Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Рязанская епархия епископ Должность епископ Михайловский, временно управляющий Рязанской епархией Год начала1924 Год окончания1925 День окончания27 Месяц окончания9
После освобождения епископ Глеб вернулся к своим обязанностям.
Как ближайший помощник правящего архиерея Бориса (Соколова), епископ Глеб
принимал меры к налаживанию в епархии церковной жизни, лично обследовал положение
дел в приходах, объезжал отдаленные селения, активно боролся с обновленцами.
В 1925г. он дважды побывал в г.Раненбурге (Чаплыгин) для улаживания конфликта
между ушедшим на покой викарным епископом Иоанном (Киструсским) и сменившим его
епископом Мефодием (Абрамкиным).
Епископа Глеба неоднократно вызывали на допросы Рязанский ОГПУ, где угрожали
привлечению к уголовной ответственности из-за якобы незаконной деятельности
и существования епархиальной канцелярии. Губернский отдел ГПУ предлагал созвать
под своим контролем съезд духовенства и мирян для выборов руководства епархии.
Епископ Глеб отказался созвать съезд без разрешения правящего архиерея
Бориса (Соколова).
Позднее он показал на следствии: "Лично обязанный данною присягой пред посвящением подчиняться во всем старшему собрату, т.е. архиепископу Борису, не нарушая канонических правил, не мог проявить своей инициативы и никогда бы не изменил своей присяге". [Архив УФСБ по Рязанской обл. Д.313979. Л.133.].
14 августа 1925г. епископ Глеб был лишен регистрации как епископ Михайловский
за организацию в Рязани городского крестного хода в день памяти святых Бориса и Глеба.
Епископ Глеб приехал в Рязань для служения Церкви, и его волновало отношение членов
церковных советов к нуждам Церкви, священства и прихожан.
За год жизни в Рязани он сделал интересные наблюдения за епархиальной жизнью.
В них он писал, что из церковных советов постепенно стали уходить настоящие
помощники Церкви. Отсюда и случалось такое отношение к священнослужителям.
Епископа Глеба нельзя назвать смиренным и кротким, он был деятельным
по натуре и жаждал этой деятельности.
Единоначалие архиепископа Бориса (Соколова), решение
им многих вопросов без согласования с представителями священства и местных
властей ему не импонировало, однако он всегда подчинялся требованиям архиепископа.
Он несколько раз пытался доказать Владыке Борису неправомочность его действий.
Например, он считал, что существование канцелярии и епископов без их избрания на
епархиальном съезде и без согласования с местной властью несет нарушение
существующих законов. Однако, у архиепископа Бориса (Соколова) было на то свое мнение:
он считал, что в условиях, когда идет вопрос о существовании православия как
такового, нельзя идти на компромиссы с властью, которая пытается внести раскол
в Церковь через обновленцев. Знаток церковных правил, архиепископ Борис считал, что
государство, отделившее от себя Церковь, не имеет права вмешиваться в ее дела.
Епископ Глеб подчинялся всем распоряжениям архиепископа, в его отсутствие не
только наблюдал за епархиальной жизнью, но и совместно с членами канцелярии
проводил политику Владыки Бориса, направленную на объединение паствы, борьбу с
обновленчеством и расколом Церкви. Когда Владыка Борис отсутствовал, епископ
вел с ним переписку. По строкам сохранившегося письма можно судить о личности
самого епископа Глеба, чуткости его к пастве: "Диакон Василий Скормилин голодает с семьей, часто я помогаю вносить налог ему, церковный совет обещался платить за квартиру, но делает это неисправно. Купцы прихожане помощники только на словах".
Епископ Глеб изучил жизнь всех храмов Рязани, знал, чем дышат прихожане и причт
церковный: "Воскресенская церковь. Прот. о.Сергий Соколов весьма уважаемый пастырь в городе, пользуется популярностью как проповедник и прекрасный священнослужитель, добросовестный помощник по делам епархиальной канцелярии...". "Ильинская церковь. Наст. свящ.Павел Свистов не проповедует, регент Леонов обратил храм в концертный зал...". "Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, с строгим уставом, проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он скорее нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям. Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением, храм содержится в чистоте... Не будет ли возможным Вашему Преосвященству разрешить мне здесь совершать богослужение, а в соборе в двунадесятые праздники и местночтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда принимать в них участие"
Рязань, Трубежная ул., 26 Год окончания1925 День окончания27 Месяц окончания9
Епископ Глеб целый год проживал в очень маленькой холодной комнатке, которую ему
выделил церковный совет. Устроиться в Рязани приехавшему священнику или другому
служителю религиозного культа было сложно. Люди избегали брать к себе таких
постояльцев по политическим мотивам. Да и с финансовой стороны это было накладно,
так как повышались налоги на домовладельцев.
Епископ Глеб долго терпел такое существование и только через год сообщил об этом
в рапорте архиерею: "Борисоглебский собор... Церковный совет совершенно бездеятелен и не обращает никакого внимания на мое положение. Живу я в одной комнате и тут же подо мной погреб, чувствую боль в ногах от холода, в течение года никто не подумал спросить, как живу я, обещана мне помощь, но уже 6 мес. ничего не вижу. Один из членов позволил выразиться: "монаху только молиться"; другой: "если ему нужна квартира, сам может искать", третий не давал мне облачение в один из приходов, пришлось потребовать его увольнения".
В 1925г. семья его состояла из отца (1853г.р.), матери (1858г.р.), брата Василия
(секретаря отдела народного образования г.Рязани) и сестры Надежды
Рязань Год ареста1925 День ареста27 Месяц ареста9
27 сентября 1925г. епископ Глеб был арестован вместе с архиепископом
Борисом (Соколовым) и членами епархиальной канцелярии и заключен в Рязанскую тюрьму.
Из письма епископа Глеба "Православной пастве и духовенству Рязанской епархии"
(от 17 октября 1925г.): "Арест 27 сентября [1925г.] всех нас, т.е. архиепископа Бориса, меня, протоиереев Соколова, Мелихова Климентовского, Добромыслова, Слободского и гр-на Лысцева... не был неожиданным... 17 октября 1925г. Глеб, епископ Михайловский".
["Православной пастве и духовенству Рязанской епархии": Письмо епископа Михайловского Глеба (Покровского) от 17 окт. 1925 г.// Вестник Св.Синода. 1926. N 7. С.2223]
газеты "Рабочий клич". 1925. 18 окт. N 238)]
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 26/03/1926 Обвинение"антисоветская агитация, участие в нелегальном контрреволюционном религиозном сообществе" Статьяст.62,69,72,122 УК РСФСР Приговор3 года концлагерей Групповое дело"дело о нелегальном религиозном к/р сообществе под руководством архиепископа Бориса (Соколова) и епископа Глеба (Покровского), Рязань, 1926г."
Из обвинения: "1). Являясь членом организованного Соколовым нелегального сообщества, во время отсутствия Соколова являлся фактически заместителем последнего. 2). Совместно с П.А.Соколовым (архиепископом Борисом) издавал печатный журнал контрреволюционного содержания, являлся автором 3 циркуляров и распространял написанное Соколовым за своею подписью. 3). Издавал от своего имени распоряжения о сборе денежных средств с религиозных обществ Рязанской губ. 4). Содействовал Соколову в деле создания библиотеки из книг контрреволюционного содержания, вмешивался в дела религиозных обществ... "
Поначалу может смутить обращение епископа Глеба к православной пастве
и духовенству Рязанской епархии и его добровольные показания, написанные им
после ареста, в которых он признает существование епархиальной канцелярии
без ведома властей неправильным и осуждает себя за это. Если разобраться
в тех событиях, то будет понятен этот поступок. Епископ Глеб был очень честный
и законопослушный и не мог поступиться своими принципами. Но осторожность его
можно понять: тогда шел вопрос о существовании Православной Церкви вообще, и
епископ Глеб желал сохранить действующие православные храмы без методов
противления власти, что считал нарушением церковных уставов.
Спасение Православия главная задача, борьба с обновленчеством цель, которая
и была достигнута, за это и пострадали все члены епархиальной канцелярии.
В ГПУ первоначально надеялись использовать епископа Глеба в своих целях, предполагая,
что "его значительно легче будет обработать и не составит большого труда руководить
им в будущем" [УФСБ России по Рязанской обл. Д.313978. Л.229.], однако затем
поняли, что освобождение епископа может значительно укрепить православное рязанское
духовенство.
26 марта 1926г. ОСО приговорило епископа Глеба к 3 годам концлагерей
Рязань, тюрьма N 1 Год начала1925 День начала27 Месяц начала9 Год окончания1926 Соловецкий лагерь особого назначения Год начала1926 Год окончания1928 День окончания27 Месяц окончания9
В лагере был каптером на Петр-озере.
7 июня 1926г. епископ Глеб принял участие в тайном совещании 17 архиереев
на лагерном продуктовом складе, в результате которого через месяц, в июле
1926г. появилось "Соловецкого послание" "Памятная записка соловецких епископов";
(обращение к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов),
излагавшее отношение Православной Церкви к существовавшей гражданской власти.
24 августа 1928г. епископ Глеб был освобожден с лишением права проживания на 3 года
в Москве, Ленинграде, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, Киеве, Рязани, Рязанских округах и губернии