Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT ГрупповыеДела
"Дело архиепископа Зиновия (Дроздова) и др. Владимирская о., г.Муром, 1932г."
    "Дело архиепископа Зиновия (Дроздова) и др. Владимирская о., г.Муром, 1932г." 
    Архив=Архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-8540. 
    КолЧеловек=16 
    ПриблКолЧеловек=1 архиепископ, 1 монах, 1 схимонахиня, 13 монахинь и послушниц 
    ОсновныеОбвиняемые
      архиепископ Зиновий (Дроздов Николай Петрович)
      монах Иона (Небогатов Яков Михайлович)
      монахиня Баринова Анна Ефимовна
      схимонахиня Серафима (Долгинцева (Долганцева?) Софья Федоровна)
    ПериодCледствия
      Регион=Владимирская о., г.Муром 
      ПериодСледст=27.04.1932г.— 16.12.1932г. 
      МестоЗаклСлед=Владимирская о., НФЗТК 
      ОсновноеОбвин="к/р агитация, активный член к/р группы монархистов-церковников, разделяющей платформу "ИПЦ", участие в деятельности нелегального женского монастыря" 
      ГодОкончСледст=1932 
    ОбщееОписаниеДела 
    Из материалов архивного дела (из обвининительного заключения):
       
    "Осенью 1927г. в Муром прибыл и поселился в д.12 по Красноармейскому пер.
        адм.высланный за к/р деятельность епископ Зиновий — Дроздов Николай Петрович.
        Одновременно с ним в д.N 14 поселилась игумения
        бывшего Дивеевского монастыря — Траковская Александра с целым штатом
        монашек и послушниц монастыря. Вскоре к Дроздову из разных городов прибыли
        приближенные ему ранее по церковным связям лица и также поселились вместе с
        ним в доме. Между Дроздовым и Траковской существовала тесная связь еще по
        совместному их пребыванию в Дивеевском монастыре. Поэтому одновременное
        их прибытие в г.Муром и устройство на квартиры в двух соседних домах
        преследовало цель сгруппировать вокруг себя реакционно-монашествующий
        элемент, высланный из монастырей в момент их закрытия...
        Поселившись в Муроме, обвиняемый Дроздов и игумения Траковская в двух домах
        по Красноармейскому пер. — 12 и 14 — организовали женский нелегальный монастырь.
        они обставили свои квартиры иконами и разной церковной утварью, необходимой
        для совершения служб по монастырским уставам.
        В монастыре проводились общие ежедневные моления монашек, проживающих в
        г.Муроме. Молениями руководили епископ Дроздов и Траковская.
        Там же было организовано монашеское общежитие...
        Обвиняемый Дроздов, маскируя свою к/р деятельность, объявил себя "епископом на
        покое". Оставаясь в действительности ярым сторонником монархического
        образа правления, продолжал руководить реакционными элементами из
        церковников, разделявших политические установки к/р монархической
        организации "ИПЦ".
        Обвиняемые Дроздов и игумения Траковская созданный ими нелегальный монастырь
        использовали как базу для создания разветвлений к/р организации, целиком
        разделяющей платформу ликвидированной организации "ИПЦ".
        Участники ликвидированной к/р группы в г.Муроме вполне разделяли политические
        воззрения Дроздова..., были сторонниками монархии, о чем свидетельствует
        также изъятая при обыске у обвиняемой Беляевой молитва...
        Они имели своих активных сторонников в разных городах Советского Союза,
        преимущественно из монашеского элемента и "бывших людей".
        Имели связи с к/р группами в гг. ЦЧО, ЛВО, УССР, ИПО и др.
        Вели с ними переписку через специальных связистов.
        Получали от них материальную помощь, идейно вдохновлялись на к/р борьбу с
        Советской властью...
        Все проживавшие в доме N 12 и N 14 по Красноармейскому пер., в г.Муроме —
        монашки, а также и епископ Дроздов, его келейник Небогатов и др. — имели общую
        "трапезную". Средства на свое существование они добывали путем создания вокруг
        "монастыря" целого ряда "благодетелей" из а/с лиц в разных городах Советского
        Союза, которые снабжали руководителей "монастыря" большой денежной и
        натуральной помощью...
        Свою к/р деятельность участники к/р группы тщательно конспирировали. В этих
        целях они вели свою переписку через специальных связистов. Содержание писем
        зашифровывали условными обозначениями. По почте переписывались на чужие адреса,
        имели потайные места для хранения денег и к/р документов...".

    27 апреля 1932г. архиепископ Зиновий (Дроздов), его келейник монах Иона (Небогатов)
    и все принимавшие участие в богослужениях на дому монахини и послушницы были
    арестованы и заключены под стражу во Владимирскую НФЗТК.
    На всех 16 арестованных было заведено уголовное дело.
    16 декабря 1932г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ вынесло обвинительный
    приговор по стт.58–10,58–11 УК РСФСР.
    Архиепископ Зиновий (Дроздов) его келейник монах Иона (Небогатов) и монахиня
    Анна Ефимовна Баринова были приговорены к 3 годам концлагерей,
    схимонахиня Серафима (Долгинцева), монахини Михайлова Марфа Ивановна,
    Кудрина Тватьяна Макарьевна, Никонова Анна Михайловна к 3 годам ссылки этапом
    в Казахстан, монахиня Резакова Анастасия Андреевна — к 3 годам высылки через ПП ОГПУ
    в Северный край, три монахини были приговорены к 3 годам лишения права
    проживания в 12 п. страны с прикреплением к определенному месту жительства,
    остальные были освобождены с зачетом срока предварительного заключения.
    В 1934г. архиепископ Зиновий был досрочно освобожден из Свирлага. Его келейник,
    также отбывавший наказание в Свирлаге, был из лагеря освобожден и отправлен
    до отбытия срока в ссылку в Северный край
    СписокПострадавших ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ