Смоленская губ., Поречский у., с.Заборье священник
В 1901г. служил в церкви с.Заборье Смоленская губ., Дорогобужский у., Егорьевская вол., с.Елисеенки священник Год окончания1918
Смоленская губ., Дорогобужский у., Егорьевская вол., с.Елисеенки Год ареста1918 День ареста10 Месяц ареста6
Преследование о.Василия местными властями началось еще в мае 1918г., когда
земельный отдел Егорьевской волости, в которую входило село Елисеенки,
обратился в уездный комиссариат земледелия (земельный отдел) с просьбой
о "помощи в борьбе со священниками района волости": "Священники сел: Елисеенок, Михайловского и Высокого, не подчиняясь советской власти, ведут губительную пропаганду против основного закона о социализации земли. Эти вредные провокаторы собирают около себя несознательных граждан, составляющих приходские приговоры, которыми закрепляют за собой право на владение запасным земельным фондом их церквей, а усадьбой даже в вечное пользование... Священники являются "профессионалами"... и поэтому никаких прав на землю не имеют", в связи с чем волостной земельный отдел просит вышестоящую власть призвать их к ответственности".
Уездным земельным отделом обращение было переправлено в следственную комиссию
при Дорогобужском народном суде с просьбой: "Произвести расследование по изложенному в указанном отношении делу... на предмет предания Суду виновных лиц, ведущих пропаганды против проведения в жизнь закона о социализации земли и советской власти".
Следственная комиссия переправила всю переписку в Дорогобужскую ЧК,
"как не подлежащую расследованию следственной комиссии, а комиссии по борьбе
с контрреволюцией и саботажем".
8 июня 1918г. уездный военный комиссар предписал местному отряду Красной Армии
арестовать священников сел Елисеенки и Высокое, что 10 июня было исполнено
Но в июне чрезвычайная комиссия этим делом не занималась, и, по
всей видимости, священники тогда же из-под ареста были освобожденыСмоленская губ., Дорогобужский у., с.Елисеенки Год ареста1918 День ареста5 Месяц ареста9
Дорогобужская уездная ЧК занялась о.Василием Афонским в начале сентября 1918г.,
когда в рамках проходившей по стране кампании "красного террора" карательные
структуры возвращались к старым делам по контрреволюционным обвинениям.
Священников с.Елисеенки Василия Афонского, с.Михайловского Александра Гальковского
и с.Высокое Василия Зверева ЧК допрашивала с 5 по 9 сентября 1918г.
Они объяснили следователю, что вся церковная земля, принадлежащая причтам их
храмов, отобрана частью в 1917, а частью в 1918 году (всего было отобрано 146
десятин), оставлены только участки по 23 десятины худшей земли на причт,
но никакого сопротивления этому (в виде агитации, жалоб, созыва собраний и т.п.)
никто из них не оказывал.
Все сказанное подтвердили опрошенные следователем свидетели.
Например, председатель сельского комитета с.Елисеенки Х.Ф.Абрамов на допросе
показал: "Я категорически утверждаю, что священник Афонский не вел пропаганду о проведении в жизнь временного Закона о социализации земли. Никогда он не говорил против советской власти. Он еще в прошлом году отдал добровольно землю гражданам, а нынче остальную".
После допросов все трое священников были отпущены домой, при этом о.Василий
Афонский был выпущен под залог в 500 руб.Смоленская губ., Дорогобужский у., с.Елисеенки Год ареста1918 День ареста23 Месяц ареста9
Вскоре в отношении о.Василия Афонского появились новые обвинения.
18 сентября 1918г. Комбед д.Мамыркино отправил в Дорогобужскую ЧК заявление: "Священник села Елисеенок... при разговоре с крестьянами... говорил, что все комитеты и советы только грабят, но ему были ответы, что комитеты не грабят а только проводят законы и декреты в жизнь... Этот комитет бедноты взял обязательство приехать в субботу после обеда для полного показания [на о.Василия] в ЧК".
В субботу, 21 сентября, в ЧК действительно приехал секретарь Мамыркинского
Комбеда И.Х.Титов, который и дал показания о "контрреволюционной деятельности"
о.Василия Афонского: "Неделю тому назад, на основании закона об отделении Церкви от государства мы не пожелали платить священникам за исполнение треб столько, сколько они хотят, а установили таксу, которую и вывесили в притворе церкви с.Елисеенок. Когда у меня умерла недавно бабушка, я явился к священнику с.Елисеенок о.Василию Ивановичу Афонскому и просил его поехать со мной на поднятие тела. Свящ. Афонский поехал и, выполнив свое дело, взял с меня 15 руб., а по таксе за эту требу следовало гораздо меньше. Когда я указал батюшке на такую его несправедливость, он сказал: "У меня ваши комитеты, где сидят грабители, все обобрали, а ты не хочешь платить!". Только что [в день допроса] я посылал к о.Василию свою сестру для того, чтобы пригласить его в свой дом отслужить панихиду по бабушке, поскольку нынешний день сороковой после ее смерти, но о.Василий отказался ехать, поскольку, по словам Титова, сестра не согласилась заплатить за эту требу 8 рублей. Я ходатайствую о привлечении свящ. Афонского к суду за то, что он агитирует против советской власти и сквернословит по ее адресу".
В тот же день, 21 сентября, ЧК отправила о.Василию повестку с предписанием
явиться 23 сентября на допрос, что он и исполнил.
На допросе он показал, что возводимое на него Титовым обвинение ложно от начала
до конца, и ни в чем противозаконном виновным он себя не считает.
Тем не менее он был арестован и отправлен в дом предварительного заключения
Дорогобужская уездная ЧК 23/09/1918 Обвинение"ярый монархист, контрреволюционная деятельность, злостная агитация против советской власти, крайность монархических взглядов" Приговорвысшая мера наказания расстрел
Архив УФСБ Смоленской обл. Фонд снятых дел. Д.3270-с.
[Дело Дорогобужской ЧК по обвинению священников Василия Афонского, Александра
Гальковского, Василия Зверева, 1918].
24 сентября следователь ЧК допросил еще одного свидетеля, обвинявшего священника
Афонского в антисоветской агитации, члена Дорогобужского Исполкома, заведующего
техническим отделом Ф.Г.Исаева, который показал: "До революции священника Афонского знали все, как ярого монархиста. Не переменил своего взгляда поп Афонский и с переворотом, отличаясь и теперь нетерпимостью к советской власти, которую всегда старается распропагандировать. Я знаю случай, имевший место 4 июля 1917г. Дело в том, что в этот день у нас в деревне храмовый праздник. Придя в церковь, я обратил внимание на полотенце, висевшее у иконы, а на полотенце этом было вышито: "Боже, Царя храни!" Я в присутствии граждан тогда же заявил о сем священнику Афонскому, который отнесся к моему заявлению совершенно безразлично. То обстоятельство, что священник Афонский отъявленный и опасный контрреволюционер, подтверждается общим недовольством по отношению к нему крестьян путем подачи жалобы на него в Смоленск, но по вполне понятным причинам свое начальство всячески оберегало такого попа, который имел прочные связи со своими в лице протоиерея собора г.Дорогобужа Березкина, который скрылся от народного гнева путем бегства. Я считаю долгом коммуниста указать на явную опасность в лице священника Афонского, ведущего агитацию против советской власти. Человек этот очень опасен, тем более потому, что он хитрый и осторожный".
Никаких других свидетельских показаний или фактов, изобличающих контрреволюционную
деятельность о.Василия не было. Но вышеприведенные обвинения ЧК сочла
достаточными для вынесения 26 сентября постановления: "Принимая во внимание то, что: 1) священник Афонский, пользуясь своим положением, вел злостную агитацию против советской власти; 2) с несомненной очевидностью установлена крайность монархических взглядов свящ. Афонского; 3) постоянно вращаясь в кругу местного кулачества, он, священник Афонский, явно опасен, тем более как человек, умеющий творить свое гнусное дело со всей присущей ему хитростью,
и в силу подавляющих улик,
...священника... Василия Ивановича Афонского, во исполнение революционной воли угнетенных и в силу ответственности за доведение идеалов Социализма до конца, расстрелять в 24 часа".
Смоленская губ., г.Дорогобуж, ДПЗ Год начала1918 День начала23 Месяц начала9 Год окончания1918 День окончания26 Месяц окончания9
Кончина
1918 День26 Месяц9 расстрел МестоСмоленская губ., г.Дорогобуж Место захороненияСмоленская губ., г.Дорогобуж
В день расстрела ЧК выдала супруге священника З.Афонской разрешение на свидание
с мужем.
Внесенный о.Василием в кассу ЧК залог в размере 500 рублей был комиссией
"превращен в штраф" и родственникам не возвращен.
Расстрел о.Василия освещался местной печатью.
От имени ЧК в уездных и областных "Известиях" была помещена заметка "Расстрел
контрреволюционеров", в которой предание смерти отца Василия Афонского
представлялось как "справедливое возмездие" за некие страшные
совершенные им злодеяния против нового строя, и при этом сообщались
какие-то малопонятные подробности о том, что "он не был расстрелян
обычным порядком, а застрелен прямо у здания ЧК, поскольку хотел
бежать". В заметке сообщалось: "26 сего сентября, по постановлению ЧК расстреляны священник с.Елисеенок Василий Иванович Афонский и бывший военный чиновник Семен Федорович Николаев, оба за контрреволюционные деяния. Следствие по делу Афонского и Николаева с несомненной ясностью установило преступность расстрелянных. Афонский вел энергичную агитацию против советской власти, провоцировал и вносил смуту среди крестьянства, пользуясь своим положением священника. ...Между прочим, за попытку бежать священник Афонский был застрелен возле ЧК".
Имя о.Василия содержится в "Списке лиц, пострадавших за веру и Церковь в
дни нынешней смуты", ведшемся Смоленским епархиальным советом.
Кроме того, его имя находится в списке священнослужителей и мирян
пострадавших за веру, составленных Комиссией о гонениях на Православную Церковь
Священного Собора Православной Российской Церкви 19171918гг. и Делегацией
ВЦУ. (Список от 15 августа 1919г.)
Ианнуарий (Недачин), игумен. Священнослужители Смоленской епархии, пострадавшие в 1918 году: Диссертация на соискание ученой степени канд. богословия. Сергиев Посад. Моск.духовная академия, 2012. Машинопись. С.200206,355,411,434,445.