Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Красноярская епархия епископ Должность епископ Енисейский (Красноярский) Год окончания1922 Месяц окончания9
По примеру Патриарха Тихона в ноябре 1921г. епископ Назарий выступил с воззванием
о сборе пожертвований в пользу голодающих Поволжья, поддержав усилия гражданской
власти.
Однако весной 1922г. в губернии началась кампания по насильственному изъятию
церковных ценностей. Для недопущения могущих быть столкновений преосвященный
выпустил два воззвания к верующим, опубликованных на страницах местной газеты
"Красноярский рабочий". Он писал: "Изъятие церковных ценностей, в пользу голодающих, не противоречит каноническим правилам Православной Церкви. Нельзя церковную утварь брать в собственность, нельзя использовать для частных нужд, как обыкновенную вещь, посуду. Но отдать ее в пользу голодающих не является делом, противоречащим религии" [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.36.)].
28 апреля 1922г. в присутствии архиерея было совершено "изъятие" в кафедральном
соборе. Члены комиссии остались недовольны лишь тем, что их "работа" "нарушалась нервозностью понятых и особенно епископа, который, видно, с большой жалостью расставался с совершенно лишними для совершения культа вещами".
Настроение в приходах Красноярска было тяжелое, имелись прецеденты сопротивления.
Позже, отвечая на обвинения епископ Назарий сообщал: "Был случай, когда священник отказался снять серебряные ризы с престола, были протесты. Я лично, участвуя в процессе изъятия ценностей, однажды просил оставить церковные чаши, которых по причтам лишних не было, но просьба была без всяких настойчивых требований или претензий... Причем, по делу изъятия в двух храмах: Покровском одежды с престола и в Благовещенском ризы с почитаемой иконы, духовенство отказалось принять участие, за это были отданы под суд, и на суде, когда им было вынесено общественное порицание, то представители власти отметили, что эти священники не пожелали слушать своего епископа, которым были даны прямые указания содействовать этому..." [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.3637.)].
Однако в целом кампания "изъятия" прошла без серьезных столкновений, о чем
20 июня 1922г. епископ Назарий написал благочинному 1 участка Минусинского
уезда протоиерею Павлу Суховскому: "Процесс изъятия прошел у нас безболезненно, и я рад, что духовенство осталось верным основным задачам своего служения, определяя его в христианизации общества и отмежевании себя от всяких политических авантюр".
Позиция епископа Назария в отношении обновленческого раскола привела
в сентябре 1922г. к его увольнению с Красноярской и Енисейской кафедры
Сибирским церковным управлением (СибЦУ) в г.Томске, возглавляемым лидером
обновленцев-раскольников Сибири протоиереем Петром Блиновым (впоследствии
"митрополитом Сибирским").
Удаление законного архиерея с кафедры обеспечили гражданские власти, активно
поддерживающие распространение раскола.
Из письма Патриарху Тихону группы православных иереев и мирян г.Красноярска
от 16 июля 1923г.: "В один воскресный день сентября месяца 1922г. Епископ Енисейский и Красноярский Назарий был вызван в местное ГПУ, где ему вручен билет на проезд по железной дороге до г.Томска и предложено с первым поездом отправиться в распоряжение СибЦУ (Сибцеркви). В город явился вновь назначенный СибЦУ лжеепископ Александр Сидоровский, бывший Епископ Зосима, в 1920г. отказавшийся от сана и веры, ныне женатый. Часть духовенства признала его Епископом и вошла в новое Церковное Управление, а часть, под сильным давлением гражданской власти (двое были посажены в подвал), должна была прекратить свои протесты. То же произошло с мирянами..." [Зв1 (РГИА. Ф.831. Д.218. Л.40.)]
Томск Год начала1922 Месяц начала9 Год окончания1923
По прибытии в Томск в сентябре 1922г., находясь под угрозой ареста в связи
с антибольшевистскими проповедями периода гражданской войны, епископ Назарий
уклонился в обновленческий раскол и поддержал тактику обновленческого епископа
Томского Софрония (Арефьева) по оттеснению радикальной обновленческой группы
"Живая Церковь" от управления сибирскими епархиями в пользу более умеренного
"Союза церковного возрождения", созданного "архиепископом" Антонином (Грановским).
Епископ Софроний попытался осуществить план по перехвату у живоцерковников
управления сибирскими епархиями, учредив и возглавив Сибирскую церковную
митрополию с центром в Новониколаевске. Однако этому плану не суждено было
осуществиться: 8 октября 1922г., женатый протоиерей Петр Блинов был
"хиротонисан" обновленцами во "епископа Томского и всея Сибири", что вернуло
Софронию статус викария. 28 октября 1922г. на Новониколаевскую кафедру
рукоположили видного томского живоцерковника Александра Авдентова, а
епископа Софрония уволили на покой. Последний увольнения не признал и был
"изолирован" ГПУ.
24 сентября 1922г. епископ Назарий вместе с епископами Софронием (Арефьевым),
бывшим епископом Барнаульским Гавриилом (Воеводиным), проживавшим на покое
в Томском Богородице-Алексеевском мужском монастыре в качестве настоятеля, и
рукоположенным в расколе "епископом" Иоанном Завадовским в кафедральном соборе
Томска хиротонисали во "епископа" Иркутского вдового новониколаевского
протоиерея Николая Чижова, без пострижения его в монашество [Зв1 (Церковная
хроника. В Томске. Хиротонии во епископов // Сибирская Церковь. 1922. N 2.
С.1314.)] Краснодар Год начала1923 Год окончания1923
К весне 1923г. епископ Назарий проживал на покое в Краснодаре, поддерживая
дружеские отношения с раскольниками.
В апреле 1923г. вместе с обновленческими иерархами Кубани он участвовал
как свидетель в показательном судебном процессе над православным епископом
Ейским Евсевием (Рождественским), которого обвиняли в противодействии изъятию
церковных ценностей.
По утверждению православных Красноярска, в июле 1923г. епископ Назарий
по-прежнему находился в Краснодаре [Зв1 (РГИА. Ф.831. Д.218.Л.40об.)].
Идентификация архиерея, проживавшего летом 1923г. в Московском ставропигиальном
Симоновом монастыре, как епископа Назария Андреева ошибочна [Зв1 (Акты
Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России.../ Сост.М.Е.Губонин. М.,1994. С.288,292,293,736,738741)]