Служение
Башкирия, Кармаскалинский р., д.Сихонкино, Никольская церковь
священник
Год начала 1930
Год окончания 1937
В 1930 (1931?)г. перемещен на священническое место к Никольской церкви
с.Сихонкино Кармаскалинского р-на Башкирии.
Приход Никольской церкви относился к 1-му благочинническому округу Уфимской
православной епархии
[Зв1 (ЦГИА РБ. Ф.Р-394. Оп.2. Д.2886. Дело Уфимского Епархиального Совета
тихоновского течения. Список церквей и служителей религиозного культа
Сергиевской ориентации на 19 февраля 1934г. Л.7.)].
Еще в конце 1920-х гг. были запрещены традиционные в тех местах крестные ходы
на 9-ю пятницу по Пасхе к месту явления чудотворной Табынской иконы Божией Матери.
Принятие новой Конституции в декабре 1936г. позволило ослабить некоторые
запреты, и на следующий 1937 год верующие направились на Табынский ключ
не тайком, а организованными группами от разных приходов во главе со своими
священниками.
В 1937г. Пасха приходилась на 2 мая, а 9-я пятница по Пасхе на 2 июля.
Около 9 часов вечера 28 июня 1937г. по уфимской трактовой дороге к с.Сихонкино
приблизился крестный ход с пением молитвы "Христос Воскресе из мертвых"
и направился в церковь. Пришло до 500600 верующих из Уфы и из разных районов,
которые остановились на молитву и отдых в сихонкинской церкви. Для них было
припасено две кадушки воды для питья. Всю ночь до зари в храме шла служба.
Напротив храма находилась школа, где завершали работу учительские курсы.
Преподаватели и курсисты стали свидетелями богослужения с участием сотен
верующих. 29 июня они, по горячим следам, написали несколько заявлений
Уполномоченному Кармаскалинского РО НКВД о "разжигании священником вражды
к советской власти":
"Настоящим заявляем, что мы в ночь на 29 июня присутствовали при исполнении
молебна в Сихонкинской церкви по случаю прихода богомольцев, направляющихся
в Табынск. При исполнении молебна в церкви присутствовало около
400 человек богомольцев...".
В тот же день заявление в РО НКВД подали директор сихонкинской средней школы
С. и учитель той же школы М.:
"28 июня учителями, собравшимися на учительские курсы при Сихонкинской
средней школе, в школьном саду проводился вечер самодеятельности.
Мы около 12 часов ночи встали около изгороди сада против церкви и издали
слушали струнный оркестр, который играл в саду...
В церковной ограде отдыхало много богомольцев, отправлявшихся в Табынск
на богомолье; в церкви, по-видимому, шла служба, так как временами оттуда
слышалось громкое пение. Из ограды вышел один мужчина и подошел к нам
он принял нас за колхозников. Этот мужчина оказался церковным служителем.
Он назвал себя священником села Петропавловка Топорнинского района
[это был иерей Петр Павлович Петров, 1887г.р.]. Сначала он выразил свое
удивление по поводу происшедшей в Сихонкино перемены в части культуры:
он послушал песни на русском языке курсантов, послушал струнный оркестр.
Потом этот мужчина начал нам говорить:
"Да, все это хорошо, только одно плохо, молодежь в школе (он учителей
принял за учеников школы) портят, дают им дурное воспитание, но это
временное попущение Божие; все скоро пройдет... Вот возьмем результаты
переписи населения: в нашем Топорнинском районе больше половины
населения верующие, а в моем Петропавловске неверующих оказалось
только два человека. Как жить, написано в наших книгах. Им надо
верить, они имеют историческое прошлое, наши книги написаны самими
апостолами. Есть вот книги Ленина, он писал мало, он больше сидел
в тюрьме, жизни он не знал. Мне сейчас 50 лет, я учился в духовной
семинарии, знаю, куда жизнь идет, поэтому своего убеждения не меняю.
Вот возьмем диспут в г.Уфе об истинах веры, был там Введенский,
ведь наши коммунистов зашили...".
На наш вопрос, зачем он идет в Табынск, он сказал:
"Как же, там являются чудеса".
Затем, узнав, что мы не колхозники, называвший себя Петропавловским
священником скоро ушел от нас.
Чтобы узнать, куда он пошел и что будет говорить, мы пошли за ним и встали
у ворот ограды против церковных дверей, которые были открыты настежь.
Поп Сихонкинской церкви Осипов Адриан в середине церкви служил.
Вокруг него стояла группа певчих из женщин. на церковном полу всюду лежали
богомольцы, некоторые стояли и молились.
После службы Осипов обратился к богомольцам с краткой речью:
"Братие и сестры, старые и молодые, помогите, спасите мучеников.
Надо бороться за свое правое дело, действуйте и просите Бога,
чтобы Он помог нам поскорее уничтожить врагов. Время близко, все
в нашу пользу. Действуйте!".
После этих слов он начал говорить тихо, нам не слышно было.
После небольшой паузы опять началась служба. Поп Осипов что-то подолгу
читал, в чтении поминал всех врагов веры, неверующих и верующих. Одним
обещал награду, для других просил от Бога вразумление, а врагам сулил
какое-то посрамление. Читаемое Осиповым, видимо, было разжигательным,
так как после каких-то выкриков Осипова певчие с азартом несколько раз
провели молитву "Спаси Господи...", которая в царское время называлась
"молитвою за царя".
Поведение и выступление попов мы считаем разжигательным и явно
контрреволюционным"
Аресты
Башкирия, Кармаскалинский р., д.Сихонкино
Год ареста 1937
День ареста 22
Месяц ареста 7
20 июля 1937г. была составлена справка на арест о.Адриана:
"Осипов Адриан 28 июня с.г. во время прохождения богомольцев на Табынский
ключ устроил многолюдное богослужение, во время которого выступил
с проповедью и призывал уничтожать врагов религии".
22 июля 1937г. о.Адриан был арестован Кармаскалинским РО НКВД и отправлен в
Уфимскую тюрьму.
Его жена и дети к тому времени проживали в с.Базгиево (возможно, в связи
с рождением младшей дочери Галины)
Осуждения
тройка НКВД БАССР
11/10/1937
Обвинение "антисоветская деятельность, организация собраний, контрреволюционные проповеди"
Статья ст.5810 УК РСФСР
Приговор 10 лет ИТЛ
Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-12251.
О.Адриан обвинялся "в антисоветской деятельности, организации приходских
собраний, произнесении контрреволюционных проповедей".
Вину не признал.
На вопрос следствия о событиях 28 июня ответил:
"Я действительно 28-го июня с/г устроил в церкви богослужение по заказу
[иерея] Топольникова Андрея о матери. И к этому моменту пришли богомольцы,
отправляющиеся на Табынский ключ. Их было приблизительно 500600.
Я богослужение проводил с 7 часов вечера до утра, т.е. до восхода солнца
другого дня. Но я в это время никакой антисоветской агитации не вел...
Я объяснял присутствующим Законы Божии по Евангелию... Разъяснял Евангельское
учение с переводом со славянского языка на русский".
На вопрос о том, к какой ориентации принадлежит, ответил:
"Я принадлежу к сергиевской ориентации. Нашу общину возглавляет в городе
Уфе епископ Козлов Григорий, в Москве митрополит Сергий Московский и
Коломенский, фамилию не знаю, а в дер.Сихонкино возглавлял я".
Рассказывая о жизни прихода, назвал в составе приходского актива церковного
старосту Иванова Михаила Семеновича, единоличника из с.Сихонкино;
председателя церковного совета Гарачева Семена Васильевича, единоличника
из д.Верхне-Угличино; члена церковного совета Михайлова Павла Михайловича,
единоличника из дер.Журавлевки Булгаковского сельсовета Уфимского р-на;
уборщицей церкви служила "монашка" Алексеева Фиона, 60-ти лет, из дер.Романовки
Верхне-Тимкинского с/c. [Никто из названных церковников репрессирован не был].
"Я всех точно по фамилиям и именам не знаю. У меня активных прихожан
числится около 3-х тысяч человек, так как наша община является
междурайонной (р-ны Бузовьязовский, Уфимский и Кармаскалинский)".
11 октября 1937г. о.Адриан был осужден тройкой НКВД БАССР к заключению в ИТЛ
сроком на 10 лет
Места заключения
Уфа, тюрьма
Год начала 1937
День начала 22
Месяц начала 7
Год окончания 1937
День окончания 30
Месяц окончания 10
Содержался под стражей в Уфимской тюрьме.
30 октября 1937г. был этапирован в Локчимский ИТЛ
Коми АССР, Локчимлаг
Год начала 1937
Главной задачей лагеря было освоение новых крупных лесных массивов вычегодского
бассейна по берегам реки Локчим, лесозаготовительные и лесосплавные работы.
Лагпункты Локчимлага были размещены на территориях Усть-Куломского, Сторожевского,
Корткеросского и Сыктывдинского районов по реке Вычегда и ее притокам