[back][up level][first][previous]
    Служение
      Башкирия, Кармаскалинский р., д.Сихонкино, Никольская церковь 
      священник 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1937 
      В 1930 (1931?)г. перемещен на священническое место к Никольской церкви
      с.Сихонкино Кармаскалинского р-на Башкирии.
      Приход Никольской церкви относился к 1-му благочинническому округу Уфимской
      православной епархии
         
      [Зв1 (ЦГИА РБ. Ф.Р-394. Оп.2. Д.2886. Дело Уфимского Епархиального Совета
         тихоновского течения. Список церквей и служителей религиозного культа
         Сергиевской ориентации на 19 февраля 1934г. Л.7.)].
      Еще в конце 1920-х гг. были запрещены традиционные в тех местах крестные ходы
      на 9-ю пятницу по Пасхе к месту явления чудотворной Табынской иконы Божией Матери.
      Принятие новой Конституции в декабре 1936г. позволило ослабить некоторые
      запреты, и на следующий 1937 год верующие направились на Табынский ключ
      не тайком, а организованными группами от разных приходов во главе со своими
      священниками.
      В 1937г. Пасха приходилась на 2 мая, а 9-я пятница по Пасхе — на 2 июля.
      Около 9 часов вечера 28 июня 1937г. по уфимской трактовой дороге к с.Сихонкино
      приблизился крестный ход с пением молитвы "Христос Воскресе из мертвых"
      и направился в церковь. Пришло до 500–600 верующих из Уфы и из разных районов,
      которые остановились на молитву и отдых в сихонкинской церкви. Для них было
      припасено две кадушки воды для питья. Всю ночь до зари в храме шла служба.
      Напротив храма находилась школа, где завершали работу учительские курсы.
      Преподаватели и курсисты стали свидетелями богослужения с участием сотен
      верующих. 29 июня они, по горячим следам, написали несколько заявлений
      Уполномоченному Кармаскалинского РО НКВД о "разжигании священником вражды
      к советской власти":
         "Настоящим заявляем, что мы в ночь на 29 июня присутствовали при исполнении
          молебна в Сихонкинской церкви по случаю прихода богомольцев, направляющихся
          в Табынск. При исполнении молебна в церкви присутствовало около
          400 человек богомольцев...".

      В тот же день заявление в РО НКВД подали директор сихонкинской средней школы
      С. и учитель той же школы М.:
         "28 июня учителями, собравшимися на учительские курсы при Сихонкинской
          средней школе, в школьном саду проводился вечер самодеятельности.
          Мы около 12 часов ночи встали около изгороди сада против церкви и издали
          слушали струнный оркестр, который играл в саду...
          В церковной ограде отдыхало много богомольцев, отправлявшихся в Табынск
          на богомолье; в церкви, по-видимому, шла служба, так как временами оттуда
          слышалось громкое пение. Из ограды вышел один мужчина и подошел к нам —
          он принял нас за колхозников. Этот мужчина оказался церковным служителем.
          Он назвал себя священником села Петропавловка Топорнинского района
          [это был иерей Петр Павлович Петров, 1887г.р.]. Сначала он выразил свое
          удивление по поводу происшедшей в Сихонкино перемены в части культуры:
          он послушал песни на русском языке курсантов, послушал струнный оркестр.
          Потом этот мужчина начал нам говорить:
              "Да, все это хорошо, только одно плохо, молодежь в школе (он учителей
               принял за учеников школы) портят, дают им дурное воспитание, но это
               временное попущение Божие; все скоро пройдет... Вот возьмем результаты
               переписи населения: в нашем Топорнинском районе больше половины
               населения верующие, а в моем Петропавловске неверующих оказалось
               только два человека. Как жить, — написано в наших книгах. Им надо
               верить, они имеют историческое прошлое, наши книги написаны самими
               апостолами. Есть вот книги Ленина, он писал мало, он больше сидел
               в тюрьме, жизни он не знал. Мне сейчас 50 лет, я учился в духовной
               семинарии, знаю, куда жизнь идет, поэтому своего убеждения не меняю.
               Вот возьмем диспут в г.Уфе об истинах веры, был там Введенский,
               ведь наши коммунистов зашили...".
          На наш вопрос, зачем он идет в Табынск, он сказал:
              "Как же, там являются чудеса".
          Затем, узнав, что мы не колхозники, называвший себя Петропавловским
          священником скоро ушел от нас.
          Чтобы узнать, куда он пошел и что будет говорить, мы пошли за ним и встали
          у ворот ограды против церковных дверей, которые были открыты настежь.
          Поп Сихонкинской церкви Осипов Адриан в середине церкви служил.
          Вокруг него стояла группа певчих из женщин. на церковном полу всюду лежали
          богомольцы, некоторые стояли и молились.
          После службы Осипов обратился к богомольцам с краткой речью:
              "Братие и сестры, старые и молодые, помогите, спасите мучеников.
               Надо бороться за свое правое дело, действуйте и просите Бога,
               чтобы Он помог нам поскорее уничтожить врагов. Время близко, все
               в нашу пользу. Действуйте!".
          После этих слов он начал говорить тихо, нам не слышно было.
          После небольшой паузы опять началась служба. Поп Осипов что-то подолгу
          читал, в чтении поминал всех врагов веры, неверующих и верующих. Одним
          обещал награду, для других просил от Бога вразумление, а врагам сулил
          какое-то посрамление. Читаемое Осиповым, видимо, было разжигательным,
          так как после каких-то выкриков Осипова певчие с азартом несколько раз
          провели молитву "Спаси Господи...", которая в царское время называлась
          "молитвою за царя".
          Поведение и выступление попов мы считаем разжигательным и явно
          контрреволюционным"
    Аресты
      Башкирия, Кармаскалинский р., д.Сихонкино 
      Год ареста 1937 
      День ареста 22 
      Месяц ареста 7 
      20 июля 1937г. была составлена справка на арест о.Адриана:
          "Осипов Адриан 28 июня с.г. во время прохождения богомольцев на Табынский
           ключ устроил многолюдное богослужение, во время которого выступил
           с проповедью и призывал уничтожать врагов религии".

      22 июля 1937г. о.Адриан был арестован Кармаскалинским РО НКВД и отправлен в
      Уфимскую тюрьму.
      Его жена и дети к тому времени проживали в с.Базгиево (возможно, в связи
      с рождением младшей дочери Галины)
    Осуждения
      тройка НКВД БАССР 
      11/10/1937 
      Обвинение "антисоветская деятельность, организация собраний, контрреволюционные проповеди" 
      Статья ст.58–10 УК РСФСР 
      Приговор 10 лет ИТЛ 
      Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-12251.
      О.Адриан обвинялся "в антисоветской деятельности, организации приходских
      собраний, произнесении контрреволюционных проповедей".

      Вину не признал.
      На вопрос следствия о событиях 28 июня ответил:
          "Я действительно 28-го июня с/г устроил в церкви богослужение по заказу
           [иерея] Топольникова Андрея о матери. И к этому моменту пришли богомольцы,
           отправляющиеся на Табынский ключ. Их было приблизительно 500–600.
           Я богослужение проводил с 7 часов вечера до утра, т.е. до восхода солнца
           другого дня. Но я в это время никакой антисоветской агитации не вел...
           Я объяснял присутствующим Законы Божии по Евангелию... Разъяснял Евангельское
           учение с переводом со славянского языка на русский".

      На вопрос о том, к какой ориентации принадлежит, ответил:
          "Я принадлежу к сергиевской ориентации. Нашу общину возглавляет в городе
           Уфе епископ Козлов Григорий, в Москве — митрополит Сергий Московский и
           Коломенский, фамилию не знаю, а в дер.Сихонкино возглавлял я".

      Рассказывая о жизни прихода, назвал в составе приходского актива церковного
      старосту Иванова Михаила Семеновича, единоличника из с.Сихонкино;
      председателя церковного совета Гарачева Семена Васильевича, единоличника
      из д.Верхне-Угличино; члена церковного совета Михайлова Павла Михайловича,
      единоличника из дер.Журавлевки Булгаковского сельсовета Уфимского р-на;
      уборщицей церкви служила "монашка" Алексеева Фиона, 60-ти лет, из дер.Романовки
      Верхне-Тимкинского с/c. [Никто из названных церковников репрессирован не был].
          "Я всех точно по фамилиям и именам не знаю. У меня активных прихожан
           числится около 3-х тысяч человек, так как наша община является
           междурайонной (р-ны Бузовьязовский, Уфимский и Кармаскалинский)".

      11 октября 1937г. о.Адриан был осужден тройкой НКВД БАССР к заключению в ИТЛ
      сроком на 10 лет
    Места заключения
      Уфа, тюрьма 
      Год начала 1937 
      День начала 22 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1937 
      День окончания 30 
      Месяц окончания 10 
      Содержался под стражей в Уфимской тюрьме.
      30 октября 1937г. был этапирован в Локчимский ИТЛ
      Коми АССР, Локчимлаг 
      Год начала 1937 
      Главной задачей лагеря было освоение новых крупных лесных массивов вычегодского
      бассейна по берегам реки Локчим, лесозаготовительные и лесосплавные работы.
      Лагпункты Локчимлага были размещены на территориях Усть-Куломского, Сторожевского,
      Корткеросского и Сыктывдинского районов по реке Вычегда и ее притокам

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ