Дагаев Петр Петрович Год рождения1868 Место рожденияКурская губ., Старо-Оскольский у., с.Ивановка священник
Родился в семье диакона из села Ивановка ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1929г.]
[1929-1930гг.]
[с 1930г.]
[до 1940-х годов]
Год окончания1891
В 1891г. после окончании Духовной Семинарии обвенчался с девицей Варварой
Васильевной.
Вскоре был рукоположен в сан диакона и затем в сан священника
Курская губ., Старооскольский у.(ныне Белгородская) о., Горшеченский р.), с.Кунье, Свято-Покровская церковь священник Должность настоятель, церковный следователь 4-го благочиннического округа, член благочиннического совета, член училищного совета Старооскольского духовного училища Год начала1891 Год окончания1919 Месяц окончания8
В начале XX века Покровская церковь с.Кунье входила в состав 4-го благочиннического
округа Старо-Оскольского уезда.
О.Петр пользовался уважением и был довольно заметной фигурой в церковной жизни
Старо-Оскольского уезда. В течение ряда лет он нес обязанности церковного
следователя, входил в училищный совет Старооскольскго духовного училища.
13 октября 1895г. у о.Петра с матушкой Варварой Васильевной родился сын Иаков.
О.Петр за время 30-летнего служения в с.Кунье неоднократно поощрялся священноначалием.
Во время гражданской смуты, 5 ноября 1919г., как сообщили епархиальному
начальству прихожане, о.Петр "пропал бесследно".
Всю зиму прихожане ожидали возвращения батюшки, а весной 1920г. на сельском
сходе избрали на его место нового кандидата. Факт 4-х месячного отсутствия о.Петра
подтвердил священник Иоанн Самойлов из с.Никольское. Сын о.Петра Иаков, окончивший
в 1917г. Курскую Духовную Семинарию, подал прошение на имя владыки Назария,
архиепископа Курского и Обоянского о рукоположении в священный сан с назначением
его временно исполняющим обязанность священника при Покровской церкви вместо отца.
7 июля 1920г. он был рукоположен в священный сан и 8 июля был отпущен на приход
в село Кунье.
По прибытии о.Иакова в с.Кунье оказалось, что его ожидал отец, вернувшийся
из "безвестного отсутствия".
В рапорте (третьем уже по счету) епархиальному начальству о.Петр объяснял
причины своего исчезновения: "Сегодня возвратился мой сын священник села Кунье о.Иаков из Курска и сообщил, что епархиальным начальством ни один мой предшествующий рапорт о возвращении моем в приход не получен. Считаю своим долгом в третий раз сообщить Вашему Высокопреосвященству. В 1919г. я при исполнении своих обязанностей заразился сыпным тифом, который осложнился язвой кишечника. Епархиальное начальство, ввиду тяжелой и продолжительной формы тифа заменило меня священником из села Верхние Апочки Владимиром Дагаевым. Хотя я с августа 1919г. приступил к отправлению своих обязанностей, врач Соболев настоятельно посоветовал мне начать лечиться в Пятигорске. В октябре Соболев возбудил ходатайство перед бывшим епископом Курским Феофаном о выдаче мне 6-месячного отпуска. Отпуск N 686 прислан мне из Епархиального совета в конце октября 1919г. Я собрался уезжать, о чем уведомил местного благочинного Козловского. До Пятигорска я не доехал, заболев 16 ноября в станице Кущевка Кубанской области возвратным тифом. Из станицы Кущевка я был сначала эвакуирован сопровождавшим меня сыном Владимиром в Ейск. Потом, ввиду переполнения г.Ейска больными и ранеными воинами, в станицу Долонанскую. Там был помещен в общественный барак. В больнице этой станицы я пробыл до 6 июня 1920г. Из больницы я послал первый рапорт Курскому епархиальному начальству о своей болезни как причине, не позволившей мне своевременно явиться на приход. Послал второй рапорт о своем возвращении, а равно о том, что Особотделом Юго-Западного фронта Красной Армии (постановление N 2824) мне дан пропуск в село Кунье и с меня снято обвинение в "уходе с белыми при наступлении Красной Армии". О чем довожу до сведения Вашего Высокопреосвященства, ожидаю Вашего Архипастырского распоряжения".
Владыка Назарий не поставил под сомнение рапорт о.Петра Дагаева и распорядился
оставить его в с.Кунье, А его сына, о.Иакова Дагаева, переместить в село Верхние Апочки
О.Петр продолжил служение в с.Кунье.
16 мая 1922г. во время кампании по "изъятию церковных ценностей" из Покровской церкви
были вывезены 15 предметов общим весом в семь фунтов 29 золотников. Как указано
в "протоколе изъятия", "группе верующих оставлены сосуд, Евангелие, два креста,
дарохранительница и кадило". Стоимость всего этого прихожане обязаны были
выплатить государству". (Уже в 1990-е годы в вентиляционной шахте под алтарем
храма был найден набор евхаристических сосудов, потир, звездица и напрестольный
крест, которые верующие сохраняли в этом тайнике во время гонений на Церковь)
././1929 Обвинение"невыполнение хлебозаготовок" Приговорконфискация имущества
В 1929г. о.Петр был судим за "невыполнение хлебозаготовок", лишен всего имущества,
но остался на свободе
Курская (ныне Белгородская) о., Горшеченский р., с.Кунье, Свято-Покровская церковь священник Должность настоятель Год начала1929 Год окончания1929
В конце 1929г. о.Петр вышел на покой
Курская (ныне Белгородская) о., г.Старый Оскол Год начала1929 Год окончания1930 Месяц окончания4
На покое поселился у дочери в Старом Осколе.
Помимо дочери, у о.Петра было трое сыновей. Младший, Николай, работал врачом в Фатеже.
Средний, Яков, служил священником в с.Верхние Апочки. Старший, Владимир, был
секретарем сельсовета в с.Мантурово.
В Старом Осколе о.Петр ходил на богослужения в Благовещенский собор.
В конце 1929г. был подписан Указ об образовании новой епархии с центром в Старом Осколе.
Первым епископом Старооскольским стал епископ Онуфрий (Гагалюк).
С его приходом в Староосколье церковная жизнь оживилась. Десятки священнослужителей,
уклонившихся было в обновленчество, принесли покаяние и вернулись в лоно
Православной Церкви. В Старом Осколе епископу Онуфрию разрешено было служить
только в одном храме в Благовещенском соборе, ему было запрещено выезжать из
Старого Оскола.
Весной 1930г. к Владыке Онуфрию обратились с просьбой крестьяне из села Архангельское
назначить в их храм или хотя бы прислать на время Пасхальной службы священника.
В апреле 1930г. Владыка Онуфрий (Гагалюк) благословил отправиться в Архангельское на
на служение о.Петра
Курская о., Боброво-Дворский р. (ныне Белгородская о., Губкинский р.), с.Архангельское священник Должность настоятель Год начала1930 Месяц начала4 Год окончания1930 Месяц окончания12
В Архангельском в это время была крепкая церковная община,
состоявшая в основном из мужиков-хлебопашцев. В селе жили также и монахини
Матрона (Легчакова) и Матрона (Савинова), вернувшиеся на родину после закрытия
их монастыря и занимавшиеся выпечкой просфор.
Архангельцы поселили о.Петра на квартире у крестьянки Анны Федоровны Легчаковой.
В конце апреля, после Пасхи, о.Петр собрался было вернуться в Старый Оскол. Однако
члены приходского совета просили его остаться в Архангельском.
О.Петр был стар и болен, давно страдал язвой желудка, а в годы Гражданской войны
дважды перенес тиф, в силу чего хотел удалиться на покой.
Во второй половине июня 1930г., после Троицы, о.Петр снова хотел уехать к дочери
Старый Оскол. И вновь архангельцы уговорили его продолжить служение в их селе.
Едва о.Петр обосновался в с.Архангельское, как власти обложили его новыми
налоговыми бременами. Он должен был заплатить продналог в сумме 400 рублей.
Местные власти оказывали постоянное давление на батюшку, требовали отмены
богослужений в дни активных полевых работ, невзирая на церковные праздники
Курская о., Боброво-Дворский р. (ныне Белгородская о., Губкинский р.), с.Архангельское Год ареста1930 День ареста12 Месяц ареста12
2 декабря на квартире, где квартировал о.Петр, был произведен обыск.
Согласно протоколу, при обыске были обнаружены и изъяты деньги в сумме
123 руб. 70 коп., облигации третьего займа на 10 руб. и документ, подтверждающий,
что "иерей Петр Петрович Дагаев в 19191920гг. не бежал от Красной Армии к белым".
Документ этот был выдан Особым Отделом Югзапфронта Красной Армии.
Несмотря на то, что документ этот был подшит к делу и нигде в дальнейшем не объявлялся
фальшивым, о.Петр в обвинительных материалах именовался "перебежчиком к белым".
За обыском последовал арест. Вместе с о.Петром были арестованы ктитор церкви
Ефрем Гаврилович Стариков и член церковного совета Василий Иванович Савинов.
Они были заключены в Старооскольский Домзак
тройка при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной обл. 30/12/1930 Обвинение"организатор к/р церковной группировки, агитировавшей против колхозного движения, участие в нелегальных к/р совещаниях под видом заседаний церковного совета, к/р прошлое (перебежчик к белым)" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор3 года высылки в Северный край, считая срок с 12.12.1930г. Групповое дело"Дело священника Петра Дагаева, ктитора Ефрема Старикова и члена церковного совета Василия Савинова. Белгородская о., с.Архангельское, 1930г."
Групповое дело N 427-с Архива УФСБ РФ по Белгородской обл.
Из постановления на арест обвиняемых по делу: "Указанные лица, находясь меж собой в тесной связи по церковным делам, занимались а/с агитацией, для чего группировали вокруг себя односельчан верующих, внедряя в них уверенность в греховности проводимых Советской властью мероприятий, и в особенности, коллективизации".
Из обвинительного заключения (30 декабря 1930г.): "Обвиняемые, имея за собой контрреволюционное прошлое и являясь антисоветски настроенными людьми, под видом церковного совета, организовались в контрреволюционную группировку и вместо заседаний церковного совета проводили свои нелегальные совещания, на которых обсуждали планы срыва мероприятий Советской власти, основываясь на платформе библейского писания...".
Из характеристики на о.Петра, составленной местном сельсовете: "Лицо антисоветское, ведущее себя яро против Советской власти... Группировал возле себя кулацкие массы, проводил собрания населения, агитируя крестьянство...".
Из показаний "свидетелей": "...Члены церковной общины собирались для чтения Священного Писания (в частности, Апокалипсиса), в котором находили параллели с современностью". "...20 ноября о.Петр приходил на мельницу. Там он разговаривал с крестьянами. Речь зашла о колхозах. Он назвал их "совращением и соблазном Антихриста". На это один из присутствующих заметил: "Батюшка, Вы очень открыто говорите". А батюшка ответил: "Пастырь ничего не должен бояться и должен умереть за правду, как Иоанн Креститель".
О.Петра допрашивали 13 декабря и 23 декабря 1930г.
Он не признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях.
О.Петр был приговорен к трем годам высылки в Северный край, а В.И.Савинов и
Е.Г.Стариков получили по три года концлагерей