[back][up level][first][previous][next][last]
    Ищенко Николай Трофимович 
    Год рождения 1887 
    День рождения 2 
    Месяц рождения 12 
    Место рождения Киевская губ., Таращанский у., с.Косяково 
    священник 
    Украинец. Из семьи псаломщика
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1927г.] [1927-1931гг.]
      Образование
        Киевская Духовная Семинария
      Служение
        Киевская губ., Черкасский у. 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1907 
        Год окончания 1911 
        Киевская губ., Таращанский у. 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1911 
        Год окончания 1916 
        Киевская губ., Звенигородский у. 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1919 
        Киевская губ., Чигиринский у. 
        священник 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1925 
      Аресты
        Киевская губ., Чигиринский у. 
        Год ареста 1925 
        В 1925г. арестован, через 2 месяца освобожденКиевская губ., Чигиринский у. 
        Год ареста 1926 
        В 1926г. арестован
      Осуждения
        ./07/1926 
        Приговор 1 год тюремного заключения 
      Места заключения
        Черкасск, тюрьма 
        Год начала 1926 
        Киев, тюрьма 
        Харьков, тюрьма 
        Луганская о., г.Александровск 
        Год окончания 1927 
        После освобождения в 1927г. полгода не имел крова, скитался по деревням Киевщины
      Служение
        Киевская губ., Каневский у., с.Купиеваты 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1929 
        С 1927г. — настоятель храма в с.Купиеваты
        Московская о., г.Серпухов, церковь свт.Николая Чудотворца на Занарском кладбище 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год окончания 1929 
        Московская о., г.Серпухов, Спасо-Занарская кладбищенская церковь 
        священник 
        Должность благочинный г.Серпухова (с февраля 1930г.) 
        Год начала 1929 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1930 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 11 
        Лишен избирательных прав.
        После "декларации" митрополита Сергия (Страгородского) встал в оппозицию к нему.
        Из материалов дела:
             
        "С мая 1929г., после ареста и высылки ЖИЖИЛЕНКО руководство [Серпуховским
              филиалом "ИПЦ"] принял поп ИЩЕНКО Николай Трофимович".
        Из показаний обвиняемого Трусова:
             "После ареста и высылки ЖИЖИЛЕНКО к нам приехал священник ИЩЕНКО Николай,
              который установил связь с ссыльными, нашими единомышленниками и начал
              принимать приезжавших к нему членов других групп...
              Наша группа ставила задачей сделать ячейкой организации каждую церковную
              общину г.Серпухова, и с этой целью мы вовлекали в нашу работу духовенство
              и активных церковников, через которых обрабатывали наиболее надежных
              мирян, недовольных Соввластью"
      Места проживания
        Московская о., г.Серпухов, Малопролетарская, 39/14 
        Год окончания 1930 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 11 
      Аресты
        Московская о., г.Серпухов 
        Год ареста 1930 
        День ареста 14 
        Месяц ареста 11 
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Московской обл. 
        18/02/1931 
        Обвинение "руководитель Серпуховского филиала контрреволюционной церковно-монархической нелегальной организации "Истинное Православие"" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "Дело ИПЦ: Московский, Тверской, Серпуховской филиалы. 1931г." -> 
        ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.28850.
        Из материалов дела:
           "СЕРПУХОВСКИЙ ФИЛИАЛ.
            С января по сентябрь месяц 1928г. руководителем филиала был КРЕМЫШЕНСКИЙ
            Александр Анатольевич, а после его ареста и высылки.... посвящен в епископы
            и использован в качестве руководителя Серпуховского филиала доктор ЖИЖИЛЕНКО,
            который и занимал руководящее положение с января по май 1929 года;
            после же ареста и высылки ЖИЖИЛЕНКО руководство принял поп ИЩЕНКО Николай
            Трофимович... ".

        Из показаний свидетелей:
            "Священники ИЩЕНКО и ШИШКАНОВ говорили проповеди, в которых разъясняли,
             что Соввласть преследует религию и что надо ожидать новой власти...".
            "В августе 1930г. ИЩЕНКО говорил проповедь о том, что "уже скоро будут
             другие порядки, т.к. ничего не стало, и Бог наказывает за непочитание
             духовенства"".
        Из материалов дела:
            "Такую же [антисоветскую] линию проводил при проповедях и руководитель
             Серпуховского филиала организации обвиняемый ИЩЕНКО, в отношении которого
             свидетельница ГОРЯЧЕВА показывает:
                "Летом 1930г., накануне Петрова поста, я пошла на исповедь к священнику
                 ИЩЕНКО, т.к. наш райсеменовский священник заболел. Когда я покаялась
                 во всех грехах, ИЩЕНКО спросил, не состояла ли я в колхозе. Я ответила,
                 что в марте была десять дней в колхозе, но вышла и сказала, что каюсь
                 в этом. Тогда ИЩЕНКО заявил:
                      "Это такой грех, который нужно долго замаливать, но Бог тебя
                       простит, только не помышляй больше об этих организациях антихриста
                       и во искупление своих грехов не советуй и другим православным
                       вступать в разные колхозы и совхозы".
                 Я послушалась отца Николая, и теперь никакая сила не заманит меня
                 в колхоз".

        Из показаний свидетелей:
              "Священник же ИЩЕНКО еще злее БУБЛИКОВА и всегда говорит верующим, что
               скоро эту бесовскую власть сотрут в порошок. В частности, в сентябре
               1930г., во время богослужения, собрав вокруг себя группу верующих,
               ИЩЕНКО говорил:
                    "...Власть собирается совсем уничтожить православную церковь,
                     но верующие не должны дремать, а нужно дать отпор такой власти,
                     чтобы от нее только перья остались"".
              "Серпуховские священники во главе с ИЩЕНКО — отъявленные враги Соввласти,
               и в таком же духе настраивают своих прихожан...".

        Из показаний обвиняемого Шишканова:
              "За время пребывания в Серпухове (с половины 1930 года по ноябрь) помню
               следующие нелегальные собрания Серпуховской группы к.-р. организации:
               первое — в начале июня на квартире ИЩЕНКО, а потом у ИГНАТЬЕВА Д.
               по приглашению ИЩЕНКО собрались: я, КРЕМЫШЕНСКИЙ Анатолий, КАПИНУС,
               ИЩЕНКО и ИГНАТЬЕВ; на этом совещании ИЩЕНКО вел разговор о необходимости
               его поездки в Ленинград; второе — во время праздника "взыскания погибших"
               в июле 1930г., в алтаре церкви Покрова, куда собрались: я, ИЩЕНКО,
               ТРУСОВ, БУБЛИКОВ, РЫБАКОВ, ТРУСИЛИН, КАПИНУС; третье — на праздник
               Серафима Саровского в августе 1930 года, в алтаре кладбищенской церкви,
               на котором были: я, ИЩЕНКО, КАПИНУС, ТРУСИЛИН, БУБЛИКОВ и ИГНАТЬЕВ Д.,
               о чем говорили на этих собраниях я не помню".

        Из показаний обвиняемого ТРУСОВА:
              "Серпуховская группа к.-р. организации систематически устраивала
               нелегальные собрания для обсуждения организационных и тактических
               вопросов своей а/с деятельности и для выработки методов вербовки
               в организацию новых членов...
               На одном из таких собраний в июле 1930г. в алтаре собора присутствовали:
               я, ИЩЕНКО, ТРУСИЛИН, КАПИНУС, БУБЛИКОВ и ИГНАТЬЕВ Д.
               ИЩЕНКО сделал информацию о положении в ссылке епископа Максима
              (обвиняемого ЖИЖИЛЕНКО) и предложил оказать ему материальную помощь.
               Это предложение было принято...".

        Из показаний свидетелей:
              "Серпуховские попы во главе с ИЩЕНКО часто собирались в собор по ночам
               и зажигали там огонь, хотя службы никакой в это время и не было...".
              "Летом 1930г. обвиняемые ИЩЕНКО, БУБЛИКОВ и ИГНАТЬЕВ устроили
               торжественное богослужение в деревне Дашковка, причем, как в процессе
               этого богослужения, так и после него собирали группы крестьян-колхозников
               и внушали им:
                  "Если вы не выйдете из колхоза — мы будем считать вас неверующими и
                   в церковь не пустим"".
               "Священники ИЩЕНКО, ТРУСОВ и БУБЛИКОВ в беседе с крестьянами, всегда
                подчеркивали:
                   "Кто не пойдет в колхоз, за того будем молиться и поминать его,
                    как стойкого и богоугодного христианина".
               "Благочинный ИЩЕНКО всегда говорил своим прихожанам, что "скоро будет
                война, в результате которой установится христианская власть на Руси...
                и советовал не вступать в колхозы, т.к. это противно Богу".
               "В разговоре с верующими ИЩЕНКО часто спрашивает, как живут рабочие?
                И говорит, что священники о рабочих заботятся больше, чем большевики,
                надо только не допускать ослабления религии...".

        4 февраля 1931г. следствие по делу было закончено, Коллегия ОГПУ составила
        обвинительное заключение.
        Из обвинения:
               "ИЩЕНКО Николай Трофимович, обвиняется в том, что был руководителем
                Серпуховского филиала и поддерживал личную связь с нелегальным центром
                "Истинного Православия";
                систематически проводил нелегальные собрания, на которых обсуждались
                формы и методы к.-р. деятельности Серпуховского филиала;
                занимался систематической а/с агитацией в проповедях и в частных беседах
                с верующими, настраивая их против всей системы Соввласти и воспитывая
                в духе монархизма...
                В контрреволюционной деятельности сознался, но заявил, что в этой
                деятельности ничего противного духу "Истинного христианина" не видит
                и потому виновным себя не признал".

        Коллегия ОГПУ представила дело на рассмотрение Судебной тройки при ПП ОГПУ
        по Московской обл. после предварительного согласования с Прокурором Московской обл.
        18 февраля 1931г. был вынесен приговор.
        О.Николай Ищенко был приговорен к расстрелу
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1930 
        День начала 15 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1931 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 2 
        Содержался в Бутырской тюрьме во время предварительного заключения
    Кончина
      1931 
      День 23 
      Месяц 2 
      расстрел 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Ваганьковское кладбище 
    Реабилитация
      Дата 24/05/1991 
      Кем реабилитирован По Указу Президиума ВС СССР от 16.01.89 
      По году репрессий 1931 
    Публикации ->
      1 ->
      Расстрельные списки: Ваганьковское кладбище: 1926–1936. Выпуск 2. М: Мемориал, 1995. С.122.
      2 ->
      Шкаровский М.В. Из новейшей истории Русской Церкви// Православная Русь. Джорданвилль, 1995. 15–28 сент. N 18(1543). С.11.
      3 ->
      Гордин В. Расстрельные списки. Сталин: Всех подозрительных уничтожить// Вечерняя Москва. 1997. 27 сент. С.3.
      4 ->
      Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С.66,78,79,337–338.
      5 ->
      Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.309.
      6 ->
    Документы ->
      1.Список лиц, осужденных по делу организации "Истинное Православие".
      2.ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-28850.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ