Тураев Борис Александрович Год рождения1868 День рождения5 Месяц рождения8 Место рожденияМинская губ., г.Новогрудок староста церкви, псаломщик Специальностьакадемик РАН, востоковед-египтолог, ассириолог, эфиопист
Соединял в себе ученость мирового масштаба и глубокую церковность. Куда бы он
не приезжал, первым делом искал храм. Прожив мало, он оставил громадное научное наследие: это и капитальные труды,
и опубликованные древние тексты, переведенные на русский язык, и школа учеников,
и прекрасная коллекция египетских древностей, которую завещал Эрмитажу Фотографии
Санкт-Петербург, Петербургский Университет Должность профессор Год окончания1920
С 1913г. член-корреспондент по разряду восточной словесности.
С 1918г. академик по Отделению исторических наук и филологии (литература и история
азиатских народов). Борис Александрович работал и в Петербурге и в Москве.
Был профессором Петербургского университета, где читал курс лекций по истории
древнего Востока и заведовал отделом Древнего Египта Музея изящных искусств в Москве Москва, Музей изящных искусств Должность зав.отделом Древнего Египта Год окончания1920 Санкт-Петербург, университетский храм Петра и Павла Должность псаломщик, чтец, староста церкви Год окончания1919
Был рукоположен в стихарь еще отроком, любил прислуживать чтецом, прекрасно читал.
В 1919г. университетский храм благодаря трудам академика Тураева получил охранную
грамоту как памятник искусства и старины. Спустя всего лишь три недели после выдачи
охранного свидетельства, ректору пришло распоряжение закрыть храм.
Борьба было неравной, и в августе 1919г. Петропавловская церковь в главном здании
Университета была закрыта, богослужения запрещены и приходу пришлось переехать
в новое помещение в квартиру Срезневских. Туда она была перенесена по почину
академика Б.А.Тураева, церковного старосты Предсоборный Совет Должность член совета Священный Собор Российской Православной Церкви 19171918гг. Должность член Собора Год начала1917 Год окончания1918
Именно по инициативе Тураева Б.А. 26.08.1918г. Собор восстановил Праздник всех святых в земле
Российской просиявших: "В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной,
когда нашим грешным поколениям попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах
Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой
Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот
забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род
о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного
поколения и малым искуплением грехов".
Тураев Б.А. пригласил для редактирования древней забытой службы тогда иеромонаха
Афанасия (Сахарова), будущего святого исповедника. Вдвоем они фактически переписали
службу заново (ряд стихир Б.А. Тураев писал сам), Борис Александрович считал ее
незавершенной и этот труд позднее стал делом всей жизни владыки Афанасия
Кончина
1920 День23 Месяц7
Скончался в расцвете творческих сил 52 лет от роду. Он страдал за сохранность
святынь храма, коллекций музеев, продолжение научных и образовательных программ,
страдал от лишения средств к существованию, от голода и, наконец, еще и смерти матери.
23 июля 1920 года он скончался. При отпевании замечательное слово сказал протоиерей Николай Кириллович Чуков
(впоследствии Григорий, митрополит Ленинградский): "Он весь отдавался науке
и в своей области достиг результатов громадных. Профессор-аскет, он всегда знал
обыкновенно только две дороги в храм науки и Храм Божий. Подвижник христианин,
он на высоте знания глубже и глубже погружался в веру, и чем больших успехов достигал,
тем большею облекался силою смирения. Так верою он прожил всю свою жизнь,
и запечатлел эту веру свою смиренным служением св.Церкви, облеченный в священный стихарь,
в котором лежит во гробе...".
После смерти Бориса Александровича его жена Елена Филимоновна профессор истории
в медицинском и педагогическом институтах, постриглась в монахини, но жила в миру,
имела большой авторитет в церковных кругах, пережила мужа на 28 лет, скончалась
на 80-м году жизни
Емельянов Н.Е. База данных "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века" как исторический источник// ИРИ РАН. Сборник 7. Москва, 2007. С.316348.