Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
схиархимандрит Михаил (Костюк Александр Васильевич)
ПериодCледствия
Регион=Киев ПериодСледст=30 декабря 1943г. 25 ноября 1944г. МестоЗаклСлед=Киев, тюрьма ОсновноеОбвин="член (руководитель) к/р церковно-монархической организации" ГодОкончСледст=1944
ОбщееОписаниеДела
С марта 1917г., после смерти известного киевского старца, иеромонаха
Алексия (Шепелева), общепризнанным духовным авторитетом киевлян стала его
духовная дочь, схиигуменья Михаила (Щелкина), к которой перешла его
многочисленная паства.
С установлением власти большевиков схиигуменья Михаила (Щелкина) отказалась
признать богоборческую власть.
С начала 1924г. Именным Указом Патриарха Тихона Киево-Печерской Лавре была
предоставлена ставропигия при непосредственном подчинении в дальнейших
действиях самому Патриарху.
Этот Указ распространялся также на Феодосиевское и Воскресенское подворья,
которыми управляла схиигуменья Михаила (Щелкина).
С середины 1920-х гг. ближайшим помощником схиигуменьи стал о.Михаил (Костюк).
В 1924г. Именным указом Патриарха Тихона он был назначен священноархимандритом
Киево-Печерской Лавры "с правом ношения панагии, дикирия и трикирия".
Указом Управляющего Киевской Епархии епископа Макария (Кармазина)
от 30 октября 1924г., Киево-Печерская Лавра, Воскресенское и Феодосиевское
подворья стали именоваться "Киевским Ставропигиальным монастырем".
В декабре 1924г. Киево-Печерская Лавра, Феодосиевское и Воскресенское подворья,
(т.е. Ставропигиальный монастырь), были закрыты.
Однако монашествующие Ставропигиального монастыря в количестве примерно
200 человек после закрытия монастыря не разошлись, а поселились в Киеве,
в частных домах и стали группироваться вокруг игумении Михаилы (Щелкиной).
Таким образом, закрытый Ставропигиальный монастырь продолжал существовать,
перейдя на нелегальное положение и сохраняя свое прежнее наименование.
В будущем тайный Киевский Ставропигиальный монастырь представлял собой гигантскую
монашескую конгрегацию, состоявшую из мужского и женского отделений.
В 1939г. схиигумения Михаила скончалась, был совершен открыто чин погребения,
притом в погребальной процессии участвовало множество людей, в том числе
архимандрит Михаил (Костюк) и другие насельники монастыря.
В ночь с 14 на 15 августа 1939г., когда на очередное поминовение схиигуменьи Михаилы
собралось около тридцати человек, в дом схиигумении нагрянули чекисты и
арестовали всех присутствующих.
Аресты монашествующих и верующих продолжались в Киеве в течение трех дней.
17 февраля 1940 года обвиняемые были приговорены к различным срокам ИТЛ.
Архимандрит Михаил также был задержан, но освобожден, т.к. назвался другой
фамилией, и ему удалось скрыться в с.Зайцево Донецкой обл. к своим духовным чадам.
В течение четырех месяцев он скрывался там, а в начале февраля 1940г.
перебрался в Черниговскую обл., постоянно меняя места проживания по разным селам.
Архимандрит Михаил был объявлен во всесоюзный розыск.
В марте-мае 1940г. были арестованы четыре насельника монастыря, бывшие в розыске.
27 июля 1940г., все обвиняемые,
как "участники нелегальной антисоветской церковно-монархической организации
"Истинно-Православная Церковь", были приговорены к различным срокам лагерей.
К маю 1940г. архимандрит Михаил (Костюк) вернулся в Киев и принял на себя
руководство тайным монастырем. До начала войны аресты насельников монастыря
в Киеве и по всей Украине продолжались, но архимандрит Михаил так и не был задержан.
В начале 1941г. архимандрит Михаил перебрался в Ирпень, поселился в монастырском
доме и там проводил тайные богослужения, согласно материалам дела, рукоположив
во диакона, а затем и во иерея своего помощника, монаха Петра (Савицкого).
В 1941г. с первых же дней немецкой оккупации Киева архимандрит Михаил из
Ирпени вернулся в столицу. В доме на Садовой улице, где раньше проходили
тайные богослужения, он освятил престол в честь Всех Святых, и с этого времени
там стали служить открыто, а в покоях архимандрита Михаила была помещена икона
Архистратига Михаила.
Богослужения в домашней церкви Всех Святых проходили сначала без разрешения
немцев, но монастырь ему удалось официально зарегистрировать у оккупационных
властей в декабре 1941г.
За год известность архимандрита Михаила среди верующих настолько возросла,
что это вызвало сильнейшую ненависть правящего епископа Пантелеимона (Рудыка),
перешедшего в юрисдикцию Автономной Церкви Западной Украины (позже он бежал с
немцами).
В марте 1943г. в гестапо пришел донос, в котором сообщалось, что
Михаил Костюк коммунист и партизан, имеет брата-коммуниста, занимающего в
Москве высокий пост, и что в монастыре укрываются партизаны.
В домах монастыря немцы провели три обыска, никого не нашли, однако сам архимандрит
Михаил был арестован гестапо и лишь после долгого разбирательства освобожден.
Причем владыке Михаилу пришлось оставить в гестапо заявление, в котором было
написано: что он "обязуется при появлении партизан поставить в известность
оккупационные власти". Хотя он ни разу ни о чем-таком в гестапо не заявлял,
это позднее для органов НКВД станет основанием для обвинения архимандрита в
сотрудничестве с немцами.
Богослужения в церкви Всех Святых привлекали все больше верующих, среди них
были представители технической и творческой интеллигенции, профессура, увеличился
поток верующих из провинции, привлеченных распространявшимися слухами об
архимандрите Михаиле как целителе и святом старце.
В конце каждой службы собирались пожертвования на монастырь деньги и продукты,
с каждым днем их собиралось все больше. Церковь не могла уже вмещать такого
количества желающих.
Тогда возникла у архимандрита Михаила идея строительства целого монастырского
комплекса с вместительным храмом.
Оккупационным властям было подано соответствующее заявление в обход
правящего епископа Пантелеимона (Рудыка), который препятствовал строительству
нового храма. Вскоре разрешение было получено.
В мае 1943г. началось строительство нового храма.
По указанию архимандрита Михаила к работе было привлечено все трудоспособное
монашество, вместе с ними работала молодежь, освобожденная под этим предлогом
от отправки в Германию приказом оккупационных властей, а также добровольные
помощники. Строительный материал привозился на стройку на подводах, кирпичи
доставляли на двух немецких автомашинах, выделенных властями.
Большинство монахинь имели послушание собирать пожертвования, продукты и
деньги на строящийся храм по деревням и селам. И хотя храм еще не был достроен,
но распространившиеся по Киеву в сентябре слухи о скорой сдаче Харькова и
предстоящей эвакуации оккупационных властей, ускорили его открытие.
4 ноября 1943г., в день праздника Казанской иконы Божией Матери, в новом храме
торжественно прошло первое богослужение в присутствии всех насельников монастыря
и множества верующих.
Крах монастыря надвигался вместе с приближением Красной армии и
архимандрит Михаил это понимал и готовился к нему. Предвидя бессудные
расстрелы в первые дни после освобождения Киева от немцев, он дал указание
заранее подготовить тайные убежища и до последнего дня делал все, чтобы спасти
своих приверженцев и помощников, отправляя самых активных и известных или на Запад
с немцами, или в дальние села. Церковную утварь и имущество монастыря по ночам
прятали в подготовленные тайники в подвалах храма, во дворе и на огороде были
закопаны овощи и продукты.
Сам о.Михаил остался со своими духовными детьми, хотя его почитатели и насельники
монастыря уговаривали его уйти с немцами.
Представляя дальнейшую горькую участь своей паствы, он решил разделить ее со
всеми, готовя себя к мученичеству.
С установлением Советской власти в Киеве архимандрит Михаил все же сделал
попытку официально зарегистрировать монастырь. По его указанию, монахиня Анна
передала в исполком заявление с приложенным к нему списком на сто насельников,
причем во избежание репрессий данные на лиц были во многом сфальсифицированы.
Рядовых монахов для убедительности он записал священниками, монашеский стаж
многим увеличил, молодым мужчинам и женщинам прибавил возраст. Все это было
сделано для убеждения властей, что в монастыре в основном старики.
30 декабря 1943г. во время богослужения в новом храме Всех Святых архимандрит
Михаил (Костюк) был арестован вместе с двадцатью монашествующими, принимавшими
участие в службе.
В ночь с 8 на 9 января 1944г. были арестованы следующие девять насельников,
и среди них братья Савицкие, Евгений и Павел.
В ночь с 12 на 13 января 1944г. были задержаны еще пять насельников, и среди них
иерей Иоанн Пустотин, служивший на Байковом кладбище.
В "Постановлении на арест" арестованные обвинялись как "участники к/р церковно-монархической организации".
В начале июля 1944г. им было предъявлено "Обвинительное заключение".
Из "Обвинительного заключения" Михаила Костюка: "Организовал антисоветскую монархическую группу... Проводил антисоветскую пораженческую агитацию, "предсказывая" гибель Советской власти и установление на территории СССР царской монархии".
Но главное обвинение, предъявленное ему, была "Тесная связь с представителями карательных органов немецких властей, от которых он получал задания выявлять советских партизан",
Эти показания дал уже осужденный переводчик в гестапо, привезенный из лагеря
на очную ставку с ним.
Архимандрит Михаил виновным признал себя лишь в том, что, "Как руководитель тайного Киевского Ставропигиального монастыря, на протяжении многих лет лично проводил активную монархическую работу против Советской власти".
29 июля 1944 года первая группа обвиняемых была приговорена:
к 8 годам лагерей 5 человек,
к 5 годам лагерей 10 человек,
к 5 годам ссылки 3 человека,
освобожден один человек.
Монахиня Неонила (Попова-Мюллер) скончалась во время следствия 10 февраля 1944г. года.
Арестованные из второй и третьей группы были также приговорены к 35 годам
лагерей, кроме иеромонаха Петра (Савицкого) и архимандрита Михаила (Костюка).
Архимандрит Михаил отказался подать прошение о помиловании и
25 ноября 1944г. был приговорен к расстрелу с конфискацией имущества и расстрелян,
а иеромонах Петр (Савицкий), подавший соответствующее прошение к 10 годам ИТЛ.
Все проходившие по делу были реабилитированы СписокПострадавших