Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Миролюбов Василий Сергеевич Дела ou1.14 => ou1.14 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
    Служение
      Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. (Башкортостан, Кугарчинский р., Юмагузинский с/с.), с.Ново-Александровка, Покровская церковь 
      священник 
      Должность настоятель 
      Год начала 1929 
      День начала 15 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1929 
      Месяц окончания 9 
      11 августа 1929г. пленум сельсовета с беднотой и комсомольцами постановили
      впредь "не гонять сельских исполнителей по селу", а объявлять о созыве собраний
      колокольным звоном, используя церковный колокол. Однако верующие восприняли
      это постановление как первый шаг к готовящемуся закрытию храма.
      На общем собрании граждан села 14 августа верующие горячо выступили против,
      выкрикивая:
          
      "Мы умрем за церковь, но ее не дадим — хоть убивайте! Это постановление
           неправильно! Пусть власть не касается до церкви! Хотите церковь закрыть

           — не дадим...".

      Тем не менее большинством голосов решение было принято.
      В воскресенье 17 августа для созыва пленума сельсовета, совместно с активом,
      беднотой и комсомолом, по вопросу хлебозаготовок и реализации займа индустриализации
      активисты пришли к церкви с намерением позвонить в колокол. Однако сторож быстро
      закрыл храм на замок, а у церковной ограды "гостей" встретила толпа женщин
      с криками:
          "Не подходите, звонить не дадим, хоть убейте нас, к церкви не подпустим!"
      Колокол висел не на колокольне, а на перекладине в церковной ограде, а потому
      несмотря на протесты верующих один из активистов "взялся за проволоку,
      привязанную к языку, и намеревался ударить в колокол, но на него набросилась
      толпа, свалила на землю, отняла проволоку и оторвала ее от колокола.
      К церкви стали толпами со всех сторон подходить женщины и в небольшом
      количестве мужчины, в возбужденном состоянии, крича:
          "Уходите от церкви, звонить не дадим, делаете неправильно, власть не имеет
           права касаться церкви...".

      Толпа быстро выросла до сотни человек. Сельский исполнитель потребовал выдать
      ключи от церкви, открыть ее и привязать к колоколу проволоку, ведь может
      случиться пожар и нечем будет оповестить граждан. Но подошедшая жена церковного
      сторожа заявила, что ключи потеряла. Народ продолжал волноваться.
      Тогда члены сельсовета и комсомольцы в сопровождении толпы пошли к домику
      церковного сторожа. Когда обнаружилось, что дом заперт снаружи на замок,
      то в амбар под арест посадили жену сторожа. Толпа вернулась к церкви,
      все больше возбуждаясь и крича:
          "Власть, отбирая у нас церковь, делает неправильно, церковь отбирать
           не дадим!"

      Боясь разъяренности людей, жену сторожа быстро освободили.
      Часть собравшихся людей, человек в 80, в их числе 20 мужчин, подошла к сельсовету,
      где началось заявленное ранее заседание. Громкие выкрики продолжались
      до окончания заседания, а затем народ разошелся по домам.
      Сельсовет не собирался спускать противостояние на тормозах и принял решение
      "активных участников массового выступления с материалами направить в волмилицию
      для привлечения их к ответственности".

      Однако в сельсовет явилась только Евфимия Салтыкова, остальные крестьяне
      не подчинились.
      А когда сельский исполнитель зашел в храм объявить одному из прихожан требование
      о явке в сельсовет для отправки в милицию, "его там отколотили бабы по шее"
      и выгнали из церкви.
      Тут же после этого, по окончании утрени бывший в церкви народ, узнав, что
      Салтыкову Евфимию отправляют в милицию, — все от церкви, человек в 300–400,
      с криками, возбужденно размахивая руками, подошли к сельсовету и в один голос
      потребовали освобождения Салтыковой, крича:
          "Отправлять, так всех отправляйте, убивать — всех убивайте!".
      Что еще кричали, из-за общего гвалта разобрать было невозможно, в толпе было
      много мужчин. Ввиду угроз толпы Салтыкова была немедленно освобождена,
      а толпа вернулась в церковь, причем среди людей в этот день было много прихожан
      из других деревень.
      Подозрения верующих в намерении властей закрыть храм, используя вопрос
      о колокольном звоне в качестве предлога, оказалось вполне обоснованным.
      На допросе в 1937г. один из ответственных лиц колхоза заявил:
          "В 1929г. Миролюбов организовал массовую волынку женщин из 300–400 чел.,
           которых направлял в сельсовет против постановления власти по части
           закрытия церкви".
    Аресты
      Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. (Башкортостан. Кугарчинский р., Юмагузинский с/с), с.Ново-Александровка 
      Год ареста 1929 
      Месяц ареста 9 
      В конце сентября (начале октября?) 1929г. о.Василий был арестован Зилаирским кантонным отделом
      ОГПУ в связи с волнением верующих
    Места заключения
      Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. 
      Год начала 1929 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1929 
      День окончания 27 
      Месяц окончания 12 
      Три месяца находился под стражей.
      Обвинялся по стт.58–10,59–2 УК в следующем:
          "Вел агитацию против закрытия местной церкви несмотря на то, что было
           протокольное постановление сельсовета и собрания граждан. Результатом
           его агитации 17 и 18 августа 1929г. в день закрытия церкви получилось
           групповое выступление женщин".

      27 декабря 1929г. о.Василий был освобожден под подписку о невыезде.
      Вернулся на свой приход. Дело судом не рассматривалось

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ