Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 27.09.1993 Дела oni.40 => oni.40 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Служение
    Служение
    Костромская губ., Кинешемский у. (Ивановская о.), Нодогская Рождественская пустынь 
    монахиня 
    Год начала 1910 
    Год окончания 1911 
    Подвижница прожила с некоторыми сестрами в Нодогской пустыни полгода.
    За это время ее имя стало известно в Кинешемском уезде, а Нодогская пустынь стала
    местом массового паломничества богомольцев.
    В начале 1911г. в результате клеветнического доноса подвижница была вынуждена
    оставить Решемскую обитель и по распоряжению епископа Костромского и Галичского
    Тихона (Василевского) вернуться в Свято-Троицкий монастырь
    Костромская губ., Галичский у. (Костромская о., Сусанинский р.), с.Ново-Сумароково (Новое Теляково), Свято-Троицкий женский монастырь 
    монахиня 
    Год начала 1911 
    Особый наплыв посетителей к монахине Веронике пришелся на годы Первой Мировой войны,
    когда к ней шли тысячи людей, стоявших по несколько дней в очереди, чтобы увидеть
    ее и узнать у нее о судьбе находящихся на фронте близких.
    В 1919г. община Свято-Троицкого монастыря была зарегистрирована как
    сельскохозяйственная коммуна.
    Из показаний Веры Меркуловой на допросе 12.06.1934г.:
       
    "58 лет, родом из с.Н.Теляково... Образование среднее...
        Я с детства проживала в Свято-Троицком монастыре с.Н.Сумароково
        до 20-ти летнего возраста. В монастыре была в качестве игумении и после
        была переведена в Ростов-на-Дону для основания монастыря, где проживала до
        25-ти летнего возраста. Когда выстроила монастырь, была я снова назначена
        Святейшим Синодом для услужения монашек, т.к. между ними был разлад.
        Прибыла в качестве настоятельницы — игумении, проживала в монастыре
        до 1917г. ...
        Я все время служила настоятельницей монастыря (игуменией). Кроме этого,
        мне поручалось от Святейшего Синода расследовать раздоры среди монашества
        в монастырях. По этим вопросам я очень часто выезжала в ряд монастырей
        России...".

    Из ее показаний на допросе по делу 1921г.:
          "24-х лет я приехала по внушению свыше из г.Ростова в город Кострому,
           а затем поступила в Свято-Троицкий женский монастырь, где и состояла
           "церковницей".
    В ежегодных ведомостях, подаваемых из монастыря в консисторию, среди прочих
    ста с небольшим лиц, "живущих на испытании в Свято-Троицком женском монастыре",
    числится и
          "N 42 Вера Антониевна Меркулова, 23г., крестьянская девица Орловской губ.
           Мценского уезда; в монастыре — с 1906г., читать и писать умеет, хороших
           качеств и к послушанию способна... ".

    По этим данным, в 1917г. она еще даже не была послушницей, а находилась в монастыре
    среди лиц, проходящих испытание.
    Вера Меркулова исполняла в монастыре различные послушания.
    Из ее показаний на следствии 1921г.:
          "В 1918г. я ездила в Петроград за иконами и церковной утварью для с.Высоково".
    С мая 1917г. духовником Веры Меркуловой и некоторых других сестер монастыря
    был иеромонах находившегося в 20 верстах от обители Железноборовского монастыря
    о.Иоасаф (Григорий Меркурьевич Сазанов), которого игумен монастыря Никодим
    назначил в июне 1917г. благочинным Свято-Троицкой обители.
    Впоследствии у иеромонаха Иоасафа при аресте было найдено письмо:
          "...Благодарю за молитвы батюшки. Все же покойна моя душа, от всех сих
           попечений хватает мне этого, и желает и пламенеет душа моя, подвигов хочу,
           Пашенька. Хочу, Пашенька, взять на себя подвиг. Ходить бы босой мне хочется,
           не благословит ли батюшка? Жду благословения и с радостью начну".

    Из статьи исследователя Ларисы Сизинцевой [2]:
          "Это письмо было не подписано, но почерк матушки Веры трудно перепутать с
           каким-либо другим, как бы не изменялся он с течением времени...
           Даты на письме нет, место отправления тщательно замазано, лишь
           угадывается нечто, похожее на "Саров". Сразу вспомнилась ее фраза из
           дела 1921г. —
                "Подайте мне палку Саровскую... ".
           Судя по тому, что письмо было найдено у иеромонаха Железноборского
           монастыря Иоасафа, оно дошло до батюшки.
           Босое хождение матушки Веры известно, — значит, батюшка благословил?"

    Из показаний одной из насельниц монастыря, Феклы Кулевой, на следствии 1921г.:
          "Верушку я знаю с первых дней поступления ее в монастырь. Она пришла еще
           молоденькая. Сперва она работала, шила, помогала работать старым монахиням.
           Тогда к ней еще никто не ходил из посторонних.
           Но вот уже года три как к Верушке стал ходить народ за советом".

    Из показаний насельницы монастыря на следствии 1921г.:
          "Я знаю Меркулову 6 лет. Я с ней имела переписку и очень часто обращалась
           с вопросами и за советом в трудных случаях жизни. Ей дан особый дар от Бога.
           Она ходит босою зимой и летом; к ней тысячи народа ходят за советом".

    Из показаний о Верушке насельницы монастыря Агнии Завьяловой 27 апреля 1921г.:
          "...В трудную минуту она давала добрые советы, всегда говорила: нужно
           жить и трудиться. Святой мы ее не считали...".

    В народе говорили о "матушке Вере из Сумароковского монастыря, босоножке, прозорливице,
    которую большевики босыми ногами ставили на раскаленную плиту, а ей — что по плите,
    что по снегу, все одно и то же"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ