Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Миролюбов Василий Сергеевич Год рождения1866 Место рожденияСамарская губ., Бузулукский у. (Оренбургская о., Тоцкий р. (Башкортостан, Кугарчинский р.)), с.Злобинка священник
Родился в 1866(1867?)г. в семье псаломщика.
Получил начальное образование в сельской школе.
Женился на Елизавете Ивановне (1872г.р.).
В семье рождались дети, из которых известно о сыновьях Иване (1887(1892?)г.р.),
ставшем священником, и Михаиле (1907г.р.), а также о дочери Елене Родство
Самарская губ. Должность псаломщик Год начала1891
В 1891г. поступил на службу псаломщиком Оренбургская губ., Оренбургский у. (Оренбургская о., Саракташский р.), с.Новосокулак, Казанская церковь Должность псаломщик Год начала1911 Год окончания1917
К 1911г. служил псаломщиком в Казанской церкви с.Новосокулак Оренбургского уезда
и губернии
Оренбургская губ., Оренбургский у. (Оренбургская о., Саракташский р.), с.Новосокулак, Казанская церковь диакон Должность на вакансии псаломщика Год начала1917 Год окончания1918 Оренбургская губ., Оренбургский у., с.Сарбай-Михайловское (Оренбургская о., Саракташский р., с.Новомихайловка), Михаило-Архангельская церковь диакон Должность на вакансии псаломщика Год начала1918 Год окончания1918
В начале 1918г. перемещен диаконом на псаломщическое место к Михаило-Архангельской
церкви с.Сарбай-Михайловское, где служил священником его сын Миролюбов Иван
Васильевич
Оренбургская губ., Оренбургский у., с.Сарбай-Михайловское (Оренбургская о., Саракташский р., с.Новомихайловка (Михайловское)), Михаило-Архангельская церковь священник Год начала1918
В период гражданской войны оставался на Михайловском приходе.
В его доме находился штаб Белой Армии, что позже послужило к обвинению священника
в пособничестве белым.
По непроверенным сведениям (утверждениям некоторых свидетелей), один из сыновей
о.Василия был белогвардейским офицером и эмигрировал с белыми.
В 1920-е годы о.Василий продолжал служить в с.Михайловское.
По другим данным (его показания на допросе в 1931г.), в период 19211928гг.
"жил кое-где, не служил" Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. (Мраковско-Юмагузинский р.), с.Ново-Александровка, Покровская церковь священник Год начала1928 Год окончания1929
С 1928г. священник Покровской церкви с.Ново-Александровка Кипчанской вол.
Зилаирского кантона Мраковско-Юмагузинского р-на Башкирской АССР.
Церковь принадлежала к Уфимской православной епархии.
Поселился с женой в сторожке у церкви.
11 июня 1929г. о.Василий выступил на общем сельском собрании, созванном
по результатам "учета объектов обложения и исчисления доходности на каждое
хозяйство": "Граждане! На меня наложили 50 пудов хлеба к сдаче и проставили доходность 200 рублей. Что же вы смотрите и не защищаете меня, ведь у меня столько нет".
Председательствовавший предупредил о.Василия, что тот лишен права голоса и
не имеет права высказываться на собрании, но не обращая на это внимания, батюшка
продолжал: "Комиссия [по налогообложению], налагая непосильное обложение, делает неправильно. Вы, граждане, сами знаете, что у меня столько хлеба и дохода нет. Вы должны следить за работой Комиссии и защищать меня. Комиссия непосильными обложение... разоряет нас духовенство и крестьян".
На следующий же день сельсовет составил акт, "который вместе с Миролюбовым
был направлен в волостную милицию на предмет привлечения его к ответственности
как за антисоветское выступление".
Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. (Башкортостан, Кугарчинский р., Юмагузинский с/с), с.Ново-Александровка Год ареста1929 День ареста12 Месяц ареста6
12 сентября 1929г. был отправлен в волостную милицию за выступление на общем собрании жителей села
с просьбой о защите от непосильного налога, где был задержан
Башкирская АССР, Зилаирский кантон, с.Кипчанское, волостная милиция Год начала1929 День начала12 Месяц начала6 Год окончания1929 День окончания15 Месяц окончания6
1215 июня 1929г. находился под стражей в волостной милиции.
Председатель церковного совета Андрей Левашов трижды приходил к секретарю сельсовета
за разрешением на созыв собрания верующих "о выдаче одобрительного приговора"
батюшке, но ему было отказано.
И лишь с разрешения председателя ВИКа удалось провести приходское собрание,
на котором было "принято одобрение" пастырю, и о.Василий был освобожден
Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. (Башкортостан, Кугарчинский р., Юмагузинский с/с.), с.Ново-Александровка, Покровская церковь священник Должность настоятель Год начала1929 День начала15 Месяц начала6 Год окончания1929 Месяц окончания9
11 августа 1929г. пленум сельсовета с беднотой и комсомольцами постановили
впредь "не гонять сельских исполнителей по селу", а объявлять о созыве собраний
колокольным звоном, используя церковный колокол. Однако верующие восприняли
это постановление как первый шаг к готовящемуся закрытию храма.
На общем собрании граждан села 14 августа верующие горячо выступили против,
выкрикивая: "Мы умрем за церковь, но ее не дадим хоть убивайте! Это постановление неправильно! Пусть власть не касается до церкви! Хотите церковь закрыть
не дадим...".
Тем не менее большинством голосов решение было принято.
В воскресенье 17 августа для созыва пленума сельсовета, совместно с активом,
беднотой и комсомолом, по вопросу хлебозаготовок и реализации займа индустриализации
активисты пришли к церкви с намерением позвонить в колокол. Однако сторож быстро
закрыл храм на замок, а у церковной ограды "гостей" встретила толпа женщин
с криками: "Не подходите, звонить не дадим, хоть убейте нас, к церкви не подпустим!"
Колокол висел не на колокольне, а на перекладине в церковной ограде, а потому
несмотря на протесты верующих один из активистов "взялся за проволоку,
привязанную к языку, и намеревался ударить в колокол, но на него набросилась
толпа, свалила на землю, отняла проволоку и оторвала ее от колокола.
К церкви стали толпами со всех сторон подходить женщины и в небольшом
количестве мужчины, в возбужденном состоянии, крича: "Уходите от церкви, звонить не дадим, делаете неправильно, власть не имеет права касаться церкви...".
Толпа быстро выросла до сотни человек. Сельский исполнитель потребовал выдать
ключи от церкви, открыть ее и привязать к колоколу проволоку, ведь может
случиться пожар и нечем будет оповестить граждан. Но подошедшая жена церковного
сторожа заявила, что ключи потеряла. Народ продолжал волноваться.
Тогда члены сельсовета и комсомольцы в сопровождении толпы пошли к домику
церковного сторожа. Когда обнаружилось, что дом заперт снаружи на замок,
то в амбар под арест посадили жену сторожа. Толпа вернулась к церкви,
все больше возбуждаясь и крича: "Власть, отбирая у нас церковь, делает неправильно, церковь отбирать не дадим!"
Боясь разъяренности людей, жену сторожа быстро освободили.
Часть собравшихся людей, человек в 80, в их числе 20 мужчин, подошла к сельсовету,
где началось заявленное ранее заседание. Громкие выкрики продолжались
до окончания заседания, а затем народ разошелся по домам.
Сельсовет не собирался спускать противостояние на тормозах и принял решение
"активных участников массового выступления с материалами направить в волмилицию
для привлечения их к ответственности".
Однако в сельсовет явилась только Евфимия Салтыкова, остальные крестьяне
не подчинились.
А когда сельский исполнитель зашел в храм объявить одному из прихожан требование
о явке в сельсовет для отправки в милицию, "его там отколотили бабы по шее"
и выгнали из церкви.
Тут же после этого, по окончании утрени бывший в церкви народ, узнав, что
Салтыкову Евфимию отправляют в милицию, все от церкви, человек в 300400,
с криками, возбужденно размахивая руками, подошли к сельсовету и в один голос
потребовали освобождения Салтыковой, крича: "Отправлять, так всех отправляйте, убивать всех убивайте!".
Что еще кричали, из-за общего гвалта разобрать было невозможно, в толпе было
много мужчин. Ввиду угроз толпы Салтыкова была немедленно освобождена,
а толпа вернулась в церковь, причем среди людей в этот день было много прихожан
из других деревень.
Подозрения верующих в намерении властей закрыть храм, используя вопрос
о колокольном звоне в качестве предлога, оказалось вполне обоснованным.
На допросе в 1937г. один из ответственных лиц колхоза заявил: "В 1929г. Миролюбов организовал массовую волынку женщин из 300400 чел., которых направлял в сельсовет против постановления власти по части закрытия церкви".
Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. (Башкортостан. Кугарчинский р., Юмагузинский с/с), с.Ново-Александровка Год ареста1929 Месяц ареста9
В конце сентября (начале октября?) 1929г. о.Василий был арестован Зилаирским кантонным отделом
ОГПУ в связи с волнением верующих
Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. Год начала1929 Месяц начала9 Год окончания1929 День окончания27 Месяц окончания12
Три месяца находился под стражей.
Обвинялся по стт.5810,592 УК в следующем: "Вел агитацию против закрытия местной церкви несмотря на то, что было протокольное постановление сельсовета и собрания граждан. Результатом его агитации 17 и 18 августа 1929г. в день закрытия церкви получилось групповое выступление женщин".
27 декабря 1929г. о.Василий был освобожден под подписку о невыезде.
Вернулся на свой приход. Дело судом не рассматривалось
Башкирская АССР, Мраковский р. (Башкортостан, Кугарчинский р.), Юмагузинский с/с, с.Ново-Александровка, Покровская церковь священник Должность настоятель Год начала1929 День начала27 Месяц начала12 Год окончания1931 День окончания15 Месяц окончания7
осле освобождения продолжил служение в церкви с.Ново-Александровка.
Псаломщиком у него в то время служил Петр Сумароков, регентом Михаил Васильев
Башкирская АССР, Мраковский р. (Башкортостан, Кугарчинский р.), Юмагузинский с/с, с.Ново-Александровка Год ареста1931 День ареста15 Месяц ареста7
Арестован 15 июля 1931г. и заключен под стражу при управлении милиции Мраковского
района БАССР.
Вместе со священником планировалось арестовать и псаломщика Петра Сумарокова, но
последнему удалось скрыться из села и таким образом избежать ареста
тройка при ПП ОГПУ БАССР 14/09/1931 Обвинение"систематическая антисоветская агитация; используя религиозный дурман Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор3 года высылки через ПП ОГПУ в Сибирь
Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-1032.
Из обвинения: "На протяжении ряда последних лет среди крестьян, используя религиозный дурман, систематически занимался антисоветской агитацией против проводимых Советской властью мероприятий в деревне. Пользуясь авторитетом, как поп, имел доверие со стороны крестьянства. В связи с этим поп выступал как против колхоза, посевкампании, так и против закрытия церквей".
14 сентября 1931г. тройкой при ПП ОГПУ БАССР осужден к 3 годам высылки через
ПП ОГПУ в Сибирь
Башкирская АССР, с.Мраково, при отделении милиции Год начала1931 День начала15 Месяц начала7 Башкирская АССР, г.Стерлитамак, Стерлитамакский Исправдом Сибирь Год окончания1934
В 1934г. освобожден по отбытии срока
Башкирская АССР, Мраковский (Юмагузинский с 1935г.) р. (Башкортостан, Кугарчинский р., Юмагузинский с/с), с.Ново-Александровка, Покровская церковь священник Год начала1934 Год окончания1937
После освобождения в 1934г. вернулся на свой приход. На время его отсутствия
в церкви служили другие священники, к февралю 1934г. о.Руфин Капонеров.
К 1937г. о.Василий проживал с матушкой в с.Ново-Александровке. Их дети жили
самостоятельно. Сын Иван служил священником в с.Хлебодаровка Воскресенского р-на
БАССР. Сын Михаил трудился слесарем депо станции Кувандык Оренбургской обл.
Дочь Елена Васильевна (в замужестве Демина) работала учительницей на ст.Кувандык.
К приходу Ново-Александровской церкви относились ближайшие селения: Александровка,
Хлебодаровка, Волостновка, Михайловка, Андреевка и другие.
Благодаря подвижническому служению священника и активности церковного совета
на воскресные службы в храм постоянно приходило до 100150 человек, а в большие
праздники и того больше. Множество верующих говели и причащались Великим постом,
о чем сохранилась ведомость, составленная пастырем.
На Пасхальное богослужение 12 апреля 1936г. пришло более 500 человек,
часть из них приехала на подводах, каковых насчитывалось до 150 (по сведениям
сельсовета). В результате впоследствии священника и членов церковного совета
обвинили в срыве посевной кампании по Юмагузинскому и Волостновскому сельсоветам.
Зимой 1936/1937 года колхозниками было принято постановление о закрытии церкви
и переоборудовании ее здания под клуб. Верующие ходили по дворам, уговаривали
народ подписаться против ликвидации храма, и его ненадолго удалось отстоять.
16 апреля 1937г. общее собрание колхозников и единоличников постановило
"отдать церковь под яровизацию".
Однако батюшка в правлении колхоза заявил: "Церкву не дам, ни под каким видом не дам".
В результате в РО НКВД на него поступила очередная докладная.
Всего же в период с октября 1936г. по август 1937г. местной властью на священника
было составлено 16 различных актов, докладных и заявлений за отказ
предоставить здание церкви для хранения зерна, хотя бы на временной основе,
за "срыв колхозных работ" из-за богослужений, "за потраву огорода колхозника
поповским козлом" и проч.
В мае 1937г. вновь пошли разговоры о закрытии церкви для обустройства
в ее здании клуба
скуфья Год награждения1937 День8 Месяц4 Кем награжденепископ Уфимский Григорий (Козлов)
8 апреля 1937г. епископом Уфимским Григорием (Козловым) награжден ко дню Св;Пасхи
скуфьей "за усердную и полезную службу Церкви Божией"
Башкирская АССР, Юмагузинский р. (Республика Башкортостан, Кугарчинский р., Юмагузинский с/с), с.Ново-Александровка Год ареста1937 День ареста3 Месяц ареста8
О.Василий был арестован 3 августа 1937г. и заключен в тюрьму г.Стерлитамака.
16 августа 1937г. были также арестованы церковная староста Евдокия Федоровна
Осипенко и член церковного совета Фадеев Петр Алексеевич (осуждены по отдельному
делу к 10 годам ИТЛ)
тройка НКВД Башкирской АССР 13/10/1937 Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор10 лет ИТЛ
Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-629.
12 октября 1037г. осужден тройкой НКВД БАССР к 10 годам ИТЛ
Башкирская АССР, г.Стерлитамак, тюрьма Год начала1937 День начала3 Месяц начала8 Башкирская АССР, ИТК N 9 НКВД БАССР Год окончания1939 День окончания18 Месяц окончания12
Кончина
1939 День18 Месяц12 умер в заключении МестоБашкирская АССР, ИТК N 9 НКВД БАССР
Использованы материалы: Материалы Информационного центра МВД России по Респ. Башкортостан; Духовенство и церковные деятели по публикациям "Оренбургских епархиальных ведомостей" 19121917 гг.: Справочное издание / Сост. А.Г.Щегольков. Т.2. Челябинск, 2012. С.334.; Духовенство и церковные деятели по публикациям газеты "Оренбургский церковно-общественный вестник" за 19171918 годы: Справочное издание / Сост. А.Г.Щегольков. Челябинск, 2013. С.207.