[back][up level][first][previous][next][last]
    Мелхиседек (Аверченко Михаил Ефимович) 
    Год рождения 1875 
    День рождения 11 
    Месяц рождения 1 
    Место рождения Могилевская губ., Гомельский у., Краснобудская вол. (Белоруссия, Гомельская о., Добрушский р.) , с.Усохская Буда 
    епископ 
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1890-1905гг.] [1905-1906гг.] [1906-1925гг.] [1925-1929гг.] [1929-1931гг.] [1931-1933гг.] [1933г.]
      Образование
        Гомельское духовное училище
        Год поступления 1890 
        Год окончания 1897 
        В 1890–1897гг. обучался в Гомельском духовном училище.
        Из показаний епископа Мелхиседека на допросе 8 февраля 1933г.:
            
        "До 15-летнего возраста, т.е. до 1890г., я жил в хозяйстве своего отца и
             на иждивении последнего. В 1890г. я по ходатайству священника Бачковского
             Ивана, который служил в то время в нашем селе Усохская Буда, поступил
             в Гомельское духовное училище, где учился в течение шести лет, т.е. до 1897г.
             По окончании этого училища я призывался на действительную военную службу,
             но в силу болезни от военной службы был освобожден. После освобождения я
             поступил в качестве монаха в мужской монастырь Глинскую пустынь, где и
             находился до 1905г."
      Служение
        Курская губ., Путивльский у. (Украина, Сумская о., Глуховский р.), с.Сосновка, Рождество-Богородицкая Глинская пустынь 
        Должность послушник, певчий монастырского хора 
        Год начала 1899 
        Год окончания 1905 
        В Глинской пустыни стал хорошим певчим.
        В 1905г. откликнулся на приглашение игумена Порфирия (Муковозова), который, став
        настоятелем Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря, пригласил в Туркестанскую
        епархию хор певчих из родной Глинской обители
      Служение
        Туркестанский край, Семиреченская о., Пржевальский у. (Киргизия, Иссык-Кульская о., Тюпский р.), с.Ак-Булун, Свято-Троицкий Иссык-Кульский миссионерский мужской монастырь 
        монах 
        Год начала 1905 
        День начала 25 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1906 
        Пел на клиросе
      Рукоположение
        монах 
        Мелхиседек 
        1906 
        День 19 
        Месяц 7 
        иеродиакон 
        1906 
        День 20 
        Месяц 7 
        Место Туркестанский край, Семиреченская о., Пржевальский у., с.Преображенское (Тюп), Казанско-Богородичная церковь 
        Кто рукоположил епископ Димитрий (Абашидзе) 
        иеромонах 
        1907 
        День 15 
        Месяц 8 
        Место Туркестанский край, г.Верный (Казахстан, г.Алма-Ата), Крестовая церковь Архиерейского Дома 
        Кто рукоположил епископ Димитрий (Абашидзе) 
        Согласно [7 (ТЕВ. 1907. N 9. С.40.)] иерейская хиротония состоялась 19.08.1907г.
        в кафедральном соборе г.Верного
      Служение
        Туркестанский край, Семиреченская о., Пржевальский у. (Киргизия, Иссык-Кульская о., Тюпский р.), с.Ак-Булун, Свято-Троицкий Иссык-Кульский миссионерский мужской монастырь 
        иеродиакон, иеромонах (с 15.08.1907г.) 
        Год начала 1906 
        Год окончания 1919 
        По послушанию монастыря иеромонах Мелхиседек служил на приходах в окрестных селах.
        7 окт. 1908г. назначен настоятелем Димитриевского храма с.Теплоключенка.
        С 01.01.1910г. — заведующий молитвенным домом в ст-це Николаевской.
        15.07.1910–1911гг. — служил в с.Преображенское священником (на должности псаломщика).
        Сдал экзамен на звание учителя-практика.
        С 25.10.1910г. — законоучитель в одноклассной приходской школе ст-цы Николаевской.
        С 24.02.1911г. по 1913г. — настоятель храмов в с.Богатырское, Иваницкое и Липенское.
        С 06.02.1912г. — запасной священник Пржевальского благочиния.
        С 01.08.1912г. — законоучитель в городских одноклассных мужском и женском училищах.
        гор.Пржевальска.
        30 июля 1913г. возвращен в Свято-Троицкий монастырь.
        С 31 января 1914г. по 1919г. — ризничий Свято-Троицкого монастыря, проходил
        послушание в чредном священнослужении и уставщика.
        В августе-сентябре 1916г. во время киргизского бунта укрывался с братией
        на острове, участвовал в спасении пострадавших монахов и монастырского имущества,
        оказывал помощь переселенцам.
        На допросе 8 февраля 1933г. епископ Мелхиседек свидетельствовал, что с 1914 — 1918 года
        служил в селах, расположенных на расстоянии 20–30 км. от монастыря.
        В 1916г. по всему Туркестану и бывшей Семиреченской обл. было киргизское
        восстание. Случилось оно в силу того, что киргиз до 1916г. на военную службу
        не брали, а в 1916г., в момент разгара империалистической войны бывшим царским
        правительством, была объявлена мобилизация "десяти лет сразу", благодаря этому
        все киргизы устроили восстание. Делали налеты на русские села, уничтожали людей
        и сжигали села. На усмирение этого восстания был прислан один полк из
        гор.Ташкента под командованием полковника Генцига, но действовать этому
        полку не пришлось, т.к. все киргизы к этому моменты уже ушли в Китай и
        только через шесть месяцев. т.е. в феврале м-це стали из Китая возвращаться
        обратно.
        Из протокола допроса:
             "Я в то время [восстания] служил священником в Иссык-Кульском мужском монастыре, находящемся
             в 40 км от города Пржевальска. Вокруг этого монастыря население также
             в большинстве было киргизское и также принимала участие в восстании.
             [Киргизы] делали налет на наш монастырь, десять человек монахов и одного
             священника убили, сожгли один корпус общежития и конюшни.
             Остальным же монахам и священникам, в том числе и мне, пришлось скрываться
             на лодках на озере Иссык-Куль. Находясь на острове озера Иссык-Куль, мы
             производили перестрелку с киргизами из имевшегося у нас охотничьего оружия,
             но убитых как с нашей, так и с их стороны во время этой перестрелки не было...
             В 1918г. я был снова возвращен в монастырь, где служил священником до полной
             ликвидации обители".
             После ликвидации монастыря в 1919г. о.Мелхиседек был переведен в Ташкент
        Сыр-Дарьинская о. (Узбекистан), г.Ташкент 
        иеромонах, архимандрит 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1925 
        Служил одновременно в Ташкенте и в Михаило-Архангельском храме пос.Черняево.
        Ташкентского уезда.
        Митрополит Мануил (Лемешевский) внес иеромонаха Мелхиседека (Аверченко) в свой
        "Каталог русских архиереев-обновленцев 1922–1924гг." Однако, по сведениям [5],
        о.Мелхиседек причислен к обновленцам необоснованно.
        Приведены следующие документы:
        1. Письмо обновленческого епископа Николая в адрес ГПУ и НКВД за N 16119 от
        22 июля 1923г., в котором о.Мелхиседек объявлялся контрреволюционером и политическим
        преступником.
        2. Письмо того же епископа Николая в адрес НКВД номер 45 от 21 января 1924г:
          "...иеромонах Мелхиседек Аверченко, уволенный от должности священника
          Черняевского поселка и запрещенный в служении, имея антиминс, продолжает служить
          в Ташкенте и в Черняевском поселке, причем, около него группируются верующие.
          Все сообщество пропагандирует тихоновщину, волнуя народ и поддерживая в нем
          недовольство законной, как церковной, так и советской властью. Особенный вред
          нанес иеромонах Мелхиседек церковно-обновленческому движению своим торжественным
          крестным ходом на воду в пос.Черняевском...".

        3. Имя о.Мелхиседека фигурирует в переписке ГПУ и НКВД:
          "...о регистрации и утверждении уставов — отказано. Предполагая, что на почве
          отказа будет усиленно вестись скрытая антисоветская агитация, НКВД просит установить
          разведкой: 1) Деятельность Мелхиседека Аверченко вблизи Черняево, на заимке, а
          также в Ташкенте, где около него группируются к/р элементы, и куда он приезжает
          для совершения служб в районе вокзального и Ольгинского приходов. 2) Деятельность
          Стороженко, бывшего дьяка. Подготовить материалы для их высылки из пределов
          Туркреспублики для устранения их как главарей староцерковников, продолжающих
          демонстрации своими службами, вопреки существующим правилам регистрации, и
          пользующихся известным авторитетом. Сообщите в последующем для дальнейшего
          административного надзора за названными группами".

        Рассмотренные документы охватывают период деятельности о.Мелхиседека с 1922
        по 1924гг. и убедительно свидетельствуют об отрицательном отношении его к обновленцам.
        Документально неизвестно, в каком году о.Мелхиседек был возведен в сан архимандрита,
        но скорее всего, в период 1923–1925гг. [5]
        С 1923г. есть документированные сведения [7], что в Ташкенте архимандрит Мелхиседек
        сблизился с будущим епископом Лукой (Войно-Ясенецким), сопровождал его в поездке
        в Самарканд и Педжикент для хиротонии, боролся с обновленчеством [7]
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1910 
        День 18 
        Месяц 4 
        крест и медаль в память 300-летия Дома Романовых 
        Год награждения 1913 
        благодарность за помощь в ликвидации последствий бунта 1916г. 
        Год награждения 1918 
        Месяц 1 
        Кем награжден Св.Синод 
      Рукоположение
        епископ 
        1925 
        День 26 
        Месяц 6 
        Место Закаспийская о. (Туркмения), г.Теджен 
        Кто рукоположил епископ Андрей (Ухтомский), епископ Нижне-Тагильский Лев (Черепанов) 
        Хиротонисан тайно во епископа 13/26 июня 1925г.
        Относительно биографии иеромонаха Мелхиседека в каталоге митр. Мануила сказано,
        что 13 июня 1925г. он был хиротонисан во епископа Андреевского, а затем в 1926г.
        принес покаяние за уклонение в обновленческий раскол. По каталогу М.Е.Губонина,
        Андреевская епархия была только обновленческая. Получается, что Мелхиседек был
        рукоположен в обновленческого епископа. Из доклада же епископа Луки (Войно-Ясенецкого)
        мы видим, что:
         "Мелхиседек был рукоположен во епископа православных общин Туркестанской епархии
          епископами Андреем Ухтомским и Львом Нижне-Тагильским. Епископ Сергий (Лавров)
          наложил прещение на иеромонаха Мелхиседека, но оно не могло иметь силы, т.к.
          в это время Мелхиседек уже был рукоположен, о чем епископ Сергий, очевидно,
          не знал".

        Эти события происходили незадолго до приезда епископа Луки, и в докладе, характеризуя
        епископа Мелхиседека, он ни одним словом не упоминает об уклонении в обновленческий
        раскол. Все это ставит под сомнение факт уклонения епископа Мелхиседека в раскол.
        В своем докладе [5] епископ Лука так характеризует епископа Мелхиседека:
         "Хотя еп.Мелхиседек не имеет даже среднего образования, но знающие его весьма
          высоко отзываются о его благочестии, верности, смирении и примерной жизни, о
          высоком похвальном отношении к пастырским обязанностям. Я рад был бы иметь его
          своим викарием".

        Епископ Лука в своем докладе отметил, что, поскольку рукоположение епископа Мелхиседека
        происходило в его отсутствие, то он посоветовал ему ехать в Москву для получения
        утверждения его хиротонии и назначения на какую-либо кафедру
      Служение
        Туркестанская епархия 
        епископ 
        Должность викарный епископ Православных общин Ташкентско-Туркестанской епархии 
        Год начала 1925 
        День начала 26 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1926 
        Месяц окончания 5 
        Следуя совету епископа Луки, в мае 1926г. епископ Мелхиседек отправился
        в Нижний Новгород к митрополиту Сергию (Страгородскому) для снятия прещения,
        наложенного тяготевшим к обновленчеству Сергием (Лавровым) (в 1927г. перешедшим
        в раскол), а также для утверждения своей тайной архиерейской хиротонии.
        От митрополита Сергия получил утверждение хиротонии и назначение на Уразовскую
        кафедру
        Воронежская губ., Валуйский у., слоб.Уразово 
        епископ 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1926 
        Сведений о вступлении в управление Уразовской кафедрой нет
        Туркестанская епархия 
        епископ 
        Должность викарный Пишпекский и Семиреченский, викарий Туркестанской епархии 
        Год начала 1926 
        День начала 30 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1927 
        С 30 октября 1926г. — викарий Туркестанской епархии, епископ Пишпекский и Семиреченский.
        Имел резиденцию в селе Черняевском в 18 км от г.Ташкента
        Алма-Атинская епархия 
        епископ 
        Должность викарный Пишпекский и Семиреченский, викарий Алма-Атинской епархии (Киргизия, г.Фрунзе) 
        Год начала 1927 
        День начала 30 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1929 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 11 
        С 30 октября 1927г. — викарий Алма-Атинской епархии, епископ Пишпекский и Семиреченский.
        Сам епископ Мелхиседек на допросе 8 февраля 1933г. показывал:
           "В 1927г. я был переведен в город Фрунзе на должность викарного епископа,
            где и служил до 1929г.".

        В этот период — 23 апреля 1928г. — в городе Фрунзе вызывался на допрос в связи
        с контактами с некоторыми из священнослужителей и мирян. Отпущен сразу после
        допроса.
        6 ноября 1929г. Указом митрополита Сергия (Страгородского) и Временного Синода
        освобожден от управления Пишпекским викариатством и назначен в распоряжение
        Туркестанского митрополита Никандра (Феноменова). Выехал в Ташкент
      Места проживания
        Ташкент 
        Год начала 1929 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1929 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 11 
        Как показывал на допросе 8 февраля 1933г. сам епископ Мелхиседек, с 1929 по 1931г.
        "в связи с отсутствием вакантных должностей я находился за штатом и жил в Ташкенте".
      Аресты
        Ташкент 
        Год ареста 1929 
        День ареста 12 
        Месяц ареста 11 
        Обвинение при аресте "подозрение в шпионаже" 
        Арестован в Ташкенте органами ОГПУ 12 ноября 1929г. и заключен под стражу.
        Освобожден в конце 1929г.
        Согласно обвинительному заключению, составленному в 1933г. Троицким окружным судом
        на основании информации из Туркестана:
            "Епископ Мелхиседек в 1928г. арестовывался органами ОГПУ Туркестана
             по подозрению в шпионаже. Просидел 2 месяца, после чего был освобожден
             из-под стражи".

        Предположительно [Зв1], речь идет об аресте 1929г.
      Места проживания
        Ташкент 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1931 
        После освобождения до 1931г. проживал в Ташкенте, о чем на допросе 8 февраля
        1933г. показал так:
            "С 1929 по 1931 год в связи с отсутствием вакантных должностей и мест я
             находился за штатом и проживал в гор.Ташкенте".

        После ареста 6 мая 1930г. пребывавшего в Ташкенте на покое епископа Луки
        (Войно-Ясенецкого) епископ Мелхиседек стал инициатором коллективного прошения
        о его освобождении
      Служение
        Уральская о., Троицкий округ (Челябинская о.), г.Троицк 
        епископ 
        Должность епископ Челябинский и Троицкий 
        Год начала 1931 
        День начала 11 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1933 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 1 
        С 11 августа 1931г. — епископ Челябинский и Троицкий.
        С 1928г. резиденция Челябинских епископов находилась в гор.Троицке как центре
        Православия Челябинской епархии.
        По словам самого епископа Мелхиседека:
          "С 1931г. служу в Троицке на должности епископа Челябинской епархии тихоновской
          ориентации, куда входят Челябинский, Троицкий, Кустанайский округа" [4]
      Аресты
        Уральская о., Троицкий окр. (Челябинская о.), г.Троицк 
        Год ареста 1933 
        День ареста 29 
        Месяц ареста 1 
        29 января 1933г. арестован органами ОГПУ.
        Следователь Мальцев построил обвинение на торговле лампадным маслом и связи с
        чтимой в народе Дунюшкой, православной странницей из села Чудиново. К февралю
        Мальцев уже отчитывается о "раскрытии очередной антисоветской к/р группировки
        церковников во главе с епископом Мелхиседеком". По делу в составе группы епископа
        якобы состоят священники тихоновской ориентации Тихон Костенко и Василий Новиков,
        монахини Серафима (Клавдия Винокурова), Куликова Анастасия Ивановна,
        Манефа (Волкова Мария Никифоровна), Пирожникова Мария Ивановна, председатель
        церковного совета Усенко, церковный староста Ремезов и миряне супруги
        Железняковы Дарья Васильевна и Василий Петрович
      Осуждения
        Коллегия ОГПУ 
        22/04/1933 
        Обвинение "организатор и руководитель контрреволюционной группировки церковников, антисоветская деятельность" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет концлагерей 
        Групповое дело "Дело епископа Мелхиседека (Аверченко) и священников и мирян г.Троицка. Челябинская обл., г.Троицк, 1933г." 
        Дело рассмотрено в порядке постановления Президиум ЦИК СССР от 09.06.1927г.
        "О мероприятиях в связи с белогвардейскими выступлениями":
            "Предоставить ОГПУ право рассматривать во внесудебном порядке, вплоть до
             применения высшей меры наказания, дела белогвардейцев, контрреволюционеров,
             шпионов и бандитов".

        Из показаний епископа Мелхиседека на допросе 8 февраля 1933г.:
            "На запрос митр.Сергия о созыве Всероссийского Собора в 1928г. я написал
             доклад, в котором высказал свое соображение о приглашении на Собор всех
             священнослужителей, находящихся в ссылках, в концлагерях и отбывающих
             наказание за а/с и к/р деятельность.
             Эту мысль меня заставили высказать те обстоятельства, что в то время
             большинство лучших, преданных делу православной церкви епископов и
             священников староцерковной ориентации советской властью были репрессированы.
             По моей инициативе церковным советом и верующими прихода в Ташкенте было
             написано прошение об освобождении епископа Войно-Ясенецкого.
             Я вел с верующими частные беседы, убеждал их в том, чтобы они не забывали
             Бога, ходили в церковь, молились Богу и не слушали атеистов-безбожников,
             ведущих борьбу с религией и православной церковью. С методами их борьбы
             я не согласен и рассматриваю эти методы как кощунство и гонение
             на Православную церковь".

        Из обвинительного заключения по делу:
            "Преследуя цель противодействия проводимым хозяйственно-политическим кампаниям,
             борьбы с советской властью и укрепления религии, объединившись,
             распространяли среди населения провокационные слухи о появлении в городе
             Троицке святой и прозорливой женщины "Дуняши", и вокруг нее группировали
             весь антисоветский элемент города, собирали и проводили нелегальные
             собрания, на которых вели разговоры против существующего советского строя
             и проводимых мероприятий.
             Систематически нарушали декрет об отделении церкви от государства.
             Следствие установило, что осенью 1931г. в Троицк приехала припадочно-больная
             60-летняя старуха Маханькова Евдокия Тихоновна. Бывшие монашки усиленно
             стали использовать припадки Евдокии, как аргумент против советской власти.
             Они стали распространять провокационные слухи, говоря, что Дуняша святая и
             пострадавшая за православную церковь, что она верующих исцеляет от недугов,
             предсказывает скорую расправу с безбожниками за гонение на православную
             религию и закрытие церквей.
             Группа монашек проводила по вечерам и ночам нелегальные собрания, в которых
             принимали участие священники, и все вместе они проводили а/с работу против
             власти и проводимых ею кампаний. Священники служили специальные молебны о
             здоровье Дунюшки, на проповедях говорили о ее святости и предсказаниях".

        Следователь выбивал из обвиняемых показания о спекуляции маслом и свечами.
        Однако, помощник областного прокурора написал на обвинительном заключении:
            "Ст.107 УК исключить, так как продажа горного масла и свечей разрешена".
        Постановлением Коллегии ОГПУ от 24 апреля 1933г. епископ Мелхиседек был приговорен
        к 5 годам ИТЛ.
        Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 16 апреля 1933г. Новиков
        и Винокурова были осуждены на 3 года Вишлага ОГПУ, Куликову выслали в Казахстан
        на 3 года, а священника Тихона Костенко был лишен права проживания в 12 пунктах Уральской области
        на 3 года.
        Что же касается Дунюшки и некоторых осужденных, то здесь следствию пришлось
        столкнуться с неожиданными проблемами. Следователь в ходе следствия разослал
        немало запросов и требований срочно арестовать Евдокию, но органам так и не
        удалось ее найти. Дунюшка скрывалась в одном из сел района, причем приютил
        и прятал ее отнюдь не православный человек.
        А осужденных Винокурову и Новикову ОГПУ по Уралу разыскивало долго. ПП ОГПУ по
        Уралу просит в телеграмме в Троицкий р/о "срочно установить когда, куда были
        сданы осужденные". Ответ Троицкого ОГПУ:
          "Таковые этапированы 23 мая в Вишлаг ОГПУ, но по сообщению Вишлага, в их распоряжение
           не прибывали, кроме того, в мае конвой в Троицке не был из-за карантина, и
           указанных заключенных не перевозил".

        Лишь в марте 1934г. Свердловскому ОГПУ удалось найти заключенных в Магнитогорском
        ИТУ. 31 марта 1934г. решили отправить их в Сиблаг, но 15 апреля начальник Свердловского
        ОГПУ докладывает в Москву:
         "Винокурова К.И. из лагеря сбежала и ее местонахождение неизвестно.
          Новиков В.Т. в порядке 458 ст.УПК из лагеря освобожден, как инвалид, и выбыл
          на место жительства в Троицк, вследствие чего ваше распоряжение о направлении
          в Сиблаг остается невыполненным".

        Епископ Мелхиседек был назначен к отправке в Сиблаг ОГПУ, но отправлен не был.
        1 июля 1933г. он был направлен спецконвоем из г.Троицка в г.Фрунзе в распоряжение
        ГПУ, т.к. последний проходил по делу к/р организации. А поэтому постановление
        Коллегии ОГПУ по его делу было оставлено без исполнения
      Места заключения
        Уральская (Челябинская) о., г.Троицк, Домзак (тюрьма) 
        Год начала 1933 
        День начала 29 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1933 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 7 
        Киргизская ССР, г.Фрунзе (Киргизия, г.Бишкек), тюрьма 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1933 
        Месяц окончания 10 
        Ташкент, ДПЗ 
        Год начала 1933 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1933 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 10 
        В октябре 1933г. переведен в Ташкент в распоряжение ПП ОГПУ в Средней Азии.
        Содержался под стражей в ДПЗ
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ в Средней Азии 
        23/10/1933 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет ИТЛ, считая срок с 9 апреля 1933г. 
        23 октября 1933г. тройка при ПП ОГПУ осудила епископа Мелхиседека на 10 лет ИТЛ,
        считая срок с 9 апреля 1933г., "вне зависимости от возраста и состояния здоровья".
        Предыдущий приговор поглощался новым.
        29 октября 1933г. "направлен для отбытия срока заключения и передан в распоряжение
        Сазлага ОГПУ
      Места заключения
        Узбекская ССР, Сазлаг ОГПУ 
        Год начала 1933 
    Кончина
      скончался в ИТЛ 
      Предположительно [Зв1], скончался в Сазлаге ОГПУ
    Публикации ->
      1 ->
      Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.4. С.318.
      2 ->
      Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.749.
      3 ->
      Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.980.
      4 ->
      Лобашев А. "Верою побеждали!...": Книга о духовном подвиге православных южноуральцев. Челябинск, 2007. С.120–129.
      5 ->
      Заславский В.Б. Пострадавшие за веру православную в Ташкентской епархии// Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып.3 (20). С.111–125.
      6 ->
      7 ->
    Заявители ->
      1. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Использованы материалы:
         ОГАЧО. Ф.Р-467. Оп.3. Д.336. Дело по обвинению епископа Мелхиседека (Аверченко) и др., 1933г.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ