Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 16.06.1988 Дела oni.23 =>
oni.23 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Рукоположение
      протоиерей 
      1922 
      Кто рукоположил Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) 
      Протоиерей Николай Толгский был лично известен Св.Патриарху Тихону. За пастырские
      заслуги перед Церковью Святейший возвел его в сан протоиерея, а также наградил
      митрой
    Служение
      Москва, Колокольников пер., церковь прп.Сергия в Пушкарях 
      протоиерей 
      Должность настоятель, благочинный 1-го отделения Сретенского Сорока церквей 
      Год начала 1922 
      Год окончания 1935 
      День окончания 12 
      Месяц окончания 4 
      О.Николай был знаком с иерархами Православной Церкви: архиепископом
      Иларионом (Троицким), архиепископом Питиримом (Крыловым), митрополитом
      Тихоном (Оболенским).
      На него были возложены обязанности благочинного 1-го отделения Сретенского Сорока
      церквей.
      Как благочинный, он пользовался большим авторитетом в своем Сороке.
      По воспоминаниям Ирины Сергеевны Мечевой, о.Алексий Мечев обычно отсылал к нему
      духовных чад для разрешения практических церковных вопросов.
      Протоиерей Николай создавал хоры, занимался просветительской деятельностью.
      Он придерживался Тихоновской ориентации, был противником обновленчества.
      Из доноса:
           
      "На вопрос одной из присутствующих на встрече с верующими, как он смотрит
            на Александра Введенского, ответил:
                "Я его плохо знаю, и он не нашей ориентации"".
      В 1929г. в Москве началась паспортизация и усугубились трудности с пропиской,
      были введены продовольственные карточки.
      О.Николай, как и другие священнослужители, был лишен гражданских прав.
      В 1930 и 1931гг. о.Николая не однажды вызывали в органы безопасности, но не
      посадили.
      Боясь потерять полноценные гражданские права и социальную поддержку государства,
      супруга уговаривала его снять с себя сан и перейти на преподавательскую работу,
      но батюшка оставался непреклонным и продолжал служить. В конце концов матушка
      не выдержала испытаний, получила развод и ушла из дома, порвав всякие отношения
      с семьей Толгских. В его квартире на первом этаже церковного дома произвели "уплотнение".
      О.Николай вынужден был переселиться в шестиметровую комнатку на втором этаже без
      удобств. Готовить пищу там было невозможно, и он ходил обедать к старшей сестре
      Марии Васильевне, супруге второго священника Сергиевской церкви о.Сергия Лебедева.
      Сын Юрий из соображений безопасности переехал жить к родственникам, с отцом виделся
      редко...
      От душевных страданий и голода у о.Николая испортилось здоровье.
      Ему как лишенцу, не полагалось медицинской помощи, и он лечился, довольствуясь
      услугами знакомых верующих — частных врачей.
      По свидетельству близких, всегда жизнерадостный батюшка очень погрустнел.
      Но ни прихожане, ни друзья никогда не слышали от него жалобы или досадливого
      слова, не было в нем ни следа раздражения или угрюмости.
      Видя его служащим, истово молящимся, устремленным к Богу, нельзя было заподозрить,
      что он болен и переживает большое горе. Всегда спокойный и доброжелательный, он
      мужественно переносил обрушившиеся на него скорби и продолжал свое подвижническое
      служение.
      Из соседних закрытых приходов в Сергиевскую церковь стали стекаться верующие.
      Среди монахинь закрытого Страстного монастыря о.Николай распределил обязанности
      по соблюдению чинности порядка в храме.
      Из закрытой церкви свт.Николая в Звонарях была принесена икона
      св.Анастасии Узорешительницы и чудотворная икона Божией Матери
      "Взыскание погибших", перед которой о.Николай вместе с о.Сергием Лебедевым
      стали регулярно служить акафисты.
      Храмы, где служили братья о.Николая — священники о.Сергий (храм Рождества Богородицы
      на Кулишках) и о.Александр (храм св.Иоанна Предтечи на Земляном Валу), тоже
      закрыли. О.Сергий поcелился в подклети храма Петра и Павла за Яузой, спал между
      надгробий. Тяжело простудившись, уехал к семье в пос.Красково.
      О.Александр жил на колокольне своего храма. Братья стали видеться редко, тайком,
      чаще всего ночью. Уходили рано утром, т.к. об остающихся ночевать родственниках
      или знакомых необходимо было сообщать в домоуправление.
      Из воспоминаний его племянницы Н.В.Долбилкиной, которая регулярно бывала вместе
      со своим отцом на службах:
          "О.Николай не только прочитывал вслух молитвы, а молился вместе со своими
           прихожанами единым духом... Талантом о.Николая было его умение помочь
           человеку оторваться от повседневных забот, горя, умение сосредоточить прихожан
           на словах молитв, объединить их в в общем устремлении сердец — это была та
           великая сила, которая приводила людей в храм, укрепляла их веру, помогала
           преодолевать жизненные трудности.
           В его служении была жертвенность, батюшку было невозможно воспринимать просто
           как человека, надевшего облачение. В алтаре и на амвоне это был святитель".

      Власти искали предлог, чтобы арестовать о.Николая, изучали его личное дело в
      Московской Духовной Академии, подсылали к нему осведомителей.
      Из доносов:
          "В Сергиевской храме собираются верующие и среди них много молодежи".
          "Настоятель пользуется среди верующих большим авторитетом как истинный
           защитник Православной веры и благовестник".
          "На проповеди говорил:
               "Мы переживаем годины испытаний, черные дни Русской Империи, когда
                расшатаны все устои, и люди революцией выбиты из нормальной колеи,
                когда людям необходимо переламывать себя и приспосабливаться к новой,
                чужой нам, христианам, жизни, но это явление временное...".
           "На встрече с прихожанами на частной квартире вел антисоветские беседы,
            говорил:
               "Советская власть открыто борется с религией и верующими, и многие верующие
                по малодушию своему, страшась преследований, даже боятся ходить в храм.
                Верующие должны открыто исповедовать религию и выступать в защиту Церкви,
                не боясь преследований, и, если придется, уметь пострадать за свои убеждения:
                   "... Будете ненавидимы за Имя Мое — претерпевший до конца
                   спасен будет" (Мф 10.22)...
                Настало бесовское царство, бесы управляют людьми, много молодых людей
                направил я на путь Истины, молодежь горит желанием выступить в защиту
                веры Православной...".
            Рассказывал, как он однажды исповедовал и причастил умирающего комсомольца,
            говорил об этом:
               "Я обратил его на путь веры Православной, и он спокойно умер в сознании
                великой Божественной благодати...""
    Награды 
    Аресты 
    Осуждения 
    Места заключения 
[2] [3]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ