Тобольская губ., г.Обдорск (Ямало-Ненецкий национальный округ, г.Салехард), Петропавловская церковь Должность псаломщик Год начала1876 Год окончания1877 День окончания5 Месяц окончания11
После окончания Духовной Семинарии определен на вакансию псаломщика к Петропавловской
церкви г.Обдорска. Вступил в брак
Тобольская губ., Курганский у., слоб.Белозерская иерей Должность депутат училищного совета от духовенства Год начала1877 День начала5 Месяц начала11 Год окончания1880 Месяц окончания4 Тобольская губ., г.Петропавловск, Петропавловский собор иерей Год начала1880 Месяц начала4 Год окончания1886
В апреле 1880г. перемещен к главному собору г.Петропавловска.
На него было возложено приведение к присяге людей в Петропавловском уездном суде.
В 1885г. за усердное и полезное служение награжден набедренником.
Овдовел
Год поступления1886 Год окончания1891 действительный студент
В 18861887гг. слушал лекции в СПбДА.
В 1887г. зачислен в СПбДА в качестве студента, вольнослушателем.
В 1891г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия
военно-морское ведомство, церковь на крейсере "Генерал-адмирал" иерей Год начала1892 Год окончания1894
В 1892г., согласно прошению, зачислен в военно-морское ведомство.
Для несения пастырских обязанностей командирован в заграничное плавание на крейсере
I ранга "Генерал-адмирал" военно-морское ведомство, церковь на крейсере "Владимир Мономах" иерей Год начала1894 Год окончания1896
С 1894г. священник на крейсере I ранга "Владимир Мономах" военно-морское ведомство, церковь на крейсере "Генерал-адмирал" иерей Год начала1896 Год окончания1897 День окончания27 Месяц окончания9
С 1896г. священник на крейсере I ранга "Генерал-адмирал".
В 1897г. награжден скуфьей "за отлично усердное и ревностное в течение шести лет
исполнение им пастырских обязанностей на судах флота" Херсонская губ., Александрийский у., г.Новогеоргиевск, церковь военного госпиталя иерей Год начала1897 День начала27 Месяц начала9 Год окончания1898 День окончания19 Месяц окончания8
27 сентября 1897г. определен к церкви военного госпиталя г.Новогеоргиевска
Александрийского уезда (в 1961г. город был затоплен водами Кременчугского водохранилища) Выборгская губ., Валаамский Спасо-Преображенский монастырь иерей Должность клиросное послушание, богослужебная череда Год начала1898 День начала19 Месяц начала8 Год окончания1900 День окончания26 Месяц окончания2
19 августа 1898г. зачислен, согласно прошению, в состав братии Валаамского
Спасо-Преображенского монастыря и включен в свиту архиепископа Финляндского и
Выборгского (впоследствии митрополита) Антония (Вадковского).
В монастыре он проходил клиросное послушание и в очередь с другими священниками
совершал богослужения
иеромонах Владимир 1900 День26 Месяц2 МестоВыборгская губ., Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
26.02.1900г. пострижен в мантию с именем Владимир
Выборгская губ., о.Валаам, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь иеромонах Год начала1900 День начала26 Месяц начала2 Год окончания1901 День окончания14 Месяц окончания12
14 декабря 1901г. включен в состав Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
на вакансию старшего иеромонаха, пожалован золотым наперсным крестом
из Кабинета Его Императорского Величества Иерусалим, Русская Духовная Миссия иеромонах Должность старший иеромонах Год начала1902 День начала28 Месяц начала1 Год окончания1905 День окончания1 Месяц окончания5
28 января 1902г. о.Владимир прибыл в Иерусалим.
Находясь в Иерусалиме, он был назначен настоятелем Брянского Свенского
Успенского монастыря.
Настоятелем монастыря о.Владимир был заочно.
Через 2 года, в январе 1904г. Священный Синод освободил его от должности
настоятеля Свенского монастыря.
1 мая 1905г. о.Владимир покинул Иерусалим в связи с новым назначением Брянская о., Брянский р., с.Супонево, Брянский Свенский Успенский монастырь иеромонах Должность настоятель Год начала1902 Год окончания1904 Месяц окончания1 Псков, Спасо-Мирожский мужской монастырь иеромонах Должность настоятель Год начала1903 День начала1 Месяц начала5 Год окончания1906 День окончания16 Месяц окончания1
архимандрит 1906 День16 Месяц1 МестоПсков, Троицкий кафедральный собор
По ходатайству епископа Псковского и Порховского Арсения, "во внимание
долговременной, усердной и полезной службы", 16 января 1906г. в Псковском
Троицком кафедральном соборе он был возведен в сан архимандрита
Псков, Спасо-Мирожский мужской монастырь архимандрит Должность настоятель, благочинный мужских и женских монастырей Псковской епархии (с апреля 1906г.) Год начала1906 День начала16 Месяц начала1 Год окончания1906 День окончания6 Месяц окончания5
В апреле 1906г. архимандрит Владимир был назначен благочинным мужских и женских
монастырей Псковской епархии Псковская губ., Порховский у., Свято-Благовещенская Никандрова пустынь архимандрит Должность настоятель, благочинный мужских и женских монастырей Псковской епархии (до 1909г.) Год начала1906 День начала6 Месяц начала5
5 мая 1906г. архимандрит Владимир был назначен настоятелем Благовещенской
Никандровой пустыни.
Архимандрит Владимир принял самое деятельное участие в преобразовании
Ведриловской женской общины Порховского уезда в монастырь. Им также дано
разрешение Ведриловскому монастырю на строительство кладбищенской часовни.
В 1909г. освобожден, по прошению, от должности благочинного монастырей Псковской
епархии, чтобы целиком сосредоточиться на управлении Никандровой пустынью.
Архимандрит Владимир состоял пожизненным членом Псковского Церковно-Археологического
Комитета.
Был членом Комитета Ильинской общины сестер милосердия (г.Псков).
Совет Арсениевской епархиальной псаломщической школы выразил ему глубокую
благодарность за пожертвования на нужды школы.
По некоторым сведениям, в 1909г. он получил назначение на епископскую кафедру
в г.Сарапул, но хиротония не состоялась Псковская губ., Порховский у., Свято-Благовещенская Никандрова пустынь архимандрит
Впоследствии архимандрит Владимир проживал на покое в Никандровой пустыни.
В 1919г. монастырь был преобразован в трудовую коммуну "Благовещенская".
В монастыре, который существовал под видом трудовой коммуны, еще жили монахи.
Был создан Уездный союз пастырей и мирян, устав которого был зарегистрирован
В 1919г. Ревкомом были арестованы три монаха Никандровой пустыни.
Поскольку в ходе следствия никакой вины их не установлено, они были отпущены
под негласный надзор.
15 июля 1919г. принято решение о вскрытии раки с мощами Преподобного Никандра.
Сразу осуществить свое намерение властям не удалось, т.к. в Порховском уезде
развернулись боевые действия с войсками Балаховича "зелеными".
31 августа 1919г. в Никандров монастырь прибыла Следственная Комиссия.
Архимандрит Владимир сообщил: "До прихода белых в Никандровом монастыре были красные, которые портили мосты. Белые их выбили, сделали мосты и ушли в разведку, оставив в монастыре 10 человек. А красные в этот момент напали на монастырь, убив белых, приказали всем монахам встать в шеренгу для совершения расправы. Мы не послушались и остались каждый сам на своем месте. В отряде красных было много латышей. В этот момент нагрянули белые, и красные в спешности отступили. С этого момента у нас появился страх, мы боялись, что красные нас расстреляют".
Во время боев гибли и белые, и красные. Всех их монахи отпевали и хоронили вместе.
Архимандрит Владимир рассказал Комиссии Порховского исполкома такой факт: "..Капитан Исаев [белый] совал по карманам мелкие серебряные вещи и обругал меня... Другие два офицера были очень религиозны и осуждали Исаева... А после ухода белых вошли красные и забрали у нас весь хлеб, белье, холст. Расписок не давали..."
././1922 Обвинение"контрреволюционная агитация" Приговор1 год лишения свободы, по амнистии от наказания освобожден
В 1922г. архимандрит Владимир был судим за "контрреволюционную агитацию",
приговорен к 1 году лишения свободы, но по амнистии от наказания освобожден
Псковская губ., Порховский у., Свято-Благовещенская Никандрова пустынь (трудовая коммуна "Благовещенская") архимандрит Год начала1922 Год окончания1923 День окончания22 Месяц окончания9
Архимандрит Владимир открыто выступал против грабежа имений, расстрелов,
изъятия церковных ценностей, закрытия церквей и монастырей.
Причем делал это не только в проповедях, но и печатал брошюры.
Архимандрит Владимир писал: "Сколько разграблено и сожжено имений, сколько народа пущено на свет Божий нищими без всякого крова, сколько убитых, сколько сирот пущено на произвол судьбы... Теперь уже видно, что время воцарения Антихриста настает, т.к. отступники уже переполнили меру беззаконий своих, убив царя Николая II,... Они, как враги Церкви, открыто объявили войну всему духовенству и начали расстреливать не только священников и диаконов, но даже епископов, настоятелей монастырей и монахов, а сколько они перестреляли офицеров и дворян! Наконец, они простерли свои руки и на священные предметы церквей и монастырей. А как эти отступники открыто и нагло стали издеваться над всем священным!".
Архимандрит Владимир горячо выступал против обновленцев, в поддержку
Патриарха Тихона. По этому вопросу им специально была написана брошюра.
Брошюры, изданные архимандритом Владимиром, пользовались большим спросом
среди местного населения и насельников монастыря и шли "нарасхват".
Посещавшие Никандров монастырь крестьяне приносили его слова в свои деревни.
Брошюра архимандрита Владимира попала в поле зрения ГПУ.
Из публикаций о брошюре в советской прессе: "Гиганов утверждает: "Православие и самодержавие одно целое". "Толкование Антихриста, изложенное им в брошюре, поразительно совпадает с постановлениями Карловацкого белогвардейского собора"
Псковская губ., Порховский у., Свято-Благовещенская Никандрова пустынь Год ареста1923 День ареста22 Месяц ареста9
22 сентября 1923г. архимандрит Владимир был арестован и привлечен к уголовной
ответственности вместе со своим единомышленником, Порховским благочинным,
протоиереем Михаилом Евгеньевичем Лебедевым.
17 октября 1923г. уполномоченный Секретного отдела Псковского Губотдела ГПУ,
рассмотрел "материал о монастыре". В нем проживали 34 монаха в возрасте
от 37 до 75 лет: "Реакционный дух монахов Никандрова монастыря и их враждебность Советской власти не заключалась в стенах монастыря, а раскинулась широко по Порховскому уезду и даже шире: по Псковской губернии и другим местам республики".
Архимандрит Владимир был назван "настоятелем всех монастырей Псковской губернии",
но, будучи раньше благочинным монастырей, в 1923г. он явно таковым не являлся.
Однако его помнили и знали, признавали авторитет, который он сохранил спустя
годы. Уполномоченный писал: "Теперь архимандрит Владимир объявил открытую борьбу с Соввластью, не ограничиваясь, при помощи остальных монахов, только беседами контрреволюционного характера, направленными к свержению рабоче-крестьянского правительства, с посещающими монастырь лицами всех слоев населения, главным образом, темного крестьянства, он принялся за писание книг чисто погромного контрреволюционного характера". "Враждебность к Советской власти не скрывается. При допросах говорит: "Нахожу Советскую власть терпимой, не от Бога данной, а попущением Божиим в виде наказания". И далее: "Нахожу борьбу с Советской властью, которую веду, правильной и разумной". "Преступная деятельность монахов не проходит бесследно. В том, что за 6-летний период существования Соввласти в Порховском уезде отмечалось изобилие бандитов и непримиримость крестьянства по отношению к Советской власти, есть значительная заслуга Никандрова монастыря".
Уполномоченный пришел к выводу: "Дальнейшее существование монастыря является лишь усилением развития контрреволюционной деятельности среди всех слоев населения, которая вместо прекращения с каждым днем ширится, и что агитация монахов служит раздражением и возмущением темного крестьянства против Соввласти, могущего в конце-концов принять более широкие рамки и нанести существенный вред республике".
Он постановил поднять в Псковском губисполкоме ходатайство о немедленном закрытии
Никандрова монастыря.
На заседании Псковского Губисполкома 22 октября 1923г. было принято решение
о немедленном закрытии Никандрова монастыря.
Губернскому суду было предложено в срочном порядке рассмотреть дело по обвинению
архимандрита Владимира и других насельников монастыря.
В 1923г. архимандрит был привлечен к уголовной ответственности вместе с протоиереем
Михаилом Лебедевым
05/02/1924 Обвинение"к/р деятельность" Статьяст.70 УК РСФСР Приговор3 года лишения свободы без строгой изоляции, заменен 6 мес. лишения свободы, считая срок с 22.09.1923г. с 3 годами высылки из Пскова как пограничной террит. Групповое дело"дело архимандрита Владимира (Гиганова) и протоиерея Михаила Лебедева. Псковская губ., 1924г."
Архимандрит Владимир и протоиерей Михаил Лебедев предстали перед судом.
Показательный суд проходил в здании театра в Пскова с 3 по 5 февраля 1923 года.
Из клеветнических гнусных публикаций о предстоящем открытом процессе в тогдашней
советской прессе: "...Два ученых богослова Василий Гиганов и Михаил Лебедев обвиняются в контрреволюционной агитации. И в письменной, и в устной форме с церковной кафедры "святые отцы" поносили рабоче-крестьянскую власть. При этом, как и подобает истинным верующим христианам вообще, а служителям Христа в особенности, вся агитация сдабривалась основательно антисемитским (погромно- еврейским) перчиком. На процессе должны выявиться не только характерные черты из быта поповской контрреволюции, но и убожество мысли "ученых", опирающихся на "видения" юродивых и загробные пророчества. Само собой, что во всех "видениях" видную роль играет "в бозе почивший "Николай Кровавый, который "восседает на небеси рядом с Христом". Наряду с этим должен всплыть и ряд других подробностей, свойства, не соответствующего "аскетическому" образу жизни духовенства... Недаром процесс вызвал огромный интерес среди широких масс рабочих. Билеты для входа в суд розданы через профсоюзы. Председательствовать будет г.Нестеров. Со стороны обвинения выступят в качестве общественных обвинителей товарищи Козырев и Комаров. Дело, вероятно, продлится два дня".
Доказать, что духовенство открыто призывало к открытой борьбе с Советской властью,
не удалось.
Обвинение попыталось доказать связь монастыря с деятелями Карловацкого собора,
но и это не получилось.
Защитники сделали все, чтобы доказать нелепость обвинений.
Открытый судебный процесс был "громкий", о его заседаниях под грифом
"Дело церковников" вышла целая серия клеветнических статей.
Газета "Псковский Набат" с возмущением писала о защитниках, как об "опытных
старых спецах юристах, которые мешают торжеству революционной законности".
Проскочило в печать и сообщение о том, что речь защитников встречалась
аплодисментами части присутствовавших на процессе.
В последнем номере газеты "Псковский Набат" был опубликован приговор: "Гиганова по ст.70 УК РСФСР подвергнуть заключению на 3 года без строгой изоляции, но, принимая во внимание преклонный возраст, понизить срок наказания до 6 месяцев с зачетом предварительного заключения с 22 сентября 1923г. Лебедева 1 год заключения условно. Как социально опасные, Гиганов и Лебедев подлежат высылке из пограничных областей на 3 года".
Дальнейшая судьба архимандрита Владимира (Гиганова) неизвестна.
Никандрова пустынь была полностью ликвидирована в 1928г.
Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. Москва Псков: "Духовное преображение", 2005. С.196199.