Бондаренко Андрей Петрович Год рождения1893 Место рожденияХерсонская губ., Елисаветградский у. (Первомайский округ), с.Добровеличковка (Ревутское) священник
Сын священника. Получил домашнее образование, которое продолжил в духовном училище ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1903-1916гг.]
[1916-1930гг.]
[с 1930г.]
Год поступления1903 Год окончания1909 День окончания2 Месяц окончания5
С 1903г. до 2 мая 1909г. учился в Елисаветграде (Кировограде) в духовном училище
Одесская Духовная Семинария
Год поступления1909 Месяц поступления9 Год окончания1915 День окончания2 Месяц окончания5
Херсонская губ., г.Николаев, Алексеевская церковь Должность псаломщик Год начала1915 Месяц начала5 Год окончания1915 День окончания17 Месяц окончания6
В Алексеевской церкви служил только номинально, фактически же, по окончании
курса Духовной Семинарии, до 17 июня 1915г. находился в семье отца в мест.Злынка
Елисаветрадского уезда, а 17 июня 1915г. получил назначение на место псаломщика
в с.Лысую Гору Херсонская губ., Елисаветградский у. (Первомайский округ), с.Лысая Гора Должность псаломщик, учитель одноклассной школы Год начала1915 День начала17 Месяц начала6 Год окончания1916 День окончания2 Месяц окончания4
священник 1916 День20 Месяц4 Кто рукоположилархиепископ Херсонский и Одесский Назарий (Кириллов)
20 апреля 1916г. архиепископом Херсонским и Одесским Назарием он был назначен
на священническое место в с.Компанеевку, куда переехал в мае 1916г.
Херсонская губ., Елисаветградский у. (Кировоградская о. (Зиновьевский округ)), с.Компанеевка священник Год начала1916 Месяц начала5
В 1916г. благочинным округа в Компанеевке был протоиерей Павел Колосов, который
позже принял посвящение во епископа Елисаветградского и стал непосредственным
духовным руководителем о.Андрея.
Из материалов дела 1931г., автобиография: "Первое время службы епископом Павел (Колосов) разъезжал по приходам, где устраивались торжественные церковные церемонии. В 1921г. летом в июне с протоиереем Павлом Дашкеевым проездом в Бобринец епископ посетил Компанеевскую церковь. В то время была засуха, и епископ говорил речь... Во время объездов приходов епископ Павел заболел, и управление епархией перешло к духовному управлению города Елисаветграда, фактически епархией управлять стала группа протоиереев, состоящая из протоиерея Григория Селецкого, протоиерея Николая Виноградова, протоиерея Михаила Романовского и протоиерея Платона Купчевского при благочинном Симеоне Ковалеве. Эта группа управляла Зиновьевским округом до приезда епископа Онуфрия (Гагалюка). Епископ Онуфрий вскоре был выслан из Зиновьевска, и некоторое время получившая впоследствии наименование Тихоновской церковная ориентация осталась без управления" Херсонская губ., Елисаветградский у. (Кировоградская о. (Зиновьевский округ)), с.Компанеевка священник обн. Год окончания1923 Месяц окончания5
Из материалов дела 1931г. (автобиография): "В то время по приглашению протоиерея Трофима Михайлова, говорившего, что управление делами в Русской Церкви перешло от патриарха Тихона, по его согласию, к группе обновленческого духовенства, к Высшему Церковному управлению, я подчинился ВЦУ, так как считал каноническим преимущественным [то, что исходит] от патриарха Тихона..." Зиновьевск (Кировоград), собор священник обн. Год начала1923 Месяц начала5 Год окончания1924 Месяц окончания4
Из материалов дела 1931г. (автобиография): "Впоследствии я был назначен сверхштатным священником в Зиновьевский собор, принадлежащий обновленческому духовенству... В первое время Елисаветградскому викариатскому управлению Высшего Церковного управления подчинилось почти все духовенство Зиновьевского округа за исключением немногих лиц. С этим временем совпало освобождение епископа Онуфрия из заключения и освобождение из заключения патриарха Тихона... По освобождении епископа Онуфрия лица, не подчинившиеся ВЦУ, были назначены духовными руководителями. Такими были протоиерей Григорий Селецкий в качестве уполномоченного от епископа Онуфрия, протоиерей Симеон Ковалев в качестве благочинного, протоиерей Николай Виноградов в качестве духовника епископии и протоиерей Соколов Василий, являвшийся, кажется, тоже уполномоченным от епископа. От приходов указанных протоиереев была травля духовенства, подчинившегося ВЦУ. Прихожанам рекомендовалось не ходить в храмы обновленцев, а если возможно, изгонять из приходов тех священников, которые продолжали подчиняться Елисаветградскому викариатскому управлению, и по всей епархии начался отлив духовенства к епископу Онуфрию и патриарху Тихону, заявившему, что он управление Русской Церковью принимает обратно. В некоторых приходах [обновленческие] священники были лишены мест прихожанами Положение обновленческого духовенства оставалось тяжелым, но все же я оставался на службе в соборе. И так как я держался канонического принципа, то есть преемственности передачи власти церковной Высшему Церковному Управлению, то и старался выяснить, была ли подлинно патриархом Тихоном церковная власть передана обновленческой группе ВЦУ, или нет. Из церковных источником, т.е. из журнала "Христианин и Живая Церковь" я установил, что патриарх Тихон резолюцией своей поручил ВЦУ "принять дела". Из писем же епископа Онуфрия, которые мне давал для прочтения при личном его посещении протоиерей Симеон Ковалев, и из копии обращения патриарха Тихона к клиру и мирянам, которые мне показывал протоиерей Симеон Ковалев, я убедился, что патриарх Тихон резолюцией своей сдавал канцелярское делопроизводство, власть же церковную оставил за собой. Поэтому, считая канонической церковной властью патриарха Тихона, я подчинился епископу Онуфрию и тогда же поступил в подчинение протоиерею Симеону Ковалеву как благочинному и возвратился на приход в Компанеевку".
О.Андрей проживал в Зиновьевске в доме Ментачиных по адресу: ул.Шевченко, д.79 Херсонская губ., Елисаветградский у. (Зиновьевский округ), с.Компанеевка священник Год начала1924 Месяц начала4 Год окончания1929 День окончания14 Месяц окончания10
В апреле 1924г. о.Андрей возвратился в с.Компанеевку.
Служил при религиозной общине.
Из материалов дела 1931г. (автобиография): "Я застал уже в Компанеевском районе введенные там по совету благочинного [протоиерея Симеона Ковалева] так называемые "монастырские богослужения", на которые собиралось духовенство окрестных сел. Так как перед тем временем были закрыты во многих местах монастыри, то эти служения имели целью возбудить сожаление о закрытых монастырях и ходатайства нам о восстановлении монастырей, косвенно же такие богослужения возбуждали в приходах недовольство Советской властью, закрывающей монастыри. Эти так называемые монастырские богослужения были проведены в 1924, 1925, годах в селах: Компанеевке, Савичевке, Сасовке, Нечаевке и в Семикосовке, где участвовал и я, и в Александровке-Абертасово без моего участия. В службах участвовали, кроме меня, священник села Савичевки Константин Ампилогов, священник села Сасовки Иосиф Параконьев, священник села Семикосовки Андрей Романовский (последний редко) и нечаевский иеромонах, фамилии которого не помню. На "монастырских служениях" говорились проповеди, непосредственно не направленные против Советской власти, имевшие чисто церковный характер, но так как в них говорилось о монашестве, о красоте монастырского богослужения, чего верующие лишались с закрытием монастырей, то косвенно они возбуждали недовольство Советской властью, закрывающей монастыри. На "монастырских служениях" предстоятельствовал обычно настоятель храма, где служилось. Проповедовали все, кроме о.Андрея Романовского. Были еще раньше заведены обычаи соборных храмовых богослужений, в которых кроме причта, где был храм, принимало участие также и духовенство соседних приходов. На храмовых богослужениях предстоятельствовал обычно протоиерей Симеон Ковалев, который обычно говорил проповедь. Другую же проповедь говорил один из священников. В 19241926гг. прот.Симеон Ковалев говорил почти всегда об обновленчестве, о том, что они, обновленцы, обманным способом получили власть в Церкви, что они ведут Церковь к гибели. Я же лично на эти темы ничего не говорил, но говорил о необходимости верующим дома воспитывать детей в религиозном духе, наставлять их в начатках веры, т.к. в противном случае храмы останутся без верующих через короткое время".
Из материалов дела 1931г. (автобиография): "Обычно бывая на базаре в Зиновьевске, я заходил к благочинному протоиерею Симеону Ковалеву, и он иногда показывал мне письма, касавшиеся периода, когда власть церковную хотел принять митрополит Ярославский Агафангел. В этих письмах высказывалось пожелание, чтобы митрополит Агафангел, как старик и желающий установить коллегиальное церковное управление, не был признан. Весной в 1927г., кажется в мае, я был у благочинного Симеона Ковалева, который показал мне тогда заметку, или листовку, имевшую хождение среди Зиновьевских церковных кругов. Он мне говорил, что ему вручила ее одна из женщин, с просьбой, как на нее смотреть. Насколько я помню, эта заметка озаглавливалась "Как нужно смотреть православному мирянину на легализацию Церкви". Протоиерей Симеон Ковалев тогда возмущался при мне тем, что кто-то пустил в обращение указанную заметку, каковая вызовет, несомненно, только обострение положения. Вскоре после того, как протоиерей Симеон Ковалев был задержан, и, кажется, по распоряжению епископа Мак... (фамилии не знаю) должность благочинного замещал духовник протоиерей Николай Виноградов. По выходе же из заключения протоиерей Симеон Ковалев снова вступил в отправление должности благочинного. В то время все духовенство Тихоновской ориентации служило в Петропавловской церкви. Слышал я от протоиерея Симеона Ковалева, что после выхода его из заключения протоиерей Виноградов чуждался его и протоиерея Василия Соколова и Михаила Романовского, т.е. вместе они не служили. В начале мая 1928г., по почину настоятеля Петропавловской церкви протоиерея Николая Виноградова в Петропавловской церкви поминовение имени митрополита Михаила (Ермакова) было прекращено, прекращено было спустя месяц и в Компанеевке, но тогда я еще не прекращал подчинения епископу Онуфрию".
В декабре 1928г. о.Андрей вышел из подчинения митрополиту Сергию (Страгородскому).
В церкви за богослужением он поминал имя митрополита Петра (Полянского): "В Москве был организован по распоряжению митрополита Сергия, заместителя патриаршего местоблюстителя, так называемый Священный Синод. Так как по прежнему разъяснению епископа Онуфрия, патриаршим местоблюстителем, митрополитом Петром, церковная власть была передана на время его заключения, митрополиту Сергию в качестве заместителя единолично, без полномочия устраивать коллегиальное управление, то я смотрел на Священный Синод при заместителе патриаршего местоблюстителя Сергии, как на не каноничный. А так как митрополит Михаил входил в Священный Синод в качестве члена синода, то считал и его не каноничным. И в декабре 1928г. я перестал подчиняться митрополиту Сергию. В церкви за богослужением я поминал тогда патриаршего местоблюстителя митрополита Петра и всяко епископство православных".
С февраля 1929г. находился в подчинении архиепископу Димитрию (Любимову): "Когда мне из общины сказали, что им желательно, чтобы поминалось имя архиепископа Димитрия, которого поминали в Петропавловской церкви, то я стал поминать указанного епископа с февраля 1929г. Побывал при приезде на базар в Зиновьевск у протоиерея Николая Виноградова и сказал ему, чтобы, если он имеет общение с архиепископом Димитрием, считал и меня в церковном поминовении архиепископу Дмитрию. За все последующее время, вплоть до 14 октября 1929г., времени моего задержания и суда, я у протоиерея Николая Виноградова не был и никаких поручений от него не получал"
Зиновьевск (Кировоград), БУПР Год начала1929 День начала14 Месяц начала10 Год окончания1930 День окончания8 Месяц окончания5
С 10 мая 1930г. в Зиновьевске по адресу: Соколовская ул., д.22 и на принудительных
работах при Зиновьевском принудительном бюро Зиновьевск (Кировоград), принудительные работы Год начала1930 День начала10 Месяц начала5 Год окончания1930 День окончания14 Месяц окончания10
Отбывал принудительные работы в Зиновьевске. В свободные от работы дни, когда они
приходились на воскресные и праздничные дни, посещал Петропавловскую церковь,
где служило все духовенство тихоновской ориентации протоиерей Григорий Селецкий
(в качестве уполномоченного от епископа Онуфрия (Гагалюка), протоиерей Симеон Ковалев
в качестве благочинного, протоиерей Николай Виноградов в качестве духовника
епископии и др.
Кировоградская о., Знаменский р., с.Орловская Балка священник Год начала1930 День начала21 Месяц начала11 Год окончания1931 День окончания10 Месяц окончания1
После освобождения 14 октября 1930г. по приглашению церковной общины с.Компанеевка
приехал в Компанеевку и думал поступить снова туда на службу, но т.к. община не
взяла на себя обязательства хотя бы частично помогать священнику в уплате налогов,
уехал оттуда.
Некоторое время оставался без службы.
С 22 октября до 7 ноября ездил в с.Отбедь-Васильевку к своему
дяде, священнику о.Василию Игнатьеву.
С 7 ноября по 20 ноября 1930г. находился без службы в Зиновьевске по адресу:
Соколовская, 22.
Только 21 ноября 1930г., по приглашению правления религиозной
общины, в качестве временного священника, поступил на службу в Орловскую Балку
Знаменского района и служил там до 10 января 1931г.
За богослужением, как и предшествующий настоятель храма, поминал имя митрополита
Крутицкого Петра (Полянского) и всяко епископство православное Кировоградская о., Новогеоргиевский р. (Кременчугский округ), с.Яново священник Год начала1931 День начала11 Месяц начала1 Год окончания1931 День окончания11 Месяц окончания5
11 января 1931г. по приглашению правления религиозной общины выехал в с.Яново
Кременчугского округа.
Вскоре получил официальное назначение на службу в с.Яново от архиепископа
Полтавского Сергия (Гришина), (патриаршей ориентации), пользовавшегося доверием
и расположением митрополита Сергия (Страгородского).
Из материалов дела 1931г. (показания о.Андрея на допросе): "При поступлении на службу в с.Яново, познакомившись с благочинным Патриаршей Церкви священником Адрианом Волчаковым, служащем в Александрии, я узнал, что митрополит Крутицкий Петр давал свои указания об организации коллегиального церковного управления при заместителе патриаршего местоблюстителя Сергии. Не желая учинять раскола на приходе, принадлежащем патриаршей ориентации, убедившись в правомочности Священного Синода,... подчинился архиепископу Полтавскому Сергию (Гришину), патриаршей ориентации, которым и был назначен в Яново" в Яново"
Кировоградская о., Новогеоргиевский р. (Кременчугский округ), с.Яново Год ареста1931 День ареста12 Месяц ареста5
Арестован как "член ИПЦ" и участник к/р военно-офицерской организации"
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 14/12/1931 Обвинение"участник Зиновьевской группы Одесского филиала к/р монархической церковной организации ИПЦ и участник военно-офицерской к/р организации, ставящей целью свержение Советской власти" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор3 года высылки в Северный край, считая срок с 12.04.1931г. Групповое дело"Дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г."
Дело N Д.65744 ЦГА ОО Украины. Ф.263. Оп.4.
По данным [Зв1] осужден по ст.542 УК УССР Особым Совещанием при Коллегии
ГПУ УССР от 6 сентября 1931г.
1516 января 1931г. в Зиновьевском округе были арестованы 16 священнослужителей,
Они проходили по делу Истинно-Православной Церкви на Украине.
Параллельно было сфабриковано второе дело "Зиновьевской военно-офицерской
контрреволюционной организации", которая якобы существовала с 1924г. во главе
с полковником А.С.Карпенко.
Из обвинения: "Будучи священником, примыкая к старославянской (тихоновской) ориентации, состоял членом к/р политической организации церковников и систематически занимался антисоветской агитацией среди верующих против проводимых Соввластью мероприятий на селе... " .
Из показаний его на допросе: "Подчиняясь [в 1929г.] архиепископу Дмитрию, я себя не связывал с какой-либо контрреволюционной организацией церковного характера, и подчинение это было чисто церковным"
22 мая 1931г. Коллегия ОГПУ утвердила обвинительное заключение по делу.
14.12.1931г. приговорен к 3 годам высылки в Северный край
Зиновьевск (Кировоград), ДОПР Год начала1931 День начала12 Месяц начала5 Год окончания1931
Во время следствия содержался в Зиновьевском ДОПРе.
Дальнейшая судьба неизвестна