Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
протоиерей 1922 Кто рукоположилСвятейший Патриарх Тихон (Беллавин)
Протоиерей Николай Толгский был лично известен Св.Патриарху Тихону. За пастырские
заслуги перед Церковью Святейший возвел его в сан протоиерея, а также наградил
митрой
Москва, Колокольников пер., церковь прп.Сергия в Пушкарях протоиерей Должность настоятель, благочинный 1-го отделения Сретенского Сорока церквей Год начала1922 Год окончания1935 День окончания12 Месяц окончания4
О.Николай был знаком с иерархами Православной Церкви: архиепископом
Иларионом (Троицким), архиепископом Питиримом (Крыловым), митрополитом
Тихоном (Оболенским).
На него были возложены обязанности благочинного 1-го отделения Сретенского Сорока
церквей.
Как благочинный, он пользовался большим авторитетом в своем Сороке.
По воспоминаниям Ирины Сергеевны Мечевой, о.Алексий Мечев обычно отсылал к нему
духовных чад для разрешения практических церковных вопросов.
Протоиерей Николай создавал хоры, занимался просветительской деятельностью.
Он придерживался Тихоновской ориентации, был противником обновленчества.
Из доноса: "На вопрос одной из присутствующих на встрече с верующими, как он смотрит на Александра Введенского, ответил: "Я его плохо знаю, и он не нашей ориентации"".
В 1929г. в Москве началась паспортизация и усугубились трудности с пропиской,
были введены продовольственные карточки.
О.Николай, как и другие священнослужители, был лишен гражданских прав.
В 1930 и 1931гг. о.Николая не однажды вызывали в органы безопасности, но не
посадили.
Боясь потерять полноценные гражданские права и социальную поддержку государства,
супруга уговаривала его снять с себя сан и перейти на преподавательскую работу,
но батюшка оставался непреклонным и продолжал служить. В конце концов матушка
не выдержала испытаний, получила развод и ушла из дома, порвав всякие отношения
с семьей Толгских. В его квартире на первом этаже церковного дома произвели "уплотнение".
О.Николай вынужден был переселиться в шестиметровую комнатку на втором этаже без
удобств. Готовить пищу там было невозможно, и он ходил обедать к старшей сестре
Марии Васильевне, супруге второго священника Сергиевской церкви о.Сергия Лебедева.
Сын Юрий из соображений безопасности переехал жить к родственникам, с отцом виделся
редко...
От душевных страданий и голода у о.Николая испортилось здоровье.
Ему как лишенцу, не полагалось медицинской помощи, и он лечился, довольствуясь
услугами знакомых верующих частных врачей.
По свидетельству близких, всегда жизнерадостный батюшка очень погрустнел.
Но ни прихожане, ни друзья никогда не слышали от него жалобы или досадливого
слова, не было в нем ни следа раздражения или угрюмости.
Видя его служащим, истово молящимся, устремленным к Богу, нельзя было заподозрить,
что он болен и переживает большое горе. Всегда спокойный и доброжелательный, он
мужественно переносил обрушившиеся на него скорби и продолжал свое подвижническое
служение.
Из соседних закрытых приходов в Сергиевскую церковь стали стекаться верующие.
Среди монахинь закрытого Страстного монастыря о.Николай распределил обязанности
по соблюдению чинности порядка в храме.
Из закрытой церкви свт.Николая в Звонарях была принесена икона
св.Анастасии Узорешительницы и чудотворная икона Божией Матери
"Взыскание погибших", перед которой о.Николай вместе с о.Сергием Лебедевым
стали регулярно служить акафисты.
Храмы, где служили братья о.Николая священники о.Сергий (храм Рождества Богородицы
на Кулишках) и о.Александр (храм св.Иоанна Предтечи на Земляном Валу), тоже
закрыли. О.Сергий поcелился в подклети храма Петра и Павла за Яузой, спал между
надгробий. Тяжело простудившись, уехал к семье в пос.Красково.
О.Александр жил на колокольне своего храма. Братья стали видеться редко, тайком,
чаще всего ночью. Уходили рано утром, т.к. об остающихся ночевать родственниках
или знакомых необходимо было сообщать в домоуправление.
Из воспоминаний его племянницы Н.В.Долбилкиной, которая регулярно бывала вместе
со своим отцом на службах: "О.Николай не только прочитывал вслух молитвы, а молился вместе со своими прихожанами единым духом... Талантом о.Николая было его умение помочь человеку оторваться от повседневных забот, горя, умение сосредоточить прихожан на словах молитв, объединить их в в общем устремлении сердец это была та великая сила, которая приводила людей в храм, укрепляла их веру, помогала преодолевать жизненные трудности. В его служении была жертвенность, батюшку было невозможно воспринимать просто как человека, надевшего облачение. В алтаре и на амвоне это был святитель".
Власти искали предлог, чтобы арестовать о.Николая, изучали его личное дело в
Московской Духовной Академии, подсылали к нему осведомителей.
Из доносов: "В Сергиевской храме собираются верующие и среди них много молодежи". "Настоятель пользуется среди верующих большим авторитетом как истинный защитник Православной веры и благовестник". "На проповеди говорил: "Мы переживаем годины испытаний, черные дни Русской Империи, когда расшатаны все устои, и люди революцией выбиты из нормальной колеи, когда людям необходимо переламывать себя и приспосабливаться к новой, чужой нам, христианам, жизни, но это явление временное...". "На встрече с прихожанами на частной квартире вел антисоветские беседы, говорил: "Советская власть открыто борется с религией и верующими, и многие верующие по малодушию своему, страшась преследований, даже боятся ходить в храм. Верующие должны открыто исповедовать религию и выступать в защиту Церкви, не боясь преследований, и, если придется, уметь пострадать за свои убеждения: "... Будете ненавидимы за Имя Мое претерпевший до конца спасен будет" (Мф 10.22)... Настало бесовское царство, бесы управляют людьми, много молодых людей направил я на путь Истины, молодежь горит желанием выступить в защиту веры Православной...". Рассказывал, как он однажды исповедовал и причастил умирающего комсомольца, говорил об этом: "Я обратил его на путь веры Православной, и он спокойно умер в сознании великой Божественной благодати...""