[back][up level][first][previous]
    Служение
      Астрахань, Покровская церковь 
      протоиерей 
      Должность секретарь правящего епископа Фаддея (Успенского), ключарь собора 
      Год начала 1923 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1926 
      Выйдя из тюрьмы, о.Димитрий стал одним из деятельных помощников архиепископа
      Фаддея (Успенского), прибывшего в Астрахань 9/22 декабря ст.ст. 1923г., когда
      о.Димитрий еще находился в тюрьме.
      Он фактически везде и всюду сопровождал архиерея, во всех его поездках
      по епархии, сослужа ему при богослужении.
      Также о.Димитрий продолжал выполнять и обязанности секретаря при епархии.
      Теперь за отсутствием Епархиального совета все делопроизводство полностью
      лежало на нем, тем более, если знать исключительную личность владыки Фаддея,
      который сознательно устранился от административных дел.
      Можно понять всю тяжесть и ответственность, лежавшую на о.Димитрии.
      Все делопроизводство находилось у него в саквояже, который он
      постоянно носил с собой.
      Ставленнические грамоты и окружные (пасхальные и рождественские) послания
      печатала на машинке приемная дочь о.Димитрия — Елизавета, а указы
      о назначениях выводил от руки сам о.Димитрий.
      Архиерей ставил на указах и грамотах свою печать, часто даже не всматриваясь
      в содержание документа — так велико было у него доверие к о.Димитрию,
      которого он почитал за честнейшего и добросовестнейшего человека.
      Также под руководством о.Димитрия городское духовенство решало самые насущные
      вопросы церковной жизни.
      В это время о.Димитрий стал кем-то вроде ангела хранителя при владыке Фаддее,
      совершенно отрешенном от мира и не заботящемся о самом необходимом для себя.
      О.Димитрий следил и за состоянием здоровья владыки, которое было очень болезненным.
      Однажды архиепископ Фаддей служил литургию в Покровском храме, и во
      время херувимской почувствовал себя плохо. Стоявший у престола по правую руку о.Димитрий
      отвел владыку в кресло, принес воду, нашатырный спирт. Все как будто обошлось, служба
      продолжалась, но при отпусте случилось то же самое.
      Следил о.Димитрий и за тем, чтобы владыка не остался голодным.
      Зная, что владыка мало ест, он всякий раз, когда приход после богослужения
      приглашал архиерея на чай, предупреждал местное духовенство ни о чем за чаем
      не поднимать разговоры, если не заговорит сам владыка
      Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь 
      протоиерей 
      Должность внештатный священник 
      Год начала 1926 
      Год окончания 1929 
      После отъезда в ноябре 1926г. архиепископа Фаддея из Астрахани, когда на него
      были возложены обязанности заместителя Патриаршего местоблюстителя, и ареста
      его по дороге — в г.Кузнецке, Астраханская епархия снова осталась без
      архиерейского окормления.
      Назначенный на Астраханскую кафедру архиепископ Иннокентий (Ястребов) не был
      допущен сюда по указанию из Москвы и управлял епархией через своего викария

      — епископа Енотаевского Стефана (Гнедовского).
      И при нем о.Димитрий Стефановский продолжал выполнять обязанности секретаря
      епархии.
      В это же время он перешел из Покровской церкви в Иоанно-Златоустовский храм,
      где и прослужил, как внештатный бесприходный священник, вплоть до своего
      ареста в 1929г.
      1 марта 1928г. в Астрахань прибыл новоназначенный на Астраханскую кафедру
      архиепископ Филипп (Ставицкий). Это был достойнейший преемник архиепископа
      Митрофана (Краснопольского) и архиепископа Фаддея (Успенского).
      Имея общие духовные устремления, и владыка, и о.Димитрий быстро сблизились,
      можно сказать, стали друзьями.
      О.Димитрий оказывал большую поддержку владыке в его борьбе с обновленчеством,
      отчего живоцерковники пылали лютой ненавистью к этим двум замечательным
      представителем Астраханского Православия, вылившуюся в открытую травлю
      в местной прессе, к которой обновленцы имели свободный доступ.
      Стали раздаваться голоса о контрреволюционности архиепископа Филиппа и
      окружающего его духовенства
    Аресты
      Астрахань 
      Год ареста 1929 
      День ареста 12 
      Месяц ареста 9 
      7 августа 1929г. по доносам обновленцев были арестованы протоиереи
      Василий Наследышев и Димитрий Алимов.
      12 сентября 1929г. был арестован и протоиерей Димитрий Стефановский, а также
      протоиерей Евгений Покровский.
      26 сентября арестовали архиепископа Филиппа (Ставицкого)
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
      03/01/1930 
      Обвинение "антисоветская агитация, создание контрреволюционной церковной организации, распространение провокационных слухов о войне и гибели Советской власти" 
      Приговор 3 года высылки в Северный край через ПП ОГПУ 
      Групповое дело "Дело Астраханской "Поповской пятерки", Астрахань, 1929–1930гг." -> 
      О.Димитрий проходил по делу вместе с архиепископом Филиппом (Ставицким) и
      протоиереями Василием Наследышевым, Димитрием Налимовым, Евгением Покровским.
      Власти назвали это дело — делом "поповской пятерки", обвинив всех пятерых
      священнослужителей в контрреволюционной агитации и создании контрреволюционной
      церковной организации.
      В обвинительном заключении было сказано:
           
      "Архиепископ Филипп в миру Ставицкий В.С., священники: Наследышев В.,
            Алимов Д., Покровский Е. и Стефановский Д., как в своих проповедях
            с амвона в разных церквах г.Астрахани, а также и в частных беседах
            с верующей массой, призывали таковую к организации воедино, с тем расчетом,
            чтобы в любой момент выступать единым фронтом, и дать отпор антихристам,
            которые призывают народ к безверию и отрицают Бога Христа...
            По прибытии в г.Астрахань в марте месяце 1928г. архиепископ Филипп
            Ставицкий В.С. тут же установил тесную связь со священниками
            Наследышевым, Алимовым, Покровским и Стефановским.
            Тесную связь указанная группа осуществляла путем сбора заседаний
            в квартире епископа, каковые проводила исключительно по вечерам.
            Но что таковая обсуждала, не выяснено...
            Вместе с этим, как Филипп Ставицкий, так и священники Наследышев, Алимов,
            Покровский и Стефановский при всяком удобном случае предсказывали
            темно-верующим массам о неизбежности войны и гибели Сов. власти и т.п."

      Указывалось также на неприязнь о.Димитрия Стефановского к обновленчеству:
            "Стефановский в настоящее время страшно ненавидит обновленчество
             и говорит об этом верующим, как это имело место в Златоустовской
             церкви на паперти числа 5 или 9 мая с.г. Там он говорил верующим:
                  "Обновленческой ереси доверять нельзя, потому что эта ориентация
                   создана специально Советской властью с расчетом позакрывать все
                   православные церкви и обратить таковые под клубы".
            "В 1923г. Стефановский в Успенском соборе осенью говорил проповедь:
                  "Сов.власть стремится всячески притеснять духовенство и мирян
                   с тем расчетом, чтобы закрыть церкви. И посмотрите, сколько
                   церквей закрыто, и сколько невинных верующих и духовенства
                   томится в тюрьмах!".

      На все возложенные на него обвинения о.Димитрий отвечал так:
            "Виновным себя не признаю, агитации антисоветского характера против
             существующего порядка управления Сов.власти не проводил и не провожу.
             Женщин для сбора подписей по приказанию епископа Филиппа я не посылал,
             и никогда старухам не внушал мнения о надвигающейся войне и о падении
             Сов.власти.
             Женщинам об обновленческой ереси никогда не говорил, но говорил, что в
             обновленческий раскол идти нельзя, потому что они отошли от староправославной
             Церкви, и называются раскольниками. Эти слова я говорил не на паперти
             Златоустовской церкви, а в частных разговорах с женщинами.
             Я никогда и нигде не говорил, что обновленческая ориентация создана
             Сов.властью с тем расчетом, чтобы позакрывать церкви и превратить
             таковые под клубы, но я считаю, что обновленцы действительно есть
             агитаторы, которые в своих проповедях, а также и в разговорах,
             обзывают староцерковников контрреволюционерами без всяких оснований.
             В Афонской церкви я бывал только с архиереем — архиепископом Филиппом
             при служении, и если я с кем из причта и говорил, то только
             по официальным служебным вопросам исключительно религиозного характера.
             Что же касается разговоров на политические темы, то я никогда нигде
             ни с кем политических разговоров не вел в виду того, что я в политике
             совершенно не понимаю".

      Развернулась травля о.Димитрия в местных советских газетах:
            "Дмитрий Стефановский, личный друг и "адъютант" Филиппа, сопровождавший
             его во всех разгульных и пьяных разъездах по инструктированию епархии,
             вместе с ним посещавший квартиры местных торговцев, где пропаганда
             против Сов.власти совмещалась с дикими попойками...".

      О.Димитрий вел себя во время следствия очень стойко, поддерживая своим
      мужеством и других заключенных. Так, со слов архиепископа Филиппа, А.И.Кузнецов
      передавал:
            "Однажды на очной ставке в местном ГПУ встретились архиепископ Филипп
             (Ставицкий) и ключарь, протоиерей о.Димитрий Стефановский.
             Того и другого безуспешно склоняли примкнуть к обновленчеству,
             с требованием соответствующей подписи. Когда, наконец, выявилась
             совершенная безнадежность склонить двух почтенных старцев на измену
             Православной Церкви, взбесившийся от злости мальчишка-следователь
             в бессильном остервенении, забывшись, ударил по лицу о.Димитрия Стефановского,
             вполне годившемуся ему по возрасту в деды. Последний невозмутимо
             перенес гнусное оскорбление, сказав лишь недорослю-хулигану:
                 "Как вам не стыдно! Что вы делаете?.. Ведь это для меня не только
                  не оскорбительно, но радует меня до глубины души, и нимало
                  не огорчает... Ничего-то вы не понимаете!".
             Вспоминая впоследствии этот эпизод, архиепископ Филипп говорил,
             что "весь день был в радостном, возвышенном состоянии духа, внутренне
             преклоняясь пред красотой и величием морального облика моего почтенного
             о.ключаря".

      Местные власти с самого начала использовали арест архиерея и астраханских
      священнослужителей, чтобы путем насилия, запугав их, склонить в обновленчество.
      Но ни один из них не склонился на измену Православию, хотя это и гарантировало
      им свободу.
      Не склонился на измену и о.Димитрий, хотя здоровье его было очень слабым,
      и он знал, что не выдержит ссылки.
      Он до конца отрицал свою вину в предъявляемых обвинениях и после окончания
      следствия, на постановлении записал:
           "Вину за собой не признаю и считаю себя невиновным".
      Из заключения медкомиссии о здоровье о.Димитрия:
          "Может следовать во все города, кроме местности с северным суровым климатом".
      3 января 1930г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ слушало дело по обвинению
      "граждан Ставицкого Виталия, Стефановского Дмитрия и др." и приговорило их к
      высылке через ПП ОГПУ в Севкрай сроком на три года
    Места заключения
      Астрахань, Астраханский тюремный замок "Белый Лебедь" 
      Год начала 1929 
      День начала 12 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1930 
      День окончания 1 
      Месяц окончания 3 
      О.Димитрий знал, что в Астрахань он уже не вернется.
      1 марта 1930г. состоялось его прощание с городом.
      Заключенных этапом вывели из тюрьмы "Белый Лебедь" и погнали через весь город
      к железнодорожному вокзалу.
      Осужденных архиерея и священнослужителей вышла провожать вся православная Астрахань.
      Верующие уже ждали у тюрьмы и толпой отправились за этапом. Чем ближе к вокзалу,
      тем больше становилось людей, а около вокзала была заполнена уже вся площадь.
      Конная милиция еле успевала отгонять плачущих и рвущихся к осужденным людей.
      Слышались крики охраны: "Не подходи, будем стрелять!"
      Осужденных погрузили в телячьи вагоны и отправили на Север.
      В Астрахани у о.Димитрия осталось четыре сестры, супруга Анна Алексеевна и
      приемная дочь Елизавета
      Коми АО, пос.Усть-Цильма 
      Год начала 1930 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1930 
      В Усть-Цильме ссыльных распределили по окрестным селам и весям
      Коми АО, с.Ижма 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1930 
      Месяц окончания 8 
      Астраханских изгнанников отправили на первое время в небольшое селение Ижму,
      которое для о.Димитрия стало и последним его пристанищем.
      Ссыльные должны были еженедельно отмечаться в местном совете.
      Уже летом 1930г. слабое здоровье о.Димитрия, к тому же подорванное при
      переезде на Север, не выдержало.
      О.Димитрия свалил тиф, который он, при полном своем истощении, уже не смог
      перенести. Он был отправлен в Печерскую больницу, где и скончался

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ