[back][up level][first][previous][next][last]
    Служение
      Астрахань, Успенский кафедральный собор 
      протоиерей 
      Должность ключарь собора 
      Год начала 1923 
      Год окончания 1923 
      В годы борьбы с обновленчеством протоиерей Димитрий Стефановский резко выступал
      против обновленцев — разрушителей Церкви.
      В августе 1922г. большинство астраханского духовенства выразило недоверие
      епископу Анатолию, поддерживающему "живоцерковников". Владыка в ответ на это
      заявил, что он вступил в "Живую Церковь" лишь из тактических соображений,
      и когда изменятся обстоятельства, он сразу же уйдет от обновленцев.
      Православных несколько удовлетворило такое заявление епископа, и они не стали
      порывать с ним канонического общения, хотя и не признавали образованный
      обновленцами Епархиальный Совет.
      В Астраханской епархии установилось, таким образом, двоевластие: и православные,
      и обновленцы поминали за богослужением епископа Анатолия, но между собой
      не общались.
      Успенский собор стал духовным центром православной общины.
      Сюда из упраздненного местными властями Благовещенского женского монастыря
      переместился Союз религиозных общин, состоящий из преданного Православию
      духовенства и мирян.
      Протоиерей Димитрий стал одним из видных деятелей этого Союза.
      После состоявшегося в мае 1923г. обновленческого собора епископ Анатолий,
      доселе занимавший неопределенную позицию, конкретно высказался в пользу
      обновленцев, и потребовал от оставшихся верными Православию церковных общин
      немедленно подчиниться избранному на лжесоборе ВЦУ.
      Всем не подчинившимся владыка грозил самыми суровыми прещениями.
      Православные же, в ответ на это, 10 июня 1923г. провели собрание Союза
      религиозных общин при Успенском соборе. На нем православные астраханцы
      единодушно постановили "не считать собор 1923г. каноничным, не признавать его
      постановлений и не подчиняться ВЦС". К епископу Анатолию была послана особая
      делегация, приглашавшая его явиться на собрание. Но он, несмотря на двукратное
      приглашение, не только не явился на собрание, но решительно отказался
      присоединиться к его решениям и постановлению.
      Общее собрание, узнав о мнении епископа, тотчас единогласно постановило
      считать его отпавшим от Православной Российской Церкви, прервать с ним
      каноническое общение, "не считать его иерархической главой своих общин,
      и немедленно вступить в каноническое общение с другим православным епископом".

      С этого момента началось открытое противостояние между православными и
      обновленцами. О.Димитрий Стефановский играл большую роль в борьбе с обновленцами.
      его решительность и смелость были необыкновенны.
      А.И. Кузнецов называет о.Димитрия среди плеяды астраханских священнослужителей
      "высоконравственных, богато одаренных благочестием" — духовных столпов, опоры
      Православия в Астраханской епархии:
          
      "Верующие шли за ними, находив в них опору, и возлагали на них свои надежды".
      В марте 1920 года тайным образом в Поволжье был рукоположен во епископа вдовый
      священник Петр (Соколов), который и стал, в звании епископа Сердобского,
      окормлять православных в Самарской, Саратовской, Пензенской и Уральской епархиях.
      Делегация православных астраханцев во главе с о.Димитрием Стефановским
      отправилась к владыке Петру, прося его взять под свое окормление астраханские
      православные приходы.
      Епископ Петр с радостью согласился, хотя он мог управлять Астраханской епархией
      только номинально. Но для православных астраханцев и это было большим стимулом.
      Некоторые современники, хорошо знавшие о.Димитрия, сравнивали его с епископом
      Петром (Соколовым), на которого он был похож и внешне и по духу —
      был таким же твердым, прямым, смелым человеком, беззаветно преданным Церкви.
      После 10 июня начался натиск обновленцев на православные приходы г.Астрахани.
      Пользуясь поддержкой местных властей, обновленцы стали захватывать один за другим
      астраханские храмы, вытесняли из них православных. В течение лета 1923г. было
      захвачено более 10 храмов, в том числе и Успенский кафедральный собор.
      О.Димитрию со своей паствой пришлось покинуть дорогой для него храм.
      (Успенский собор осиротел, проведя еще пять лет в забвении и пустоте
      под обновленческим игом, пока в 1928г. власти совсем не закрыли его)
      Астрахань, Вознесенская единоверческая церковь 
      протоиерей 
      Год начала 1923 
      Год окончания 1923 
      О.Димитрий со своими прихожанами перешел в Вознесенскую Единоверческую церковь,
      что располагалась к северу от кремля.
      Здесь о.Димитрий получил возможность несколько дней в неделю служить для своих
      прихожан обедни, молебны, акафисты.
      Сюда же в Единоверческий храм перебрались и монахини из упраздненного
      Благовещенского женского монастыря, во главе со своей игуменьей
      Платонидой (Пасмурновой).
      Эти монахини стали жить при храме в отдельном, выделенном им помещении,
      и петь на клиросе. Единоверческий храм стал одним из самых значительных центров
      Православия в Астрахани. Он всегда был переполнен верующими, которые даже не помещались в нем.
      В то же время захваченный обновленцами Успенский собор стоял совершенно пустым.
      Скорбя об этом, бывшие его прихожане писали жалобы местным властям, прося
      у них вернуть православной общине Успенский собор. В то же время и обновленцы,
      пытаясь всеми правдами и неправдами вернуть к себе прихожан, просили у властей
      запретить комбинирование нескольких приходов в одном храме, как это было
      в Единоверческой церкви.
      Власти, имея цель помогать обновленцам, содействовали им в их намерениях.
      Осенью 1923г. по проискам обновленцев был арестован епископ Петр (Соколов),
      и православные приходы Астраханской епархии вновь оказались без архипастырского
      окормления.
      После этого представители православных приходов составили прошение Святейшему
      Патриарху Тихону:
           "Духовенство и миряне города Астрахани и епархии, остающиеся верными
            исконному православию и Российской Церкви, сыновне и почтительнейше
            просят Ваше Святейшество возглавить Астраханскую епархию истинно
            православным епископом, чтобы под его архипастырским водительством
            разъединенное православное население могло соединиться в одно стадо,
            и твердо стоять на страже истинного православия".

      В ответ на это прошение Святейший Патриарх Тихон назначил на Астраханскую
      кафедру архиепископа Фаддея (Успенского), только что вернувшегося из ссылки.
      Это был архиерей святой жизни, праведник, аскет.
      Обрадованные этим известием православные астраханцы послали к архиепископу
      Фаддею, который после ссылки жил в г.Волоколамске, двух священников:
      о.Димитрия Стефановского и настоятеля городской Крестовоздвиженской церкви
      о.Василия Смирнова.
      О.Димитрий рассказывал:
           "Приехали мы в Волоколамск поздно вечером, отыскали дом, где жил владыка.
            Это была большая рубленная крестьянская изба на окраине города.
            Внутри дом имел три перегородки, за одной из перегородок жил владыка.
            В комнате стояла железная кровать, у окна — стол. Единственный стул
            предназначался владыке, а для нас принесли две табуретки.
            Владыка принял нас не то, что любезно, а как-то по-монашески кротко.
            Говорил он тихо и мало. Мы рассказали ему о положении епархиальных дел, о трудностях,
            переживаемых епархией, об обновленцах. Владыка слушал нас внимательно,
            кое о чем переспросил. Нас поразила общая скудость обстановки и его
            бедной одежды, но зато привела в восторг аскетическая внешность,
            застенчивость и какая-то детская робость.
            Когда, в конце беседы, мы положили перед ним пакет с деньгами на
            предстоящие расходы по поездке в Астрахань, владыка густо покраснел,
            смутился и, отодвигая от себя пакет, сказал:
                 "Что вы, что вы, зачем же деньги. Нет. Нет, не надо, я приеду,
                  приеду".
            Нам стало неловко, как будто мы сделали что-то очень непристойное или
            обидное. После чая, поданного молодым келейником, мы собрались уходить.
            При прощании владыка сказал, чтобы ехали домой одни, его не дожидались
            бы, и что он приедет 8 или 9 (по ст.ст.) декабря.
            Особо владыка подчеркнул, чтобы о его приезде не оповещалось и
            не устраивали каких-либо встреч или церемоний.
            Вышли мы от него, и кое-как уговорили келейника взять пакет с деньгами.
            Он долго отговаривался и, наконец, взял".

      О.Димитрий очень благоговейно относился к астраханскому угоднику —
      священномученику Иосифу, у гробницы которого он прослужил семь лет. Он был свидетелем многочисленных чудес и исцелений, происходивших у его святых
      мощей и его власяницы, хранившейся в Успенском соборе. Все это он не скрывал от
      окружающих, среди которых могли оказаться и нечистоплотные люди, способные
      донести об этих рассказах в ГПУ. Тем более, что о.Димитрий, не боясь,
      отправлял службу священномученику Иосифу, что совсем не нравилось большевикам,
      считавшим угодника Божия за "ярого монархиста, казненного сторонниками
      Степана Разина", которого они считали великим революционером.
      Поэтому большевики старались уничтожить саму память о священномученике Иосифе
      и подвергали репрессиям всех открыто почитающих его
    Аресты
      Астрахань 
      Год ареста 1923 
      В конце 1923г., по проискам обновленцев, о.Димитрий был арестован
      по дикому и бессмысленному обвинению:
          "За торговлю мощами от Иосифа убиенного, и за торговлю чудес и разных
           предсказаний".

      Предлогом для такого обвинения были обнаруженные у отца Димитрия при обыске
      служба, составленная священномученику Иосифу, и его икона
    Осуждения
      ././1923 
      Обвинение "распространение контрреволюционной литературы, торговля мощами Иосифа убиенного" 
      Приговор 1 год тюремного заключения 
      Из показаний о.Димитрия:
          "Книжка службы Иосифу была причислена к контрреволюционной литературе,
           но она служба церковная, как святому, прославленному на Московском
           Всероссийском соборе в 1917г. Иосиф лежит в земле в крепости, и мощи его
           до сих пор там лежат, и брать и продавать не было никакой возможности,
           ибо они были в земле, под сводами пола.
           Но от него оставалась часть сорочицы (власяницы), в которой был замучен
           Иосиф. Вот из этой сорочицы маленькие частицы издавна, по желанию народа,
           отнимались и вшивались в материю (в подушку). К этой-то частице верующие
           и прикладывались. Но я лично мощами от Иосифа не торговал".

      О.Димитрий был осужден на один год тюремного заключения
    Места заключения
      Астрахань, тюрьма 
      Год начала 1923 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1923 
      Месяц окончания 12 
      Вскоре, по милости Божией, он был амнистирован, отсидев в тюрьме три с половиной
      месяца

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ