Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Саратовская о., г.Хвалынск, Казанский собор протоиерей Должность настоятель Год начала1929 Год окончания1930
После освобождения о.Матфей вернулся к служению в Казанском соборе.
Постановлением Секретариата ВЦИК от 15 декабря 1929г. "право регулирования
колокольного звона" предоставлялось горсоветам и райисполкомам.
6 апреля 1930г. по инициативе о.Матфея после утренней Божественной литургии
православные христиане Хвалынска из приходов Казанского и Крестовоздвиженского
храмов (по данным ОГПУ, 500 человек) прибыли к горсовету с просьбой
разрешить в городе колокольный звон на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Были собраны подписи многих горожан с просьбой об отмене запрета и возвращении
звона.
Поход к горсовету результата не дал, звонить не разрешили.
О.Матфей удержал свою паству от нарушения распоряжения власти: многие
предлагали звонить, невзирая на запрет.
Однако это народное волеизъявление не осталось без последствий.
1 августа 1930г. состоялся обыск в Казанском соборе у казначея причта диакона
Иоанна Александрова, и были обнаружены серебряные и медные монеты,
принадлежавшие духовенству Казанского собора, в сумме 39 руб. 49 коп.
В этот же день был совершен обыск у казначея собора Григория Степановича Рауткина,
у которого были обнаружены монеты разного достоинства в сумме 192 руб. 86 коп.
Эти суммы и стали значимым поводом для обвинения в "удержании денег в храме",
то есть в "сознательном недопущении их в государственный оборот".
Но этим обвинение не ограничилось.
Председатель хвалынского колхоза, допрошенный в качестве свидетеля, указал
на священника как главного виновника колхозных бед: "... В хвалынском колхозе религиозников слишком много, и вот подобной накачкой т.е. восстановлением Кармановым темной религиозной верующей массы против соввласти и коммунизма он действительно влияет на строительство соввласти и на колхозное строительство. Пример и повод к этому следующий: как религиозный праздник то масса не выходит на работу, а идут в соборную церковь, где и является служитель религиозных обрядов некий Карманов...".
По делу в качестве обвиняемых, помимо протоиерея Матфея, были привлечены еще
двое: казначей собора Григорий Степанович Рауткин и другой казначей храма,
Дмитрий Яковлевич Разуваев
Саратовская о., г.Хвалынск Год ареста1930 День ареста6 Месяц ареста8 Обвинение при аресте"антисоветская агитация"
6 августа 1930г. все трое о.Матфей, Г.С.Рауткин и Д.Я.Разуваев были арестованы
и заключены в Вольский исправтруддом
тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю 19/12/1930 Обвинение"антисоветская агитация, организация контрреволюционного "сестричества", организация массовок женщин против закрытия церквей, связь с раскулаченными, сокрытие разменной монеты" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел
Дело Д.4083.
6 августа 1930г. арестованным было предъявлено обвинение по ст.5810 УК РСФСР.
Помощник уполномоченного Вольского окружного отдела ОГПУ, рассмотрев дело,
нашел: "Означенные гр-не изобличаются в том, что они по предварительному между собой сговору совершали контрреволюционные вредительские действия, т.е.: Карманов занимался организацией сектантства "сестричества", был организатором массовки женщин во время проведения закрытия церквей, имеет тесную связь с раскулаченными, проводит среди них вредительство в колхозе г.Хвалынск. Как руководитель соборной церкви, Карманов способствовал сокрытию мелкой серебряной и медной монеты от оборота. Разуваев и Рауткин, как пособники Карманова, активно принимали участие в содеянном выше".
В августе 1930 года состоялся единственный допрос о.Матфея, касавшийся
только наличия мелких денег в храме. Отвергая обвинение в злом умысле,
о.Матфей, недоумевая, сказал: "Если бы были мной замечены те или иные недоразумения, то во всяком разе я бы со своей стороны принял соответствующие меры, как настоятель собора".
10 августа 1930г. уполномоченный Вольского ОО ОГПУ, рассмотрев дело, нашел,
что "материалы следствия вполне устанавливают факт содеянного преступления",
и постановил: "Следствие по делу считать законченным".
11 сентября 1930г. было составлено обвинительное заключение: "Из поступивших сведений в Вольский Горотдел ОГПУ стало известно, что граждане Карманов, Рауткин и Разуваев среди верующих религиозного культа ведут антисоветскую агитацию, направленную к срыву мероприятий Соввласти, организовали кружки религиозных женщин, под названием "уборщиц церкви", через которых проводили свою контрреволюционную деятельность и подготовляли, а затем и руководили антисоветскими массовками, организовали денежную помощь раскулаченному элементу, в целях вербовки такового в контрреволюционную группировку умышленно и в явных целях подрыва денежного обращения удерживали в церкви мелкую разменную монету с заведомой целью не выпустить ее в обращение на рынок... В моменты колхозного строительства и проводимых хозяйственно-политических кампаний в г.Хвалынске и его районе, группа религиозников, во главе с настоятелем собора попом Кармановым, объединенная между собой по своему прошлому и а/с убеждениям общностью интересов, повели систематическую антисоветскую деятельность среди прихожан-религиозников, направленную против партии и соввласти".
Отца Матфея обвиняли в том, что он "выступал в проповедях против партии и
советской власти", в том, что он "готовил приход к контрреволюционным
выступлениям", "вербуя около себя актив единомышленников в лице
казначея соборной церкви Рауткина Григория Степановича, через которого
свою контрреволюционную деятельность перебрасывает в более крупный
приход Крестовоздвиженской церкви".
Ни один из подследственных, в том числе о.Матфей, никакой вины за собой
не признал.
Дело в отношении обвиняемых было направлено в Особую тройку ПП ОГПУ для
внесудебного разбирательства.
На заседании тройки ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю, протокол N 77,
от 19 декабря 1930г. о.Матфей и Г.С.Рауткин были приговорены к расстрелу.
Третий проходивший по делу, Д.Я.Разуваев, был приговорен к 5 годам ИТЛ