало. Что принесут все в рот, а в запасе ни куска... Мой дорогой и любимый архиепископ Серафим [Афанасьев] из тюрьмы вышел, сейчас на отдыхе. Вот куда его назначат, туда я и поеду. Он меня давно зовет под свое ведение. Но все как-то неохота с родины уезжать, тем более, что я имел у покойного [архиепископа Иоанна (Пояркова)] любовь к себе, и он меня не отпускал".
Из письма от 14 ноября 1933г.: "Живу еще, Слава Богу, хорошо. Хлеб есть, но запасов не делаю. Живу до сих пор на птичьих правах, есть только маленькое недоразумение с сельсоветом. Наложили незаконно 192 руб. 20 коп. ... На днях собираюсь побывать в Уфе. Писал письмо, но не дописал, сегодня решил дописать... В Уфу ездил лично по своим делам насчет налога... Спасибо Вам за Ваше искреннее внимание, за то, что заочно сделали меня духовным отцом крестным, шлю своему крестнику [сыну о.Кукши Александру] Благословение Божие. И Покров Царицы Небесной да пребудет с ним до гроба..., и еще шлю ему крестик, но простой. Теперь буду ждать широкого пира красной свадьбы... Живу пока хорошо, но... собираюсь ехать на Дальний Восток или куда судьба забросит. Туда уехал мой родной епископ Серафим [Афанасьев]... Он назначен в Хабаровск, но будет управлять тремя епархиями: Хабаровской, Благовещенской и Владивостокской. Он меня давно зовет, но все как-то не приходится... Но буду ждать письма, что напишет сам архиепископ Серафим..." Башкирия, Благовещенский р., с.Кузнецовское, Михаило-Архангельская церковь иеромонах Год начала1934 Месяц начала2 Год окончания1934 Месяц окончания9 Башкирская АССР, Бирский р., Пономаревский с/с, с.Николаевка, Михаило-Архангельская церковь иеромонах Должность настоятель Год начала1934 Месяц начала9 Год окончания1936 Месяц окончания9
В сентябре 1934г. в связи с кончиной местного священника о.Павел был назначен
к Михаило-Архангельской церкви с.Николаевка Бирского района.
Из письма о.Кукше Лашеву от 16 октября 1934г.: "[Бывший священник с.Николаевка о.Андрей Чуклин] имел семейство: четверых детей и самих двое, но Господь посетил его напастью. На Пасхальной неделе схоронил свою матушку и 9-го сентября по-старому сам отошел ко Господу... Владыка Дионисий [Прозоровский, архиепископ Уфимский], милостивейший Архипастырь, утвердил меня в должности настоятеля. Живу не тужу, хлеб есть, воды много, иногда и молочка дают... хлеб ем все пшеничный, но по окончании года как бы не заговеться лебедой, как это бывает частенько. Но пока как будто бы хорошо, хлеба здесь много, город близко. Но одно плохо: храм большой и холодный. Как-нибудь буду жить, если никуда не погонят. Но Владыка говорит, что если найду надобным тебя перевести не сопротивляйся, так что можно ожидать каждый день переводки... Архиепископ Дионисий меня не пустил в другую епархию. Я получил две телеграммы и два письма из Ростова [от епископа Серафима (Афанасьева), к тому времени управлявшего Ростовской кафедрой], но меня туда не пускают".
В период службы в Николаевке о.Павел частенько бывал в Бирске, где познакомился
со ссыльным архиепископом Волынским Аверкием (Кедровым) и по мере возможности
поддерживал Владыку. Об этом в сентябре 1937г. рассказал на допросе и сам
архиепископ Аверкий: "Чаще всего из мест Бирского района я посещал с.Николаевку, находящуюся совсем по соседству от города. Бывал я там в 1935 и 1936г. приблизительно раз по восемь в год, главным образом, в большие праздники, приходил прямо в храм к службе. Стоял главным образом, в алтаре и только в исключительных случаях (когда некому было петь) на клиросе. Уходил от службы всегда прежде полного окончания службы, чтобы иначе не быть вынужденным оказаться среди выходящего из храма народа и вступать с ним в разговоры, которые могли бы быть истолкованы неправильно. В дом священника о.Павла Ильина после службы я не заходил ни разу. Но вообще у Ильина на квартире я был два раза. Более в его сельской квартире я не бывал. В первой Бирской квартире (кажется, Соловьиная улица) я его навестил, когда он был сильно болен, даже не мог говорить. Потом заходил еще раз уже после его выздоровления. На новой его квартире (Красноармейская ул.) я у него не был ни разу. Меня Ильин навещал в моей квартире в год по 34 раза и всегда мимолетно. Обычно приходил, принося мне продукты" [Зв3 (Архив УФСБ РФ по РБ. Д.ВФ-4666)].
5 сентября 1936г. в с.Николаевка у иеромонаха Павла был произведен обыск
в связи с тем, что он "изобличен в антисоветском истолковании Библии,
разъясняя ее содержание как пророчество о скорой гибели Cоветской власти,
а в книгах вел записи, порочащие сов. власть".
Арестован не был. При обыске были изъяты церковные книги и облачения.
По-видимому, тогда же церковь была закрыта
Башкирская АССР, г.Бирск, Красноармейская, 18 Год начала1936 Месяц начала9 Год окончания1937 День окончания23 Месяц окончания7
О.Павел перебрался в Бирск. Жил в Бирске на квартире по ул.Красноармейской д.18
сначала "без определенных занятий".
К июлю 1937г. работал в саду Бирского педагогического училища
Башкирия, г.Бирск Год ареста1937 День ареста23 Месяц ареста7
Согласно справке на арест, составленной Бирским РО НКВД 20 июля 1937г.,
иеромонаху Павлу инкриминировалось то, что он "Имеет тесную связь в своей антисоветской деятельности с контрреволюционными деятелями: ссыльным архиепископом Кедровым Поликарпом, бывшим купцом Коноваловым Петром. Совместно с ними объединяет вокруг себя всю наиболее реакционную часть духовенства, монашек и церковников".
23 июля 1937г. о.Павел был арестован и заключен в тюрьму г.Бирска
тройка при УНКВД Башкирской АССР 10/11/1937 Обвинение"член контрреволюционной повстанческой организации, возглавляемой архиепископом Аверкием (Кедровым)" Статьяст.586,5810,5811 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел, конфискация личного имущества
Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-4666.
Обвинялся в том, что "состоял в контрреволюционной повстанческой организации,
возглавляемой архиепископом Аверкием (Кедровым)".
Виновным себя не признал.
Из протокола допроса 7 сентября 1937г.:
" Скажите, для какой цели Вами производились записи на полях книг, которыми Вы пытались применить церковное писание к современному положению, и о каком избиении народа Вы сделали надпись?
Записи о избиении народа я сделал, действительно, сопоставляя избиение народа друг другом при разных восстаниях, при военном положении. Это я также относил и к избиению священников и архиереев за период существования Советской власти... Запись о разорении храма я также сделал, имея в виду разрушение храмов в данный период в Уфе и других местах, т.к. теперь ведь уже много поломано храмов. Люди, разрушающие храмы, потерпят наказание, я подразумеваю, наказание от Бога".
10 ноября 1937г. иеромонах Павел тройкой при УНКВД БАССР был приговорен к расстрелу
Использованы материалы: ЦГИА РБ. Ф.Р-394. Оп.2. Д.2886. Л.8об.; Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-17874. (Дело по обв. священника Кукши Лашева);