Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ОтКогоПолученДокумент Головкова Л.А. (ПСТБИ) Дела ola.26 => ola.26 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Рукоположение
      архимандрит 
      1934 
      Место Московская о., г.Кашира 
      Был возведен в сан архимандрита вскоре по приезде в Каширу
    Служение
      Московская о., г.Кашира, Успенский собор 
      архимандрит 
      Год начала 1934 
      Год окончания 1935 
      День окончания 10 
      Месяц окончания 7 
      О.Серафим служил сначала за штатом, а 2 октября 1934г. — в штате городского
      Успенского собора.
      Вокруг о.Серафима сложилась группа верующих людей.
      В Кашире проживали многие монахини из закрытых к тому времени монастырей.
      Они часто приходили в собор на службу, пели в церковном хоре (монахини Матрона,
      Евдокия, Конкордия, Авраамия и др.).
      Архимандрит Серафим вел внешне незаметную жизнь в Кашире, но старался укреплять
      свою паству перед лицом выпавших на долю верующих испытаний
      Московская о., Мордвесский р. (ныне Тульская о., Веневский р.), погост Николо-Сытинский, Никольская церковь 
      архимандрит 
      Год начала 1935 
      День начала 10 
      Месяц начала 7 
      В следственном деле 1937г. имеется анкета на "служителя церковной общины
      Николосытинского погоста Серафима Прокофьевича Щелокова", из которой следует,
      что архимандрит Серафим был зачислен в штат собора г.Каширы 2 октября 1934г.
      и освобожден от должности 10 июля 1935г.; далее местом его службы считается
      приход Николосытинской церкви Мордвесского района (без даты); 23 октября 1935г.
      о.Серафим был прописан в с.Долговка Даниловского сельсовета Мордвесского района
      (ныне Веневский р. Тульской обл., граничит с Каширским районом).
      Однако в материалах дела значится, что архимандрит Серафим служил в соборе
      г.Каширы на момент своего ареста в 1937г. О том, что он служил в других местах,
      значится только в анкете следственного дела
    Места проживания
      Московская о., Мордвесский р. (Тульская о., Веневский р.), с.Долговка 
      Год начала 1935 
      Московская о., г.Кашира, Пушкарская слобода, 63 
      Год окончания 1937 
      День окончания 25 
      Месяц окончания 9 
    Аресты
      Московская о., г.Кашира 
      Год ареста 1937 
      День ареста 25 
      Месяц ареста 9 
      22 сентября 1937г. оперуполномоченный Каширского РО УНКВД выписал постановление
      на привлечение архимандрита в качестве обвиняемого по ст.58–10 УК РСФСР
      (по обвинению в "контрреволюционной деятельности" и в "клевете на соввласть и партию".
      25 сентября был выдан ордер на обыск и арест, и в тот же день он был арестован
      и препровожден в городскую тюрьму.
      По данным [3] он был арестован 23.09.1937г.
    Осуждения
      тройка при УНКВД СССР по Московской обл. 
      19/10/1937 
      Обвинение "контрреволюционная агитация, а/с деятельность, связь в к/р целях с архиепископом Поздеевским и монашками из Каширы"" 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      Архимандрит Серафим был обвинен в частности, в том, что поддерживал связь с архиепископом
      Феодором (Поздеевским) во время пребывания архиепископа в ссылке и после этого
      (до ареста архиепископа в марте 1937г.).
      Архимандрит Серафим был допрошен 1 октября 1937г. в первый и единственный раз
      после ареста.
      Следователь интересовался его связями с архиепископом Феодором (Поздеевским).
      Из протокола допроса:

         
      "— Какую Вы имеете связь с Федором?

          — После его ссылки я с ним связи не имею.

          — Вы знакомы с регентом хора Соловьевым?

          — С Соловьевым знаком по собору...

          — Вы вместе с Соловьевым проводите контрреволюционную агитацию среди верующих...

          — Я никакой контрреволюционной агитации не вел, а о Соловьеве ничего сказать
            не могу.

          — Какие Вы имеете связи с монашками, проживающими в Кашире?

          — Я знаю, что некоторые монашки... приходят в собор и поют в церковном хоре.

          — Какую проводят антисоветскую деятельность эти монашки?

          — Мне ничего неизвестно...".

      Из материалов дела:
           "На молебне в сентябре 1937г. во время молебна на квартире... говорил:
              "Сейчас настали времена тяжелые, так писано в Законе Божием, но настанет
               время еще хуже, еще тяжелее будет жить при Советской власти...
               Весь народ должен теперь молиться, чтобы изменилось время и власть, а то
               народ мучается. Придет скоро время — явится Иисус Христос и будет все
               по-старому...
               День ото дня людей невинных все больше и больше арестовывают. Скоро
               отмается народ"".
      Из показаний "свидетелей":
         "...В 1937г. в середине лета при одном из молебнов Щелоков в присутствии граждан,
          кои прибыли на молебен, говорил:
              "Времена настали тяжелые, скоро все кончится, буде лучше... Нужно молиться
               Богу, и Он поможет вам... Меня арестовывала Советская власть ни за что, а
               если арестуют еще, то Бог мне снова поможет".

      О.Серафима, а также священника Александра Ардашева и Эдуарда Жаклена, обвинили
      в активной контрреволюционной деятельности и контрреволюционной агитации среди
      населения Каширы.
      О.Серафим виновным себя не признал.
      12 октября 1937г. следствие было закончено.
      19 октября 1937г. тройка УНКВД приговорила о.Серафима к расстрелу
    Места заключения
      Московская о., г.Кашира, тюрьма 
      Год начала 1937 
      День начала 25 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1937 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ