Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Сорокоумовский Михаил Степанович Год рождения1887 День рождения17 Месяц рождения9 Место рожденияРязанская губ., г.Зарайск протоиерей
Родился в мещанской семье.
По данным [2] родился 3 сентября 1887г. ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1934г.]
[1934-1946гг.]
[1946-1951гг.]
[1951-1968гг.]
Год окончания1907
В 1907г. закончил Красноярскую Духовную Семинарию
Варшавский университет, юридический факультет
Из воспоминаний его дочери А.М.Колотовой (Сорокоумовской) [1]: "Знал латынь, греческий, говорил на английском, французском языках, читал на немецком языке. В какое-то время юности его пути пересеклись с путями о.Иоанна Кронштадтского, и именно по его предсказанию он прошел тот путь, который он прошел"
Енисейск Должность псаломщик Енисейская губ., Минусинский у. диакон Енисейская губ., Ачинский округ, Бирилюсская вол., с.Алтат, Троицкая церковь иерей Год окончания1921 Енисейская губ., Енисейский у. протоиерей Должность благочинный церквей 2-го участка Енисейского уезда Год начала1921 Год окончания1923
В 1921г. епископом Назарием о.Михаил был назначен благочинным церквей 2-го участка
Енисейского уезда.
В 1923г. был лишен избирательных прав как священнослужитель.
11 февраля 1923г. за активное противодействие обновленчеству решением Красноярского
Губернского церковного совета о.Михаил был лишен звания благочинного и
священнического места.
О.Михаил продолжал служение дома на походном антиминсе.
Через год о.Михаил уже был благочинным отходящих от обновленчества и
возвращающихся в Православие церквей. Эту должность он получил от сосланного
в Енисейск епископа Туркестанского и Ташкентского Луки (Войно-Ясенецкого),
назначенного распоряжением святейшего Патриарха Тихона главой Енисейской епархии,
не имевшей на тот момент своего канонического епископа Красноярский край (Енисейская губ.), г.Абакан иерей Красноярский край (Енисейская губ.), г.Минусинск иерей Енисейская губ., Ачинский округ (Красноярский край, Ачинский р.), с.Великокняжеское (Козловка) иерей Год окончания1932 Красноярский край, Новоселовский р. иерей Должность благочинный церквей Новоселовского района Год начала1932 Год окончания1934
Красноярский край, Новоселовский р. протоиерей Должность благочинный церквей Новоселовского района Год начала1934 Год окончания1936 Красноярский край, Ачинский р. протоиерей Год окончания1938
На момент ареста в семье о.Михаила и его жены, матушки Феклы, было 8 человек детей
Красноярский краевой суд 10/04/1938 Приговорвысшая мера наказания расстрел, заменен на 10 лет ИТЛ
10 апреля 1938г. о.Михаил был приговорен к расстрелу.
Он ожидал смерти в тюрьме, переоборудованной из зданий военного городка.
Когда колонну обреченных вели мимо Ачинского Казанского собора, он,
помолившись перед храмом, дал обет: "Матерь Божия, если останусь жив, сразу приду к Тебе".
Предстательством Царицы Небесной расстрел был отменен:
Определением Верховного суда РСФСР от 20.05.1938г. дело было направлено
на новое рассмотрение, и 02.12.1939 приговор был заменен на 10 лет ИТЛ
Красноярский край, г.Ачинск, Казанский собор протоиерей Должность настоятель Год начала1946 Год окончания1951
Перед самым началом войны, в августе 1940г. храм Казанской Иконы Пресвятой Богородицы
последний действующий храм Ачинска и Ачинского района был закрыт.
После войны жители стали собирать подписи на прошение о возврате Казанского
храма верующим. Активное участие в этом прибывшие в конце войны в ссылку в Ачинск монахиня
Раиса (Елена Владимировна Кривошлыкова) и игумен Феодосий (Борисов).
Подписей было собрано гораздо больше, чем требовалось. Разрешение было получено. Начались работы по восстановлению храма.
Храм находился в ужасном состоянии все разбито, разрушено и поломано,
Начали собирать церковную утварь. Иконостас привезли из с.Сохапты
Назаровского р., где он уцелел чудом, паникадило из д.Козловки, тоже чудом
уцелевшее. Часть икон нашли в подвале драмтеатра, часть в музее, которые
с великим трудом удалось оттуда забрать. Приносили иконы и верующие
и свои, и сохранившиеся церковные.
Стали приводить в порядок храм побелили, подремонтировали полы,
нижние окна часть застеклили, часть забили, покрасили главный алтарь.
В это время как раз и освободился из заключения о.Михаил Сорокоумовский.
По данному им обету прямо из лагеря, в тюремной одежде, он приехал в Ачинск.
Его семья матушка Фекла с дочерью Серафимой проживала тогда в Новосибирске.
Как потом рассказывала матушка Фекла: "Я обиделась, получив телеграмму, за то, что он сразу из лагеря приехал в Ачинск, а не к семье. Я не знала о его обете".
О.Михаил в Ачинске встретился с монахиней Раисой и о.Феодосием и только тогда
поехал в Новосибирск к семье и в Епархиальное управление для определения на службу.
По благословению митрополита Варфоломея (Городцова), он был назначен настоятелем
Ачинской Казанской церкви. Митрополит Варфоломей совершил и освящение храма.
Первая служба состоялась 19 декабря 1946г. в день памяти Святителя и
Чудотворца Николая. По рассказам верующих, во время первой
службы монахиня Раиса видела Пресвятую Богородицу, Которая вышла из образа
на стене алтаря и спустилась на престол. Матушка Раиса говорила, что Казанский
храм имеет особую благодать и будет стоять до Второго пришествия Христова.
В начале 1947г. монахиня Раиса и о.Феодосий по благословению владыки
уехали в г.Кемерово (в связи с окончанием срока ссылки), а о.Михаил
остался служить в Ачинске.
Он поселился в боковой комнатке притвора, был при церкви день и ночь служил
и сторожил. Служба была в холодной церкви. В не застекленные окна на куполе
заносило снег, печь топилась только в алтаре, поддерживая там температуру
чуть выше нуля.
Отпевал и крестил о.Михаил бесплатно, а то, что ему приносили за требы,
тут же раздавал нищим. Церковь содержалась только за счет продажи свечей.
Неутомимый и самоотверженный пастырь, усердный проповедник, ревностный
служитель, он терпеливо переносил все невзгоды, за все благодаря Бога.
По воспоминаниям ачинцев, о.Михаила отличала скромность, необыкновенная доброта,
простота в общении, ревность о благолепии храма, молитвенность,
за что он был горячо любим прихожанами и всеми, знавшими его.
Когда приехала матушка Фекла, их поселили у себя верующие в маленькой
половинке своего небольшого домика (в переулке Пристанском, д.9).
Под руководством о.Михаила ремонтировались боковые приделы, починили покрытие
главного купола, изготовили часть рам, отремонтировали две печи (голландки),
купили лошадь, на которой ездили на требы, за дровами.
Вскоре был назначен второй священник о.Митрофан Иноземцев, также освободившийся
из заключения.
Протоиерей Михаил Сорокоумовский прослужил в Ачинске пять лет.
Затем он был направлен в Томск
Томск протоиерей Год начала1951 Год окончания1959
По данным [1, С.506] в 19491951гг. служил в Покровской церкви
с.Моряковка (Моряковский Затон) Томского р. Томской обл. Томск, Петропавловский собор протоиерей Должность благочинный Томских церквей Год начала1959 Томск протоиерей Год окончания1965
В середине 1960-х годов о.Михаил ушел на покой по состоянию здоровья в
преклонном возрасте.
Но еще несколько лет он продолжал жить в Томске, не теряя связи с
Ачинским Казанским собором (был духовником).
Сохранилось письмо, написанное о.Михаилом своим духовным чадам в Ачинск
2 ноября 1965г. С любовью и кротостью объяснял батюшка молодым людям
духовные законы семейной жизни: "...Благословляю вас, мои дорогие, на совместную супружескую жизнь. Но найдете ли вы в себе смелость пойти наперекор современному безбожию?... Дай Боже вам смелость и мудрость! Материалистическое понимание истории
это движение временное, а принадлежность к вере во Христа вечно! Как бы жизнь не ломала вас будьте дороги друг другу и Христу. После смерти будем жить со Христом! Сознание этой совместной жизни со святыми людьми и с Самим Богом дает нам силу переносить в жизни самые тяжелые переживания! На свадьбу к вам я приехать не могу, меня не отпустит Архиерей. Потому что здесь я один, и если поеду, хотя бы на неделю, то здесь без меня будут помирать люди без исповеди, без покаяния, без причащения Тела и Крови Христовой, а за это я буду отвечать перед Богом на Страшном Суде Его... Буду молиться о вас. Живите дружно, всю жизнь"
Иркутская о., ст.Зима Год начала1965 Год окончания1968
Когда остался одинок и немощен, переехал к детям на станцию Зима Иркутской обл.,
где и скончался
Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.299,434,506.