Места проживания
Киргизия, Джалал-Абадский р., в горах возле орехосовхоза Кызылынкур
Год начала 1929
Год окончания 1934
Из воспоминаний дочери [1,С.157158]:
"...И папа прямо из тюрьмы пошел в Кызылынкур искать старцев, и нашел их.
Нашел он сначала на одной горе в орешниках иеромонаха Досифея...
Он был очень строгой жизни; по каким-то делам приехал в 1914г. с Афона
в Россию, но началась война, границу закрыли, и он остался в России.
Возле него жили четыре монахини: Досифея, Дорофея, Клавдия и Мария.
У них была маленькая пасека и полувырытая избушка.
Через гору от него жили Калистрат Иванович и Мария Андреевна Гриневы из
Алма-Аты рабы Божии, с двуми девочками, и возле них в то время жили
о.Пахомий и матушка Магдалина алма-атинская, а на другой горе
иеромонах Макарий (Ермоленко), который был очень стареньким.
Отец познакомился с ними, и старцы благословили его забрать семью и привезти сюда. Папа сначала приве старшего брата. Они вырыли
землянку вроде сакли с окошечком на полу, покрыли крышу сеном, и тогда уже
привезли нас. И вот, мы начали там жить, подвизаться и молиться.
К нам в горы часто приезжали монахини...
Батюшки служили Литургию (у всех были антиминсы).
Чаще служили у Калистрата Ивановича. Там я научилась петь по нотам. Учили меня
Татьяна Хахулина и Саня Нагибина они были монастырскими певчими.
Служили ночью. Закрывали подушкой окошечко, кто-нибудь один стоит на улице на страже,
с собакой. Сделали занавесочку, за ней алтарь, а перед ней и мы стоим. Все это
в такой комнате, которую и комнатой назвать нельзя, вроде погребка и сакли.
И молились, и пели.
О.Пахомий служил очень часто. Он был такой благостный...
У землянки, где жили Калистрат Иванович с Марией Андреевной и к
которой мои дядя с тетей пристроили кибиточку, была еще маленькая лазеечка,
куда отец Пахомий прятался ночью и... пещерка, окно которой выходило на обрыв.
Один только раз я была в этой пещерке...
Меня, десятилетнюю девочку, отец Пахомий взял с собой и разрешил зайти в
пещеру через люк. Отец Пахомий прятался там весь день, а на ночь возвращался
в лазеечку у землянки Калистрата Ивановича.
Помню, как однажды на Пасху мы служили ночью на горке у о.Макария.
Горы были очень красивые, все в орешнике. И мы жили этими грецкими орехами.
Ведь был голод, а мы были раскулаченными и не имели ничего. А из орехов мы
давили масло, добавляли их в муку и пекли хлеб, делали из орехов молоко и так
спасались от голода. Мы сажали картошку, у нас был небольшой огород, потом
пасека.
У нас там родился еще один брат, Миша, а отец Пахомий его крестил... ".
Григорий Казулин был в духовном общении со старцем Таврионом из Алма-Аты.
Из воспоминаний дочери [1]:
"В 1932г. мать Рафаила возила меня в Алма-Ату...
Никольский собор был тогда еще открыт, там служил епископ Герман.
А в подвале собора жили матушки. Они пекли просфоры для собора и собирали
сухарики передачи для подвижников алма-атинских: отца Виктора, отца
Тавриона. Отец Таврион, когда мой папа приехал в Алма-Ату, говорил ему, что
он много лет, не посещая город, жил в горах и ел дикую картошку и траву...
Мы с матушками Рафаилой и Феодорой, по поручению о.Пахомия, пешком,
с котомками, поднимались в горы на Медео, где по правой стороне ущелья
находилась его пещера. В пещере у него была мука в жестяных баночках.
Мы помолились, взяли там муку в жестяных баночках и
пошли к отцу Виктору (Матвееву) он жил на другой горе.
Мы принесли ему сухарей... Мы у него переночевали, он нас напоил чаем,
поухаживал за нами, и мы отправились в город.
Так мы жили в 1930-м. 1931-м, 1932-м годах...
В 1933 году, летом ночью пришли чекисты и всех забрали: отца Досифея, отца
Пахомия, отца Макария, матушек Рафаилу, Серафиму, Досифею, Дорофею и Клавдию.
Забрали всех в полночь и всех погнали пешочком в Джалал-Абад за 30 верст вдоль
реки. Потом я слышала, что отца Макария отпустили по старости, а след отца
Досифея и четырех монахинь: Досифеи, Дорофеи, Клавдии и Марии тут же исчез.
Говорили, что их сразу же расстреляли.
Отца Пахомия, как я слышала, расстреляли позднее в Алма-Ате, а матушек осудили"
И когда их всех забрали с гор, нас еще раз раскулачили".
Из воспоминаний дочери [1,С.157158]:
"После этого папа заволновался нам жизни здесь не будет, и перевез нашу семью к
своему брату в Токтогульские горы, а меня отдали в Ташкент учиться"
Киргизия, Токтогульский р.
Год начала 1933
Узбекская ССР, г.Ташкент
Год начала 1934
Григорий Казулин и вся его семья в течение 12 лет заботились о старце
Глинской пустыни Серафиме (Романцове), скрывали его от преследований властей.
Из воспоминаний дочери [1,С.157158]:
"В Ташкенте я жила под руководством старца Глинской пустыни отца Серафима
(Романцова). Он в 1934г. вышел из лагерей очень истощенным (строил Беломорканал),
и приехал в Ташкент. У него не было паспорта, и наша семья 12 лет его
прятала. Он то поживет у нас в Ташкенте, то отвезем его к брату отца в
Киргизию, в Токтогульские горы, потом к другому брату в Ташкумыр...
И вот только в 1940г. я снова приехала в Алма-Ату, но там никого уже не было:
ни отца Виктора, ни отца Пахомия, ни других подвижников...
А потом началась война, и мы перестали ездить в Алма-Ату, и связь с матушками я
потеряла. Только Саня Нагибина долго поддерживала с нами дружбу, приезжала и
жила в Ташкентских горах... "