Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. (Башкортостан, Кугарчинский р., Юмагузинский с/с.), с.Ново-Александровка, Покровская церковь священник Должность настоятель Год начала1929 День начала15 Месяц начала6 Год окончания1929 Месяц окончания9
11 августа 1929г. пленум сельсовета с беднотой и комсомольцами постановили
впредь "не гонять сельских исполнителей по селу", а объявлять о созыве собраний
колокольным звоном, используя церковный колокол. Однако верующие восприняли
это постановление как первый шаг к готовящемуся закрытию храма.
На общем собрании граждан села 14 августа верующие горячо выступили против,
выкрикивая: "Мы умрем за церковь, но ее не дадим хоть убивайте! Это постановление неправильно! Пусть власть не касается до церкви! Хотите церковь закрыть
не дадим...".
Тем не менее большинством голосов решение было принято.
В воскресенье 17 августа для созыва пленума сельсовета, совместно с активом,
беднотой и комсомолом, по вопросу хлебозаготовок и реализации займа индустриализации
активисты пришли к церкви с намерением позвонить в колокол. Однако сторож быстро
закрыл храм на замок, а у церковной ограды "гостей" встретила толпа женщин
с криками: "Не подходите, звонить не дадим, хоть убейте нас, к церкви не подпустим!"
Колокол висел не на колокольне, а на перекладине в церковной ограде, а потому
несмотря на протесты верующих один из активистов "взялся за проволоку,
привязанную к языку, и намеревался ударить в колокол, но на него набросилась
толпа, свалила на землю, отняла проволоку и оторвала ее от колокола.
К церкви стали толпами со всех сторон подходить женщины и в небольшом
количестве мужчины, в возбужденном состоянии, крича: "Уходите от церкви, звонить не дадим, делаете неправильно, власть не имеет права касаться церкви...".
Толпа быстро выросла до сотни человек. Сельский исполнитель потребовал выдать
ключи от церкви, открыть ее и привязать к колоколу проволоку, ведь может
случиться пожар и нечем будет оповестить граждан. Но подошедшая жена церковного
сторожа заявила, что ключи потеряла. Народ продолжал волноваться.
Тогда члены сельсовета и комсомольцы в сопровождении толпы пошли к домику
церковного сторожа. Когда обнаружилось, что дом заперт снаружи на замок,
то в амбар под арест посадили жену сторожа. Толпа вернулась к церкви,
все больше возбуждаясь и крича: "Власть, отбирая у нас церковь, делает неправильно, церковь отбирать не дадим!"
Боясь разъяренности людей, жену сторожа быстро освободили.
Часть собравшихся людей, человек в 80, в их числе 20 мужчин, подошла к сельсовету,
где началось заявленное ранее заседание. Громкие выкрики продолжались
до окончания заседания, а затем народ разошелся по домам.
Сельсовет не собирался спускать противостояние на тормозах и принял решение
"активных участников массового выступления с материалами направить в волмилицию
для привлечения их к ответственности".
Однако в сельсовет явилась только Евфимия Салтыкова, остальные крестьяне
не подчинились.
А когда сельский исполнитель зашел в храм объявить одному из прихожан требование
о явке в сельсовет для отправки в милицию, "его там отколотили бабы по шее"
и выгнали из церкви.
Тут же после этого, по окончании утрени бывший в церкви народ, узнав, что
Салтыкову Евфимию отправляют в милицию, все от церкви, человек в 300400,
с криками, возбужденно размахивая руками, подошли к сельсовету и в один голос
потребовали освобождения Салтыковой, крича: "Отправлять, так всех отправляйте, убивать всех убивайте!".
Что еще кричали, из-за общего гвалта разобрать было невозможно, в толпе было
много мужчин. Ввиду угроз толпы Салтыкова была немедленно освобождена,
а толпа вернулась в церковь, причем среди людей в этот день было много прихожан
из других деревень.
Подозрения верующих в намерении властей закрыть храм, используя вопрос
о колокольном звоне в качестве предлога, оказалось вполне обоснованным.
На допросе в 1937г. один из ответственных лиц колхоза заявил: "В 1929г. Миролюбов организовал массовую волынку женщин из 300400 чел., которых направлял в сельсовет против постановления власти по части закрытия церкви".
Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. (Башкортостан. Кугарчинский р., Юмагузинский с/с), с.Ново-Александровка Год ареста1929 Месяц ареста9
В конце сентября (начале октября?) 1929г. о.Василий был арестован Зилаирским кантонным отделом
ОГПУ в связи с волнением верующих
Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. Год начала1929 Месяц начала9 Год окончания1929 День окончания27 Месяц окончания12
Три месяца находился под стражей.
Обвинялся по стт.5810,592 УК в следующем: "Вел агитацию против закрытия местной церкви несмотря на то, что было протокольное постановление сельсовета и собрания граждан. Результатом его агитации 17 и 18 августа 1929г. в день закрытия церкви получилось групповое выступление женщин".
27 декабря 1929г. о.Василий был освобожден под подписку о невыезде.
Вернулся на свой приход. Дело судом не рассматривалось