Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Публикация "Обновленческий" раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/ Сост. И.В.Соловьев. М.: Общество любителей церковной истории, Издательство Крутицкого подворья, 2002. Дела oec.61 => oec.61 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Служение
      Красноярская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Енисейский (Красноярский) 
      Год окончания 1922 
      Месяц окончания 9 
      По примеру Патриарха Тихона в ноябре 1921г. епископ Назарий выступил с воззванием
      о сборе пожертвований в пользу голодающих Поволжья, поддержав усилия гражданской
      власти.
      Однако весной 1922г. в губернии началась кампания по насильственному изъятию
      церковных ценностей. Для недопущения могущих быть столкновений преосвященный
      выпустил два воззвания к верующим, опубликованных на страницах местной газеты
      "Красноярский рабочий". Он писал:
          
      "Изъятие церковных ценностей, в пользу голодающих, не противоречит
           каноническим правилам Православной Церкви. Нельзя церковную утварь брать
           в собственность, нельзя использовать для частных нужд, как обыкновенную
           вещь, посуду. Но отдать ее в пользу голодающих не является делом,
           противоречащим религии" [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.36.)].
      28 апреля 1922г. в присутствии архиерея было совершено "изъятие" в кафедральном
      соборе. Члены комиссии остались недовольны лишь тем, что их "работа"
          "нарушалась нервозностью понятых и особенно епископа, который, видно,
           с большой жалостью расставался с совершенно лишними для совершения культа
           вещами".

      Настроение в приходах Красноярска было тяжелое, имелись прецеденты сопротивления.
      Позже, отвечая на обвинения епископ Назарий сообщал:
          "Был случай, когда священник отказался снять серебряные ризы с престола,
           были протесты. Я лично, участвуя в процессе изъятия ценностей, однажды
           просил оставить церковные чаши, которых по причтам лишних не было, но
           просьба была без всяких настойчивых требований или претензий...
           Причем, по делу изъятия в двух храмах: Покровском — одежды с престола
           и в Благовещенском — ризы с почитаемой иконы, духовенство отказалось
           принять участие, за это были отданы под суд, и на суде, когда им было
           вынесено общественное порицание, то представители власти отметили, что
           эти священники не пожелали слушать своего епископа, которым были даны
           прямые указания — содействовать этому..." [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364.
           Л.36–37.)].
      Однако в целом кампания "изъятия" прошла без серьезных столкновений, о чем
      20 июня 1922г. епископ Назарий написал благочинному 1 участка Минусинского
      уезда протоиерею Павлу Суховскому:
          "Процесс изъятия прошел у нас безболезненно, и я рад, что духовенство
           осталось верным основным задачам своего служения, определяя его
           в христианизации общества и отмежевании себя от всяких политических
           авантюр".

      Позиция епископа Назария в отношении обновленческого раскола привела
      в сентябре 1922г. к его увольнению с Красноярской и Енисейской кафедры
      Сибирским церковным управлением (СибЦУ) в г.Томске, возглавляемым лидером
      обновленцев-раскольников Сибири протоиереем Петром Блиновым (впоследствии
      "митрополитом Сибирским").
      Удаление законного архиерея с кафедры обеспечили гражданские власти, активно
      поддерживающие распространение раскола.
      Из письма Патриарху Тихону группы православных иереев и мирян г.Красноярска
      от 16 июля 1923г.:
          "В один воскресный день сентября месяца 1922г. Епископ Енисейский и
           Красноярский Назарий был вызван в местное ГПУ, где ему вручен билет
           на проезд по железной дороге до г.Томска и предложено с первым поездом
           отправиться в распоряжение СибЦУ (Сибцеркви).
           В город явился вновь назначенный СибЦУ лжеепископ Александр Сидоровский,
           бывший Епископ Зосима, в 1920г. отказавшийся от сана и веры, ныне женатый.
           Часть духовенства признала его Епископом и вошла в новое Церковное Управление,
           а часть, под сильным давлением гражданской власти (двое были посажены
           в подвал), должна была прекратить свои протесты. То же произошло
           с мирянами..." [Зв1 (РГИА. Ф.831. Д.218. Л.40.)]
    Места проживания
      Томск 
      Год начала 1922 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1923 
      По прибытии в Томск в сентябре 1922г., находясь под угрозой ареста в связи
      с антибольшевистскими проповедями периода гражданской войны, епископ Назарий
      уклонился в обновленческий раскол и поддержал тактику обновленческого епископа
      Томского Софрония (Арефьева) по оттеснению радикальной обновленческой группы
      "Живая Церковь" от управления сибирскими епархиями в пользу более умеренного
      "Союза церковного возрождения", созданного "архиепископом" Антонином (Грановским).
      Епископ Софроний попытался осуществить план по перехвату у живоцерковников
      управления сибирскими епархиями, учредив и возглавив Сибирскую церковную
      митрополию с центром в Новониколаевске. Однако этому плану не суждено было
      осуществиться: 8 октября 1922г., женатый протоиерей Петр Блинов был
      "хиротонисан" обновленцами во "епископа Томского и всея Сибири", что вернуло
      Софронию статус викария. 28 октября 1922г. на Новониколаевскую кафедру
      рукоположили видного томского живоцерковника Александра Авдентова, а
      епископа Софрония уволили на покой. Последний увольнения не признал и был
      "изолирован" ГПУ.
      24 сентября 1922г. епископ Назарий вместе с епископами Софронием (Арефьевым),
      бывшим епископом Барнаульским Гавриилом (Воеводиным), проживавшим на покое
      в Томском Богородице-Алексеевском мужском монастыре в качестве настоятеля, и
      рукоположенным в расколе "епископом" Иоанном Завадовским в кафедральном соборе
      Томска хиротонисали во "епископа" Иркутского вдового новониколаевского
      протоиерея Николая Чижова, без пострижения его в монашество [Зв1 (Церковная
      хроника. В Томске. Хиротонии во епископов // Сибирская Церковь. 1922. N 2.
      С.13–14.)]
      Краснодар 
      Год начала 1923 
      Год окончания 1923 
      К весне 1923г. епископ Назарий проживал на покое в Краснодаре, поддерживая
      дружеские отношения с раскольниками.
      В апреле 1923г. вместе с обновленческими иерархами Кубани он участвовал
      как свидетель в показательном судебном процессе над православным епископом
      Ейским Евсевием (Рождественским), которого обвиняли в противодействии изъятию
      церковных ценностей.
      По утверждению православных Красноярска, в июле 1923г. епископ Назарий
      по-прежнему находился в Краснодаре [Зв1 (РГИА. Ф.831. Д.218.Л.40об.)].
      Идентификация архиерея, проживавшего летом 1923г. в Московском ставропигиальном
      Симоновом монастыре, как епископа Назария Андреева — ошибочна [Зв1 (Акты
      Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России.../ Сост.М.Е.Губонин. М.,1994. С.288,292,293,736,738–741)]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ