Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Регион=Татарская АССР, Зеленодольский р., с.Раифа, д.Бело-Безводная ПериодСледст=с 27 января 1930г. до 20 февраля 1930г. МестоЗаклСлед=Казань, пересыльная тюрьма (Казанский Передомзак) ОсновноеОбвин="монашествующие лица, находясь в связи между собой, вели антисоветскую агитацию, используя религиозные предрассудки населения" ГодОкончСледст=1930 МестоГрупповыхРасстрелов=Казань
ОбщееОписаниеДела
По Казанью, в с.Раифа, находилась Раифская Богородицкая пустынь (Раифский
мужской монастырь), один из крупнейших монастырей Казанской епархии.
В 1918г. чекисты прибыли в Раифскую пустынь для ареста монашества.
В этот момент в церкви д.Бело-Безводная в трех верстах от Раифы, ударил набат,
и сбежавшимися крестьянами из ближайших деревень "оперативники были зверски
умерщвлены, а трупы их сожжены".
Позднее проведенным следствием было "доказано", что главными подстрекателями
являлись монахи, которые "доставили керосин для сожжения трупов и телеги
для их перевозки", после чего многие монахи были расстреляны.
Но монастырь не тронули, и он продолжал действовать до лета 1928г., когда был
окончательно закрыт властями.
Изгнанное монашество было вынуждено искать пристанища в соседних деревнях и селах.
Крестьяне окрестных с Раифой сел организовали общину, в которую вошли
удивительным образом оставшиеся в кельях Раифского монастыря семеро из
30 бывших его насельников: иеромонахи Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк),
иеродиакон Порфирий (Советников), иеродиакон Иероним (Сорокин), послушники
Нестор Никитин и Петр Ранцев.
Другие иноки поселились в близлежащих деревнях и селах.
Несмотря на закрытие пустыни, влияние монашества в Раифе оставалось по-прежнему
велико. К инокам приходили крестьяне со всей Татреспублики, из Чувашии
и Маробласти. Большинство Раифских монахов не переставало совершать
Таинства, исповедовать, крестить, отпевать, даже служить Литургию
(иной раз в приходской церкви, иной раз у себя дома).
В монастыре продолжались тайные богослужения, которые по праздникам посещало
монашество закрытых к тому времени монастырей: Раифского, Свияжского,
Феодоровского, а также миряне из ближних сел.
Поступившие в органы ГПУ доносы "добровольных помощников" о том, что
"Раифа и Бело-Безводная являются излюбленным местом, куда стекаются
монашествующие из закрытых монастырей", что именно они являются
виновниками неудач коллективизации, отказа крестьянства вступать в
колхозы, и развала уже существующих колхозов, распространяя
"провокационные слухи" дали ОГПУ основание для начала арестов.
Задержание в Раифе и д.Бело-Безводной 2326 января 1930г. первых десяти
человек, по версии следствия, "не произвело того впечатления, которое должно
было произвести среди монашествующих".
27 января 1930г. в день прп. отец в Синае и Раифе избиенных, в приходскую церковь
действовавшую на месте разгромленной в 1928г. Раифской Богородицкой пустыни,
собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря и верующие.
Кроме того, еще накануне ко всенощной прибыли из Казани, Свияжска и окрестных деревень
престарелые монахини и благочестивые миряне.
После всенощной кто-то пошел ночевать к знакомым, другие же, не имевшие ночлега,
по благословению настоятеля Раифской общины иеромонаха Иосифа (Гаврилова),
расположились прямо в церкви.
Наутро состоялась последняя Божественная Литургия Раифской братии. После Литургии
братия служила молебен перед иконой прп. отцев в Синае и Раифе избиенных.
Сразу после молебна 25 монашествующих и 9 активных верующих были арестованы.
Престарелых монахов и полуослепших инокинь без всяких объяснений затолкали
в грузовики и отправили в Казань, где заключили в пересыльную тюрьму
Казанский Передомзак.
Многие из арестованных в престольный Раифский праздник могли бы и не приехать
в тот день в Раифу, т.к. большинство из них уже знали, что власть уже арестовала
10 монахов и верующих крестьян в соседней деревне Бело-Безводной, но они
не убоялись, никто не покинул святую обитель, хотя все понимали, что для кого-то
Святое Причастие может быть последним в их земной жизни.
По версии следствия, монахи обвинялись в следующем: "Устраивали у себя спевки, чаепития, женские собрания и при содействии проживавших с ними старых дев и навещавших их часто монахов и монахинь из закрытых монастырей, обрабатывали крестьянок в желательном для них направлении, распускали провокационные слухи".
Всем арестованным было предъявлено стандартное обвинение: "Агитация против всех мероприятий Соввласти в отношении колективизации, хлебозаготовок, увеличения посевных площадей, обложения сельхозналогом и т.д.".
Относительно арестованных крестьян в "Обвинительном заключении" говорилось: "Согласно поступившим в течение 1929г. сведениям, кулацкая верхушка в дер.Бело-Безводная ведет агитацию против всех мероприятий Соввласти в отношении хлебозаготовок, увеличения посевных площадей, обложения сельхозналогом, так что задуманный переход восьми хозяйств в колхоз провалился "из-за провокационных слухов, а часть членов колхоза также подали заявления о выходе из него".
Арестованные на допросах держались мужественно и виновными себя не признали.
Следствие проводилось ударными темпами, продолжалось 23 дня, и 20 февраля 1930г.,
в день памяти 1003 мучеников Никомидийских, заседанием тройки при ПП ОГПУ ТАССР
по стт.5810 ч.II и 5811 УК РСФСР был вынесен приговор.
К высшей мере наказания были приговорены: пятеро иеромонахов Иосиф (Гаврилов),
Сергий (Гуськов), Варлаам (Похилюк), Иов (Протопопов), Антоний (Чирков),
послушник Петр (Тупицын) и двое мирян председатель церковного совета
Василий Гаврилов и Абрамов Степан.
Другие иноки, инокини и миряне, арестованные в д.Бело-Безводной и в Раифе,
были приговорены к 5 годам лагерей или ссылке в Северный край.
(к 5 годам концлагерей двое монахов, 5 послушников, 11 монахинь и 8 верующих,
к 5 годам ссылки 6 послушниц).
Иеромонахи Иосиф, Иов, Варлаам, Антоний и послушник Петр были расстреляны
в день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта/7 апреля 1930г.
Иеромонаха Сергия (Гуськова), как ризничего, терзали еще несколько месяцев,
пытками добиваясь у него "признания", где спрятана монастырская ризница, но так
ничего и не узнали от него.
10 августа 1930г., в день Смоленской иконы Божией Матери, был казнен и он.
Все проходившие по делу были реабилитированы 26 марта 1990г.
В 1996г. насельники Раифской Богородицкой пустыни иеромонахи Иосиф (Гаврилов),
Сергий (Гуськов), Варлаам (Похилюк), Иов (Протопопов), Антоний (Чирков) и
послушник Петр (Тупицын) были причислены к лику местночтимых святых Казанской епархии.
В 1991г. святая Раифская обитель была возвращена Московской Патриархии СписокПострадавших