Служение
Астрахань, Вознесенская единоверческая церковь
протоиерей
Год начала 1923
Год окончания 1923
О.Димитрий со своими прихожанами перешел в Вознесенскую Единоверческую церковь,
что располагалась к северу от кремля.
Здесь о.Димитрий получил возможность несколько дней в неделю служить для своих
прихожан обедни, молебны, акафисты.
Сюда же в Единоверческий храм перебрались и монахини из упраздненного
Благовещенского женского монастыря, во главе со своей игуменьей
Платонидой (Пасмурновой).
Эти монахини стали жить при храме в отдельном, выделенном им помещении,
и петь на клиросе. Единоверческий храм стал одним из самых значительных центров
Православия в Астрахани. Он всегда был переполнен верующими, которые даже не помещались в нем.
В то же время захваченный обновленцами Успенский собор стоял совершенно пустым.
Скорбя об этом, бывшие его прихожане писали жалобы местным властям, прося
у них вернуть православной общине Успенский собор. В то же время и обновленцы,
пытаясь всеми правдами и неправдами вернуть к себе прихожан, просили у властей
запретить комбинирование нескольких приходов в одном храме, как это было
в Единоверческой церкви.
Власти, имея цель помогать обновленцам, содействовали им в их намерениях.
Осенью 1923г. по проискам обновленцев был арестован епископ Петр (Соколов),
и православные приходы Астраханской епархии вновь оказались без архипастырского
окормления.
После этого представители православных приходов составили прошение Святейшему
Патриарху Тихону:
"Духовенство и миряне города Астрахани и епархии, остающиеся верными
исконному православию и Российской Церкви, сыновне и почтительнейше
просят Ваше Святейшество возглавить Астраханскую епархию истинно
православным епископом, чтобы под его архипастырским водительством
разъединенное православное население могло соединиться в одно стадо,
и твердо стоять на страже истинного православия".
В ответ на это прошение Святейший Патриарх Тихон назначил на Астраханскую
кафедру архиепископа Фаддея (Успенского), только что вернувшегося из ссылки.
Это был архиерей святой жизни, праведник, аскет.
Обрадованные этим известием православные астраханцы послали к архиепископу
Фаддею, который после ссылки жил в г.Волоколамске, двух священников:
о.Димитрия Стефановского и настоятеля городской Крестовоздвиженской церкви
о.Василия Смирнова.
О.Димитрий рассказывал:
"Приехали мы в Волоколамск поздно вечером, отыскали дом, где жил владыка.
Это была большая рубленная крестьянская изба на окраине города.
Внутри дом имел три перегородки, за одной из перегородок жил владыка.
В комнате стояла железная кровать, у окна стол. Единственный стул
предназначался владыке, а для нас принесли две табуретки.
Владыка принял нас не то, что любезно, а как-то по-монашески кротко.
Говорил он тихо и мало. Мы рассказали ему о положении епархиальных дел, о трудностях,
переживаемых епархией, об обновленцах. Владыка слушал нас внимательно,
кое о чем переспросил. Нас поразила общая скудость обстановки и его
бедной одежды, но зато привела в восторг аскетическая внешность,
застенчивость и какая-то детская робость.
Когда, в конце беседы, мы положили перед ним пакет с деньгами на
предстоящие расходы по поездке в Астрахань, владыка густо покраснел,
смутился и, отодвигая от себя пакет, сказал:
"Что вы, что вы, зачем же деньги. Нет. Нет, не надо, я приеду,
приеду".
Нам стало неловко, как будто мы сделали что-то очень непристойное или
обидное. После чая, поданного молодым келейником, мы собрались уходить.
При прощании владыка сказал, чтобы ехали домой одни, его не дожидались
бы, и что он приедет 8 или 9 (по ст.ст.) декабря.
Особо владыка подчеркнул, чтобы о его приезде не оповещалось и
не устраивали каких-либо встреч или церемоний.
Вышли мы от него, и кое-как уговорили келейника взять пакет с деньгами.
Он долго отговаривался и, наконец, взял".
О.Димитрий очень благоговейно относился к астраханскому угоднику
священномученику Иосифу, у гробницы которого он прослужил семь лет. Он был свидетелем многочисленных чудес и исцелений, происходивших у его святых
мощей и его власяницы, хранившейся в Успенском соборе. Все это он не скрывал от
окружающих, среди которых могли оказаться и нечистоплотные люди, способные
донести об этих рассказах в ГПУ. Тем более, что о.Димитрий, не боясь,
отправлял службу священномученику Иосифу, что совсем не нравилось большевикам,
считавшим угодника Божия за "ярого монархиста, казненного сторонниками
Степана Разина", которого они считали великим революционером.
Поэтому большевики старались уничтожить саму память о священномученике Иосифе
и подвергали репрессиям всех открыто почитающих его