Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
МонашИмяДоСхимы
Серафим
    Серафим
    Митрофан (Мякинин) 
    Место рождения Воронежская о., Танинский р., с.Поды 
    схиигумен 
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до освобождения из ссылки] [после освобождения]
      Служение
        Киев, Киевско-Печерская Лавра 
        монах, иеродиакон, иеромонах, игумен 
        По воспоминаниям [Зв1] хиротонии о.Серафим принял в Киево-Печерской Лавре
        Воронежская о., с.Ячейка 
        игумен, схиигумен 
        Должность настоятель 
        После войны 1941–1945гг. иеромонах Серафим приехал в с.Ячейка, восстановил тамошний
        храм и возобновил службу. Народ приходил за 20 км. на службу, стояли вокруг храма
        т.к. огромный храм не мог всех вместить. О.Серафим одевал, кормил,
        обувал всех блаженных со всех сел. У него занимали деньги на постройку дома, на
        покупку коровы. Многие не отдавали, а он и не спрашивал.
        Схиму с именем Митрофан о.Серафим принял, когда служил в Ячейке
      Аресты
        Воронежская о., с.Ячейка 
        В хрущевские времена храм опять закрыли, а о.Митрофана сослали на 12 лет.
        Пострадал он за то, что у него был большой приход. Жители села в большие праздники
        по пути на работу в поле, заходили хоть на несколько минут в храм. Со всех сел,
        районов в округе вели детей в храм креститься. Храм стоял недалеко от школы
        и это "пагубно" влияло на учеников
      Осуждения
        ././. 
        Приговор 12 лет ссылки 
      Места проживания
        Воронежская о., Танинский р., с.Поды 
        Годы заключения не прошли бесследно. В конце своей жизни о.Митрофан очень тяжело
        заболел и умер от рака в Воронежской больнице
    Кончина
      Место Воронеж, больница 
      Место захоронения Воронежская о., Танинский р., с.Михайловское 
      Был похоронен в с.Михайловское (по своему завещанию), где были похоронены его родители
    Заявители ->
      1. Петина Тамара Петровна
    Стефан (Котельников Павел Иоакимович) 
    Год рождения 1890 
    Место рождения Тамбовская губ., Липецкий у., с.Романово (Липецкая о., с.Ленино) 
    схиигумен 
    Родился Павел, как он сам позже говорил, в семье "канцелярского работника".
    Родители его были благочестивыми христианами.
    Его отец, Иоаким, в юности вознамерившись стать монахом, устроился трудником
    на Святой горе Афон в Греции. Однако его призвали в Армию, и он вернулся в Россию.
    Впоследствии Иоаким Котельников вступил в брак, и у него в семье родилось трое
    детей, из которых двое стали священниками, а дочь умерла в раннем возрасте.
    Такую судьбу детей предсказал Христа ради юродивый блаженный Даниил, который
    часто приходил в дом к Котельниковым, где Иоаким снабжал его пропитанием.
    Иоаким Котельников до конца своей жизни переписывался с афонскими монахами,
    иноки святогорцы присылали ему оливки, которые он ел с благоговением.
    Павел рос слабым и болезненным ребенком, он был невелик ростом и худощав телом.
    Родители даже не надеялись, что он доживет до совершеннолетия, так он был слаб.
    Однако милостью Божией, он дожил до 98 лет. Впоследствии он говорил, что на нем
    сбылось слово Писания: "Почитай отца твоего и мать... ".
    Павел очень любил храмовые богослужения. В сельском храме Божественная литургия
    совершалась каждый день. Служил протоиерей Михаил. В церкви, кроме батюшки, стояло
    только трое богомольцев: псаломщик Георгий, мальчик Павел, да юродивый Даниил.
    Георгий пел на клиросе, Павел читал записки о упокоении и о здравии, чтение
    которых продолжалось по нескольку часов.
    Отец Павла работал в городе Липецке, недалеко от Христорождественского собора.
    О.Стефан впоследствии с большим теплом рассказывал о своих детских впечатлениях:
    "Когда я был мальчишкой, частенько приходил к отцу на службу. Тогда же познакомился
    с диаконом Христорождественского собора В.С.Болховитиновым. Родом он из Романова,
    как и мой отец, из Романова, и впоследствии у нас завязалась крепкая дружба".

    После трехлетней начальной школы, которую Павел окончил в родном селе, он
    четыре года учился в соседнем селе Сырском во второклассной школе, готовившей
    учителей для начальных школ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1918г.] [до 1920г.] [1920-1921гг.] [до 1928г.] [до 1943г.] [до 1971г.] [1971-1979гг.] [1979-1988гг.]
      Образование
        Козловская учительская семинария
        Родители определили Павла в первый класс учительской семинарии г.Козлова,
        "но сложилось так, — рассказывал о себе о.Стефан, — что моего образования
        хватило, чтобы меня взяли в шестой класс Тамбовской Семинарии"
        Тамбовская Духовная Семинария
        Павел оказался очень талантливым учеником. Особенно же он преуспевал в клиросном
        пении. Он не только хорошо пел, но и сочинял новые песнопения для богослужений.
        Любимым его музыкальным инструментом была скрипка, и он виртуозно владел
        искусством игры на ней.
        Как лучшему ученику, Павлу Котельникову предложили место служения
        в Санкт-Петербурге
      Служение
        Санкт-Петербург, набережная Мойки, Императорская придворная певческая капелла 
        Должность певчий, руководитель хора 
        Год окончания 1918 
        Павел Иоакимович Котельников пел в Императорской придворной певческой капелле.
        Сам Император Николай Александрович вручил ему для занятий
        с церковным хором скрипку, изготовленную Антонио Страдивари.
        Совершилась революция 1917г. Окружавшие его люди под влиянием воинствующих
        атеистов старались избавиться от церковных книг, выставляли на продажу за бесценок
        редчайшие издания. Павел активно скупал их и собрал огромную библиотеку.
        Он много читал, делал выписки, выучивал наизусть заинтересовавшие его цитаты
        из творений святых отцов. Часто до трех часов ночи не спал — изучал святоотеческое
        наследие.
        Новая преподавательница церковного пения — революционерка — сожгла скрипку
        Страдивари:
             
        "Чтобы семинарист не учил петь молитвы!".
        Вскоре после этого отец отозвал Павла из Петрограда в родное село
      Места проживания
        Тамбовская губ., Липецкий у., с.Романово (Липецкая о., с.Ленино) 
        Год начала 1918 
        Возвращение Павла Котельникова на родину произошло зимой 1918г.
        В дороге он познакомился со своей будущей супругой.
        Это произошло следующим образом. Пробираться к родному дому пришлось на санях
        с переселенцами. Двигался целый обоз, состоящий из десятка повозок.
        К путникам пристроились еще несколько студенток, одна из которых и пожелала
        стать невестой Павла.
        Родители благословили Павла Иоакимовича на брак, и он венчался
      Рукоположение
        диакон 
        Кто рукоположил епископ Козловский Зиновий (Дроздов) 
        По данным [3] был рукоположен во диакона в 1915г.
      Служение
        Тамбовская губ., Добринский у., с.Мазейки, Архангельская церковь 
        диакон 
        Должность законоучитель 
        Год окончания 1920 
        Павел Иоакимович и у себя на приходе организовал церковный хор из пятидесяти человек,
        с которыми разучивал сложные произведения церковных композиторов
      Рукоположение
        иерей 
        1920 
      Служение
        Липецкая о., Добринский р., с.Мазейки, Архангельская церковь 
        священник 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1920 
      Аресты
        Липецкая о., Добринский р., с.Мазейки 
        Год ареста 1920 
      Осуждения
        ././1920 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность" 
      Места заключения
        Тамбовская (Липецкая) о., г.Липецк, тюрьма 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1921 
        Сидел в Липецкой тюрьме в течение одного года.
        Некоторых его однокамерников расстреляли. По рассказам батюшки,
        "Страшно было."Прощайте, братцы!" — кричали уводимые на казнь. Однажды батюшку
        вывели за тюремную ограду с вещами и, ничего не сказав, оставили одного на пороге
        перед дверями. Друзья предупредили: "Пойдешь, выстрелят в спину и убьют как бы
        при попытке к бегству". Опасаясь такой расправы, иерей Павел просидел всю ночь
        на крылечке. Утром его вновь поместили в камеру
      Служение
        Липецкая о., Добринский р., с.Мазейки, Архангельская церковь 
        священник 
        Год окончания 1928 
      Аресты
        Липецкая о., Добринский р., с.Мазейки 
        Год ареста 1928 
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        10/08/1928 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 3 года ссылки на Урал 
      Места заключения
        Урал 
        Год начала 1928 
      Служение
        Липецк, Древле-Успенская церковь 
        священник 
        В Древле-Успенский храм о.Павла перевел епископ Липецкий Уар (Шмарин)
        Липецк, Спасо-Преображенская церковь 
        священник 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1937 
        ????В Древле-Успенском и Преображенском храмах о.Павел совершал служение около
        двух лет
      Аресты
        Липецк 
        Год ареста 1937 
      Осуждения
        ././1937 
        Приговор 10 лет ИТЛ 
      Места заключения
        Казахстан, Карлаг, г.Кустанай 
        В Казахстане о.Павел находился в течение 10 лет.
        Утешало то, что везде местное население встречало с любовью. Женщины передавали
        узникам узелки с продуктами. Охранники не возражали, поскольку от этих приношений
        доставалось и им. Почему-то строго-настрого запрещалось принимать от людей соль.
        Уголовники относились к политзаключенным благожелательно, не обижали.
        Исключением можно считать убийство епископа Липецкого Уара (Шмарина), который был
        определен в лагере на должность врача.
        Когда срок уже подходил к концу, о.Павлу предложили служить литургию с обновленцами.
        Он отказался, за что ему прибавили еще один год заключения.
        Но и по прошествии этого года его не отпустили домой, но определили на поселение
        в Сибирь
        Сибирь 
        Год окончания 1943 
        К нему в Сибирь приехала жена с малолетними детьми.
        Вскоре после приезда она умерла от сердечного приступа, а двое малолетних детей
        скончались от неприспособленности к непривычному суровому северному климату.
        В это время о.Павел устроился работать в трех организациях бухгалтером.
        По ночам у себя в доме он совершал Всенощные бдения и литургии на Антиминсе,
        преподанном ему епископом Липецким Уаром. Место служения в нем было указано следующим
        образом: "Где прилучится". Некто из врагов Православия жаловался на него
        уполномоченному по делам религий. Чиновник тот отметил: "Это его право. Дома и я молюсь!"
        И с тех пор о.Павел стал совершать служения беспрепятственно.
        О.Павел был освобожден приблизительно в 1943г.
      Служение
        Липецкая о., Добринский р., с.Мазейки, Архангельская церковь 
        священник 
        После освобождения вернулся в родное село Романово (Ленино).
        Управляющим Тамбовской епархией он был восстановлен в числе клира Русской Православной
        Церкви и служил в приходах сел Мазейки и Путятино
        Липецкая о., с.Путятино 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год окончания 1954 
        Липецкая о., Чаплыгинский р., с.Кривополье 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1954 
        Год окончания 1954 
        Липецк, Спасо-Преображенская церковь 
        протоиерей 
        Должность настоятель и благочинный 
        Год начала 1954 
        Год окончания 1959 
        В 1954г. митрополит Воронежский и Липецкий Иосиф (Орехов) назначил о.Павла
        настоятелем Преображенской церкви и благочинным.
        Исполняя это послушание, о.Павел ввел
        в храмах Липецкого округа совершение пассий и чина погребения Божией Матери
        Он был удостоен сана протоиерея, ношения митры
        Липецк, Христорождественская "что в Студенках" церковь 
        протоиерей 
        Должность настоятель, благочинный Липецкого церковного округа 
        Год начала 1961 
        Год окончания 1971 
        Целое поколение прихожан получило церковное
        воспитание благодаря его ярким, согретым пастырской любовью проповедям. Он
        обладал богословской эрудицией и миссионерским опытом. Его проповедническое слово
        целенаправленно охватывало тематический круг Закона Божия. Особенное значение он
        придавал истолкованию первых глав Библии о творении мира и грехопадении человека.
        До глубокой старости он сохранил способность с мудрой простотой формулировать
        самые сложные богословские идеи. Прихожане ценили о.Павла как опытного
        пастыря-духовника
      Награды
        митра 
      Рукоположение
        игумен 
        Серафим 
        1971 
        Желая духовно возвыситься к Богу, о.Павел принял монашеский постриг с именем
        Серафим
      Служение
        Липецк, Христорождественская "что в Студенках" церковь 
        игумен 
        Должность настоятель, благочинный Липецкого церковного округа 
        Год начала 1971 
        Год окончания 1979 
        Влияние игумена Серафима было столь велико, что уполномоченный по делам религий
        при Липецком облисполкоме незамедлительно лишал регистрации всех тех священнослужителей,
        которые приходили к игумену Серафиму на исповедь.
        В 1975г. его и вовсе отстранили от богослужения, уволив за штат, заточив
        под домашним арестом в келье. Более всего атеистам не нравились его проповеди,
        горячие, грамотные, обличающие безбожие.
        Но и будучи "изолированным" от общества, он продолжал свое служение.
        По телесной слабости он не имел возможности ходить в храм.
        Прямо в квартире многоэтажного дома игумен Серафим установил престол,
        от правящего архиерея получил благословение совершать литургию дома,
        на Антиминсе, преподанным ему епископом Уаром.
        Читала и пела во время этих служб некая псаломщица Клавдия. Впоследствии —
        монахиня Конкордия (в схиме — Кассиана).
        Число духовных чад, им окормляемых, не уменьшилось.
        Множество духовных чад приходили к нему, подолгу беседовали, испрашивали совета
      Рукоположение
        схиигумен 
        Стефан 
        1979 
        Кто рукоположил епископ Воронежский и Липецкий Ювеналий 
      Места проживания
        Липецк 
        Год окончания 1988 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 12 
        У батюшки за всю жизнь в доме поочередно находились три больших иконы
        Божией Матери "Взыскание погибших".
        Первая (из кипариса, афонского письма, в позолоченной ризе) — когда он носил
        имя Павел. Она была утеряна в дни гонений на Православие.
        Вторая — на липовой доске, писанная темперой липецкими иконописцами.
        Время ее соответствовало его служению в качестве игумена с именем Серафим.
        Эту икону он передал епископу Иувеналию, постригшему его в схиму.
        Третья же икона находилась с ним в дни его схимнического жития с именем Стефан
        и оставалась с ним до самой смерти.
        Последние дни его жизни были крайне тяжелыми. На его здоровье отразились
        годы заключения. Боли были невыносимыми
    Кончина
      1988 
      День 14 
      Месяц 12 
      Место Липецк 
      Место захоронения Липецк, у Преображенского храма 
      Среди верующих он почитается как местный подвижник благочестия.
      На его могилке у Преображенского храма г.Липецка горит неугасимая лампада.
      Панихиды о упокоении его заказываются местными верующими почти ежедневно.
      По его молитвам люди получают помощь
    Реабилитация
      Дата 12/06/1989 
      Кем реабилитирован Липецкая обл. прокуратура 
      По году репрессий 1928 
    Публикации ->
    Документы ->
      1.Список репрессированных в годы Советской власти священно- и церковнослужителей по Липецкой обл. С.26.
    Даниил (Климков Григорий Юрьевич) 
    Год рождения 1893 
    Место рождения Львовская о., с.Вельховец 
    схиархимандрит 
    Специальность кандидат богословия 
    Родился в семье благочестивых и уважаемых родителей. После окончания гимназии
    поступил на 3-й курс Харьковской семинарии. Когда Григорий был на приеме у митр.Антония
    (Храповицкого) в Киеве, тот сказал ему: "А, добродетельный Гриша, монахом будешь"
    Фотографии
       
      Григорий Климков, студент Харьковской Духовной Семинарии 
       
      Григорий Климков 
       
      Священник Григорий Климков, ок.1920г. (будущий архимандрит Серафим) 
       
      архимандрит Серафим (Климков), 1920-е годы 
       
      архимандрит Серафим (Климков) 
       
      архимандрит Серафим (Климков) 
       
      архимандрит Серафим (Климков) 
       
      архимандрит Серафим (Климков) в Сухуми, 1957г. 
       
      схиархимандрит Даниил (Климков) в последние годы жизни 
       
      архимандрит Серафим (Климков), 1960-е годы 
       
      архимандрит Серафим (Климков), 1945г. 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1921г.] [1921-1924гг.] [1924-1932гг.] [с 1932г.] [до 1953г.] [по 1970г.]
      Образование
        Галичско-Волынская Духовная Семинария
        Московская Духовная Академия
        Год поступления 1915 
        Год окончания 1919 
        В 1915г. Григорий был зачислен студентом в Московскую Духовную Академию,
        ректором которой в то время был Владыка Феодор (Поздеевский), оказавший
        большое влияние на всю его дальнейшую жизнь. В Академии Григорий учился
        отлично
      Рукоположение
        иерей 
        1917 
        Кто рукоположил епископ Крутицкий и Коломенский Евсевий 
        Рукоположен с обетом безбрачия при поручительстве оптинского старца Нектария и
        о.Алексея Мечева, т.к. тяготился мирской жизнью и чувствовал призвание Божие к
        пастырской деятельности
      Служение
        Москва, храм во имя Девяти мчч.Кизических 
        иерей 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1921 
        За время служения иереем горячность веры о.Григория увеличивается и душа
        стремиться уже к более совершенной жизни — жизни монашеской. Он едет в
        Зосимову пустынь к старцу о.Алексию, исповедуется пред ним с 7-ми летнего
        возраста и получает благословение на монашество и поступление в Данилов
        монастырь, настоятелем которого в то время был Владыка Феодор (Поздеевский)
      Места проживания
        Москва, Малый Девятинский пер., 10–1,2 
        Год окончания 1921 
      Аресты
        Москва, Малый Девятинский пер., 10–1,2 
        Год ареста 1921 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 3 
        Обвинение при аресте "антисоветская агитация" 
        Арестован по делу свящ.Евгения Кобранова.
        Дело возникло из-за анонимного письма на имя В.И.Ленина, в письме подписанном
        не существующим лицом, говорилось о проповедях, которые произносил "поп Евгений"
        "не в Вашу и Республики пользу" и предлагалось его перевести в село.
        По постановлению Президиума ВЧК от 18.03.1921 освобожден
      Места заключения
        Москва, Внутренняя тюрьма ВЧК 
        Год начала 1921 
        День начала 10 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1921 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 3 
        В период следствия содержался во Внутренней тюрьме ВЧК
      Рукоположение
        иеромонах 
        Серафим 
        1921 
        Кто рукоположил епископ Серафим (Звездинский) 
      Служение
        Москва, Данилов монастырь 
        иеромонах 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1924 
        О.Серафим имел великий дар любви к душам человеческим. Число окормляющихся у
        него с каждым днем увеличивалось, доходя до огромного количества. Великим
        постом он с Владыкой Амвросием (Полянским) исповедывал до трех часов ночи,
        доходя до изнеможения. А уходя в свою келью, уносил с собой пачку тетрадей и
        листков — откровения духовных чад. Бывало прижмет их к груди и с любовью, как
        отец родной, скажет: "Ведь это все души". И каждому из своих чад он отвечал
        письменно на все вопросы и недоумения. Больше всего старался Батюшка развить в
        духовных чадах зрение своей греховности и самоукорения. При жизни в Даниловом
        монастыре, да и позже в изгнании, много выпало досаждений на долю о.Серафима
        от духовных чад и от монашествующей братии, но он не гневался, а приписывал
        все врагу, бесам. Временами о.Серафим изнемогал и даже сильно болел, страшно
        ему и самому становилось от наплыва жаждущих духовного руководства, которые
        чувствовали особенную благодать в нем пребывающую. За это и мстил диавол
        Батюшке, являясь иногда во сне и набрасываясь на него
      Рукоположение
        архимандрит 
        1924 
        Кто рукоположил епископ Феодор (Поздеевский) 
      Служение
        Москва, Данилов монастырь 
        архимандрит 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1927 
      Аресты
        Москва, Данилов монастырь 
        Год ареста 1927 
      Осуждения
        ././1927 
        Приговор 5 лет ссылки на Север на вольное поселение 
      Места заключения
        Ямало-Ненецкий нац.округ, г.Обдорск (ныне Салехард) 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1932 
      Места проживания
        Московская о. 
        Год начала 1932 
        После отбытия срока о.Серафим поселился под Москвой, без права открытого служения.
        Период жизни батюшки до 1945г. протекал в общении с духовными чадами, у которых
        он и жил — в Верее, Дорохово и др.
        В 1937г. многие из его духовных чад были арестованы и расстреляны.
        Из материалов дела П-5328 архива УФСБ по Владимирской обл.:
           "...Установлено, что на территории Московской обл. и ряде районов Ивановской обл.
           существовала подпольная к/р организация церковников и монашества, т.н.
           "Всероссийское Иноческое братство", возглавляемая находившимся в ссылке в
           Сыктывкаре архиепископом Поздеевским и архимандритом Холмогоровым
           с группой своих послушников из бывшего Московского
           Даниловского монастыря на основе к/р платформы ссыльных епископов, известной
           под именем "Истинно Православная Церковь"...
           По прямым указаниям руководителя организации Поздеевского в 1935г. были созданы
           3 контрреволюционные группы — ячейки организации, объединенные в т.н, "домашние
           нелегальные церкви" ("скиты", "обители" и т.д.) под руководством
           архимандрита Холмогорова, епископа Парфенова и архимандрита Климкова...
           В группу Климкова входили: Селифонов А.И. [игумен Алексий],
           Бекренев Г.И. [монах Игнатий], Васильев И.И. [священник о.Иоанн],
           Брещинская В.Д., Матвейченко Е.И. [монахиня Евлампия]"
      Места проживания
        Львовская о., с.Вельховец 
        Год окончания 1945 
      Аресты
        Львовская о., с.Вельховец 
        Год ареста 1945 
      Осуждения
        ././1945 
        Приговор 10 лет лишения свободы 
      Места заключения
        Красноярский край, пос.Межово, ИТЛ 
        Год начала 1945 
        Год окончания 1953 
        Многое пришлось пережить, находясь в лагерях: холод, неустройство, голод.
        Материальной помощи о.Серафим почти не имел, а когда от родных получал посылочку
        сухариков, то на его долю оставалось только то, что смог спрятать за пазуху,
        остальное вырывали... Но вера и терпение помогали ему переносить все с благодарением
        Богу. Позже чада спрашивали: "Неужели вы, Батюшка, не унывали там?" Он с кротостью
        отвечал: "Нет! Я как проснусь, так начинаю "раздувать самовар" (внутренние молитвенные чувства)",
        все, что помню, по порядку всю службу прочитаю".

        Вспоминал особенно один день: Рождество Христово. Запрягли их, человек
        десять, в сани возить бревна. "А я, — рассказывал Батюшка, в душе распеваю: Рождество
        Твое, Христе Боже наш..." Начальство, дивясь его благодушию, однажды спросило,
        почему он спокоен и как бы доволен, находясь в таких условиях. Батюшка ответил:
        "Потому что молюсь Богу". Он на труд в лагере смотрел, как на послушание, данное
        от Бога: "Вот, в обители я не проходил новоначального труда послушника, так
        Господь дал здесь испытать".
      Рукоположение
        схиархимандрит 
        1960 
        Кто рукоположил епископ Донат (Щеголев) 
        Однажды во сне Батюшка увидел Владыку Феодора (Поздеевского), который
        сказал ему: "Прими схиму" (что о.Серафим и исполнил тайно) и был
        пострижен с наречением имени Даниила в честь блгв. кн.Даниила Московского.
        После освобождения в 1953г. Батюшке ехать было некуда: монастырь давно закрылся,
        денег не было, адреса чад позабыл. Устроился сторожем в колхозе, дали ему при
        скотном дворе комнатку, немного земли для огорода. Но промыслу Божию угодно было
        вновь вручить Батюшке чад его. Сначала завязалась переписка, а потом началась
        для него жизнь "на колесах". В московской прописке было отказано, а он оберегая
        покой своих чад и друзей, на одном месте не останавливался. Во время странствования
        случалось проходить по сорок километров в день. Доберется до пристанища утомленным,
        с окровавленными от ран ногами, но об отдыхе не заботится, а тут же приступает
        к обычному молитвенному правилу, после которого беседа с духовными чадами.
        О.Серафим вел огромную переписку с духовными детьми до последних дней своей жизни.
        В последние годы Батюшке было трудно принимать всех, особенно после сильного
        сердечного приступа, когда уже и отходную велел читать, но Господь продлил еще
        немного дни его. В последнее полугодие у о.Серафима была сильная болезнь ноги
        и он переносил ее с терпением без единого стона. Принимал радушно чад, утешал
        их скорби
    Кончина
      1970 
      День 14 
      Месяц 2 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Котляковское кладбище 
      Скончался о.Серафим на 77 году жизни. Напутствовал его в последний путь о.Александр
      Куликов, который служил в храме св.Николая в Кузнецах. Во время совершения Таинства Соборования архимандрит Серафим (схиархимандрит Даниил) мирно предал
      Господу дух свой. Был отпет в храме св.Николая в Кузнецах
    Публикации ->
      1 ->
      Зеленская Г. Несокрушимые духом. Судьбы насельников московского Данилова монастыря// Памятники Отечества: Альманах. 1992. N 2–3.
      2 ->
      Архимандрит Серафим// Даниловский благовестник. 1995. Вып. 7.
      3 ->
      Даниловский благовестник. 1996. Вып.8.
      4 ->
      Неопубликованные воспоминания духовных детей о.Серафима (Климкова) в схиме Даниила. Рукопись. Архив ПСТБИ.
      5 ->
      У Бога все живы: Воспоминания о Даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове). М.: Даниловский благовестник, 1996. С.33.
    Документы ->
      1.ЦА ФСБ РФ. Д.Р-22583.
      2.Архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-5328.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ