Болдаевский Гурий Алексеевич Год рождения1881 День рождения4 Месяц рождения8 Место рожденияКазанская губ., Царевококшайский у. (Республика Марий Эл), Сотнурский р., с.Сотнур священник
Родился в семье псаломщика, впоследствии диакона, Алексия Болдаевского ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1900г.]
[1900-1906гг.]
[1906-1910гг.]
[1910-1940гг.]
Год окончания1899
После окончания духовного училища поступил в Казанскую Духовную Семинарию,
но не окончил ее вследствие болезни, проучившись до 1899г.
Казанская губ., Царевококшайский у. (Республика Марий Эл), с.Малый Карамас Год начала1900 День начала8 Месяц начала9 Год окончания1900 День окончания27 Месяц окончания11
С 8 сентября 1900г. был учителем Мало-Карамасской церковно-приходской школы
Казанская губ., Царевококшайский у. (Республика Марий Эл, Моркинский р.), с.Арино, церковь Рождества Христова Должность псаломщик Год начала1900 День начала27 Месяц начала11 Год окончания1906 День окончания4 Месяц окончания8
27 ноября 1900г. поступил на епархиальную службу и был назначен псаломщиком
в церковь Рождества Христова с.Арино Царевококшайского уезда
Казанская губ., Тетюшский у. (Татарстан, Буинский р.), с.Яшевка, церковь Казанской иконы Божией Матери диакон Должность законоучитель Год начала1906 День начала4 Месяц начала8 Год окончания1910 День окончания8 Месяц окончания5
Законоучитель Краснопольской церковно-приходской школы (с 31.10.1906г.),
законоучитель Аленин-Полянской церковно-приходской школы (20.01.190808.05.1910).
В клировой ведомости тех лет говорится об отличном поведении о.Гурия, хорошем
знании им катехизиса.
8 мая 1910г. был переведен в Вятскую губ. и определен на священническое место
к церкви Казанской иконы Божией Матери с.Старый Торъял Уржумского уезда
Вятской губ.
Вятская губ., Уржумский у. (Марийская АО, Ново-Торъяльский кантон (Республика Марий Эл, Ново-Торъяльский р.)), с.Старый Торъял, церковь Казанской иконы Божией Матери диакон, священник (с 29.06.1910) Должность законоучитель Год начала1910 День начала8 Месяц начала5 Год окончания1930 День окончания24 Месяц окончания1
Помимо исполнения священнических обязанностей о.Гурий занимался просветительской
деятельностью.
С 30 сентября 1910г. по 1 сентября 1911г. преподавал Закон Божий в Токтар-Солинском
земском училище;
с 10 ноября 1910г. в Староторъяльской второклассной мужской школе;
с 31 августа 1910-го в Ошканерском земском училище и Ядыкбелякском училище
Министерства народного просвещения.
Эти его труды были весьма успешны и заслужили одобрение епархиального
начальства:
13 ноября 1914г. за работу по церковно-школьному делу о.Гурий был удостоен
архипастырского благословения.
После революции 1917г. о.Гурий по-прежнему служил на территории Марийского
края.
Казанская церковь с.Старый Торъял с 1926г. входила в состав Краснококшайского
Православного церковного управления староцерковников, которое до образования
в конце 1920-х гг. Марийского викариатства Нижегородской епархии находилось
под омофором Афанасия (Малинина), епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.
В условиях гонений на Церковь о.Гурий твердо исповедовал Православие:
совершал богослужения, проповедовал, проводил крестные ходы, о чем свидетельствуют
заявления приходского совета, поданные в органы советской власти
Ново-Торъяльского кантона.
В окормляемый о.Гурием приход входило 30 деревень.
Батюшка пользовался огромным уважением и доверием верующих, чему способствовало
и знание им марийского языка.
Когда власти мобилизовали о.Гурия и служившего с ним диакона Иоанна Домрачева
на тяжелые трудовые работы, прихожане выступили в защиту своего пастыря.
11 мая 1919г. они направили в Вятскую комиссию по освобождению от мобилизации
при Губернском отделе труда прошение, в котором ходатайствовали об освобождении
священнослужителей от мобилизации на трудовые работы, "так как состоящий
из 30 селений приход останется без отправления религиозных потребностей,
а заменить мобилизованных другими не представляется возможным за неимением
подходящих лиц".
Ревностное служение о.Гурия имело благодатные последствия, что наглядно
проявилось во время последующих испытаний, в период закрытия храма.
Старо-Торъялский храм, построенный в 1751г., был деревянным.
В 1926г., по благословению о.Гурия, верующие стали собирать средства на возведение
каменного здания.
В то же время на собраниях прихожан единогласно принимались постановления
о необходимости содержания старого здания церкви.
В декабре 1928г. было решено осуществить его ремонт.
Такая решимость пришлась не по нраву властям.
7 декабря 1928г. здание храма было осмотрено специальной комиссией.
В акте, составленном по итогам обследования, говорилось: "Здание церкви ни разу не ремонтировалось, находится в аварийном состоянии, плохо ведется учет церковного имущества".
На основании этого предлагалось расторгнуть договор с религиозной общиной,
что и сделал Ново-Торъяльский кантонный Исполком 5 мая 1929г.
Здание церкви после соответствующего ремонта предполагалось передать под клуб.
В качестве обоснования подобного решения приводились и данные опроса,
организованного работниками сельсовета, в ходе которого из 599 опрошенных
431 выступили за закрытие церкви.
Окормляемые о.Гурием верующие выступили против такого постановления и стали
защищать свой храм.
В ходе опроса населения, организованного членами церковного совета,
за необходимость сохранения молитвенного здания выступило 1086 человек.
Крестьяне были настроены решительно и прямо заявляли: "Отдай одну церковь, так сейчас же и следующие станут прикрывать".
В заявлении, поданном прихожанами в Мароблисполком в мае 1929г., говорилось,
что закрытие храма церковный совет считает неправильным, указывалось
на противоречие в постановлении Ново-Торъяльского кантисполкома от 5 мая 1929г.
(в нем утверждалось, что здание храма пришло в ветхость, и в то же время
говорилось, что оно может быть использовано под клуб).
Верующие просили отменить постановление о закрытии церкви и оставить
молитвенное здание в пользовании прихожан.
Несмотря на это, 6 ноября 1929г. Областной исполком принял решение о расторжении
договора с общиной верующих с.Старый Торъял и закрытии храма "ввиду его ветхости".
Церковь было решено снести, а верующим предлагалось войти в состав прихода
Вознесенской церкви села Новый Торъял.
24 января 1930г. административный отдел Мароблисполкома отдал распоряжение
о ликвидации здания храма.
Таким образом, церковь в селе Старый Торъял была закрыта.
Труды батюшки на приходе в селе Старый Торъял были оценены епархиальным
начальством: в 1930г. он был награжден наперсным крестом.
После ликвидации властями прихода в Старом Торъяле в 1930г. о.Гурий получил
назначение в Богоявленскую церковь с.Тумью-Мучаш Марийская АО, Ново-Торъяльский кантон (Республика Марий Эл, Куженерский р.), с.Тумью-Мучаш, Богоявленская церковь священник Должность настоятель Год начала1930 День начала24 Месяц начала1 Год окончания1937
Духовенство и верующие прихода Богоявленской церкви не отходили в обновленчество,
находились под началом Патриарха Тихона, а затем митрополита Сергия (Страгородского).
Священник Гурий Болдаевский стал последним настоятелем этой церкви.
В документах Ново-Торъяльского кантисполкома 1931г. Тумью-Мучашский приход
назван сергиевским.
Батюшка проживал в церковной сторожке, обходил приходские села, исполнял требы,
совершал крестные ходы, призывал паству не отходить от Церкви, соблюдать
церковные праздники.
В храм села Тумью-Мучаш приходили верующие с территорий других сельсоветов,
так как знали о.Гурия как исповедника Православия и противника обновленчества
Марийская АО, Ново-Торъяльский кантон (Республика Марий Эл, Куженерский р.), с.Тумью-Мучаш Год ареста1937 День ареста31 Месяц ареста7
О.Гурий был арестован 31 июля 1937г. по обвинению в "контрреволюционной
агитации".
О.Гурий был помещен в камеру предварительного заключения Куженерского НКВД
с последующим переводом в Йошкар-Олинскую тюрьму
тройка при НКВД Марийской АССР 19/08/1937 Обвинение"контрреволюционная агитация, контрреволюционная деятельность" Приговор10 лет ИТЛ
На двух допросах, состоявшихся 1 и 8 августа 1937г., своей вины
в контрреволюционной деятельности он не признал.
На заседании тройки НКВД по МАССР 19 августа 1937г. о.Гурий был приговорен
к 10 годам ИТЛ
Марийская АССР (Республика Марий Эл), с.Куженер, арестное помещение при НКВД Год начала1937 День начала31 Месяц начала7 Год окончания1937
Находился в с.Куженер в камере предварительного заключения Марийская АССР (Республика Марий Эл), г.Йошкар-Ола, тюрьма Год начала1937 Карельская АССР, Белбалтлаг НКВД Год окончания1940 День окончания18 Месяц окончания12
Кончина
1940 День18 Месяц12 скончался в заключении МестоКарельская АССР, Белбалтлаг НКВД
Церковь в с.Тумью-Мучаш была закрыта 27 августа 1939г., в 1940г. здание
храма было разобрано
Трагедия народа: книга памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл. Йошкар-Ола. Марийский полиграфическо-издательский комбинат. Том 1. 1996. Том 2. 1997.