Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Купчевский Платон Федорович (Федотович) Год рождения1866 День рождения19 Месяц рождения9 Место рожденияХерсонская губ., Одесский у. (Украина, Николаевская о., Очаковский р.), с.Оржиполь (Аджигол, Оджигол) протоиерей
Родился 19 сентября/2 октября 1866г. в семье священника в с.Аджигол Одесского уезда
Платон был с детства приучен к духовному чтению, молитве и посещению церковных служб.
Много раз он вместе с отцом участвовал в крестных ходах, посещал монастыри и
святые места Руси Фотографии
Год поступления1877 Год окончания1881
В 1877г. по благословению Преосвященнейшего епископа Новомиргородского
Нафанаила (Соборова), викария Херсонской епархии, он поступил в Херсонское
духовное училище, которое окончил в 1881г.
Одесская Духовная Семинария
Год поступления1881 Месяц поступления8 Год окончания1887
В августе 1881г. по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Херсонского
и Одесского Платона (Городецкого) поступил в Одесскую Духовную Семинарию.
Во время учебы он часто посещал семинарскую библиотеку.
В июне 1887г. он успешно окончил Одесскую Духовную Семинарию.
В том же 1887г. он вступил в брак с благочестивой девицей Зинаидой, дочерью священника
Впоследствии в их семье родились двое сыновей
диакон 1887 День13 Месяц9 Кто рукоположилепископ Елисаветградский Мнемон (Вишневский)
13/26 сентября 1887г. Платон Купчевский был рукоположен во диакона епископом
Елисаветградским Мнемоном (Вишневским), викарием Херсонской епархии иерей 1887 День14 Месяц9 Кто рукоположилепископ Елисаветградский Мнемон (Вишневский)
На следующий день, в Праздник Воздвижения Креста Господня, 14/27 сентября 1887г.
был рукоположен в сан священника к Благовещенской церкви с.Кардашовка (Николаевка)
Херсонская губ., Елисаветградский у. (Украина), с.Кардашевка (Николаевка), Благовещенская церковь иерей Должность настоятель, законоучитель, миссионер Год начала1887 Год окончания1889 День окончания1 Месяц окончания10
Село Кардашовка находилось примерно в 25 верстах от г.Елисаветграда.
О.Платон много трудился в местной церковно-приходской школе.
Кроме того, в это время у него проявился незаурядный талант миссионера.
Прихожане храма жили в окружении сектантов штундистов. Когда какая-то семья,
взрослые со своими детьми, покидали штундизм, это становилось для о.Платона и
всего прихода большим радостным событием.
Святой праведный Иона Одесский в своем докладе Одесскому Свято-Андреевскому Братству
дал высокую оценку миссионерских трудов о.Платона Купчевского Херсонская губ., Елисаветградский у. (Украина), с.Любомировка, Свято-Покровская церковь иерей Должность настоятель, законоучитель, и.о.окружного миссионера (с 01.05.1896г.), окружной миссионер (с 18.11.1898г.) 7-го округа Год начала1889 День начала1 Месяц начала10 Год окончания1900 День окончания18 Месяц окончания12
1/14 октября 1889г. на праздник Покрова Пресвятой Богородицы о.Платон был
переведен в Свято-Покровскую церковь мест.Любомировка Елисаветградского уезда.
О.Платон прослужил здесь 10 лет, окормляя своих прихожан и обучая их детей вере
и благочестию.
Некоторые жители мест.Любомировки и окрестных сел находились под влиянием сектантских
проповедников, но благодаря миссионерскому таланту и самоотверженному служению
о.Платона многие из них принесли покаяние и возвратились в Православную Церковь.
С 1/14 мая 1896г. решением Совета Образования Одесского Свято-Андреевского
Братства о.Платон Купчевский стал исполняющим обязанности миссионера Любомирского
округа.
Многие жители местечка Любомировки и близлежащих деревень, бывшие тайными штундистами
или колеблющимися после бесед с о.Платоном утверждались в православной вере и
"отрекались от общения со штундою". Каждого из них батюшка знал по именам,
за каждого болело сердце.
18 ноября/1 декабря 1898г. о.Платон был утвержден Окружным мисссионером 7-го
миссионерского округа.
В отчете Свято-Андреевского миссионерского братства за 1900г. указано, что
штундисты удачно воспользовались ситуацией, связанной с двумя неурожайными годами
того времени и стали буквально "покупать" души православных голодающих крестьян
в обмен на отречение от Православия. Но несмотря ни на что, о.Платон сражался
за души людские, провел более 40 бесед с теми, кто отошел от веры, и небезрезультатно.
Слава о добром миссионере-проповеднике быстро разрасталась, и к о.Платону
потянулись люди Херсонская губ., г.Елисаветград (Украина, г.Кропивницкий), церковь Владимирской иконы Божией Матери (Греческая церковь, совр. собор Рождества Богородицы) иерей Должность настоятель (с 26.01.1910г.), миссионер 2-го округа, законоучитель I Коммерческого училища, член Епархиального училищного совета Год начала1900 День начала18 Месяц начала12 Год окончания1917 День окончания29 Месяц окончания6
18 декабря 1900г./2 января 1901г. о.Платон, по прошению, был переведен на служение
в храм Владимирской иконы Божией Матери (в Греческую церковь, совр.кафедральный собор
Рождества Богородицы в г.Елисаветграде с оставлением на должности окружного миссионера.
В 1901г. в Херсонской епархии произошло новое разделение миссионерских округов,
и о.Платон был назначен миссионером 2-го округа.
В июне 1902г. о.Платон возглавил пеший Крестный ход в с.Сухую Калигорку для
поклонения чудотворному образу Божией Матери.
В 1903г. о.Платон организовал паломничество в Киев и Чернигов. Из свидетельства
об этом в "Херсонских Епархиальных Ведомостях": "Нельзя не упомянуть и об устроенном с архипастырского благословения под руководством окружного миссионера Платона Купчевского большом паломничестве к святыням Киева и Чернигова; в этом паломничестве приняли участие несколько сотен человек и, без сомнения, это религиозное путешествие не может не оказать благодетельного влияния на православных простолюдинов".
Из статьи в "Херсонских Епархиальных Ведомостях" N 13 за 1904г.: "Из выдающихся дел Миссии за отчетный год можно указать на успокоение вспыхнувшего сектантского движения в самом г.Елисаветграде, остановленного деятельностью окружного миссионера Платона Купчевского, с помощью основанного там кружка Ревнителей Православия".
В конце 1904г. о.Платон с целью дальнейшей борьбы с сектантами попросил настоятелей
церквей Елисаветградского и Бобринецкого благочиний, а также настоятелей церквей
Александрийского уезда предоставить ему не позже 1/14 января 1905г. миссионерскую
отчетность: 1. Статистическую таблицу о состоянии движения сектантства. 2. Посемейный список сектантов. 3. Особые сведения о состоянии на приходе сектантов.
О.Платон истинно по-христиански подчеркивал, что спастись можно только любовью, и
и никаким насилием.
Кроме миссионерских трудов, о.Платон был членом отделения Епархиального училищного
совета, законоучителем Первого Коммерческого училища, а также преподавал Закон
Божий в торговых классах этого училища
27 марта/9 апреля 1910г. о.Платон был назначен настоятелем в церковь Владимирской
иконы Божией Матери в Елисваветграде на место ушедшего за штат протоиерея Петра
Рыльского
скуфья Год награждения1898 День20 Месяц3 Кем награжденархиепископ Херсонский и Одесский Иустин (Охотин)
20 марта/2 апреля 1898г. награжден скуфьей "за усердную пастырскую и учительскую службу" наперсный крест Год награждения1905 День6 Месяц5 Кем награжденСвятейший Синод
Был награжден наперсным крестом за заслуги по духовному ведомству Херсонской
епархии ко дню Рождения Его Императорского Величества
Херсонская губ., г.Елисаветград (Кировоград) (Украина, г.Кропивницкий), церковь Владимирской иконы Божией Матери (Греческая церковь, совр. собор Рождества Богородицы) протоиерей Должность настоятель Год начала1917 День начала29 Месяц начала6 Год окончания1923
В 1918г. пришло распоряжение, чтобы церковное имущество, такое, как метрические
книги, печати и другие ценные для Церкви реквизиты, должны были быть описаны и
сданы в соответствующие государственные органы. Община церкви, где настоятелем
был о.Платон, сначала отказалась выполнить эту директиву, и только тогда, когда
Окружной Исполком постановил, что в случае неисполнения распоряжения в
двухнедельный срок храм будет закрыт, требование пришлось выполнить.
Протоиерей Платон вместе с протоиереем Николаем Виноградовым, иеромонахом
Варсонофием (Юрченко) и другими священниками во главе с правящим епископом
Елисаветградским Павлом (Колосовым) были твердыми поборниками и защитниками
канонического устройства Церкви, возглавляемой Патриархом Тихоном (а впоследствии,
после его кончины местоблюстителем митрополитом Петром (Крутицким)).
В феврале 1923г. владыка епископ Павел (Колосов) ушел на покой и на Елисаветградскую
кафедру прибыл новорукоположенный епископ Онуфрий (Гагалюк), который сразу же
обратился в Елисаветградский отдел Управления с прошением об организации канцелярии.
Владыка просил включить в эту канцелярию о.Платона наряду со священниками
Николаем Виноградовым, Михаилом Романовским, Александром Баумгартеном.
Однако это Православное Духовное правление зарегистрировано не было, из-за того,
что оно не было обновленческим, и потому считалось для новой власти "нелегальным".
Из записи ГПУ за N 1394 от 3 марта 1923г.: "Православное духовное управление в числе о.Платона и и других зарегистировано не было, т.к. являлось нелегальным".
О.Платон не заботился о собственной безопасности, постоянно напоминая людям
о покаянии, об опасности отступления от Бога о богоненавистничестве власти,
По воспоминаниям, в проповеди он говорил: "Нам не дают молиться, но право на веру есть у каждого... ".
Из докладной записки обновленческого священника Трофима Михайлова председателю
Елисаветградского Исполкома говорится, что городскими священниками (среди
которых был и о.Платон) ведется активная агитация против обновленческого движения: "Они сеют смуту и заставляют других священников насильно подчиняться лжеепископу Онуфрию, настраивают прихожан сел против "Живой Церкви" и ее бывших членов".
Но даже среди такой смуты о.Платон не отступил от своего миссионерского духа,
проповедуя теперь уже и среди того священства, которое ушло в обновленческий
раскол. О.Платон своей пламенной проповедью вернул из обновленческого раскола
многих священников
Херсонская губ., г.Елисаветград (Кировоград) (Украина, г.Кропивницкий), церковь Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Должность настоятель Год начала1923 Год окончания1924
В 1924г. храм с помощью властей был захвачен обновленцами, и о.Платон
перешел в Спасо-Преображенский храм Херсонская губ., г.Елисаветград, Спасо-Преображенская церковь протоиерей Год начала1924
О.Платон служил в Преображенском храме недолго вскоре и этот храм перешел
к обновленцам Херсонская губ., г.Елисаветград (Кировоград) (Украина, г.Кропивнийкий), Знаменская церковь протоиерей Год окончания1926
О.Платон перешел в Знаменскую церковь.
4 августа 1925г. начальник "отдела религиозных культов" Лифер в докладной записке
изложил, что о.Платон в этот же день произносил проповедь при колодце Соколовские
хутора и рассказывая о подвиге Марии Магдалины, проводил параллели с гонением
на Церковь и на пастырей, происходившим при Советской власти, говорил, что
"пастыри не боятся гонений и заключений от врагов Церкви", в чем начальник этот
усмотрел "антисоветскую агитацию".
Вскоре Знаменская церковь была закрыта под предлогом "утаивания от внесения
в опись культового имущества".
По другим данным, Знаменская церковь была закрыта весной 1928г. Зиновьевск (Елисаветград, Кировоград, Кропивницкий), Петропавловская кладбищенская церковь протоиерей Год начала1926 Год окончания1929 Месяц окончания1
Петропавловская церковь стала единственным в городе оплотом Православия
среди разгула обновленчества. Это происходило благодаря молитвам настоятеля
о.Николая Виноградова, о.Платона и верующих прихожан.
В мае 1928г. в Петропавловской церкви произошел раскол священники
о.Василий Соколов, о.Михаил Романовский и о.Симеон Ковалев ушли из нее,
признав Декларацию митрополита Сергия (Страгородского), и в январе 1929г. им
удалось организовать свою общину и получить Скорбященскую церковь.
О.Платон в 1928г. примкнул к иосифлянам.
Все иосифлянское духовенство города Елисаветграда (Зиновьевска) перешло
в Петропавловский храм: протоиереи Николай Виноградов и Платон Купчевский,
священники Павел Дашкеев, Иоанн Любавский, Виктор Огневцев, диаконы Михаил
Донне, Азбукин
Зиновьевск (Кировоград, Кропивницкий) Год ареста1929 Месяц ареста7 Обвинение при аресте"антисоветская агитация"
В 1929г. о.Платон был арестован, но не осужден и вскоре освобожден
Зиновьевск (Елисаветград, Кировоград, Кропивницкий), Петропавловская кладбищенская церковь протоиерей Год начала1929 Год окончания1931 Месяц окончания1
Зиновьевск (Кировоград, Кропивницкий) Год ареста1931 День ареста15 Месяц ареста1
В ночь на 15 января 1931г. о.Платон был арестован в группе около 20 священников
по делу "раскрытой на Украине контрреволюционной организации церковников,
именовавшей себя "Истинно-Православной Церковью""
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 14/12/1932 Обвинение"член Зиновьевской контреволюционной группы Одесского филиала контрреволюционной монархической организации "ИПЦ", проводившей а/с агитацию против мероприятий Соввласти, одновременно член военно-офицерской к/р организации" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор3 года ссылки в Северный край Групповое дело"Дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г."
ЦГА ОО Украины. Ф.263. Оп.4. Д.65744.
По данным [2] приговор 5 лет ссылки в Северный край.
Главными обвиняемыми по делу проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов),
священник Григорий Селецкий (будущий игумен Иоанн) и другие священнослужители и
монашество.
Из обвинения о.Платона: "Принадлежал к Зиновьевской коннтрреволюционной группе Одесского филиала контрреволюционной организации "ИПЦ". Кроме того, являлся членом военно-офицерской контрреволюционной организации с 1927г. Вел активную контрреволюционную работу по заданиям двух контрреволюционных организаций. Распространял контрреволюционную агитацию среди верующих... Свои антисоветские убеждения в повседневной деятельности прививал своим прихожанам путем проповедей и личных бесед..., характеризуя Советскую власть, как "власть сатанинскую, с которой каждый верующий должен бороться"... Распространял провокационные слухи о близкой войне и скорой гибели Советской власти...".
Из материалов дела: "Активный член Зиновьевской контрреволюционной группы Купчевский Платон показывает: "...В настоящее время наша группа представляет из себя фактическую ячейку контрреволюционной организации. Политическая платформа группы сводится к следующему: Советская власть власть сатанинская, поэтому обязанность каждого верующего христианина с ней бороться. На основании этого мы считаем невозможным признавать Советскую власть законной властью. Всякое начинание Советской власти, имеющее цель перестроить жизнь страны на новых началах, встречало и встречает с нашей стороны недовольство и противодействие...".7 Свои антисоветские убеждения мы в повседневной деятельности прививали своим прихожанам. Это делалось путем проповедей и личных бесед. Значительное число проповедей произносилось с целью вызвать недовольство верующих Соввластью...".
22 мая 1931г. Коллегия ОГПУ утвердила обвинительное заключение по делу.
Арестованное духовенство держали в тюрьме с января по декабрь, систематически
издеваясь.
14 декабря 1931г. состоялся суд, который всем священникам вынес приговор.
Под угрозой расстрела многие арестованные признали свое "участие в контрреволюционной
организации".
В уголовном деле сохранился протокол судебного заседания и приговор.
О.Платон Купчевский и о.Николай Виноградов на суде 14 декабря 1931г. присутствовали.
Им был вынесен приговор 3 года ссылки в Северный край.
К делу впоследствии прикрепили листочки о том, когда и куда этапирован каждый
осужденный. Такие листочки были на каждого осужденного по делу, кроме протоиереев
Платона Купчевского и Николая Виноградова, потому что до момента этапирования
в Северный край они не дожили погибли в тюрьме
Елисаветград (Зиновьевск, Кировоград, Кропивницкий), городская тюрьма Год начала1931 День начала15 Месяц начала1 Год окончания1931 Месяц окончания12
Кончина
1931 Месяц12 умер в тюрьме МестоЗиновьевск (Кировоград, Кропивницкий), городская тюрьма Место захороненияУкраина, г.Кировоград (Кропивницкий), кафедральный собор Рождества Богородицы
О.Платон умер в тюрьме после пыток и издевательств в декабре 1931г.
Тело протоиерея Платона усердием прихожан Петропавловской церкви было выкуплено
из тюрьмы и тайно похоронено на старом Кущевском кладбище рядом с убиенным его
собратом Николаем Виноградовым.
Могила мученика сберегалась до наших дней благодаря родственникам тех, кто
принимал участие в погребении о.Платона. В частности, местная жительница
Екатерина Степановна Бородинова, родители которой были непосредственными
участниками погребения, в 1997г. указала священнику Спасо-Преображенской церкви
на Кущевском кладбище протоиерею Евгению Назаренко на две могилки точное место
захоронения о.Платона Купчевского и о.Николая Виноградова.
На могиле о.Платона был установлен деревянный крест. Там регулярно совершались
панихиды, которые собирали множество молящихся людей. По молитвам верующих
совершались многие чудеса.
В 2017г. по благословению митрополита Иоасафа было произведено перезахоронение
тел. Тела были переложены в раки, перевезены в монастырь на Балашовке. Документы
по ним были переданы в Комиссию по канонизации. Все документы были изучены
Комиссией по канонизации святых. 17 августа 2021г., после Божественной литургии под председательством Блаженнейшего
Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
состоялось очередное заседание Священного Синода. Рассмотрев рапорты епархиальных
Преосвященных, Синод благословил местное прославление в лике святых священномученика
протоиерея Платона Купчевского в пределах Кировоградской епархии.
День его памяти установлено 2/15 июня. 6 февраля 2022 года состоялось прославление в лике святых Кировоградской
епархии протоиерея Платона Купчевского.
Состоялась праздничная Божественная Литургия.
Во время малого входа был совершен чин канонизации святого.
После прославления мощи священномученика Платона были выставлены для
поклонения в кафедральном соборе Рождества Богородицы г.Елисаветграда
Тропарь, глас 4: Преславнии воини Христовы, столпи веры Православныя, Николае пречудне и Платоне всехвальне, землю Елисаветградскую, безбожными гоненьми жегомую, слезьми и кровьми вашими напоили есте, темже ныне благодатию Божиею сердца наша напоите и предстательством вашим Церковь Православную от всякаго зла сохраните, вы бо есте заступницы всепетии и молитвенницы о душах наших.
Кондак, глас 3: Восхвалим вернии добрих священномучеников, страдания от безбожных даже до крове претерпевших, и во огни мучений веру сохраньших, Николая и Платона пречудных, яко злато и топаз благочестия в земли Елисаветградстей обретенныя, и светом благодати вся облиставшия, ныне же к ним усердно возопиим: заступницы наши и молитвенницы всепетии, прострите руки ваша необоримыя, и сокрушите всякое нечестивое лукавство сопротивных, моляще Христа Бога спастися душам нашим