Домбровская Елена Витальевна Год рождения1893 Место рожденияСмоленск Специальностьдиптеролог (энтомолог)
Духовная дочь Оптинского старца Никона (Беляева).
Автор стихотворений и поэм духовного содержания.
Родилась в дворянской семье.
Провела детство и юность в имении родителей, близ г.Ельня.
В семье было две дочери, Елена была старшей.
Дочери получили хорошее домашнее образование. Елена писала стихи.
Шамординская монахиня Амвросия (Оберучева) в своих записках впоследствии
называла Елену Витальевну идеальным человеком и писала о ней: "И вот теперь, вспоминая ее жизнь, мне хочется рассказать о ней другим... Их имение находилось между Ельней и Смоленском. Ее родители были образованные люди: муж доктор, а жена тоже с высшим образованием. У них было две дочери, которых они воспитывали и учили сами и только возили на экзамены. Доктор Домбровский не занимал службы, жил в имении, имел здесь частную амбулаторию и не отказывал крестьянам в медицинской помощи. Еще он занимался научной деятельностью, любил естественные науки и имел печатные труды. Имение их было превосходно устроено, были сады, оранжереи... Семья была необыкновенно любящая, дружная, и девочек не отдавали учиться, чтобы не расставаться. Настало время конца войны 1917 года. Отец заболел. В это время появились беженцы. Успокаивая своих, он говорил: "Нам еще хорошо, хоть и землю нашу взяли, но у нас есть дом, чего же нам унывать, а вот беженцы лишились своего крова, в чужой стране...". Почувствовав, что приблизился конец его жизни, он благословил жену и детей. Елену Витальевну он благословил медным крестом, который она потом поместила в серебряную оправу... Вскоре после его смерти приходит беженец и просит принять его с семьей в какую-либо из свободных комнат или построек их усадьбы. Вспомнив слова покойного отца, так сочувствовавшего беженцам, они охотно приняли его с семьей. Вскоре они стали беспокоиться о здоровье матери, которая все более и более слабела. Решили отправиться к известному врачу-гинекологу в Смоленск. Обратились к беженцу с просьбой, чтобы он берег их дом и все вещи. Но так как в это время ходили банды, то он попросил, чтобы ему дали бумагу о том, что все это отдают ему. Старшая дочь [Елена] немедленно пошла в волость и достала такую бумагу. Собрали только самые необходимые вещи в маленькую корзиночку для больной и все втроем отправились на станцию, находящуюся недалеко от их поместья. Скоро они возвратились страшно опечаленные, так как доктор сказал, что болезнь рак, и время для операции уже упущено. Подходят к дому, стучатся. Им долго не открывали; наконец, вышел беженец и сказал, что это все его, у них ничего нет, и он их не впустит... Какое отчаянное положение!.. Что делать? Пришла в голову мысль идти к соседям за восемь верст, в помещичью усадьбу их знакомых. Но там уже устроен детский дом, а хозяйка этого дома стала заведующей хозяйством этого учреждения. Они обратились к ней, и она выхлопотала для одной из дочерей место при детях. А для жилья им дали какую-то хибарку в усадьбе. Было уже холодно, и трудно им было жить в таком жалком помещении, особенно для больной. Все силы они употребляли, чтобы облегчить ее страдания, нежно ухаживали за своей любимой матерью. Болезнь быстро шла к концу. С невыразимой скорбью они похоронили ее. После этого им стало еще тяжелее; они больше не могли оставаться на этом месте... Отправились на Юг, надеясь найти хоть какое-то утешение".. ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1920г.]
[до 1921г.]
[до 1944г.]
[1950-е годы]
Брянск
Из записок монахини Амвросии (по рассказам Елены Витальевны)[2]: "Благополучно сестры доехали до Брянска, но тогда поезда ходили неисправно, и они здесь остановились. Во время стоянки поезда они пошли в собор. После богослужения подошли к свечному ящику и обратили внимание на разложенные книжки: это были жития брянских чудотворцев (св.Олег и преп.Поликарп). Церковный староста предложил купить. Но у них было всего несколько тысяч по тогдашним деньгам это ничтожная сумма (а еще надо было для дальнейшего пути). "Чудотворцы вам помогут, возьмите". И они решили отдать все свои деньги и купили книжку. По возвращении на вокзал они сели на платформе и рассматривали книжку: в ней было в красках изображение святых чудотворцев. Около них играла девочка и все посматривала на книжку. Девушки стали показывать ей и о чем-то с ней поговорили... Скоро девочка снова прибегает и говорит: "Мой папа начальник станции, он говорит, что поезд долго не пойдет, а мама зовет вас к нам". Они пошли и на радушное приглашение добрых людей остались у них на несколько дней, пока поезд не двинулся дальше. Там случайно вышел разговор о шитье обуви, а они как раз умели шить и за эти дни сшили несколько пар туфель и таким образом заработали на дальнейшую дорогу".
Курск
Не доезжая до Курска, они были арестованы в поезде, когда патруль обнаружил
в сумке Елены Витальевны тетрадь со стихами религиозного содержания
Из записок монахини Амвросии [2]: "Не доезжая до Курска, поезд останавливается, вагоны отцепляются, пассажиров всех осматривают; берут сумку Елены, а там тетрадь с ее стихами. Их с сестрой ведут и помещают в тюрьму"
Курская о., тюрьма
Из записок монахини Амвросии [2]: "С ними было Св.Евангелие, с которым они никогда не расставались. Они готовятся к смерти, как сказал им тюремщик. Переночевали там, наутро спрашивают, скоро ли их поведут? Отворяется дверь, и им говорят, чтобы они шли. "Куда?" "Куда хотите". Их бумаги и сумки были отобраны. Они вышли за ворота тюрьмы и направились в ту сторону, откуда они ехали, к Смоленску"
Смоленская о., г.Рославль
Из записок монахини Амвросии [2]: "Приходилось заходить в деревни, чтобы попросить хлеба и переночевать. Зашли они в одну усадьбу, видно, польских помещиков, упросили хозяйку принять их в качестве прислуги. Но когда они расположились на кухне и пришла хозяйка, из разговора она заметила, что имеет дело с образованными людьми, побоялась и отказала им. Они пошли дальше. Много бедствий пришлось им претерпеть и только через месяц дошли они до Рославля. Там у них были знакомые, к которым они и зашли. Главное лишение у них не было белья, и у знакомых ничего не было, они могли только снять с дивана парусиновый чехол и из этого сшили рубашки. Отсюда они пошли дальше, к оставленному когда-то месту. Им разрешили занять ту хибарку, где они когда-то жили. Но время было холодное, ноябрь месяц. Дров у них не было, пришлось терпеть холод. В окрестностях свирепствовала эпидемия оспы; для покойников даже не рыли отдельных могил, а несколько трупов клали в одну. Младшая сестра заболела самой тяжелой формой оспы. В комнате было невыносимо холодно, и Елена своим телом согревала больную сестру. Они терпели невыносимые страдания. Скоро сестра умерла. Елена не могла вырыть отдельной могилы, и сестру опустили в общую. Оставаться здесь она больше не могла. К этому времени относятся следующие ее стихи: "Я поняла. Теперь я поняла. А прежде возмущалась Невольным ропотом душа, Когда с несчастьями иль смертию встречалась Невинных, молодых она: "Зачем, за что, я думала, их муки, Болезни, горе, нищета? А смерть? А ранняя разлука? Иль справедливость лишь мечта?" Но вот, в огне мучительных болезней Сгорели те, кто здесь любил меня, Сестра лежит в могиле безызвестной; Какой осталась одинокой я... Я нищая. Родимый кров отняли, Тот кров, где некогда я счастлива была, Моя душа устала от печали... И вот теперь я только поняла... "Ты прав, Господь, и путь Твой непорочен, Ты дал понять, как этот мир непрочен, Ты свят, благословен вовек! Ты дал Ты взял; Твоим судьбам я внемлю, Нагой я родилась, нагой сойду я в землю, Твое созданье перстный человек! Любимых отнял Ты, но разве же свиданье Ты нам не обещал в безбрежных небесах? Ты, как огнем, очистил их страданьем, А вечный мир для душ в Твоих руках! Ты отнял отчий дом, Ты снял имений цепи, Привязанности к месту больше нет! Земные чувства все так призрачны, так слепы Вселенная теперь отчизна мне! Ты прав, Господь, и путь Твой непорочен, Ты свят, благословен вовек! Ты дал Ты взял; Твоим судьбам я внемлю, Нагой я родилась, нагой сойду и в землю, Твое созданье перстный человек! 1921 год" Смоленская о., г.Ельня
После смерти младшей сестры Елена Витальевна жила в г.Ельне,
давала частные уроки Закона Божиего.
Из записок монахини Амвросии [2]: "Не помню, как она оказалась в Ельне. Здесь наняла себе комнатку (или ее приняли так у одних бедных людей) и стала преподавать Закон Божий. Плату она не спрашивала кто сколько даст, лишь бы хватило на хлеб, больше не брала. К этому времени относится ее знакомство с моей двоюродной сестрой Анной, которая сказала ей однажды: "Хоть бы сала или масла Вам давали, кроме хлеба, для подкрепления". Но Елена не хотела большего. Терпела скудную жизнь. Однажды ей пришлось прийти в какое-то учреждение, у нее не было галош, а грязь в этом городе необыкновенная, и она на свои самодельные туфли в таких случаях надевала берестовые башмаки. Эти своеобразные галоши пришлось снять в передней. В эту же самую переднюю выходила дверь из комнаты бывшей хозяйки этого дома. Хозяйка недавно ослепла, жившая с ней женщина сказала, в каких галошах пришла девушка. Слепая заинтересовалась и попросила позвать эту девушку, когда она пойдет обратно. Они познакомились, и результатом этого знакомства было то, что Елена ежедневно приходила сюда и провожала несчастную слепую в церковь..."
Смоленск Год ареста1921
Из записок монахини Амвросии [2]: "Прошло некоторое время, и Елену позвали к следователю в Смоленск. Надо было ехать по железной дороге. Она взяла с собой только Св. Евангелие. Поезд пришел рано, и она успела зайти в церковь и причаститься. Когда она пришла к следователю, он вынул ту тетрадь, которую у нее когда-то взяли в вагоне, и спросил узнает ли она, чья это тетрадь? Она сказала, что это ее. Затем, между прочим, он спросил: "Здесь несколько страниц вырвано, по какому случаю она их вырвала? Она ответила, что там были написаны насмешливые ее стихи; ей сделалось стыдно за себя, что она, будучи христианкой, так относится к людям, и потому их вырвала. Следователь спросил: "Вы меня ненавидите?" "Нет, по-христиански мы не можем вас ненавидеть, мне только вас жаль". Совершенно изменившимся тоном он стал рассказывать ей о своем тяжелом детстве... Она заметила у него слезы на глазах. И в В конце концов, он сказал: "Будьте такой, как вы есть, я буду за вами следить, но только потому, что вы заинтересовали меня. Неужели теперь может быть такой человек? Желаю вам оставаться такой, как вы есть". Тем и закончилось их знакомство. Это было около 1921г."
Смоленск
В 1920-е годы Елена Витальевна посещала Оптину пустынь и Шамординскую обитель.
Шамординская монахиня Амвросия (Оберучева) в своих записках называла Елену
Витальевну "идеальным человеком", воспоминание о которой ее всегда утешало. "Не могу описать моей радости, когда они пришли в монастырь. У меня было несколько больных, которых я должна осмотреть. Поручаю сестре Анюте, чтобы она сделала для моих путешественников ванну и переодела белье. Даю две рубашки свои... Елена Витальевна пробыла несколько дней, все мы ходили в храм, не пропускали божественных служб. Оказывается, она пишет стихи, и написала стихотворение в память посещения нашего храма. Рассказала мне свою жизнь трогательную и в то же время утешительную... Когда мы были в Оптиной у б.Нектария и заговорили о тяжелом положении Церкви, о появлении обновленчества, то на вопрос, как об этом молиться, он произнес прошение ектений, и Елена Витальевна с его слова записала: "О еже низложити сопротивныя на ны востания, святыя же Божий Церкви, в напасти сущыя, со предстоятелями их и всеми верными, свободити, Господу помолимся". Когда она уезжала, я напомнила сестре Анюте, помыли ли ее рубашку? Она поедет в моей, а эту надо завернуть и ей отдать. А сестра на это мне сказала, что у нее не было рубашки... Может показаться странным, что я, не зная ее, обратилась к ней с таким трудным делом и так на нее надеялась. Но я слышала о ней от двоюродной сестры Анны и была уверена, что она поможет. И вот теперь, вспоминая ее жизнь, мне хочется рассказать о ней другим..." Смоленск Год окончания1944 День окончания22 Месяц окончания6
Перед арестом Елена Витальевна жила в Смоленске "без определенных занятий"
Военный Трибунал войск НКВД Смоленской обл. 14/09/1944 Статьяст.5810 ч.2 УК РСФСР Приговор8 лет ИТЛ с последующим поражением в правах на 5 лет
Д.25183-С.
2.П.Паламарчук. Стихи: Е.Домбровская. Жизнь, страдания и духовные дары святого мученика и чудотворца Трифона и уроки из его жизни. М.: Паломникъ, 2002. 254с..