Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 31.03.1992 Дела ob4.25 =>
ob4.25 Кн_Статья
    ИОСИФ (Петровых Иван Семенович), митрополит

     — 1872, 15 декабря — родился в г. Устюжне
    Новгородской губ. в семье мещанина.

     — 1895 — окончил Новгородскую Духовную Семинарию; поступил
    в МДА.

     — 1899 — окончил МДА со степенью кандидата (магистранта)
    богословия; оставлен при МДА профессорским стипендиатом.

     — 1900 — и. д. доцента МДА.

     — 1901, 26 августа — пострижен в мантию епископом Волоколамским
    Арсением (Стадницким) в Гефсиманском скиту при Троице-Сергиевой Лавре.

     — 1901, 30 сентября — рукоположен во иеродиакона.

     — 1901, 14 октября — рукоположен во иеромонаха.

     — 1903 — удостоен степени магистра богословия
    за диссертацию на тему История Иудейского народа по Археологии
    Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки); назначен
    инспектором и экстраординарным профессором МДА.

     — 1904 — возведен в сан архимандрита.

     — 1906 — настоятель Яблочинского Онуфриевского монастыря
    в Седлецкой губ.

     — 1907 — настоятель Юрьева монастыряНовгородской епархии.

     — 1909, 15 марта — хиротонисан во епископа Угличского
    викария Ярославской епархии (в Троицком соборе Александро-Невской
    Лавры); хиротонию совершали митрополит С.-Петербургский и Ладожский
    Антоний (Вадковский), св. митрополит Московский и КоломенскийВладимир(Богоявленский).

     — 1909 — настоятель Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриевского
    монастыря.
    Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг.

     — 1917, 1/14 декабря-1918, 20 января/2 февраля
    в. у. Рижской епархией.

     — 1919, 7 июля — арестован в г. Ростове Ярославской
    губ. по обвинению в том, что звоном с колокольни и крестным ходом
    сорвал в своей епархии кампанию по вскрытию мощей.

     — 1919, 18 июля — переведен в Москву.
    Место заключения: Внутренняя тюрьма ВЧК в Москве.

     — 1919, август (?) — освобожден.

     — 1920, 22 января — архиепископ Ростовский, викарий
    Ярославской епархии.
    Проживал в Ростовском Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре.

     — 1920, 26 июля — осужден Президиумом ВЧК. Приговорен
    к заключению в лагере на 1 год (условно).

     — 1920 — 1925 — в. у. Новгородской епархией.

     — 1922 — арестован в г. Ростове Ярославской губ. по
    обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей.

     — 1922, 19 июня — осужден Ярославским Ревтрибуналом.
    Приговорен к 4 годам лишения свободы.

     — 1923, 5 января — освобожден по предписанию ВЦИК.

     — 1923 — 1926 — в. у. Ярославской епархией.

     — 1924, 21 мая — включен в состав членов Священного
    Синода при св. Патриархе Тихоне.

     — 1925, 12 апреля — подписал акт о передаче высшей церковной
    власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

     — 1925, 6 декабря — по завещательному распоряжению
    Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского)
    о передаче высшей церковной власти в Русской Православной Церкви,
    в случае невозможности ему дальнейшего возглавления Церкви, назначен
    третьим кандидатом на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

     — 1926, сентябрь — назначен митрополитом Ленинградским.

     — 1926, 11–12 сентября — совершил первое и последнее
    служение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

     — 1926, после 12 сентября — по приезде в Москву был
    вызван в ОГПУ; отправлен в г. Ростов Ярославской губ. с запрещением
    выезда из него.

     — 1926, ноябрь — декабрь — после ареста Заместителя
    Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) возглавлял
    Русскую Православную Церковь.

     — 1926, 8 декабря — составил завещательное распоряжение-послание
    о преемстве высшей церковной власти в случае невозможности ему исполнять
    обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

     — 1926, декабрь — арестован. Выслан в бывший Моденский
    Николаевский монастырь Новгородской епархии без права выезда.

     — 1927, середина августа — епископ Гдовский Димитрий (Любимов)
    протоиерей А. Советов и другие клирики Ленинграда направили митрополиту
    Иосифу письмо с выражением своего несогласия с церковной позицией
    митрополита Сергия (Страгородского).

     — 1927, 13 сентября — назначен митрополитом Одесским.

     — 1927, 28 сентября — направил Заместителю Патриаршего
    Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) письмо, в котором
    высказал суждение о том, что считает сделанное им распоряжение о перемещении
    на Одесскую кафедру незаконным.

     — 1927, 25 (12 ?) октября — митрополит Сергий (Страгородский)
    и Временный при нем Патриарший Священный Синод вынесли новое определение
    о перемещении митрополита Иосифа на Одесскую кафедру.

     — 1927 — переехал в г. Ростов Ярославской губ.

     — 1927, 30 октября — повторно отказался от назначения
    на Одесскую кафедру.

     — 1927, 26 декабря — епископ Гдовский Димитрий (Любимов)
    и епископ Нарвский Сергий (Дружинин) подписали акт отхода от митрополита
    Сергия (Страгородского), одобренный митрополитом Иосифом.

     — 1928, 2 февраля — митрополита Иосифа посетили посланные
    к нему митрополитом Сергием (Страгородским) архиепископ Вологодский
    Сильвестр (Братановский) и архиепископ Самарский Анатолий (Грисюк).
    Митрополит Иосиф сделал заявление об отделении от митрополитаСергия
    (Страгородского).

     — 1928, 6 февраля — вместе с группой архиереев Ярославской
    епархии подписал декларацию об отделении от митрополита Сергия (Страгородского)
    и учрежденного при нем Временного Патриаршего Священного Синода.
    Возглавил оппозицию Заместителю Патриаршего Местоблюстителя
    митрополиту Сергию (Страгородскому), получившую название иосифлянской.

     — 1928, февраль — выслан в бывший Моденский Николаевский
    монастырь Новгородской епархии без права выезда.

     — 1928, 11 марта — Заместителем Патриаршего Местоблюстителя
    митрополитом Сергием (Страгородским) и Временным при нем Патриаршим
    Священным Синодом уволен на покой с запрещением в священнослужении.

     — 1929 — арестован.

     — 1930 — выслан в Казахстан на 5 лет.

     — 1930–1936 — в ссылке в г. Джамбуле (ныне г. Аулие-Ата)
    затем в г. Мирзояне Южно- Казахстанской обл.; работал бухгалтером
    на медном комбинате.

     — 1937, 23 сентября — арестован в г. Мирзояне.
    Место заключения: тюрьма г. Чимкента.

     — 1937, 19 ноября — осужден тройкой при УНКВД КазССР
    по Южно-Казахстанской обл. Приговорен к расстрелу.

     — 1937, 20 ноября — расстрелян в Лисьем овраге под г. Чимкентом
    вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым).
    Место захоронения: Лисий овраг под г. Чимкентом.
    Митрополит Иосиф с юности был почитателем св. праведного
    о. Иоанна Кронштадтского. Подобно о. Иоанну он вел духовный дневник
    который был опубликован до революции в нескольких томах под названием
    В объятиях Отчих. Авторство архимандрита Иосифа обозначалось
    сокращенно: A. I. Митрополит Иосиф любил музыку, сестра его, Мария
    Петровых, была замечательно талантливой поэтессой, при жизни в Советском
    Союзе остававшейся в полной безвестности. В период с 1909 по 1914
    гг. епископ Иосиф был близок к святителю Тихону, тогда архиепископу
    Ярославскому, потом — Святейшему Патриарху. В 1924 г. он стал
    членом Священного Синода при св. Патриархе Тихоне. Светлый образ архиепископа
    Иосифа привлекал к себе доброе внимание, почему и священномученик
    митрополит Крутицкий Петр (Полянский) назначил его 6 декабря 1925
    г. третьим кандидатом на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.
    Когда после ареста митрополита Петра начал свою смуту архиепископ
    Свердловский Григорий (Яцковский), архиепископ Иосиф был всецело на
    стороне митрополита Сергия (Страгородского). Будучи возведен в сентябре
    1926 г. в сан митрополита Ленинградского, он смог быть в Ленинграде
    только два дня 11–12 сентября, так как потом был выслан в
    г. Ростов Ярославской губ., где был до того викарным архиепископом
    без права выезда. Оказавшись в течение трех недель в декабре 1926 г.
    после ареста митрополита Сергия (Страгородского) у высшей церковной
    власти, в силу упомянутого поручения митрополита Крутицкого Петра
    (Полянского), митрополит Иосиф прежде всего составляет свое завещательное
    распоряжение — послание от 8 декабря 1926 г., начинающееся знаменательными
    словами: Имея в виду неизбежное лишение возможности и мне исполнять
    ответственное поручение Патриаршего Местоблюстителя от 23
    ноября (6 декабря) 1925 г., как последний из указанных им Заместителей
    его должности, на случай устранения моего и обоих моих предшественников,
    преемственно призываю к канонически неоспоримому продолжению наших
    полномочий Преосвященнейших: Корнилия [Соболева], архиепископа
    Свердловского и Ирбитского, Фаддея [Успенского], архиепископа
    Астраханского и Серафима [Самойловича] ... Далее митрополит Иосиф
    оставляет подробную инструкцию о бескомпромиссном управлении Церковью
    в целом или отдельными епархиями на случай, когда все мыслимые кандидаты
    на Местоблюстительство или Заместительство будут устранены. Из этих
    слов явствует, что митрополит Иосиф, начиная с 1919 г. уже неоднократно
    арестовывавшийся и отбывавший тюремные заключения, был совершенно
    убежден в том, что ему самому, да и другим архиереям, предлежит только
    лишь исповеднический подвиг. Он принадлежал к числу тех бесхитростно
    и бескомпромиссно мысливших исповедников, кто считал, что договориться
    с советской властью о сколько-нибудь нормальной жизни Церкви невозможно
    ввиду ее сатанинской ненависти к вере в Бога вообще. Нужно только
    смело и открыто стоять за чистоту веры и идти на страдания и смерть
    за Христа по примеру древних мучеников. Именно потому митрополиту
    Иосифу была особенно дорога Ленинградская паства, что, начиная с мученического
    подвига св. митрополита Вениамина (Казанского) и его однодельцев,
    она проявляла удивительную стойкость и мужество в борьбе за Православие
    с обновленцами, которые считали Ленинград своей колыбелью и прилагали
    все усилия, чтобы сделать его целиком обновленческим. Позиция ленинградского
    духовенства и паствы была наиболее созвучна настроению и взглядам
    митрополита Иосифа, они поверили и полюбили друг друга, как
    говорится, с первого взгляда. Это и стало духовной основой
    мощного церковного движения, которое впоследствии получило название
    иосифлянского. Совершенно неосновательны обвинения
    в адрес митрополита Иосифа в раздражительности, корысти и честолюбии
    из-за которых он будто бы отказывался от перемещения на
    Одесскую кафедру. Трудно представить себе большее непонимание
    его горячего, пылкого сердца. Образно говоря, он шел свидетельствовать
    Истину и умирать за Христа, что казалось ему единственно
    возможным и правильным в той ситуации, а его отсылали в тыл
    чтобы он не мешал достижению компромисса, воспринимавшегося им как
    предательство. Побудительными причинами для отказа от Одесской кафедры
    и разрыва с митрополитом Сергием (Страгородским) были проводимая митрополитом
    Сергием реформа отношений Церкви с государством и чуждое всякой корысти,
    дипломатии и политического расчета стремление митрополита Иосифа стоять
    за Истину до смерти. Близкий к митрополиту Иосифу по духу и взглядам
    архиепископ Серафим (Самойлович) ярко выразил свое и тех, кто отделился
    от митрополита Сергия, отношение к происходившему в письме митрополиту
    Сергию от 6 февраля 1928 г.: Более чем полугодовой срок, протекший
    со дня издания Вами Декларации 16 (29) июля 1927 г., показал, что
    все надежды Ваши на мирное устроение наших церковных дел
    на приведение всего нашего церковного управления в должный строй и
    порядок напрасны, а Ваша уверенность в возможность мирной жизни и
    деятельности нашей в пределах закона совершенно несбыточна и никогда
    не может при настоящих условиях перейти в действительность. Наоборот,
    факты чуть ли не ежедневно свидетельствуют, что еще труднее стало
    жить православно верующим людям. Но особенно тяжело, прямо мучительно
    им сознавать, что Вы приносите в жертву кому-то и чему-то внутреннюю
    свободу Церкви. До слез горько сознавать, что Вы, так мудро и твердо
    державший знамя Православия в первый период своего заместительства,
    теперь свернули с прямого пути и пошли по дороге компромиссов
    противных Истине. /.../ Вы писали мне и искренне верили, что избранный
    Вами путь принесет мир Церкви. А что же видите и слышите теперь? Страшный
    стон несется со всех концов России. Вы обещали вырывать по 2, по 3 страдальца
    и возвращать их к обществу верных, а смотрите, как много появилось
    новых страдальцев, которых страдания еще более усугубляются сознанием
    того, что эти страдания явились следствием Вашей новой церковной политики.
    Неужели эти стоны страдальцев с берегов Оби и Енисея, из далеких островов
    Белого моря, из пустыни Закаспийска и с горных хребтов Туркестана
    не доносятся до Вашего сердца? Как же Вы могли в своей декларации
    наложить на них и на многих клеймо противников нынешнего гражданского
    строя, когда они и мы по самой духовной природе своей всегда
    были чужды политике, строго, до самопожертвования охраняя чистоту
    Православия!
    Будучи хотя и сосланным (недалеко), но правящим
    архиереем крупнейшей после Москвы кафедры, имея целый ряд
    единомысленных епископов (в число которых входили авторитетнейшие
    митрополиты, назначенные св. Патриархом Тихоном кандидатами
    в Местоблюстители) и значительное количество представителей
    духовенства и мирян, убежденный в том, что митрополит
    Сергий не имеет никаких канонических оснований для своей крупномасштабной
    деятельности, митрополит Иосиф естественно в силу логики противостояния
    оказывается во главе тех, кому соответствующее осознание своего долга
    не оставляет возможности уклониться от мер противодействия. Однако,
    имеющиеся материалы, в том числе следственное дело, свидетельствуют
    о том, что сам митрополит Иосиф был достаточно далек от практической
    организации движения сопротивления, которое получило его имя. Главными
    его организаторами были епископ Гдовский Димитрий (Любимов) и Михаил
    Александрович Новоселов, принявшие впоследствии мученическую смерть.
    Арест и ссылка, последовавшие вскоре после запрещения в служении со
    стороны митрополита Сергия, совершенно уводят митрополита Иосифа от
    развития церковных событий, оставляя ему еще долгий исповеднический
    подвиг и мученическую кончину. Оценивая совершившееся, необходимо
    отметить, что ни митрополит Иосиф, ни его последователи, как, впрочем,
    и все почти крупнейшие церковные деятели того момента, не могли предвидеть
    последствий своих усилий и действий. Нечего и говорить о том, что
    церковного раскола они не хотели и за власть не боролись. Они пытались
    организовать сопротивление, чтобы устоять в Истине в то время, когда
    кругом совершалось предательство и нормой жизни становилось отступничество.
    Спустя семьдесят лет видно, что было сказано много горячих, необдуманных
    слов, в пылу борьбы перед лицом арестов, тюрем и расстрелов трудно
    было сохранить самообладание, объективно оценить происходящее
    не сделать многих ошибок... Но, рассматривая по прошествии уже
    многих десятилетий минувшие события русской церковной истории, необходимо
    различать расколы, начатые и развивавшиеся по конъюнктурным, властолюбивым,
    политическим, националистическим и другим подобным соображениям, такие
    как живоцерковный, обновленческий, григорианский, — от разделений
    возникавших по мотивам исповеднического стояния за духовную неповрежденность
    Истины и жизни церковной. В отличие от действительных раскольников
    такие оппозиционеры очень скоро были поставлены перед необходимостью
    пролить кровь, отдать свою свободу и жизнь за исповедуемые взгляды.
    Сам их мученический подвиг с большой силой свидетельствует о том
    что разногласия и разделения их были поиском Истины, имели временный
    тактический характер и не повреждали их принадлежности к Полноте
    Русской Церкви. /.../ Канонические же прещения митрополита
    Сергия [Страгородского] и его Синода никем всерьез не воспринимались
    ни в то, ни в последующее время в силу неканоничности положения
    самого митрополита Сергия, церковная власть которого, в связи
    с экстремальными обстоятельствами времени, опиралась не
    на канонические определения, а на фактическое принятие его достаточно
    большой частью Русской Православной Церкви. /.../ Исторический
    опыт однозначно свидетельствует, что со временем Церковь умеет воздать
    должное мученичеству и исповедничеству своих подвижников веры
    покрыть любовию многие неизбежные споры и разделения, а иногда
    и ошибки. Митрополит Иосиф в ссылке тайно совершал Божественную
    литургию, стойко держался на допросах, последние месяцы жизни в чимкентской
    тюрьме провел вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым), с которым
    был единомыслен и тайно общался последние годы. Двух
    старцев-митрополитов расстреляли под г. Чимкентом в навечерье Михайлова
    дня.
     * Акты. С. 319, 422, 489–490, 516, 570--574, 577
    606–607, 809–810, 865, 977.
     * ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 81.
     * Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви
    1917–1918 гг. Т. 1. С. 72.
     * Митр. Мануил (Лемешевский). Т. 4. С. 20–30.
     * Не предать забвению. Кн. 2. С. 78.
     * Протодиакон Сергий Голубцов. Мученики и исповедники из
    корпорации МДА. Рукопись.
     * Протопр. М. Польский. Ч. 1. С. 146; Ч. 2. С. 1–11.
     * Состав Святейшего Синода на 1917 г. С. 48–49.
     * ЦА ФСБ РФ. Дело по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова).
     * Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений
    и утрат, 1917–1945. СПб., 1995.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ