Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация "Обновленческий" раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/ Сост. И.В.Соловьев. М.: Общество любителей церковной истории, Издательство Крутицкого подворья, 2002. Дела oec.61 => oec.61 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Служение
    Служение
    Красноярская епархия 
    епископ 
    Должность епископ Енисейский (Красноярский) 
    Год окончания 1922 
    Месяц окончания 9 
    По примеру Патриарха Тихона в ноябре 1921г. епископ Назарий выступил с воззванием
    о сборе пожертвований в пользу голодающих Поволжья, поддержав усилия гражданской
    власти.
    Однако весной 1922г. в губернии началась кампания по насильственному изъятию
    церковных ценностей. Для недопущения могущих быть столкновений преосвященный
    выпустил два воззвания к верующим, опубликованных на страницах местной газеты
    "Красноярский рабочий". Он писал:
        
    "Изъятие церковных ценностей, в пользу голодающих, не противоречит
         каноническим правилам Православной Церкви. Нельзя церковную утварь брать
         в собственность, нельзя использовать для частных нужд, как обыкновенную
         вещь, посуду. Но отдать ее в пользу голодающих не является делом,
         противоречащим религии" [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.36.)].
    28 апреля 1922г. в присутствии архиерея было совершено "изъятие" в кафедральном
    соборе. Члены комиссии остались недовольны лишь тем, что их "работа"
        "нарушалась нервозностью понятых и особенно епископа, который, видно,
         с большой жалостью расставался с совершенно лишними для совершения культа
         вещами".

    Настроение в приходах Красноярска было тяжелое, имелись прецеденты сопротивления.
    Позже, отвечая на обвинения епископ Назарий сообщал:
        "Был случай, когда священник отказался снять серебряные ризы с престола,
         были протесты. Я лично, участвуя в процессе изъятия ценностей, однажды
         просил оставить церковные чаши, которых по причтам лишних не было, но
         просьба была без всяких настойчивых требований или претензий...
         Причем, по делу изъятия в двух храмах: Покровском — одежды с престола
         и в Благовещенском — ризы с почитаемой иконы, духовенство отказалось
         принять участие, за это были отданы под суд, и на суде, когда им было
         вынесено общественное порицание, то представители власти отметили, что
         эти священники не пожелали слушать своего епископа, которым были даны
         прямые указания — содействовать этому..." [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364.
         Л.36–37.)].
    Однако в целом кампания "изъятия" прошла без серьезных столкновений, о чем
    20 июня 1922г. епископ Назарий написал благочинному 1 участка Минусинского
    уезда протоиерею Павлу Суховскому:
        "Процесс изъятия прошел у нас безболезненно, и я рад, что духовенство
         осталось верным основным задачам своего служения, определяя его
         в христианизации общества и отмежевании себя от всяких политических
         авантюр".

    Позиция епископа Назария в отношении обновленческого раскола привела
    в сентябре 1922г. к его увольнению с Красноярской и Енисейской кафедры
    Сибирским церковным управлением (СибЦУ) в г.Томске, возглавляемым лидером
    обновленцев-раскольников Сибири протоиереем Петром Блиновым (впоследствии
    "митрополитом Сибирским").
    Удаление законного архиерея с кафедры обеспечили гражданские власти, активно
    поддерживающие распространение раскола.
    Из письма Патриарху Тихону группы православных иереев и мирян г.Красноярска
    от 16 июля 1923г.:
        "В один воскресный день сентября месяца 1922г. Епископ Енисейский и
         Красноярский Назарий был вызван в местное ГПУ, где ему вручен билет
         на проезд по железной дороге до г.Томска и предложено с первым поездом
         отправиться в распоряжение СибЦУ (Сибцеркви).
         В город явился вновь назначенный СибЦУ лжеепископ Александр Сидоровский,
         бывший Епископ Зосима, в 1920г. отказавшийся от сана и веры, ныне женатый.
         Часть духовенства признала его Епископом и вошла в новое Церковное Управление,
         а часть, под сильным давлением гражданской власти (двое были посажены
         в подвал), должна была прекратить свои протесты. То же произошло
         с мирянами..." [Зв1 (РГИА. Ф.831. Д.218. Л.40.)]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ