Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1968 Дела oxd.74 => oxd.74 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Служение
    Служение
    Латвия, Митавский р., Спасо-Преображенская пустынь 
    игумен (потом архимандрит) 
    Год начала 1953 
    День начала 23 
    Месяц начала 10 
    Год окончания 1968 
    Месяц окончания 6 
    С этого времени началось возрождение пустыни: духовное и материальное,
    превращение ее в духовный центр не только для жителей Латвии, но и всей страны.
    Все это совершилось благодаря духоносному служению в ней старца Кирилла,
    великого молитвенника и доброго пастыря, через некоторое время в малоизвестную
    пустыньку потянулся народ со всей страны. В эти годы наиболее полно проявилось
    призвание о.Кирилла как старца. На него была возложена большая ответственность —
    помогать всякому человеку, жаждущему личного духовного возрождения, стать
    личностью перед живым и личным Богом. Врата пустыньки и сердце старца Кирилла
    были открыты всем, кто искал путь к Богу. Самым главным в своем служении старца
    о.Кирилл считал борьбу за человека, за то, чтобы каждый человек стал
    богоподобной личностью. Он хотел, чтобы все приходящие к нему люди общались с
    Богом лично, не отдавая это драгоценный дар кому-либо другому. Он хотел, чтобы
    человек не надеялся всегда только на чужую молитву, не оставался на всю жизнь
    духовным младенцем, не умеющим общаться с Богом, но сам обрел живое общение с
    Ним. Он сам не требовал от человека, приходящего к нему, чрезмерных подвигов, а
    желал присутствия в нем благого произволения, доверия к Богу. За простоту,
    любовь и заботу о всех сестры очень любили о.Кирилла, поэтому одна монахиня
    сказала ему: "Давай мы тебя будем называть не отцом, а матерью". О.Кирилла всегда
    видели трудящимся, помогающим сестрам по хозяйству. Он заботился о
    благоустроения храма и много сделал для его благоукрашения. Имея
    каллиграфический дар писал много молитв и акафистов и рассылал их, писал
    монастырские помянники. Детям, приезжавшим вместе с родителями в пустыньку, он
    всегда старался привить навык трудолюбия, служения. По благословению батюшки их
    учили прислуживать в храме. Дети всегда участвовали в крестных ходах. Пустынька
    жила своим хозяйством. Жили без пышности, скудно, тихо молитвенно, мирно.
    Батюшка ничем не нарушал этот дух скромный пустынной жизни, наоборот, привносил
    в него своим подвигом нестяжания и постничества еще больший дух аскезы. Он жил в
    маленьком доме у соснового леса, в скромной маленькой келье, большую он отдал
    больному, пострадавшему в лагерях о.Сергию Виноградову, живущему в пустыньке на
    покое. Келью о.Кирилла называли часовенькой всех святых, сам батюшка называл ее
    вторым алтарем. Здесь свет горел до двух часов ночи, а в четыре как было
    заведено на Валааме, батюшка уже вставал. Когда были какие-нибудь неприятности,
    вражьи нападения, о.Кирилл уходил в затвор: закрывался в келье, никого не
    принимал и не выходил, пока все не утихнет. О.Кирилл был постник, питался очень
    скудно, он перенял от Валаамских старцев дух простоты, кротости и смирения. Ради
    служения ближним, созидания Церкви, о.Кирилл нередко покидал пустыньку и
    бесстрашно удалялся в огромную пустыню жизни, где его ждали с жаждой духовного
    общения в городах и селах, тайных монастырях и скитах монахи, находящиеся в
    рассеянии, гонимые христиане. В обстановке преследования за веру он
    миссионерствовал тайно, прикровенно: для бдительных властей это были поездки по
    сборам на бедную пустыньку, разоренную войной. О.Кирилл никогда никому ничего
    не навязывал, люди сами просили его прийти к ним, приехать, и он с радостью
    отправлялся в путешествия, или посылал кого-нибудь из близких. Самым главным в
    этих поездках была христианизация людей, их воцерковление. О.Кирилл
    миссионерствовал в разной среде. У о.Кирилла не было страха пред инославными,
    потому что он был глубоко православным. Отсюда его свободная открытость человеку
    иного христианского исповедания, умение открыть истину Православной Церкви. Дар
    прозорливости, которым обладал, о.Кирилл по своему глубокому смирению умел
    тщательно скрывать, чтобы оберечь души верных от древней болезни чудомании.
    Пришло время оставить земную жизнь, которая была у батюшки страдальческой:
    болезни, скитания, поношения, что является для особо избранных Богом душ
    свидетельством дарования им вечного блаженства. Он страдал до последнего своего
    вздоха. Всегда больной о.Кирилл незадолго до смерти заболел мучительно. Владыка
    Леонид (Поляков) вместе с помогавшим ему врачом из Риги, в пустыньке, в
    игуменской, сделал о.Кириллу операцию. Старец был очень терпелив, отказался от
    уколов и лекарств. Шов не зашили, а заклеили в виду безнадежного состояния
    больного. Он напоминал умирающему о голгофской ране Спасителя, о Его страданиях,
    которые старец всегда глубоко переживал и к которым приобщился страданиями всей
    своей жизни и этих последних минут. Вскоре после операции Владыка Леонид вместе
    с московским священником о.Николаем соборовали батюшку

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ