Осуждения
тройка при ПП ОГПУ по БССР
08/01/1933
Обвинение "групповая антисоветская деятельность"
Статья ст.74,76 УК БССР
Приговор 5 лет концлагерей
Архив УКГБ РБ по Витебской обл. Д.15166-П.
Обвинялся в том, что
"... морально издеваясь над населением, втянутом в церковь,
вынуждал его выполнять такие мероприятия, как облачение в монашескую
одежду, обосновывая это религиозными мотивами".
Приходской актив принял решение:
"... учитывая сочувственное отношение верующих к Зубарю,
организовать делегацию женщин и послать в Освейское отделение ГПУ
с требованием освободить священника и разрешить
ему в дальнейшем беспрепятственно совершать церковные богослужения
в Освейской церкви".
Из материалов дела:
"В Освейский райаппарат ГПУ два дня подряд приходили толпы женщин
разных возрастов, которые заполнили весь коридор и двор райаппарата.
Они требовали сказать им, где Зубарь и скоро ли его освободят.
Затем кем-то был пущен слух, что Зубаря Максима привезли на автомобиле
из Бигосовского погранотряда в Освейский нарсуд.
В результате ... мужчины и женщины заполнили зал и коридоры здания нарсуда...
сборища эти продолжались в течение двух суток ...".
Кроме организации делегации в ГПУ и посещения нарсуда,
по всем деревням Освейского, Сухоруковского и Киселевского сельсоветов
стали ходить с подписными листами об освобождении Зубаря.
Было решено послать ходатайство в ЦИК СССР, но затем это было отложено.
В результате с августа по ноябрь 1932г. в мест.Освея были арестованы многие
церковные активисты.
Из показаний о.Максима на допросе 2.09.1932г.:
"Во время изъятия церковных ценностей [в 1922г.] из Освейской церкви
я находился в м.Освея, согласия на изъятие оттуда ценностей властям
не давал, так как ко мне по этому поводу никто не обращался ...
Я в своем священнослужении и понимании церковных канонов придерживаюсь
дореволюционного православия, никаких новых течений и направлений
до выяснения этого вопроса не признаю.
Признаю монашество, но не проповедую его, считая это не обязательным ...
Свои комментарии в крестьянском антирелигиозном учебнике Ярославского
и журнале "Под знаменем марксизма", а также брошюре Беркова
"Существует ли душа?" я делал для того, чтобы показать архиерею ...
Я считаю, что клубы, как средство религиозного воспитания, ничего не дают.
Они, как увеселительные места, мешают спасению души.
Чтобы клубы не посещали я нигде не высказывался ...
Колхозы в Советском государстве строятся по воле Божией.
Является ли колхозное движение гневом Божиим я не знаю.
Раньше крестьянство обходилось без колхозов, оно могло бы обойтись
без них и сейчас".
8.01.1933г. постановлением тройки при ПП ОГПУ по БССР о.Максим был приговорен
к заключению в концлагерь сроком на 5 лет.
По данным [2] приговор 3 года высылки в Северный край.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Семья выслана в Северный край на 3 года