[back][up level][first][previous][next][last]
    Рукоположение
      епископ 
      1902 
      День 23 
      Месяц 4 
      Место Тифлис, Александро-Невский военный собор 
      Кто рукоположил Экзарх Грузии, архиепископ Алексий (Опоцкий) и др. 
      В речи при наречении в святительский сан он засвидетельствовал свою готовность к
      жертвенному служению на ниве Христовой в грозные времена надвигавшейся на отечество
      смуты:
          
      "Все существо мое пришло в трепет и смятение, услышав голос, призывающий меня к
          епископству... Агнец Завета вечного, закланный за грехи мира, Спаситель Бог,
          Единый Пастырь душ наших, Единый Учитель и Единый Наставник наш Иисус Христос
          зовет меня ныне к себе на Голгофу...
          Беден и наг я делами богоугодными,
          потому не могу о себе похвалиться, "токмо о немощех моих" (2 Кор. 12.5)...
          Но могу ли я даже мыслью противостать всесовершенной Воле Божией, открывшейся
          мне, грешному, через избрание меня Предстоятелем Церкви Христовой во епископа и
          через царское утверждение благочестивейшего повелителя моего Государя Императора.
          Сам Господь изрек о мне —
          могу ли я не принять дара Его с глубочайшей покорностью и со смирением?...
          Страшное и ответственное служение возлагает на меня Господь. Я должен быть живым
          орудием Духа Божия для созидания Тела Христова...,
          Малейшее отступление от нравственного закона силою Господа Иисуса легкого бремени
          должно вовлечь меня в вечную гибель, ибо "страшно есть еже впасти
          в руце Бога Живаго" (Евр. 10,31)...
          Готов смутиться и устрашиться дух мой и тем, что наступают времена лютые, умножаются
          нечестие, лжеверие и неверие, появляются во множестве "образ имущие благочестия,
          силы же Его отвергающиеся", готовые все святое достояние Церкви обратить в
          средство для достижения своих низменных жалких стремлений, увеличивается число
          лжеучителей и наставников, не через Церковь входящих, а "инуде прелазящих", и
          все они, бесчинно ходящие, стремятся к одному — разодрать Тело Церковное...
          И я о Господе не страшусь умножающегося бесчестия, ныне же и плача, глаголю:
          "Враги Креста Христова, "имже кончина погибель, имже бог чрево и слава в студе их,
          иже земная мудрствуют". Господь ради Славы святого имени Своего, ради подвигов
          множества мучеников, за распространение и утверждение святейшего учения Его оросивших
          кровью своею всю Иверию,
          поможет и ныне Предстоятелям Церкви Его охранить святое достояние и научит
          отгонять от избранного стада волков хищных. Невозможное человеку — возможно Богу...
          Восхождение на кафедру епископскую есть приближение к Голгофе. Но Голгофа не
          может устрашить христианина, для нее мы рождены, ибо без Голгофы нет Воскресения,
          ... И я, немощный, посему со светлым о Господе
          лицом приступаю к великому служению, обещаясь служить Единому Господу и Богу
          Христу Иисусу, похитившему меня из пасти греха, очистившему и освятившему меня
          своею всемогущею благодатью"
    Служение
      Грузинский Экзархат 
      епископ 
      Должность епископ Алавердский, викарий Грузинского Экзархата, настоятель Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря 
      Год начала 1902 
      День начала 23 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1903 
      День окончания 4 
      Месяц окончания 11 
      В первые же годы своего епископского служения Преосвященный Димитрий проявил
      замечательную ревностность. Деятельность его была обширна и многообразна.
      Он занимался делами духовного образования, являлся Председателем Грузинского
      Епархиального училищного Совета. Он разбирался в очень сложных, неимоверно
      запутанных в то время вопросах организации культурной жизни в Грузии.
      Являлся главой Комитета по изданию грузинского церковного обихода.
      Епископ Димитрий занимался историей, возглавлял Археологический
      музей Грузинского Экзархата и организовал пополнение его собрания.
      Одновременно являлся настоятелем Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря,
      завоевав такую любовь иноков, что при вести о его отъезде
      "вся братия рыдала в голос".
      В 1903г. Преосвященный Димитрий был назначен епископом Гурийско-Мингрельским
      Грузинский Экзархат 
      епископ 
      Должность епископ Гурийско-Мингрельский 
      Год начала 1903 
      День начала 4 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1905 
      День окончания 16 
      Месяц окончания 6 
      Одновременно он — настоятель Мартвильского Успенского первоклассного необщежительного
      мужского монастыря — одного из самых древних, основанных в Грузии в X веке
      Подольская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Балтский, викарий Подольской епархии 
      Год начала 1905 
      День начала 16 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1906 
      День окончания 20 
      Месяц окончания 1 
      В 1906г. епископ Димитрий получил назначение на находившуюся тогда в катастрофическом
      положении Ташкентскую и Туркестанскую кафедру, и известие об этом принял с
      духовным ликованием, ибо перед ним открывался простор для многих трудов на ниве
      Господней. Посланная Владыкой Димитрием еще с дороги в Туркестан телеграмма гласила:
         "Радостно о Господе гряду к вверенной мне Христом Спасителем пастве — в дерзновенной
         надежде на бессмертную, великую Небесную помощь Святого Духа в добром и верном
         строении Церкви Божией в обширном, и отныне и для меня родном краю. Твердо
         уповаю на доброту и любовь дорогих сопастырей и пасомых, всех сынов Руси Святой.
         Димитрий, епископ Туркестанский"
      Туркестанская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Туркестанский и Ташкентский 
      Год начала 1906 
      День начала 20 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1912 
      День окончания 25 
      Месяц окончания 6 
      Туркестанская епархия именовалась "самой дальней, и самой бедной в Русской Церкви".
      Приходы были разбросаны по огромной территории, охватывавшей нынешние Узбекистан,
      Киргизстан, Туркменистан, Казахстан. священников не хватало — духовенство
      крайне неохотно ехало в этот край, где обитали незнакомые народы, откуда доходили
      тревожные слухи о землетрясениях, об эпидемиях чумы и холеры.
      Становление церковной жизни, строительство храмов и укрепление приходов в Туркестане
      совершалось благодаря православной ревности переселившихся сюда русских
      промышленников, купцов, крестьян, при помощи из России, где сбором пожертвований
      на нужды Туркестана занимались святой праведный Иоанн Кронштадтский, архиепископ
      Никон (Рождественский) и др. выдающиеся деятели церкви.
      Управляющие краем имперские чиновники проявляли часто, по словам первого
      архиепископа Туркестана, архиепископа Софрония, "дух дисциплинарной
      распорядительности и как бы властвования над церквами и причтами, свойственный
      воинской команде". Нередки были случаи их грубого вмешательства в церковные
      дела, такие, как открытие приходов и назначение на них пастырей. Это болезненно
      отражалось на церковной жизни. С другой стороны, "снизу" уже накатывалась мутная
      волна революционных настроений. Это усугублялось тем, что сюда, как и в Сибирь,
      ссылали революционеров, которые и здесь не оставляли своих злых дел.
      Смута 1905г. не миновала Туркестана. В Ташкенте и других городах вспыхивали мятежи,
      бунтовала учащаяся молодежь, восставали солдаты, террористы убивали правительственных
      чиновников.
      С первых же шагов своего служения Преосвященный Димитрий начал завоевывать
      симпатии во всех слоях общества. Духовенство было обласкано новым архиереем
      и воспрянуло. Многообразные познания помогали ему находить общий язык с
      интеллектуальной элитой. Сердечными чувствами к новому архиерею сразу же
      проникся знаменитый просветитель Николай Остроумов. В г.Верном (Алма-Ате)
      вокруг епископа составился кружок православной интеллигенции, вдохновляемый им на
      дело просвещения народа.
      Епископ Димитрий радушно приглашал к себе, угощал и часами беседовал с
      купцами-благотворителями, которым было очень приятно такое внимание архипастыря.
      Он посещал сельские приходы, умея найти простые и проникновенные слова о
      Православной вере, вызывавшие слезы на глазах у крестьян, сметавшие с их душ
      пыль революционной и сектантской пропаганды.
      В его обращении с дворянами, чиновниками, офицерами проявлялось его благородное
      происхождение и воспитание; они знали о его княжеском достоинстве и видели в
      архиерее "человека своего круга", и ему удалось растопить ту ледяную стену отчуждения,
      которая подчас разделяла имперскую и духовную власть в Туркестане.
      Генерал-губернатор Н.А.Иванов, прежде, как и некоторые его предшественники,
      враждовавший с архиереями, не устоял перед обаянием нового архипастыря.
      По словам очевидца, "властный и вспыльчивый генерал при виде Владыки становился
      кроток, как ягненок". Вероятно, Владыка Димитрий и впрямь смотрел на правителя
      края как на заблудшую овцу своего стада. Впоследствии Н.А.Иванов немало занимался
      благотворительностью и заслужил прозвище "единственного благочестивого
      генерал-губернатора в Туркестане".

      Очевидно, такую почти всеобщую приязнь к себе Преосвященный Димитрий мог стяжать
      только истинной христианской любовью, проявлявшейся в отношении к каждому
      человеку, вне зависимости от его звания и положения.
      Но в то же время Владыка Димитрий непримиримо относился к посягательствам
      на веру и нравственность народа, на духовные и государственные основы
      России. Поэтому не удивительно, что темные силы, втайне готовившие революцию,
      возгорелись к нему лютой ненавистью.
      Поразительны, особенно имея ввиду отсутствие в то время самолетов и автомобилей,
      размах и стремительность передвижений Владыки Димитрия по епархии. Преодоление
      среднеазиатских дорог еще в середине XIX века считалось для путешественников
      подвигом. О "гиблых местах", сквозь которые им приходилось идти, с ужасом
      вспоминали молодые разъездные священники. Преосвященный Димитрий сумел посетить
      все углы и закоулки этого необъятного края. Часто его выручала приобретенная
      в юности кавалерийская выучка. Однажды Владыке пришлось верхом на коне переплыть
      бурную реку. Выйдя на берег в мокрой одежде, он пошутил: "Теперь-то я понял, что
      я настоящий туркменский архиерей".

      Маршруты поездок архипастыря предварительно публиковались в журнале
      "Туркестанские Епархиальные ведомости" (им же основанном!), при этом помечалось,
      что распорядок посещений населенных пунктов, указанных в маршруте, может быть
      изменен из-за возникших на пути "церковных надобностей". Такие "надобности" чаще
      всего встречались в селениях, где еще не было храма. Тут Владыка Димитрий
      времени не жалел: пламенно проповедовал, воодушевлял, стыдил за недостаток
      усердия к святой вере. Крестьяне позажиточнее тут же развязывали кошельки, и
      все село, засучив рукава, приступало к строительству храма. Вскоре новый храм
      появлялся, и к архиерею поступала очередная "слезница" с просьбой прислать
      священника...
      При таком образе действий архипастыря Димитрия за те 6 лет, когда он окормлял
      епархию, число храмов в Туркестане увеличилось более, чем вдвое (с 78 до 161)
      "Туркестанские епархиальные ведомости" ежемесячно сообщали то об освящении
      новых храмов, то о начале строительства очередного нового храма.
      Попечением Владыки Димитрия в епархии созидались не только скромные сельские
      храмы, но и величественные, достойные славы зодчества Святой Руси. При Владыке
      Димитрии было завершено, наконец, тянувшееся десятилетиями строительство
      Вознесенского Софийского кафедрального собора в Верном (Алма-Ате), который
      по красоте сравнивали с Покровским собором (храмом Василия Блаженного)
      на Красной площади в Москве, а создателя Софийского собора, местного архитектора
      Андрея Зенкова, называли "гигантом и сказочником".
      В те же годы дивной красоты храмы были воздвигнуты в Самарканде, Коканде,
      Асхабаде (Ашхабаде), Байрам-Али, Иссык-Кульском Свято-Троицком мужском монастыре.
      Владыка Димитрий заботился об укреплении уже имевшихся в епархии монастырей и о
      создании новых.
      При его помощи в Верном был основан Иверско-Серафимовский
      женский монастырь, которому он передал землю и постройки пригородной архиерейской
      дачи, дотоле предназначавшейся для его собственного отдыха.
      По благословению Владыки Димитрия в Ашхабаде также возник женский монастырь.
      Епископ Димитрий основал в Туркестане печатный епархиальный орган, что прежние
      архиереи считали невозможным. Он взялся за дело со стремительностью,
      свойственной ему в делании всякого доброго дела. Первый редактор основанного им
      журнала "Туркестанские Епархиальные ведомости" протоиерей Михаил Андреев писал:
      "Явился на кафедру молодой, энергичный Владыка — и не стало никаких препятствий:
      явились люди, нашлись средства, и журнал начал входить в жизнь и служить пока
      единственной связью между разбросанным на тысячеверстные расстояния духовенством...
      Дело издания было самым дорогим делом Владыки. Как он мучился от недостатков
      издания, а больше всего от своего бессилия предотвратить эти недостатки...
      Выход номера для Владыки был постоянным праздником, и какою радостью дышало его
      лицо, если в номере была оригинальная статья!"

      "Туркестанские Епархиальные ведомости" за несколько лет сделались авторитетным
      изданием, имевшим значительное влияние на состояние умов в Туркестане.
      Этот журнал не ограничивался публикацией церковных объявлений и перепечаткой
      Санкт-Петербургских материалов. В нем публиковались живые очерки приходской
      жизни, статьи богословского, исторического, философского, краеведческого характера,
      отклики на российские и зарубежные события, а также велись
      горячие обсуждения духовно-нравственного состояния России, обличались явные и
      скрытые враги Православия.
      Владыка Димитрий первый начал созыв общеепархиальных съездов духовенства
      Туркестана, на которых священнослужители со всех концов необъятного края,
      почувствовали свое единство в делании священного дела Христова, многие из
      них увидели друг друга впервые. Первый общеепархиальный съезд духовенства
      епархии состоялся в 1908г. На съезд явились священнослужители из всех городов,
      селений, разбросанных по степям, затерянных в горных ущельях (дорога из
      некоторых приходов занимала более месяца). Владыка Димитрий обратился к участникам
      съезда с вдохновенной речью. В ней он рассказал об апостольском происхождении
      веры Христовой в этом краю. Назвав смиренных туркестанских пастырей "законными
      преемниками... святых Апостолов", архипастырь помянул заслуги первых
      священнослужителей Туркестана и сказал о великой роли духовенства среди здешней
      православной паствы:
        "Господь послал нам добрых пастырей, смиреннейших городских и сельских священников,
        чтобы они окормляли своих пришлых из разных уголков прихожан, устанавливали братские отношения между
        своими пасомыми и нашими новыми иноверными соотечественниками, старались о просвещении
        пасомых, много содействовали открытию школ, постройке и украшению храмов. Многие из
        них отдали и жизнь свою за братьев своих...
        Пастыри Туркестанской епархии оказались без всякого исключения глубоко любящими
        и беззаветно преданными сынами православного своего царя и русского народа,...
        высоко, с честью держали святую русскую хоругвь Православия, народности и
        самодержавия...
        Пусть что угодно думают нецерковные люди, мы не должны молчать о тех делах
        православного духовенства, в которых осязательно для всех проявилось
        руководительство Перста Божия".

      Среди многих тяжких трудов по управлению епархией Преосвященный Димитрий все же
      находил время для поездок в Россию и на Украину, паломничества к древнерусским
      святыням. Эти поездки были отнюдь не отдыхом — они включались в число его
      деяний на благо туркестанской паствы. Благодаря им Владыка Димитрий сумел решить
      почти неразрешимую задачу: послать священников во все храмы епархии, хотя число
      приходов в ней за то же время увеличилось вдвое. Он лично объезжал российские
      Духовные Семинарии, пламенными речами "о жаждущей делателей туркестанской ниве
      Божией" возбуждал ревностность в их воспитанниках и увозил многих из них с собой
      в Туркестан, чтобы рукоположить в священный сан и послать на служение на
      сиротствующие без духовенства приходы.
      Хотя духовного училища ни в Ташкенте, ни в Верном открыть не удалось,
      Владыка Димитрий нашел способ и на месте пополнять ряды духовенства:
      сославшись на отдаленность и особое положение епархии, он выхлопотал в
      Св.Синоде право рукополагать благочестивых мирян из числа учителей или
      грамотных казаков.
      К концу пребывания епископа Димитрия в Туркестане священники были во всех
      храмах. Кроме этого, имелся еще штат "разъездных" пастырей, появилась
      возможность укреплять большие приходы — направлять туда второго священника.
      Из своих поездок по России епископ Димитрий неизменно привозил крупные
      пожертвования российских благотворителей.
      Еще одним даром Владыки Димитрия пастве были привозимые им из паломничеств
      святыни: частицы мощей великих угодников Божиих, святые иконы.
      Владыка Димитрий озаботился и тем, чтобы насущно важным делом просвещения народа
      занялось не одно духовенство, но и образованные православные миряне.
      В 1906г. архипастырь реорганизовал и расширил сферу деятельности существовавшего
      с 1869г. Туркестанского Епархиального братства, с присвоением ему наименования
      Казанско-Богородицкого Туркестанского Епархиального братства, в честь Казанской
      иконы Божией Матери.
      В том же 1906г. в Ташкенте по благословению и под почетным председательством
      и контролем Преосвященного Димитрия было учреждено Туркестанское общество
      религиозно-нравственного просвещения.
      В Ашхабаде на таких же условиях было образовано Закаспийское братство Святого
      Креста.
      Высокая образованность, доброта и личное обаяние позволили Владыке Димитрию
      привлечь к себе сердца верующей части интеллигенции и направить ее усилия
      как на просвещение простых людей, так и на противодействие пагубным влияниям
      в самих интеллигентских кругах.
      Для укрепления веры в народе Владыка Димитрий стремился использовать возвышающую
      красоту православных обрядов. При нем начали организовываться торжественные
      дальние крестные ходы — из селения в селение, из города — в город. Храмовые
      праздники, прибытие в епархию частиц святых мощей и святых икон и др. события
      церковной жизни обставлялись с особой торжественностью.
      В 1909г. по благословению Владыки Димитрия в Верном было создано Православное
      общество хоругвеносцев.
      Преосвященный Димитрий занимался также организацией противодействия сектантам,
      особенно баптистам, которых называли еще "штундой" за их западное происхождение.
      Штундистские "пресвитеры" направлялись в Туркестан из Одессы и имели поначалу
      определенный успех в Ташкенте, Ашхабаде, Красноводске и ряде селений. Доходило
      до оскорблений и угроз в адрес православных священников, даже до кощунств.
      В 1910г. по приглашению Владыки Димитрия в епархию прибыл его личный друг
      и духовный брат протоиерей Иоанн Восторгов (впоследствии принявший
      мученический венец), который в течение полутора месяцев читал для духовенства
      лекции о борьбе с сектами. Затем в Верном, Ташкенте, Ашхабаде для
      священнослужителей и ревностных мирян были организованы противосектанские
      миссионерские курсы. Вскоре православные предстали во всеоружии для борьбы
      с сектантами: в некоторых селах даже грамотные крестьяне научились разоблачать
      домыслы баптистов, и активность "штунды" стала затухать.
      Владыка Димитрий пытался также защитить туркестанскую паству от "хищных волков" —
      тайных врагов Православия, которые, в противовес деятельности
      Казанско-Богородицкого братства, под руководством Э.Баума организовали т.н.
      "Общество ревнителей просвещения". Они занимались распространением нелегальной
      литературы — эсеровской, воспевавшей убийц-террористов, и марксистской, воспевавшей
      классовую ненависть, заводили подпольные рабочие кружки, где среди прочих
      "уроков просвещения" давалось, между прочим, руководство по устройству
      баррикад и т.д. Он писал:
         "Опасность, ужасная опасность, горе, горе и
        горе грозит земле нашей от пакостников плоти нашей, безбожников,
        социалистов-изменников и их прямых руководителей — тайных врагов наших".

      Не ограничиваясь устным обличением носителей революционной заразы, не
      брезговавших в своих целях и разжиганием межнациональной розни,
      в 1907г. Преосвященный Димитрий разослал по всем приходам окружное послание,
      предупреждавшее пастырей и паству:
         "Оказались среди нас изменники, по имени считавшиеся сынами России, а на деле
         явившиеся лютейшими врагами отечества. Они решили, что сейчас самое удобное
         время всколыхнуть Россию, помутить ее истинных сынов, создать среди них рознь,
         вызвать вражду между братьями, словом, взяться за дело диавольское. Вспомним,
         возлюбленные, как эти бесстыжие изменники, явившись в наш отдаленный край, где
         людей русских немного, вкрадчивыми речами направляли нас на наших многочисленных
         соседей, а этих последних возбуждали против нас, уговаривая совершить над нами
         насилие..."

      Много было у него слушателей, но много и врагов, которые не оставляли его в
      покое, осыпая пасквильными письмами, карикатурами, называя черносотенцем.
      Потом пошли анонимные письма с угрозами и клеветами, явно порочившие его
      честное имя. Но Владыка не только не ослабевал в своем "черносотенном" мнении, но
      все более укреплялся в открытой борьбе с "красной сотней"... ".
      Кровавой "красной сотне" очень не нравился такой архиерей, как
      Преосвященный Димитрий, — открыто обличавший ее происки, действенно
      препятствовавший агитаторам, готовившимся затопить Россию кровью.
      Одними клеветами и угрозами дело не ограничилось. К нему на дом присылали
      издевательские посылки с нечистотами. Дважды в карету Преосвященного Димитрия
      подкладывали бомбы — по милости Божией оба раза так и не взорвавшиеся.
      Но архипастырь оставался неустрашим.
      Несмотря на всю активность разрушительных сил, в Туркестане начала 1910-х годов
      эти силы явно уступали силам, хранившим веру православную и верность законной власти.
      В этом — неоценимая заслуга Владыки Димитрия (Абашидзе).
      Весной 1912 года весть о том, что Преосвященный Димитрий переводится на
      Таврическую кафедру, скорбью отозвалась в сердцах православных туркестанцев.
      В прощальном адресе духовенства говорилось:
         "Грустно расставаться с Вами, Владыка, отец-миротворец. Ведь Вы воистину
        заменяли нам родных мать и отца. Вас, Владыка, можно сказать, отняли у нас..."

      Сам Преосвященный Владыка Димитрий воспринял указ о переводе его в Крым как
      внезапно обрушившееся на него несчастье.
      Расставаясь с со своей паствой, он сказал:
         "Спасение отечества и спасение каждого из вас
        зависит от любви и беззаветной преданности Христовой Православной Церкви и
        Помазаннику Божию — царю православному. Только при этом условии и возможны
        "благо- и долгоденствие людей русских на земле...".
      По словам очевидцев, при совершении Преосвященным Димитрием последней Литургии
      в Верном "все население объединилось желанием достойно почтить отъезжающего
      святителя. Гордость и краса Верного, величественный кафедральный собор,
      это любимое детище Владыки Димитрия, был так переполнен, как это бывает разве
      на Пасху. Владыка Димитрий, видимо, волновался: это сказывалось и в дрожи голоса,
      и в слезах, неоднократно увлажнявших глаза архипастыря... Не было в храме,
      вероятно, никого, чьи глаза не увлажнились бы искренней слезой скорби!".
      Таврическая епархия 
      епископ 
      Должность епископ Таврический и Симферопольский 
      Год начала 1912 
      День начала 25 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1915 
      День окончания 6 
      Месяц окончания 5 
      Был назначен настоятелем Корсунского Богородичного монастыря, а в 1914г. назначен
      также настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря.
      Движимый патриотическим порывом, в 1914г., после начала Первой мировой войны,
      епископ Димитрий отправился служить на Черноморскую эскадру в качестве рядового
      священнослужителя и три года в качестве простого судового священника плавал на
      одном из военных кораблей, участвовавшем в сражениях.
      За проявленное мужество он получил редкую награду — панагию на Георгиевской ленте
    Награды
      панагия на Георгиевской ленте 
      орден Св.Владимира 2-й степени 
      орден Св.Владимира 3-й степени 
      орден Св.Анны 1-й степени 
      орден Св.Александра Невского с мечами 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ