Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
епископ 1912 День1 Месяц7 МестоСанкт-Петербург, Казанский собор Кто рукоположилархиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), архиепископ Северо-Американский Платон (Рождественский), епископ Пермский Палладий (Добронравов), епископ Феодосий (Феодосиев), епископ Никанор (Надеждин)
Чин наречения произошел 30 июня 1912г. в зале заседаний Святейшего Синода.
В воскресенье 1 июля 1912г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась
хиротония архимандрита Назария во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии.
Хиротонию совершил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) в сослужении
архиепископа Северо-Американского Платона (Рождественского), епископа Пермского
Палладия (Добронравова), епископа Смоленского Феодосия (Феодосиева) и епископа
Олонецкого Никанора (Надеждина)
[Зв1 (Речь архимандрита Назария при наречении во епископа Алатырского, викария
Симбирской епархии, 30 июня 1912г. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1912.
N 27. СС.11071108,1130.)].
Местом пребывания нового епископа стал Алатырский Свято-Троицкий монастырь
Симбирская губ. (Чувашия), г.Алатырь, Алатырский Свято-Троицкий монастырь епископ Должность епископ Алатырский, викарий Симбирской епархии Год начала1912 День начала1 Месяц начала7 Год окончания1917
Несмотря на то, что и в 1917г. епископ Назарий был по-прежнему далек от политических
баталий, приближение Февральской революции епископ Назарий почувствовал и по
газетным сообщениям, и по рассказам солдат о настроениях на фронте, и по недовольству
крестьян нерешенным земельным вопросом. В материалах дела 1929г. имеются его слова: "К революции я относился безучастно, считая своей прямой обязанностью христианизацию общества".
Весной 1917г. епископ Назарий активно выступил в защиту Церкви от обвинений
либеральной печати в поддержке старой власти. 25 марта 1917г. в проповеди
за литургией в Свято-Троицком монастыре он заявил: "Церковь всегда молилась за власть, не входя в рассуждения о том, будет ли эта власть монархическая, конституционная или республиканская. И теперь Церковь молится за власть и будет молиться о том, чтобы Господь направил правителей на путь добра и правды, чтобы они не носили меч без ума" Симбирская епархия епископ Должность епископ Алатырский, временно управляющий Симбирской епархией Год начала1917 Месяц начала7 Год окончания1917 Месяц окончания9
С июля по сентябрь 1917г. епископ Назарий являлся временно управляющим Симбирской
епархией в связи с отъездом правящего архиерея в Пензу на следствие по своему
делу, а затем отъездом последнего в Москву на Всероссийский Церковный Собор
[Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.32.)] Красноярская епархия епископ Должность временно управляющий Енисейской (Красноярской) епархией Год начала1917 День начала26 Месяц начала9 Год окончания1918 День окончания22 Месяц окончания2
26 сентября 1917г. Указом Святейшего Синода Алатырский епископ Назарий был назначен
временно управляющим Енисейской (Красноярской) епархией.
[Зв1 (Указ из Святейшего Правительствующего Синода Енисейской Духовной Консистории //
Енисейские ЕВ. 1917. N 9. С.2.)].
26 октября 1917г. епископ выехал из Симбирска в Красноярск.
2 ноября 1917г. епископ Назарий прибыл в Красноярск.
11 декабря 1917г. Выборным Собором Енисейской епархии, проходившим под
председательством епископа Томского Анатолия (Каменского) абсолютным большинством
выборщиков был избран правящим архиереем, епископом Енисейским и Красноярским Красноярская епархия епископ Должность епископ Енисейский (Красноярский) Год начала1918 День начала22 Месяц начала2
09/22 февраля 1918г. он был назначен правящим архиереем Енисейской (Красноярской)
епархии.
С этого времени епископ Назарий стал членом Всероссийского Поместного Церковного
Собора по должности (его полномочия были признаны собором по докладу отдела
личного состава 9 апреля 1918г.). [Зв1 (Священный Собор Православной Российской
Церкви 19171918гг.: Обзор Деяний. Вторая сессия. М., 2001. С.79,349.)].
Однако в Москву епископ Назарий не выезжал и в работе Собора не участвовал
[3, С.384.], [4, С.451.].
29 октября 1917г., через четыре дня после Октябрьского переворота в Петрограде,
власть в Красноярске перешла к губернскому Совету рабочих и солдатских депутатов
и Красноярскому революционному комитету.
Вскоре начались реквизиции церковного имущества. В ночь на 18 января 1918г.
в Архиерейский дом вломился отряд красногвардейцев численностью около ста
человек, который в течение почти суток "наводил порядок" в покоях епископа
Назария, превратив его в пленника, ограничив свободу передвижения и телефонную
связь. Владыка держался достойно и даже уговорил отпустить его в храм
на литургию в честь праздника Крещения Господня, после чего вернулся под
домашний арест.
Тогда же красногвардейцами была занята Красноярская духовная
семинария, якобы по подозрению, что на крыше здания спрятались казаки.
В связи с создавшимся положением 19 января 1918г. педагогический совет
постановил закрыть духовную семинарию.
В те же дни группа комиссаров нагрянула в красноярский Успенский мужской
монастырь, помещения которого предполагалось национализировать и отдать
под нужды приюта.
В марте 1918г. больше половины помещений Архиерейского дома было
передано "под надобности Советов" для открытия приюта для подкидышей,
а остальные сохранены за архиереем.
По решению Горисполкома Красноярска было признано контрреволюционным и закрыто
Братство святителя Иннокентия, а его имущество, в том числе капиталы в 40 тысяч
рублей, реквизировано.
И хотя открыто новая власть еще не выступала против богослужения в храмах,
"Енисейские епархиальные ведомости" писали, что в некоторых селах сельские
комитеты вводили запреты венчать браки, а также крестить и отпевать.
Политика властей способствовала консолидации православных сил губернии.
В начале февраля 1918г. в Архиерейском доме проходили совещания, на
которых решалось, как относиться к происходящему, и было избрано
"организационное бюро" для оперативного реагирования на инциденты.
10 марта 1918г. во Всехсвятской церкви Красноярска состоялось собрание прихожан,
поддержавшее решение об образовании Братства по защите Церкви и ее достояния
от захватов.
16 марта 1918г. в кафедральном соборе прошло общее собрание всех приходских
советов для организации охраны храмов.
25 апреля 1918г. было созвано собрание 46 уполномоченных от приходов Енисейской
епархии, на котором принято решение о создании Красноярского Союза православных
приходов.
После Октябрьской революции епископ Назарий публично выступил в защиту Церкви.
Он обратился к верующим, как к исповедникам, а действия властей прямо назвал
гонениями: "Попраны все заветы Христа. Идет поход против самого христианства, как будто бы оно не звало и не зовет всех и каждого к братству, любви, свободе, равенству. Христиане уже теперь гонимы, но наступают дни, когда эти гонения усилятся, когда принадлежность к вере будет рассматриваться как некое государственное преступление".
И все же владыка не оставлял надежды на обращение гонителей, участвовавших
в реквизициях и поругании святынь и обращал к их душам слова увещевания: "Ведь все они, затуманенные облаком неверия, кровь от крови и плоть от плоти нашей. И неужели их не тронет вопль жен и детей, престарелых матерей и отцов, для которых лучше умереть, чем жить без храма, без таинств, жить в сознании, что их рождение сделалось исчадием ада? Опомнитесь, возлюбленные чадца, не губите себя для этой жизни и для жизни будущей. Церковь не погибнет, врата ада не одолеют ее, но вы погибнете!"
И это, и последующие обращения преосвященный Назарий рассматривал как продолжение
дела евангельской проповеди. Одновременно он дистанцировался от политических
выступлений и не допустил ни одного случая обострений или конфликтов с властями.
Позже он так разъяснял свою позицию: "Мое отношение как к Октябрьской революции, так и к большевистской власти, с ее военной диктатурой в начале, в период экспроприации всех средств производства, отчуждения собственности, земли, национализации банков, наложений контрибуций и проч. было безразличным. И даже при конфискации и национализации церковных имуществ, помещений никаких протестов я не выражал, оставался спокойным, мирился с этим, как с неизбежным последствием всяких революций".
По данным ОГПУ: "Епископ Назарий в целом... занимает приспособленческую позицию, заигрывает с властями, уступает без боя Архиерейский дом под Революционный комитет и старается жить "в дружбе"". [Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.42.]
После падения в июне 1918г. в Красноярске Советской власти епископ Назарий активно
выступал против идеологии большевизма, находя в ней угрозу духовным основам
общественного устройства России.
1 августа 1918г. на заседании Енисейского епархиального собрания архиерей заявил: "Большевизм со своим открытым походом против Церкви и самого христианства пал, но это еще далеко не говорит о том, что идеи большевизма в области веры навсегда исчезли из сознания общества. Социализм со своим отрицанием Бога, души, будущей загробной жизни, со своими только земной жизнью и земным счастьем никогда не может иметь мира с христианством, всегда займет к последнему враждебную позицию" [2 (С.134.)].
В апреле 1919г. в Пасхальном послании епископ Назарий обвинил большевиков
в разрушении России, развязывании гражданской войны, небывалых в истории ужасах
и зверствах, когда "не просто убивают, а зверски мучают: выкалывают глаза, отрезывают уши, забивают гвозди, зарывают живыми в могилу, топят в реках и не одних только врагов, пойманных с оружием в руках, а и мирных жителей".
Но еще большую опасность епископ видел в разрушении страны изнутри, вытравливании
христианской веры из народной души: "До сих пор русский народ хранил в себе веру, она давала ему различие между добром и злом, учила его жить по-Божьи, по долгу, по совести. ... Никто и никогда сделанного беззакония не признавал за правду... Теперь эта святая Русь раскрещивается. Вера и построенный на ней весь строй семейной, общественной и государственной жизни разрушаются... Именно поэтому христианские по сути начала равенство, братство и свобода, положенные в основу государственного переворота, но не вытекающие из возрожденного христианством сердца человеческого, привели к разгулу вражды и злобы, а осудившая пути насилия и убийств Церковь стала мишенью дикой вражды новых печальников народного блага, мнящих возможность устроения государственной и общественной жизни на грабеже и крови" [Архив УФСБ РФ. Д.П-4354. Л.42.].
Таким образом, в период гражданской войны епископ Назарий обличал идеологию
большевизма.
В то же время епископ Назарий критиковал политику белых правительств Сибири
в связи с иностранным вмешательством и вовлечением Церкви в гражданское
противостояние.
Епископ Назарий, по его словам, не сочувствовал и другим
политическим платформам, поскольку "не видел творческой работы этих платформ".
Он высказывался против иностранного вмешательства в дела России, считая его
фактором разжигания гражданского противостояния. Позже Преосвященный сообщал; "С захватом территории Сибири чехословаками и устраиваемых в честь их прихода и победоносного наступления буржуазией банкетов и иных приветствий, несмотря на приглашения, уклонялся и принципиально был против, считая, что вмешательство во внутренние дела России чехословаков ничем не оправдывается. Мало того, я считал, что их вмешательство только отдаляло время спокойного устройства государственной жизни".
Негативно относился он позже и к политике Омского правительства адмирала
А.В.Колчака: "Считал, что политика парализации революционных настроений в России с приглашением иностранцев, их вмешательством и военщиной только усиленно способствует междоусобной вражде и войне".
14 ноября 3 декабря 1918г. епископ Назарий участвовал в работе Сибирского
Соборного Церковного Совещания в г.Томске [Зв1 (Избрание членов Высшего
Временного Церковного Управления // Сибирский Благовестник. 1919. N 1. С.3;
Итоги Сибирского Поместного Собора // Енисейские ЕВ. 1919. N 3. С.32.)].
Подписал послание участников Совещания "Всем чадам православной Церкви епархий,
освобожденных от советской власти" [Зв1 (Послание архипастырей и членов
Всероссийского Церковного Собора епархий сибирских и Приуралья всем чадам
православной церкви епархий, освобожденных от советской власти // Сибирский
Благовестник. 1919. N 1. С.67.)].
В декабре 1918г. епископ Назарий вернулся из Томска в Красноярск.
Вопреки крайней политизации всех сфер общественной жизни, архиерей выступал
против вовлечения Церкви в гражданскую войну и стремился продолжать основную
ее миссию проповедь учения Христа и исполнение заповеди о любви.
Позже на допросе он показал: "Когда был взят курс Сибирского Правительства на использование религии в своих военных операциях, таких, как организация крестовых дружин "Крестовые походы", я был против этого и в своей епархии не допускал до этого, причем никаких крестных ходов, колокольных звонов, манифестаций и торжественных богослужений по поводу успехов на фронте я не допускал".
В 1919г. епископ Енисейский Назарий официально выступил против захвата заложников,
как неоправданно жестокого метода борьбы армии А.В.Колчака с партизанским движением: "Правительство Колчака, жестоко расправляясь с партизанами и парализуя его, ввело институт заложников, расстреливая зачастую неповинных и непричастных граждан к этому движению. Я поднял вопрос о лишней жестокости перед Правительством Колчака, через Высшее Церковное Управление, об упразднении института заложников, и в этом случае был достигнут результат отмены института заложников. Хотя я этого себе не приписываю. Это было в 1919г. и отмечено в регистратуре канцелярии епископа Красноярской епархии и было отмечено в газете "Красноярский рабочий" (март 1922 г.)" [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.43.)].
Преосвященный оказывал посильную помощь нескончаемому потоку беженцев, который
шел через Красноярск при отступлении белых армий.
Из доклада ОГПУ: "Епископ Назарий энергично занимался встречей и устройством беженцев, Особенную заботливость проявляет к устройству реакционного духовенства, в своем доме [Архиерейском доме, возвращенном архиерею чехословаками летом 1918г.] устраивает 50 семейств 178 чел. беженцев, всем дает приют и материальную поддержку". [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.43.)].
После поражения Белой армии и восстановления в январе 1920г. Советской власти
в Красноярске преосвященный Назарий отказался от эмиграции, остался на кафедре
и вновь стремился, как утверждал позднее, "найти контакт в отношениях Церкви
с государственной властью".
Таким образом по окончании гражданской войны епископ Назарий стремился найти
компромисс с советской властью, считая главной задачей духовенства христианизацию
общества с отмежеванием от "политических авантюр"
Красноярский край, Саянский р., с.Межово (Межевское) Год ареста1920 День ареста18 Месяц ареста7
Вскоре он убедился, что находится под пристальным внешним надзором.
17 июля 1920г. после проповеди на службе в с.Межевское, куда епископ приехал
по приглашению верующих для освящения иконостаса, его препроводили в Волисполком
для разбора проповеди. Не обнаружив в ней ничего контрреволюционного, отпустили.
Но на следующий день (т.е. 18 июля) по отмашке из Красноярска все же
арестовали и освободили лишь после беседы с прибывшим для допроса чекистом,
с обязательством представить председателю Красноярской ГубЧК текст проповеди
с объяснительной запиской.
Архиерей разъяснял: "В проповеди выражена мысль, что в настоящее время отрицается христианское воззрение: о Боге, душе, загробной жизни, и человечество ставит целью, задачей исключительно материальную жизнь, забывая о духовных потребностях человека".
Из рапорта сотрудника ГубЧК: "Проповедь носила откровенно враждебный, антисоветский характер. В момент экспроприации средств производства и решительной схватки Красной Армии с Врангелем Андреев ведет пропаганду с амвона в церкви, говорит проповедь о галилейских рыбаках, о их неученой проповеди, победившей языческую премудрость; весь смысл проповеди сводится к лозунгам: "Не ищи, не бери чужого", в противовес лозунгу: "Грабь награбленное"; "Не нападай на обижающих тебя", в противовес лозунгу: "Все на коня"; о любви к ближнему и увещеванию своего врага, в противовес лозунгу: "На террор ответим террором вдвое"" [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.45.)].