[back][up level][first][previous][next][last]
    Миролюбов Василий Сергеевич 
    Год рождения 1866 
    Место рождения Самарская губ., Бузулукский у. (Оренбургская о., Тоцкий р. (Башкортостан, Кугарчинский р.)), с.Злобинка 
    священник 
    Родился в 1866(1867?)г. в семье псаломщика.
    Получил начальное образование в сельской школе.
    Женился на Елизавете Ивановне (1872г.р.).
    В семье рождались дети, из которых известно о сыновьях Иване (1887(1892?)г.р.),
    ставшем священником, и Михаиле (1907г.р.), а также о дочери Елене
    Родство Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1891-1917гг.] [1917-1918гг.] [1918-1929гг.] [1929г.] [1929-1934гг.] [1934-1939гг.]
      Служение
        Самарская губ. 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1891 
        В 1891г. поступил на службу псаломщиком
        Оренбургская губ., Оренбургский у. (Оренбургская о., Саракташский р.), с.Новосокулак, Казанская церковь 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1911 
        Год окончания 1917 
        К 1911г. служил псаломщиком в Казанской церкви с.Новосокулак Оренбургского уезда
        и губернии
      Рукоположение
        диакон 
        1917 
        В 1917г. рукоположен во диакона с оставлением на вакансии псаломщика при той же
        Казанской церкви в с.Новосокулак
      Служение
        Оренбургская губ., Оренбургский у. (Оренбургская о., Саракташский р.), с.Новосокулак, Казанская церковь 
        диакон 
        Должность на вакансии псаломщика 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1918 
        Оренбургская губ., Оренбургский у., с.Сарбай-Михайловское (Оренбургская о., Саракташский р., с.Новомихайловка), Михаило-Архангельская церковь 
        диакон 
        Должность на вакансии псаломщика 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1918 
        В начале 1918г. перемещен диаконом на псаломщическое место к Михаило-Архангельской
        церкви с.Сарбай-Михайловское, где служил священником его сын — Миролюбов Иван
        Васильевич
      Рукоположение
        иерей 
        1918 
        В 1918г. рукоположен во священника
      Служение
        Оренбургская губ., Оренбургский у., с.Сарбай-Михайловское (Оренбургская о., Саракташский р., с.Новомихайловка (Михайловское)), Михаило-Архангельская церковь 
        священник 
        Год начала 1918 
        В период гражданской войны оставался на Михайловском приходе.
        В его доме находился штаб Белой Армии, что позже послужило к обвинению священника
        в пособничестве белым.
        По непроверенным сведениям (утверждениям некоторых свидетелей), один из сыновей
        о.Василия был белогвардейским офицером и эмигрировал с белыми.
        В 1920-е годы о.Василий продолжал служить в с.Михайловское.
        По другим данным (его показания на допросе в 1931г.), в период 1921–1928гг.
        "жил кое-где, не служил"
        Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. (Мраковско-Юмагузинский р.), с.Ново-Александровка, Покровская церковь 
        священник 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1929 
        С 1928г. — священник Покровской церкви с.Ново-Александровка Кипчанской вол.
        Зилаирского кантона — Мраковско-Юмагузинского р-на Башкирской АССР.
        Церковь принадлежала к Уфимской православной епархии.
        Поселился с женой в сторожке у церкви.
        11 июня 1929г. о.Василий выступил на общем сельском собрании, созванном
        по результатам "учета объектов обложения и исчисления доходности на каждое
        хозяйство":
           
        "Граждане! На меня наложили 50 пудов хлеба к сдаче и проставили доходность
            200 рублей. Что же вы смотрите и не защищаете меня, ведь у меня столько нет".

        Председательствовавший предупредил о.Василия, что тот лишен права голоса и
        не имеет права высказываться на собрании, но не обращая на это внимания, батюшка
        продолжал:
           "Комиссия [по налогообложению], налагая непосильное обложение, делает неправильно.
            Вы, граждане, сами знаете, что у меня столько хлеба и дохода нет. Вы должны
            следить за работой Комиссии и защищать меня. Комиссия непосильными обложение...
            разоряет нас — духовенство и крестьян".

        На следующий же день сельсовет составил акт, "который вместе с Миролюбовым
        был направлен в волостную милицию на предмет привлечения его к ответственности
        как за антисоветское выступление".
      Аресты
        Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. (Башкортостан, Кугарчинский р., Юмагузинский с/с), с.Ново-Александровка 
        Год ареста 1929 
        День ареста 12 
        Месяц ареста 6 
        12 сентября 1929г. был отправлен в волостную милицию за выступление на общем собрании жителей села
        с просьбой о защите от непосильного налога, где был задержан
      Места заключения
        Башкирская АССР, Зилаирский кантон, с.Кипчанское, волостная милиция 
        Год начала 1929 
        День начала 12 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1929 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 6 
        12–15 июня 1929г. находился под стражей в волостной милиции.
        Председатель церковного совета Андрей Левашов трижды приходил к секретарю сельсовета
        за разрешением на созыв собрания верующих "о выдаче одобрительного приговора"
        батюшке, но ему было отказано.
        И лишь с разрешения председателя ВИКа удалось провести приходское собрание,
        на котором было "принято одобрение" пастырю, и о.Василий был освобожден
      Служение
        Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. (Башкортостан, Кугарчинский р., Юмагузинский с/с.), с.Ново-Александровка, Покровская церковь 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1929 
        День начала 15 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1929 
        Месяц окончания 9 
        11 августа 1929г. пленум сельсовета с беднотой и комсомольцами постановили
        впредь "не гонять сельских исполнителей по селу", а объявлять о созыве собраний
        колокольным звоном, используя церковный колокол. Однако верующие восприняли
        это постановление как первый шаг к готовящемуся закрытию храма.
        На общем собрании граждан села 14 августа верующие горячо выступили против,
        выкрикивая:
            "Мы умрем за церковь, но ее не дадим — хоть убивайте! Это постановление
             неправильно! Пусть власть не касается до церкви! Хотите церковь закрыть

             — не дадим...".

        Тем не менее большинством голосов решение было принято.
        В воскресенье 17 августа для созыва пленума сельсовета, совместно с активом,
        беднотой и комсомолом, по вопросу хлебозаготовок и реализации займа индустриализации
        активисты пришли к церкви с намерением позвонить в колокол. Однако сторож быстро
        закрыл храм на замок, а у церковной ограды "гостей" встретила толпа женщин
        с криками:
            "Не подходите, звонить не дадим, хоть убейте нас, к церкви не подпустим!"
        Колокол висел не на колокольне, а на перекладине в церковной ограде, а потому
        несмотря на протесты верующих один из активистов "взялся за проволоку,
        привязанную к языку, и намеревался ударить в колокол, но на него набросилась
        толпа, свалила на землю, отняла проволоку и оторвала ее от колокола.
        К церкви стали толпами со всех сторон подходить женщины и в небольшом
        количестве мужчины, в возбужденном состоянии, крича:
            "Уходите от церкви, звонить не дадим, делаете неправильно, власть не имеет
             права касаться церкви...".

        Толпа быстро выросла до сотни человек. Сельский исполнитель потребовал выдать
        ключи от церкви, открыть ее и привязать к колоколу проволоку, ведь может
        случиться пожар и нечем будет оповестить граждан. Но подошедшая жена церковного
        сторожа заявила, что ключи потеряла. Народ продолжал волноваться.
        Тогда члены сельсовета и комсомольцы в сопровождении толпы пошли к домику
        церковного сторожа. Когда обнаружилось, что дом заперт снаружи на замок,
        то в амбар под арест посадили жену сторожа. Толпа вернулась к церкви,
        все больше возбуждаясь и крича:
            "Власть, отбирая у нас церковь, делает неправильно, церковь отбирать
             не дадим!"

        Боясь разъяренности людей, жену сторожа быстро освободили.
        Часть собравшихся людей, человек в 80, в их числе 20 мужчин, подошла к сельсовету,
        где началось заявленное ранее заседание. Громкие выкрики продолжались
        до окончания заседания, а затем народ разошелся по домам.
        Сельсовет не собирался спускать противостояние на тормозах и принял решение
        "активных участников массового выступления с материалами направить в волмилицию
        для привлечения их к ответственности".

        Однако в сельсовет явилась только Евфимия Салтыкова, остальные крестьяне
        не подчинились.
        А когда сельский исполнитель зашел в храм объявить одному из прихожан требование
        о явке в сельсовет для отправки в милицию, "его там отколотили бабы по шее"
        и выгнали из церкви.
        Тут же после этого, по окончании утрени бывший в церкви народ, узнав, что
        Салтыкову Евфимию отправляют в милицию, — все от церкви, человек в 300–400,
        с криками, возбужденно размахивая руками, подошли к сельсовету и в один голос
        потребовали освобождения Салтыковой, крича:
            "Отправлять, так всех отправляйте, убивать — всех убивайте!".
        Что еще кричали, из-за общего гвалта разобрать было невозможно, в толпе было
        много мужчин. Ввиду угроз толпы Салтыкова была немедленно освобождена,
        а толпа вернулась в церковь, причем среди людей в этот день было много прихожан
        из других деревень.
        Подозрения верующих в намерении властей закрыть храм, используя вопрос
        о колокольном звоне в качестве предлога, оказалось вполне обоснованным.
        На допросе в 1937г. один из ответственных лиц колхоза заявил:
            "В 1929г. Миролюбов организовал массовую волынку женщин из 300–400 чел.,
             которых направлял в сельсовет против постановления власти по части
             закрытия церкви".
      Аресты
        Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. (Башкортостан. Кугарчинский р., Юмагузинский с/с), с.Ново-Александровка 
        Год ареста 1929 
        Месяц ареста 9 
        В конце сентября (начале октября?) 1929г. о.Василий был арестован Зилаирским кантонным отделом
        ОГПУ в связи с волнением верующих
      Места заключения
        Башкирская АССР, Зилаирский кантон, Кипчанская вол. 
        Год начала 1929 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1929 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 12 
        Три месяца находился под стражей.
        Обвинялся по стт.58–10,59–2 УК в следующем:
            "Вел агитацию против закрытия местной церкви несмотря на то, что было
             протокольное постановление сельсовета и собрания граждан. Результатом
             его агитации 17 и 18 августа 1929г. в день закрытия церкви получилось
             групповое выступление женщин".

        27 декабря 1929г. о.Василий был освобожден под подписку о невыезде.
        Вернулся на свой приход. Дело судом не рассматривалось
      Служение
        Башкирская АССР, Мраковский р. (Башкортостан, Кугарчинский р.), Юмагузинский с/с, с.Ново-Александровка, Покровская церковь 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1929 
        День начала 27 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1931 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 7 
        осле освобождения продолжил служение в церкви с.Ново-Александровка.
        Псаломщиком у него в то время служил Петр Сумароков, регентом — Михаил Васильев
      Аресты
        Башкирская АССР, Мраковский р. (Башкортостан, Кугарчинский р.), Юмагузинский с/с, с.Ново-Александровка 
        Год ареста 1931 
        День ареста 15 
        Месяц ареста 7 
        Арестован 15 июля 1931г. и заключен под стражу при управлении милиции Мраковского
        района БАССР.
        Вместе со священником планировалось арестовать и псаломщика Петра Сумарокова, но
        последнему удалось скрыться из села и таким образом избежать ареста
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ БАССР 
        14/09/1931 
        Обвинение "систематическая антисоветская агитация; используя религиозный дурман 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 3 года высылки через ПП ОГПУ в Сибирь 
        Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-1032.
        Из обвинения:
           "На протяжении ряда последних лет среди крестьян, используя религиозный дурман,
            систематически занимался антисоветской агитацией против проводимых Советской
            властью мероприятий в деревне.
            Пользуясь авторитетом, как поп, имел доверие со стороны крестьянства.
            В связи с этим поп выступал как против колхоза, посевкампании, так и против
            закрытия церквей".

        14 сентября 1931г. тройкой при ПП ОГПУ БАССР осужден к 3 годам высылки через
        ПП ОГПУ в Сибирь
      Места заключения
        Башкирская АССР, с.Мраково, при отделении милиции 
        Год начала 1931 
        День начала 15 
        Месяц начала 7 
        Башкирская АССР, г.Стерлитамак, Стерлитамакский Исправдом 
        Сибирь 
        Год окончания 1934 
        В 1934г. освобожден по отбытии срока
      Служение
        Башкирская АССР, Мраковский (Юмагузинский с 1935г.) р. (Башкортостан, Кугарчинский р., Юмагузинский с/с), с.Ново-Александровка, Покровская церковь 
        священник 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1937 
        После освобождения в 1934г. вернулся на свой приход. На время его отсутствия
        в церкви служили другие священники, к февралю 1934г. — о.Руфин Капонеров.
        К 1937г. о.Василий проживал с матушкой в с.Ново-Александровке. Их дети жили
        самостоятельно. Сын Иван служил священником в с.Хлебодаровка Воскресенского р-на
        БАССР. Сын Михаил трудился слесарем депо станции Кувандык Оренбургской обл.
        Дочь Елена Васильевна (в замужестве Демина) работала учительницей на ст.Кувандык.
        К приходу Ново-Александровской церкви относились ближайшие селения: Александровка,
        Хлебодаровка, Волостновка, Михайловка, Андреевка и другие.
        Благодаря подвижническому служению священника и активности церковного совета
        на воскресные службы в храм постоянно приходило до 100–150 человек, а в большие
        праздники и того больше. Множество верующих говели и причащались Великим постом,
        о чем сохранилась ведомость, составленная пастырем.
        На Пасхальное богослужение 12 апреля 1936г. пришло более 500 человек,
        часть из них приехала на подводах, каковых насчитывалось до 150 (по сведениям
        сельсовета). В результате впоследствии священника и членов церковного совета
        обвинили в срыве посевной кампании по Юмагузинскому и Волостновскому сельсоветам.
        Зимой 1936/1937 года колхозниками было принято постановление о закрытии церкви
        и переоборудовании ее здания под клуб. Верующие ходили по дворам, уговаривали
        народ подписаться против ликвидации храма, и его ненадолго удалось отстоять.
        16 апреля 1937г. общее собрание колхозников и единоличников постановило
        "отдать церковь под яровизацию".
        Однако батюшка в правлении колхоза заявил:
            "Церкву не дам, ни под каким видом не дам".
        В результате в РО НКВД на него поступила очередная докладная.
        Всего же в период с октября 1936г. по август 1937г. местной властью на священника
        было составлено 16 различных актов, докладных и заявлений — за отказ
        предоставить здание церкви для хранения зерна, хотя бы на временной основе,
        за "срыв колхозных работ" из-за богослужений, "за потраву огорода колхозника
        поповским козлом" и проч.
        В мае 1937г. вновь пошли разговоры о закрытии церкви для обустройства
        в ее здании клуба
      Награды
        скуфья 
        Год награждения 1937 
        День 8 
        Месяц 4 
        Кем награжден епископ Уфимский Григорий (Козлов) 
        8 апреля 1937г. епископом Уфимским Григорием (Козловым) награжден ко дню Св;Пасхи
        скуфьей "за усердную и полезную службу Церкви Божией"
      Аресты
        Башкирская АССР, Юмагузинский р. (Республика Башкортостан, Кугарчинский р., Юмагузинский с/с), с.Ново-Александровка 
        Год ареста 1937 
        День ареста 3 
        Месяц ареста 8 
        О.Василий был арестован 3 августа 1937г. и заключен в тюрьму г.Стерлитамака.
        16 августа 1937г. были также арестованы церковная староста Евдокия Федоровна
        Осипенко и член церковного совета Фадеев Петр Алексеевич (осуждены по отдельному
        делу к 10 годам ИТЛ)
      Осуждения
        тройка НКВД Башкирской АССР 
        13/10/1937 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет ИТЛ 
        Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-629.
        12 октября 1037г. осужден тройкой НКВД БАССР к 10 годам ИТЛ
      Места заключения
        Башкирская АССР, г.Стерлитамак, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 3 
        Месяц начала 8 
        Башкирская АССР, ИТК N 9 НКВД БАССР 
        Год окончания 1939 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 12 
    Кончина
      1939 
      День 18 
      Месяц 12 
      умер в заключении 
      Место Башкирская АССР, ИТК N 9 НКВД БАССР 
    Реабилитация
      1
        Дата 16/10/1989 
        По году репрессий 1931 
      2
        Дата 22/08/1989 
        По году репрессий 1937 
    Публикации ->
      1 ->
      Книга памяти жертв политических репрессий республики Башкортостан. Т.3. Уфа, 2001. С.521.
    Заявители ->
      1. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Использованы материалы:
          Материалы Информационного центра МВД России по Респ. Башкортостан;
          Духовенство и церковные деятели по публикациям "Оренбургских епархиальных ведомостей" 1912–1917 гг.: Справочное издание / Сост. А.Г.Щегольков. Т.2. Челябинск, 2012. С.334.;
          Духовенство и церковные деятели по публикациям газеты "Оренбургский церковно-общественный вестник" за 1917–1918 годы: Справочное издание / Сост. А.Г.Щегольков. Челябинск, 2013. С.207.
    Документы ->
      1.Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-1032.
      2.Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-629.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ